В начале февраля интернет-издание Газета.ру опубликовало статью "Святой антифашист". В ней, в частности, говорится о канонизации (причислению к лику святых) антифашиста, немца российского происхождения Александра Шмореля, создателя известной антифашистской организации "Белая роза". Шморель стал первым человеком, канонизированным православной церковью за христианское служение во время Второй мировой войны.
Небольшая справка (подробнее читайте в статье, см. ссылку). Александр Шморель родился в Оренбурге в сентябре 1917 года в семье немца и русской, сообщает сайт Кафедрального собора святых новомучеников и исповедников российских и святителя Николая в Мюнхене. Ребенка крестили по православному обряду и, несмотря на то что Шурик, как звали его дома, вырос двуязычным и сознавал себя русским и немцем одновременно, он всю жизнь был православным верующим. Спустя несколько лет после рождения Александра семья Шморелей уехала в Германию. В 1934 году Александр Шморель вступил в «Гитлерюгенд», вскоре был призван на военную службу. После службы Шморель поступил на медицинский факультет, где познакомился с братом и сестрой Шоль и Кристофом Пробстом. Друзья основали антигитлеровскую организацию «Белая роза» и начали распространять листовки в Мюнхене. В листовках участники «Белой розы» призывали граждан Германии к сопротивлению правительству Гитлера и саботажу всех нацистских мероприятий. Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2012/02/06/3990725.shtml
Я долго размышлял над этим фактом (надо сказать, приятным, в отличие от тех, что в последнее время демонстрирует церковь. Но это отдельная тема). И пришел к выводу, что, следуя логике вещей, канонизировать необходимо миллионы тех, кто пал мученической смертью в период Великой Отечественной. Я не вижу разницы, например, между смертью в газовой камере, смертью от сдирания кожи с живого человека в концлагерях Освенциме, Бухенвальде, Заксенхаузене или Саласпилсе, и смертью от "обычного" расстрела или повешения. Я также убежден, что одни из тех, кто достоин канонизации это: - генерал Карбышев (обливали ледяной водой на морозе до тех пор, пока тело не превратилось в ледяную глыбу); - Зоя Космодемьянская, партизанка (18 лет, зверски замучена немцами и повешена, так никого и не выдав); - молодогвардейцы, Громова, Кошевой и другие, расстрелянные фашистами. - все, без исключения узники концлагерей. Как погибшие, так и выжившие. Этот список можно продолжать бесконечно...
Теперь ненадолго обратимся к истории. Не пугайтесь - это только короткий экскурс. В 1981 году русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ) канонизировала последнего российского императора Николая II. Спустя 19 лет, в 2000-м году покойный царь был канонизирован и РПЦ (Россия). Немного более ранней истории. В результате здравой экономической политики, проводимой Николаем II и его правительством, Россия достигла значительных экономических успехов. Это факт. В то же время император был весьма никудышным стратегом как военачальник. Результат - полнейшее фиаско ряда военных кампаний, что стало причиной роста социально-политических и революционных движений и настроений. Чем все это закончилось, все мы знаем: революция, гражданская война, голод, разруха, миллионы жертв среди гражданского населения и т.д. Безвольная позиция царя, в последние годы правления практически не влиявшего на внутреннюю и внешнюю политику страны, привела государство к глобальной катастрофе, плоды которой мы с вами наблюдаем и по сей день.
Вопрос: за какие заслуги причислен к лику святых человек, на совести которого миллионы жизней ни в чем не повинных людей? Только за то что, что его - пусть незаконно и коварно - расстреляли? Давайте тогда канонизируем беднягу, которого незаконно расстреляли по делу Чикатило. Уж в его биографии точно нет ни одной жертвы, в чьей смерти он был бы повинен хотя бы косвенно. Или кто-то считает, что герой-генерал Карбышев менее достоин канонизации, чем император, целовавший руки бродяге-проходимцу Григорию Распутину, пока тот "приходовал" фрейлин Великой Княгини?
Считаете ли вы, что справедливо ставить в один ряд такого человека, как Николай II, и того же великого Сергия Радонежского? Оба, заметьте, святые. Считаете ли вы, что справедливо причислять к лику святых человека, кого проклинали сотни тысяч русских людей, чьи сыновья, мужья, братья и деды погибли в начале 20-го века в различных бездарных войнах? Считаете ли вы, что генерал Карбышев и миллионы других, не менее достойных этого мучеников, не имеют оснований быть причисленными к лику святых, чем император Николай?
Если вы надумаете поучаствовать в дискуссии, то, пожалуйста, постарайтесь делать это аргументировано. Так будет интереснее и вам, и мне.
Автор: Рубен "DokBert" Фирунц
|