В далеком 1972 году Аркадий и Борис Стругацкие написали свою фантастическую повесть "Пикник на обочине”, ставшую лидером по количеству переводов и изданиям за пределами СССР, но не столь понятой у себя на родине. Позднее, по мотивам повести был снят вышедший в 1979 году фильм Андрея Тарковского "Сталкер” , что и положило самую первую основу нынешней , как теперь можно сказать: исконно нашей субкультуры. Именно после книги термин "сталкер” устойчиво вошел в русский язык и именно после фильма осел в головах людей, а понятие "Зона” могло означать не только места заключения.
Позднее, когда в 1986 году взорвалась Чернобыльская АЭС, слово Зона стало ассоциироваться с Зоной отчуждения, образовавшейся на месте катастрофы, а сталкером могли называть людей, по каким либо причинам идущих в нее. Причем называть любого: и безудержного авантюриста, стремящегося открыть тайну катастрофы или ищущего секретные установки, и ученого, исследующего последствия трагедии, и мародера, рыскавшего по домам, но представлялся в глазах, при слове сталкер, неизменно – человек с противогазом и автоматом. Так сложился образ "того – самого сталкера”. В марте 2007 года выходит игра Сталкер : Тень Чернобыля, которая доносит образ народного сталкера и формирует самое сокровенное – дух культуры ( в чем он заключается, рассмотрим ниже), до широких слоев молодежи.
Итак, у нас сложились основные термины, образы, о которых все знают. Но как из этого может произойти полноценная субкультура? Как несколько слов, и нескольких выдуманных историй складывается устойчивое объединение людей, совершенно разных, но считающих себя едиными по духу?
Играя в игру, читая книгу, смотря фильм, проникаясь самой его сутью – мы открываем что-то новое для себя. И встретив на улице совершенно незнакомого нам человека, узнав в нем такого же соискателя, мы чувствуем, что похожи. Не по образу жизни, не по цвету одежды или прическе, а по мировоззрению: по взглядам на окружающих нас людей и происходящие вокруг события. Когда таких людей становится много – рождается субкультура.
Вполне логично у вас возникает вопрос: "Чем отличается фанат каких-нибудь звездных воин от фаната сталкера?”
Ответ прост: абсолютно и категорически – ничем. А вот фаната от представителя культуры следует отделить сразу же. Фанат игры, музыки, стиля одежды – не является представителем субкультуры, это вам подтвердит кто угодно, знающий само понятие субкультуры.
"Тогда с чего вы вообще взяли, что это субкультура?” Давайте ответим вместе.
Субкультура в социологии и культурологии – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Имеется ли своя система ценностей? Определенно. Любовь к оружию, например, говорит о высокой оценке силы, хотя современное общество диктует нам, что сила решает очень мало. Относительно других культур – в сталкерской более проявлены оттенки реализма, футуризма, в значительной степени – символизма. Это и складывает саму философию, если угодно: дух культуры. Символом для нас может быть пожелтевшая газета, лежащая в пыли старая кукла, разбитые качели, то, что для многих – обыденные вещи. Непостижимая любовь к заброшенным людьми местам, пейзажам Советских времен и русской природы – сложный симбиоз ностальгии по ушедшему СССР, сплетенной с восхваляемой всеми поэтами любовью к родным местам. Любовь к дождю и вечной осени, к луне, к ветру, к небу – к тем простым, окружающим нас вещам. Только настоящий сталкер поймет дух пустынной полуразрушенной деревни, восхитится ярким, потрескавшимся и облупившимся от времени панно советских времен, прочувствует завораживающую красоту пустеющих заводов, брошенного всюду хлама. В этом красота для нас.
Присутствует в системе взглядов и непризнание никакой непосредственной власти над собой (сталкер сам себе хозяин), что однако, не дает вам право сравнивать эту формулировку с экстремизмом и движением против официальных властей (потому как официальная власть – нами выбрана, если по умолчанию соглашаться с тем, что у нас демократия.). Тем более не стоит думать, что культура поддерживает анархизм (даже в книгах существуют некие общие нерушимые правила Зоны, исполняющие регулирующую роль, хотя некоторые провозглашают полную непосредственную свободу). Есть свои традиции: постоянные сходки, страйкбольные и пейнтбольные игры, фестивали. И самое главное: высокие моральные ценности, с самого фундамента – Братьев Стругацких, до современных книг и игр – высоко почитаемые. Взять хотя бы "Зона крыс не любит” или "своих в беде не бросают”. Ценности, прежде всего, чести, смелости и честности ( к которым нас приучали родители и которые так быстро развращает телевизор), неприемлемости беспричинной жестокости (столь популярной во многих молодежных объединениях) и жадности.
И все это – при полном отсутствии уравниловки в одежде и конкретных вкусах, вследствие чего – логичное внутреннее деление, так же существующее ввиду, как уже было сказано, неприемлемости непосредственно власти. Взгляды , если поразмыслить, разные – лишь по поводу конкретных ситуаций и поведения в них. Тут, я думаю, не найдется культуры, в которой все мыслят, как зомби – одной мыслью во всех ситуациях. В целом же, основные ценности, взгляды на культуру, честь и достоинство – одинаковые. Мало того, взгляды этой культуры устремлены не на развращенный запад, где мальчик похож на девочку, где деньги решают все и где восхваляется жестокость. Если вы родитель и ваш сын или дочь считают себя сталкером , не стоит хвататься в ужасе за голову с мыслью "что за новая беда , рожденная телевизором”.
Говоря, что "ходить по городу в противогазе”, "собираться с кем-то для драк”, "доказывать однокласснику, что Долг круче Свободы”, "просто разрисовать страничку в контакте”, несусветная глупость, вспомните – чем фанат отличается от представителя культуры.
И не забывайте, что у культуры нет иных целей, кроме просвещения и объединения, именно это и отличает её представителей от толпы уличного сброда.
От Роман "Ferrari314[SEPARATIST]”
Журнал "Южный Форпост”
27.08.2010