Слово "сталкер" происходит от английского выражения to stalk - что означает "подкрадываться", "идти следом", "идти крадучись". Кстати, правильно было бы говорить не сталкер, а стокер, поскольку произносится это слово как "стоок".
Само понятие имеет довольно долгую историю, но по мере его популяризации смысл, который вкладывался в слово, менялся. В литературе "сталкер" впервые появляется в рромане Редьярда Киплинга "Stalky and Co", в котором главный герой "Стоки" - мошенник и хитроватый солодой человек. Позже Стругацкие ввели это слово в роман "Пикник на обочине", где придали "сталкеру" более мужественный, загадочный образ. В "Пикнике..." это была уже криминальная профессия: "Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти". Проникновение носило вполне прагматичный характер - утащить из зоны артефакт ("хабар") и сбыть его за деньги. Правда, такое занятие сильно влияло на человека, поскольку каждый поход - пребывание в пограничной ситуации, где любое действие означает выбор между жизнью и смертью, где всегда есть место сложным моральным дилеммам, где интуиция важнее разума.
В дальнейшем образ сталкера становится все более популярным, новым содержанием он наполнился благодаря одноименному фильму Тарковского. Здесь сталкер уже в меньшей мере прагматик, а больше человек Зоны. Он понимает и принимает ее - "у него свидание с Зоной" говорит Профессор, когда Сталкер удаляется, чтобы побыть в одиночестве. Все его проблемы решаются не при помощи денег, а по мере пребывания на территории, где происходит чудеса, выходящие за пределы человеческого понимания. Поход в зону - это в первую очередь испытание самого себя, поиск и проверка на прочность своих духовых ценностей. Заметим, что и книга Стругацких, и фильм Тарковского вышли в свет в промежутке между 1972 и 1979 годами, и благодаря их большой популярности слово "сталкер" стало общеупотребительным.
Постепенная мифологизация этого образа привела и к тому, что сталкеров стали наделять особыми, тайными качествами и способностями. У Карлоса Кастанеды сталкер уже обладает навыком молниеносно принимать правильное, оптимальное решение, способное вывести его побидителем из самой безвыходной ситуации. В современном мире образ сталкера и вовсе вышел за пределы художественных произведений, что неудивительно. Человека всегда окружали области неведомого, что порождало такие понятия, как "граница и приграничье" - то есть край обитаемого и понятного мира, "страж" - тот, кто охраняет эту границу, разведчик/проводник/контактер - имеющий доступ к иному миру. К последним можно отнести древнегреческого Харона, шаманов и др...