Современная чернобыльская тайна за семью печатями, или Сколько "бэр" за жизнь "хватает" рядовой украинец? 17 апреля 2003 года в Верховном Раде Украины состоялись парламентские слушания "17 годовщина Чернобыльской катастрофы. Опыт преодоления". Во время слушаний я с большим удивлением наблюдал, как определенная часть "патриотов" Чернобыля проявила полное непонимание сути радиационной защиты человека. А 25 апреля мне довелось принять участие в Международной научно-практической конференции "17 лет после Чернобыля: проблемы и решения", которая прошла в Республике Беларусь и была приуросчена к открытию в Гомеле первой очереди суперсовременного Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека. И здесь мое впечатление повторилось. Это крайне тревожно. Более того, это становится проблемой №1 в разработке научно-обоснованной стратегии дальнейшего преодоления последствий Чернобыльской катастрофы. У нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего есть картина - притча "Слепцы" (1528), которая находится в одном из музеев Неаполя. Цепочка жалких, оборванных, грязных нищих двигается, подняв к небу слепые глаза и держась друг за друга. Первым величественно шагает к близкой уже пропасти также слепой поводырь. Я даже вижу его знакомое обличье. Наши чернобыльские неофиты по вопросам радиационной защиты в своем большинстве напоминают мне этих слепых нищих. А поводырем в свое время для них стали и до сих пор являются известные, но безответственные писатели и публицисты. Большинство с них не только недостаточно образованы (эта беда поправима), но они не знают и не хотят знать о своем невежестве. О воинствующем невежестве, которым они даже гордятся один перед другим, и которое, ежегодно тиражируемое в украинских СМИ, неотвратимо превращается в национальный чернобыльский мазохизм, уже имплантированный почти на социально - генетическом уровне. Это уже не только беда, это уже катастрофа сознания всей нации. У меня есть все основания считать, что взгляды широкого круга наших соотечественников в отношении масштабов аварии являются искусственно искаженными, они слишком медленно изменяются и почти не приближаются к истине. Она, эта истина, снова и снова отдаляется от нас, как прославленный горизонт славного будущего по мере приближения… Ибо, перефразируя известную украинскую поговорку, в каждой украинской хате существует своя правда о Чернобыле (…- точнее, по удачному определению известного грузинского философа Мераба Мамардашвили, своя недоправда). Это связано с тем, что в чернобыльской проблематике до сих пор господствует контрреволюция невежества, своего рода нас прославляющий обман, когда направления решения проблемы определяет кто угодно, кроме специалистов и ученых.. Как раз это и побудило меня написать эту статью. Основы радиационной защиты населения, которое пострадало вследствие аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года, базируются на принятых 27 февраля 1991 года Верховным Советом Украины основных законодательных актах, прежде всего "Концепции проживания населения на территориях Украинской ССР с повышенными уровнями радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы", известной сокращенно как более гуманная "7-берная концепция радиационной защиты". Прошло 12 лет применения упомянутой Концепции и основанных на ней двух чернобыльских законов. Время засвидетельствовало не только наличие внутреннего несоответствия некоторых положений указанной Концепции и основанных на ней законов, но и полное непонимание ее сущности не только со стороны общественности, но и со стороны определенной части даже тех, кто считает себя большим "профи" в этих вопросах. Когда такая самоуверенность демонстрируется со стороны футбольного болельщика, который кричит - "судью - на мыло! " или про футболиста, который не забил гол - "мазила! ", - это мне более или менее понятно. Но когда люди с таким менталитетом стараются вмешиваться в крайне ответственные вопросы радиационной защиты населения, - это уже опасно для всего общества и даже для нашего независимого государства в целом. О чем идет речь? Извиняюсь перед читателями за необходимость процитировать некоторые документы: "Базовый принцип Концепции состоит в том, что для критической группы населения ( дети 1986 года рождения) величина эффективной эквивалентной дозы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО облучения, связанного с Чернобыльской катастрофой, не должна превышать 1,0 мЗв ( 0,1 бэр) за год и 70,0 мЗв ( 7 бэр) за жизнь сверх дозы, которую получало население в до аварийный период в конкретных природных условиях". Но ни в Концепции, ни в связанных с нею двух чернобыльских законах даже упоминания не имеется о том, а какую же дозу получало население Украины до Чернобыля? К каким до аварийным природным дозам прибавляются дополнительные чернобыльские дозы? Какое между ними соотношение? Именно здесь законодатели в 1991 году не сказали всю правду, замолчали ее, то есть сказали полуправду или недоправду, что иногда хуже откровенного вранья. Ответ на изложенный выше вопрос о том, что было с дозами "до того", - научным работникам, исследователям и специалистам давно и очень хорошо известен. Но, одновременно, он стал определенным национальным ТАБУ и замалчивается. Как раз здесь чернобыльские "профи " чинят оголтелое сопротивление, когда предлагается сказать всю правду о дозах до конца, без каких- либо изъятий. Приоткроем эту современную тайну, которая оберегается больше, чем прославленные протоколы Політбюро ЦК КПСС из отдельной папки. По данной современной отечественной медицинской науки (Научный Центр Радиационной Медицины Академии медицинских наук Украины) до аварийная средняя эффективная доза облучения населения Украины от не чернобыльских источников природного происхождения составляет свыше 5,3 ( до 6.0 ) мЗв за год, в том числе до 70% от природного радиоактивного газа радона в жилых помещениях, что составляет за 70 лет жизни свыше 37 (до 42 ) бэр. Как раз на этом фоне мы должны предотвращать ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ облучение, связанное с Чернобыльской катастрофой, которое не должно превышать 1,0 мЗв ( 0,1 бэр) за год и 70,0 мЗв ( 7 бэр) за 70 лет жизни, то есть не допустить превышения в 20% от до аварийных доз природного происхождения. Таким образом, рядовой украинец "хватает" за всю жизнь ( 70 лет) округленно до 50 бэр ( 37-42 бэр до аварийных природных и не больше 7 бэр аварийных чернобыльских). С учетом этого, по поручению бывшего Госкомчернобыля ( Минчернобыля) Украины в 1991-1998 годах на загрязненных вследствие аварии на ЧАЕС территориях Научным центром радиационной медицины Академии медицинских наук Украины (НЦРМ АМН) при моей активной поддержке была осуществлена исследовательская научно-практическая программа "Радон"( руководитель - профессор, доктор биологических наук Лось І.П.), которая засвидетельствовала острую актуальность вопроса о необходимости учета природных доз, в частности за счет радона, на пораженных Чернобылем территориях, и, в частности, во время переселения людей с пострадавших на чистые территории. Было установлено, что в почти в половине сел, которые были переселены на новые, чистые от Чернобыля территории, но без учета геологического строения и радиогеохимической специализации местных горных пород, совокупные дозовые нагрузки, прежде всего за счет радона, - превышают совокупные дозовые (вместе с чернобыльской дозой) нагрузки в местах отселения. Так путем насильственного переселения наши чернобыльские "профи" вроде бы спасали пострадавших. Такова цена недостаточного профессионализма, чиновничьей самоуверенности и некомпетентности во время принятия управленческих решений! Больше того, на значительной части территорий Киевской и Житомирской областей, которые относятся к зонам радиоактивного загрязнения, современные дозы за счет радона в десятки раз больше остатков чернобыльской дозы. Но этого никто "не замечает". За отвращение доз за счет радона политическую, научную и чиновничью карьеру себе не сделаешь. Да и " бабки" здесь не крутятся... Именно в этом и заключается самая большая и неприятная для чернобыльских "профи" тайна, которую они тщательно уже 12 лет припрятывают. Противоречивая ситуация, которая сложилась вокруг однобокого применения существующей чернобыльской 7-берной концепции, требует срочного научно-взвешенного законодательного урегулирования. Вывод такой: при решении проблем радиационной защиты населения нельзя растягивать радиацию по отдельных, так бы сказать , "хатах" ( квартирах), когда каждое ведомство занимается лишь "своей" частью радиации, а разработать и принять Всеобщую концепцию радиационной защиты населения, которая определяла бы общий лимит дозы от всех источников радиоактивного излучения различного происхождения, в том числе поставарийного. Как раз вокруг этого сейчас кипят страсти мировой радиологической мысли. Как раз в случае такого подхода можно будет больше взвешенно учитывать совокупное действие даже малых доз радиации различного происхождения ( ... но не лишь чернобыльского, как это сейчас происходит!), явление СИНЕРГИЗМА и тому подобное. Как раз такое поручение Кабинету Министров Украины записано в проекте Рекомендаций наших слушаний, несмотря на оголтелое сопротивление со стороны чернобыльских "профи". По моему мнению, это как раз задача №1 для отечественной радиационной гигиены и радиологии вообще. И не только отечественной. Это дело чести для ученых, исследователей и специалистов всех трех независимых братских государств - Беларуси, России и Украины, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Это дело чести всей мировой науки! И Украина имеет все основания сказать свое решающее слово по этому поводу. Хватит ли для этого мужества и ответственности нашим ученым, специалистам и государственным деятелям?