В практике спецназа старой формации колоссальное значение придавалось развитию наблюдательности. Феномен тренированной наблюдательности до сих пор глубоко не изучен. Известно, что наблюдательность сама по себе представляет комплексную воспринимающую систему, способную самостоятельно синтезировать полученную информацию в правильное боевое решение. Все данные о такой способности человека основаны только на практических наработках.
Практика развития наблюдательности проста. Инструктор раскладывает на столе различные предметы военного и повседневного назначения, допустим, пистолет, патроны от различного оружия, карандаши, компас, стреляные гильзы, монеты. Это делается так, чтобы обучаемые не видели, что лежит на столе. Разложенные предметы накрывают чем угодно. Затем курсанта подзывают к столу, на несколько секунд показывают разложенные на нем предметы, после чего их снова закрывают. Курсант должен перечислить, что находится на столе.
Курсант так и перечисляет: – «Пистолет, патроны, гильзы, компас, карандаш, монеты». Инструктор спрашивает: «Какой номер пистолета, какие патроны от какого оружия, и сколько их, с какими пулями, какие на них потертости и царапины, какие гильзы, от какого оружия и сколько их, куда показывает стрелка компаса, какого цвета и длины карандаш, заточен ли его грифель или обломан, сколько монет и какого они достоинства. Курсант поначалу не может ответить на эти вопросы. Ему дают посмотреть на другие предметы, разложенные в другом порядке, и курсант на сей раз справляется с задачей немного успешнее. Постепенно различных предметов становится все больше, и время показа сокращается. Если учебный процесс заходит в тупик, курсанты получают взыскание в виде наряда вне очереди. После чего учеба идет убыстренными темпами и намного результативнее.
Беспрерывно меняющуюся композицию с различными предметами курсанту показывают справа и слева, но так, чтобы он при этом не поворачивал голову. При этом очень быстро развивается боковое зрение.
Затем курсантов разбивают на пары, и они начинают тренировать друг друга. Время показа все время сокращается. Курсанты учатся зрительно «схватывать» и запоминать зрительной памятью любую композицию, из любых предметов, открывшуюся на мгновение в любом месте. Для этого опять же нельзя напрягать зрение, а нужно сконцентрировать активное зрительное внимание.
Затем курсантам на мгновение показывают одну и ту же композицию, в которой что–то изменено, изъято или добавлено.
После приобретения твердых навыков запоминания и наработки мгновенной зрительной памяти курсантов тренируют на воссоздание криминалистического словесного портрета (сейчас даже криминалисты перестают владеть этой техникой). После чего курсант в состоянии быстро смоделировать любой фоторобот.
Занятия переносятся на природу. Курсантов ведут по дороге строем или везут в машине. По окончании маршрута они обязаны полностью описать виденное – сколько по дороге встречалось километровых и телеграфных столбов, из какого материала, с какими дефектами, подробно описывается ландшафт, растительность, наличие лощин, оврагов, скатов и другого рельефа местности (это тут же сверяется по карте), какая техника, и какие были на ней номера, какие люди и сколько их встречалось по дороге.
По прибытии назад курсанты обязаны были доложить, какие изменения в окружающей обстановке были ими замечены при обратном движении. Впоследствии такие тренировки специально не проводились, но курсанты знали, что их в любой момент могут спросить: «Что ты видел по дороге (допустим, на стрельбище), и что там изменилось, когда вы шли назад?». Это заставляло курсантов внимательно относиться ко всему, и способность к постоянной наблюдательности становилась очень полезной жизненной и служебной привычкой. Повышенная наблюдательность рано или поздно пробуждает у человека способность мгновенно почувствовать опасные для него изменения в окружающей среде и малейшую фальшь при оперативной работе с живыми людьми.
Боковое (периферическое зрение) – это способность, видя то, что происходит непосредственно перед глазами, одновременно улавливать и то, что происходит сбоку. Тренированное боковое зрение спасло жизнь уже не одному сотруднику спецслужб, работающему в гуще событий оперативно–боевого характера. Феномен бокового зрения тоже мало изучен. Оно является едва ли не самостоятельной нейрофизиологической системой восприятия и тесно связано с развитием наблюдательности (см. ранее). В боестолкновениях оперативного плана, проходящих в развалинах, в лесу, на сильно пересеченной местности, когда затаившийся противник внезапно появляется сбоку, выручить может только тренированное боковое зрение. Оно тренируется весьма просто. Походите «спиной вперед», не поворачивая голову ни вправо, ни влево. Через несколько дней таких тренировок вы заметите, как хорошо вдруг вы стали видеть, пусть и не резко, предметы, явления и изменения обстановки, которые происходят сбоку от вас. И чем больше вы тренируетесь, тем больше расширяется периметрия бокового зрения – вы начнете видеть не только «вбок», но и чуточку назад. По достижении более–менее определенного результата начните бегать «спиной вперед». Сначала получится неуклюже, потому что вы так раньше не делали, но потом у вас будет получаться так же ловко, как и при беге лицом вперед. Разумеется, первоначально такие тренировки надо проводить в безопасных местах, где нет рытвин, столбов и деревьев.
Со временем тренирующийся констатирует интересное явление – он начинает чувствовать, есть позади (по ходу движения) какие либо препятствия или нет. Более того, затылком, спиной и всем контуром начинает ощущаться присутствие живого существа за спиной. Это «открывается» тот самый таинственный «третий глаз» – шишковидная железа. Как только вы почувствуете, что «зацепились» за этот феномен, начинайте в движении острием маленького гвоздика искать на переносице место проекции шишковидной железы. Эмпирически, покалывая переносицу в разных местах, вы сможете вдруг нащупать резко болезненную точку. Осторожно воздействуя на нее легкими покалываниями, вы активизируете шишковидную железу. Эффект «видения затылком» от этого заметно усиливается. Такие манипуляции надо делать очень осторожно – гвоздь есть гвоздь, а рядом все–таки глаза.
К сожалению, такой эффект проявляется не у всех. Намного больше шансов прочувствовать его имеют те, кто ранее целенаправленно тренировал обостренный слух, ночное зрение и другие описанные здесь системы восприятия. Когда–то таким способом открывали «третий глаз» японские ниндзя. Кстати, хождение и без «спиной назад» происходит почти бесшумно.