Николай Коломиец. ЗАЧЕМ Я ТАМ, ГДЕ РАНЬШЕ НЕ БЫЛ?… | Чернобыль
Stalker Clear Sky Информация [105] Сталкер Видео [302] Сталкер Зов Припяти информация [133] Первый литконкурс от stalker-gsc.ru [69]
Фан рассказы [2616] Стихи, песни, поэмы [727] Интервью [140] Чернобыль [304]
Сталкер - основное [119] Сталкинг [39] Превью, обзоры игр Stalker [34] Рецензии на игру Сталкер [30]
Разное [333] Интересные игры [30] Каталог [407] Второй литконкурс от stalker-gsc.ru [112]
Обзор модификаций [44]

Stalker 2 » Статьи » Чернобыль

13:04:07

Николай Коломиец. ЗАЧЕМ Я ТАМ, ГДЕ РАНЬШЕ НЕ БЫЛ?…

Дорога длиною в 10 лет
Я опять куда-то еду на автобусе. Куда? Я здесь уже был в прошлый раз. Мне снится уже в который раз один и тот же сон. Он меня манит, заставляет постоянно задумываться над происходящим. Я думаю, много думаю, вспоминаю все до малейших подробностей. Меня постоянно что-то тревожит, словно я не досмотрел до конца все, что мог увидеть, будто есть что-то еще недосказанное и остается загадка, которую я должен разгадать.
Мне часто снится зона и Припять. И для меня это загадка. Почему мне? Зачем? Что тянет меня туда? Чем я связан с место, где я не был никогда?
Быть может в прошлой своей жизни я жил где-нибудь рядышком возле станции. В Семиходах, которых уже нет на карте? В Копачах, в которых все дома были разрушены бульдозерами и захоронены в грунт… Череваче? Новошипеличах? Лелеве?
Я не могу ответить себе на этот вопрос. Мне не только мало своих знаний, в каких-либо науках, но и нет каких либо сведений, которые могли бы раскрыть мне истину.
Километры мелькают, сменяя за окном различные пейзажи. Села, поля, леса, снова села…Километры, столбы, деревья… нет им счета, но радость, которая связана с приближением долгожданной цели, делает расстояния незначительными, а время пролетает совсем незаметно.
Сколько лет прошло? Десять? Пятнадцать? Нет, пятнадцать - это много. С момента аварии прошло пятнадцать лет. Я тогда еще ничего не мог понять, мир для меня был большой и непонятный. Это лет в семь я впервые узнал о Чернобыльской катастрофе и полностью осознал все то, что происходило тогда в Припяти, на станции, в Зоне. Значит, прошло десять лет.
Десять долгих лет. Прошло с того момента, как я впервые услышал об аварии и желание увидеть «все» своими глазами не покидало меня с того момента не на минутку.
Мое сознание менялось, я рос, развивался как физически, так и духовно. Но осмыслить, почему меня тревожат какие-либо упоминания о зоне, я не могу до сих пор. И вот я еду в Зону.
Автобусы вереницей тянуться в сторону Иванкова. Я здесь не был никогда. Пристально всматриваюсь в даль. Стараюсь запомнить каждый указатель, каждый населенный пункт по дороге в неизвестный для меня мир.
Рядом сидит мой товарищ по школе. Это ему я должен быть благодарен за поездку в Припять. Говорим мы мало. Наверное, он, как и я, пытается осмыслить все то, что сейчас происходит. Или просто спим мы еще. Молчим…
В памяти мелькают воспоминания. Им, как и километрам, нет счету. За десять лет накопилось многое, и есть над чем задуматься.
Все те же знакомые лица, хроника, статьи, фотографии…
Чей-то знакомый голос доносится ко мне из всей вереницы воспоминаний. Да, это Виктор Тимофеевич.
- Вот смотри, что у меня есть, - обращается он ко мне и протягивает несколько черно-белых фотографий отличного качества. Фотографиям не меньше лет двадцати.
- Что это? – моему удивлению нет предела.
- Это то, что ты так давно пытался найти. Это фотографии Припяти.
Это было не так давно, но такого подарка я не ожила.
Вот это удача! В то время, когда для меня любая фотография из газеты, вырезка из журнала или какие-либо упоминания о городе были огромнейшей находкой, я получаю самую ценную информацию. Фотографии Припяти, сделанные еще в восемьдесят втором году с шестнадцатиэтажного дома с гербом. Мой замысел прост, но в то же время задача не из легких. Макет города. Это занимательно и захватывающе.
Я стою и от удивления не могу сказать не единого слова.
- Ну, как? Помогут тебе эти фотографии хотя бы чем-то? – улыбаясь, спрашивает Виктор Тимофеевич. Он, наверное, шутит.
Я не знаю, что сейчас с этим замечательным человеком и его семьей, я давно не видел никого и связи прерваны. Но это были первые люди, от которых я узнал впервые всю правду о жизни в городе, аварии. Они мне показали город таким, какой он на самом деле. Теперь, закрывая глаза, я долго не задумываюсь над тем, каким я себе должен представлять город.
Я стою спиной к дому культуры, за мной большая площадь, в правую и левую сторону уходит улица Курчатова, впереди – проспект Ленина. Я не был в городе, но я его уже знаю, как свои пять пальцев.
5 лет спустя…
А если это знаки?…
Много версий и много всяческих предположений по поводу аварии на атомной станции. Все технические вопросы я пытаюсь отставить в сторонку и поразмышлять чисто философски.
Для человека очень важно придавать каким-то событиям очередность. Первое, второе, третье…
Количество блоков, энергия, которая вырабатывается на станции.
4 блока. Первый, второй, третий, четвертый…. 1 Мегаватт мощности для каждого реактора.
А если предположить, что это какой-то символический знак? И такие совпадения произошли не спроста?
Уныние, связанное с осенним настроением все чаще приходит в гости именно в те моменты, когда меньше всего ждешь визитов. В такую «задумчивую» погоду волей неволей начинаешь размышлять над значением многих слов, предметов. В сознании начинают всплывать какие-то непонятные мысли, которые дают свое объяснение всему происходящему. Порой они столь абсурдны, что задаешься вопросом, как до такого можно было додуматься. Недавно мне предложили прочесть книгу, в которой можно было найти много информации для общего развития.
- А знаешь ли ты значение цифр, которыми ты так часто пользуешься, но при этом даже не задаешь себе вопрос, почему они выглядят именно так?
-Странно…
В одной из книг я вычитал толкование арабских чисел, которыми мы пользуемся при письме.
«1 – минерал. Простая вертикальная черта без изгибов и горизонтальных черт. Ни привязанности, ни любви. У минерала нет чувств.
2 – растение. Линия привязанности к земле: корни, удерживающие растение в почве. Наверху кривая линия любви, повернутая к небу: листья и цветы любят свет.
3 – животное. Две кривые линии любви. Животное любит землю и любит небо. Но нет горизонтальной черты привязанности, поэтому оно раздираемо лишь своими эмоциями.
4 – человек. Его символ – крест. Потому что у него есть выбор. Он стоит на перекрестке, где нужно принять решение куда пойти…
5 – мудрец…»
Из книги Б.Вербера «Империя ангелов»
А какой у человека выбор?
А если 4 – это знак?
Четвертый блок электростанции был разрушен. Не является ли это каким-то знаком, который указывает на опасность существования человечества в целом? Но 4 – это человек, отличный от 5 тем, что пятый имеет больший духовный и мыслительный потенциал. Пятый – это мудрец. Он задумывается над своими поступками и пытается размышлять на шаг вперед, чтобы потом не жалеть о прошлом и не распутывать навороченные проблемы.
И можно предположить, что 4-ый блок – это знак, который показывает, что человечество с потенциалом 4 может исчезнуть, быть уничтоженным или разрушенным, если оно не начнет более обдуманно совершать все свои поступки, и не будет стремится к вдумчивости, ответственности и мудрости.
Мы уходим и снова возвращаемся
Суета большого города утомляет. Особенно в осеннюю погоду, когда природа постепенно начинает готовиться к зиме, но еще лето периодически напоминает, что оно не ушло до следующего года.
Душа просит отдыха, воздуха, простора…
В этой суете пролетают дни, счет которым трудно вести из-за их монотонности. Именно один из таких дней подходил к концу и ничего не обещал. Но вечером я получил сообщения с предложением (нет, это было не предложение, а скорее утверждение) поехать в Припять для сопровождения американской съемочной группы, которая работает над созданием фильма о Чернобыльской катастрофе.
Еще каких-то пять лет назад я постоянно думал о Припяти и рисовал ее в своем воображении. Надолго оставили в памяти след кадры из кинофильмов об аварии, увиденные еще в детстве. Это был совсем не тот город, которым являлась Припять. Город, придуманный и туманный, ведь трудно представить себе что-то, не разу в жизни этого не увидев.
Потом была первая поездка. Вторая. Третья…
Припять стала неотъемлемой частицей моей жизни, а нахождение различных сведений о городе – занятием, которое помогает не только применить с умом избытки энергии, но и отдохнуть в том случае, когда силы на исходе.
Я уже пытался высказать свои мысли и впечатления после третьей поездки в Припять 30 июня, сразу после приезда мое повествование было названо «молчаливым криком души». Да, действительно, душа кричала и возмущалась, но самое обидное, что есть желание сделать многое для сохранения города, но не хватает какой-то сплоченности и сильного рывка, как это бывает у спортсменов уже на финишной прямой.
И сейчас по прошествию двух месяцев шок от всего увиденного прошел, и я могу теперь взвешенно и спокойно оценить обстановку.
Я в городе…
Это не такой город, который у каждого человека рисуется в воображении. Здесь нет людей, нет интенсивного движения транспорта. Есть пустые дома, заросшие кустарниками и деревьями улицы и дворы. Но самое интересное, что на фоне всего это Припять кажется родной, не смотря на то, что я к ней никакого отношения не имел совсем до недавнего времени, пока не побывал там в первый раз. Хотя нельзя, наверное, говорить так, ведь многие мои друзья еще с первого класса средней школы были из Припяти. Даже чувство первой любви было не прямо, но хотя бы косвенно связано с городом. Девушка была родом из Припяти, жила она с родителями на улице Курчатова и была эвакуирована вместе с семьей и со всеми жителями города 27 апреля 1986 года.
Что такое Припять? Что такое Чернобыль? Это вредно? Зачем это Вам?
Знакомые и незнакомые люди часто задают мне такие вопросы, на которые я с радостью отвечаю по мере своих знаний. Не хочу говорить много о том, как опасно ездить в Зону. Это вопрос спорный. Даже ходить пешком по большому городу может быть более опасно для жизни. Каждому пытаюсь объяснить значение этих Названий. И лишь ответ один вопрос оставался для меня загадкой долгое время.
Зачем это нам?
Для многих поездки в город – это воспоминания, встречи со знакомыми, возвращение в детство, в молодость…
А для меня? Это интерес? Зачем я бываю там?
До недавнего времени я вообще никак не был связан с Чернобыльской аварией, а сейчас эта тема является одной из важнейших в моей теперешней жизни.
Время летит, а ответ на вопрос «зачем ездим» так и оставался загадкой. Но не так давно я услышал одну замечательную мысль по этому поводу:
«Я не езжу сюда, как все, вспоминать, походить, побродить, мне просто нравится, очень нравится!»
- Нравится?
- Да, просто нравится!
- Город, природа… Дома, улицы…Они не те, что были раньше. У меня нет воспоминаний того времени. Все, что я знаю о «до аварийной» Припяти, - это мысли, фотографии, фильмы, рассказы других людей. Я видел этот город до и после аварии в мечтах, во сне, но не удалось мне в нем побывать до эвакуации. Все, что я помню про апрель 1986 года, затерто и неразборчиво…:
«Я сегодня проснулся раньше обычного, болезнь не дала выспаться. Ангина – это всегда мучительно. Но сил и активности хватает. На улицах много говорят о чем-то серьезном. Народ суетится и не понимает, в чем же дело. А я беззаботен, я радуюсь жизни…
И не потому, что мне безразлично, что происходит вокруг. Я, может быть, и знаю, что сегодня 28 апреля 1986 года, но мне всего два с половиной года и я мало еще могу понять в своей жизни. Это потом, спустя 6-7 лет, я узнаю и по чуть-чуть начну понимать, что же именно случилось за два дня до сегодня. Что случилось 26 апреля 1986 года».
Примерно так все и происходило для меня в те страшные дни после аварии.
Это было двадцать лет назад, а что сейчас?
Я не хочу быть безразличным, и находится где-то в стороне от интересующей меня темы.
Мне действительно нравится бывать в Припяти. Даже после 20 лет после аварии, забытый многими город, остается прекрасным.
Сейчас осень… Город пуст.
Если стоять спиной к дому культуры «Энергетик», который сейчас уже не в наилучшем состоянии, за что в первую очередь нужно поблагодарить мародеров, собирателей металлолома, утилизаторов и прочих ребят, в деятельности который просматриваются явные черты вандализма по отношению не только к самому городу, но и памяти его жителей, то впереди будет проспект Ленина. Большие тополя в центре проспекта и каштаны по его сторонам… Красиво весной, когда листва только распускается. Красиво летом – все в зелени. Красиво осенью, когда деревья стоят в золоте, а опавшие листья лежат на земле и асфальте.
По правую руку метрах в трехстах – пристань. Ее я помню в дождливую погоду весной и солнечный осенний день. Второй микрорайон с первой средней школой. Это первое здание в Припяти, которое начало разрушаться. Это была одна из первых построек в новом городе энергетиков, который «вырос» рядом со строящейся Чернобыльской станцией.
До улицы Дружбы народов по дворам можно гулять бесконечно. Такого количества грибов я никогда не видел раньше. Да и где я мог их видеть, если родом я из Киева и всю свою сознательную жизнь провел в городе, где в некоторых местах кроме асфальта и бетона нет ничего более живописного. Но не стоит забывать, что это самая «грязная» часть города.
В правую сторону тянется улица Курчатова… метров триста, а дальше сосны. Второй микрорайон между улицами Леси Украинки, Курчатова и проспектом Ленина. Известный всем жителям Припяти «мавзолей» находится именно здесь, еще одна школа, «колхозный дом» вдоль улицы Курчатова.
За спиной ДК – дам культуры.
Там дальше, еще на целых полтора километра вдаль – город Припять. За ДК парк аттракционов известный на весь мир. Каждый журналист, который побывал в городе, делает акцент на этом месте. Честно говоря, даже не знаю почему. Ведь парк планировалось открыть только к первому мая и мало кто из жителей города помнит эти аттракционы работающими.
Дальше – дома, улицы, деревья. Я не был там ни разу, но… Мне очень нравится этот город.
Сейчас осень… и на душе грустно те только из-за того, что лето уходит - и скоро опять наступят холода. Много вопросов возникает в подсознании, ответы на которые дать себе трудно. Обидно и больно становится не потому, что город Припять пришлось покинуть его жителям, а скорее потому, что он никому сейчас стал не нужен кроме людей, которым он действительно дорог.
Это сейчас все стремятся попасть в город, взобраться на знаменитую «шестнадцатиэтажку» с гербом, чтобы увидеть панораму безлюдного, заросшего деревьями города. И задавая вопрос, «что же такое поездка в Зону», многие отвечают на него так, как считают нужным. Все зависит от того, кто именно задает такие вопросы. Для безразличных людей это несколько контрольно-пропускных пунктов, заброшенные поселки, город Чернобыль и город Припять, который часто называют «МЕРТВЫМ».
Не стоит говорить о Припяти, как о погибшем городе, исчезнувшем с лица земли, или городе-призраке. Он существует! В памяти многих, в прошедшей жизни, юности, детстве, без которых не могло бы быть настоящего.
Еще на многие вопросы предстоит ответить нам, чтобы полностью осмыслить все происшедшее и с уверенность сказать, что проблема действительно решена.
Но для каждого Припять – это свои воспоминания, своя цель, свое понимание вещей, начало жизни, ее смысл…
Мы приходим и уходим, а Припять остается в ожидании чего-то неизвестного. Быть может лучших времен, нас, людей, которые могли бы заботься о городе и поддерживать в нем порядок. Никто не знает, что будет в далеком будущем.
Но мы вернемся, нас зовут воспоминания, желание вспомнить прошлое или просто какое-то неизвестное чувство, которое каждый раз напоминает нам о том, что нам «очень нравится» в Припяти и мы себя чувствуем там действительно спокойно и безмятежно...

Дата: 18.10.2009 | Категория: Чернобыль | Просмотров: 1781
Добавил: Вождь | Рейтинг: 0.0/0
ComForm">
avatar

Комментарии к материалу Николай Коломиец. ЗАЧЕМ Я ТАМ, ГДЕ РАНЬШЕ НЕ БЫЛ?…

Всего комментариев: 0



Рекомендуем:

Вверх
Правила чата
Пользователи онлайн
Мини-чат
+Мини-чат
0
Онлайн всего: 54
Гостей: 54
Сталкеров: 0