Существует масса особенностей и возможностей, которые дает игра STALKER, представленная в трех частях. Прежде всего, — это ничем не ограниченная свобода действий: в игре можно делать все, что захочется. Создатели потрудились над тем, чтобы сделать этот виртуальный мир огромным. Персонаж — охотник за ценными предметами и артефактами — может беспрепятственно исследовать каждый «клочок» карты, его не останавливают ни вражеские сети, напоминающие москитные сетки на двери, ни заваленные камнями входы в разные помещения.
Существует семь концовок игры: 5 из них ведут по ложному пути, а две являются истинными и раскрывают настоящую природу Зоны. У игрока есть два варианта прохождения Сталкера: можно пройти игру сразу по основной линии за 4-5 часов, а можно просто исследовать Зону, попутно выполняя побочные квесты и не загоняя себя в строгие рамки небольшого виртуального мирка. Главная особенность игры заключается в том, что пройти ее дважды одинаково просто невозможно: это связано с современной системой симуляции жизни. Она основана на том, что окружающий мир живет особой, не зависящей от нас жизнью: появляются и умирают сталкеры и животные, произвольно начинают атаку различные группировки, происходят естественные смены дня и ночи. Этот механизм особенно качественно реализован в последней части трилогии. В зависимости от того, светлое или темное время суток наступило в игре, появляются новые возможности: например, некоторые артефакты можно найти только ночью.
К плюсам игры также относится отличная «физика» полета пули, большой выбор моделей оружия и их соответствие своим характеристикам. Однако в игре не обойтись умением стрелять: необходимо грамотно «прокачивать» характеристики своего героя, открывая все новые и новые возможности, знакомиться со свойствами встречающихся объектов и запоминать их, искать индивидуальные способы борьбы с каждым врагом. Требования игры по современным меркам не являются слишком высокими — это позволяет выставить максимальные настройки большинству игроков. Иными словами, разработчики приложили все усилия, чтобы геймеры получали максимум удовольствия от игры в Сталкер.