До и после Чернобыля
Всякий раз, упоминая Чернобыль, журналисты ведут отсчет его истории с той страшной ночи 26 апреля 1986 года, когда «мирный атом пришел в каждый дом». Вот и сейчас, в дни 20-й годовщины со дня катастрофы, почти никто не удосужился поразмышлять о том, была ли жизнь на этой многострадальной земле раньше?
А ведь история Полесья насчитывает много столетий...
Осенью 1193 года киевский князь охотился возле Чернобыля, что и зафиксировано в летописи: «Князь Вышгородский и Туровский Ростислав — сын великого князя Киевского Рюрика еха с ловом от Чернобыля во Торцийский». Это означает, что более 800 лет назад Чернобыль уже существовал как населенный пункт.
«Но ведь люди, — пишет, к примеру, этнограф Данило Кулыняк, — тут жили задолго до первого упоминания в летописи».
И это так. Историк Лаврентий Похилевич в «Сказании о населенных местностях Киевской губернии», изданном в 1864 году, сообщал: «За две верствы от местечка Чернобыль на север на горе над речкой Припять находится Стрежев, где сохранились остатки какого-то древнего каменного сооружения. Из истории известно, что Мстислав Владимирович Мономах в 1127 году послал братьев своих против кривичей четырьмя дорогами. Всеволоду приказано было идти со своими полками через Стрежев до города Борисова».
Позже эта местность стала Чернобылем, а следовательно, летописный Стрежев, упомянутый в летописи на 65 лет раньше, можно отождествить с печально известным ныне городком над Припятью. Так что не будет ошибкой назвать Чернобыль городом с тысячелетней историей. Об этом свидетельствуют древние курганы, городища и другие памятники археологии. Здесь найден клад серебряных древнеримских монет времен Антонинов.
В XIII столетии там, где Припять впадает в Днепр, объединенные литовско-украинские войска разгромили татарское войско во главе с воеводой хана Батыя Кайданом, которое шло за данью. Сам Кайдан едва спасся — это была первая победа подневольной Руси над монголо-татарами. Позже здесь образовалось Чернобыльское староство Литовского княжества. Уже в XVIII столетии сюда переселилась большая община старообрядцев-раскольников из Стародубья, к ним присоединились единомышленники из других уголков Российской империи.
В 1600 году князь Лука Сапега основал в Чернобыле римско-католический костел, при нем со временем возник доминиканский монастырь.
Странным образом название местечка Чернобыль упомянуто в истории Франции. В период Якобинской диктатуры уроженка Чернобыля, 26-летняя полька Розалия Любомирская-Ходкевич 30 июня 1794 года гильотинирована в Париже по приговору революционного трибунала, будучи обвинена в связях с Марией-Антуанеттой и другими членами королевской семьи.
В середине XIX столетия в Чернобыле проживали 3 683 еврея, 2 160 православных, 566 раскольников и 84 римокатолика. Здесь было пять синагог, существовали три православные церкви и костел.
Чернобыль был и остается одним из центров духовной еврейской культуры, а именно — хасидизма, здесь похоронены пять чернобыльских цадиков-хасидов. «Уже после катастрофы на атомной станции, — сообщает Данило Кулыняк, — в Чернобыль приехало несколько сотен паломников со всего мира, исповедующих хасидизм, — они разыскали заброшенные могилы цадиков, привели в порядок свои святыни, провели моления и богослужения. Так Чернобыль стал местом паломничества евреев».
В настоящее время в самом городе Чернобыль есть действующий Свято-Ильинский храм — памятник истории и архитектуры XIX века. Несколько раз в год, в крупные православные праздники, здесь совершаются богослужения для нынешних обитателей зоны отчуждения ЧАЭС — «самоселов», а по сути — коренных жителей пострадавшей территории, пожелавших остаться на родной земле до конца дней своих; ликвидаторов последствий аварии, сотрудников Чернобыльской атомной станции... В зоне отчуждения имеются еще четыре церкви, богослужения в которых не проводятся.
Бывшие жители зоны не уберегли уникальный храм, что стоял в селе Толстый Лес в каком-то десятке километров от атомной станции. Само селение было знаменито благодаря выдающемуся памятнику украинского деревянного зодчества — церкви Воскресения Христова. Храм был выстроен в стиле украинского барокко в 1760 году на месте разобранного, более древнего. После эвакуации населения мародеры ограбили храм безжалостно — практически ничего, кроме росписей на стенах, которые невозможно украсть, в нем не оставалось. В конце апреля 1996 года само здание сгорело вместе с частью древнего села, известного еще с XVI века. Так его бывшие жители «ознаменовали» свой очередной приезд на «гробки» во время Пасхальных праздников.