«У вас есть Интернет? — спросил продавец, протягивая коробку со „S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо“. — Как только ее установите, сразу скачайте обновление». Предупреждение было не напрасным — достаточно взглянуть на список ошибок, исправленных патчами, чтобы оценить масштаб бедствия. Через полтора года после премьеры ущербной «Тени Чернобыля» GSC Game World храбро шагает по грудам садово-огородного инвентаря.
Убить Стрелка, дубль 0
Официально «
Чистое небо» — приквел, рассказывающий о том, что произошло за несколько месяцев до событий оригинальной игры. По сути — расширенное переиздание с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем. Наемник по кличке Шрам, переживший сверхмощный Выброс, отправляется к ЧАЭС по проверенному маршруту все с той же целью — найти и остановить сталкера Стрелка, однажды уже проникшего в сердце Зоны.
Он начинает путь не в деревне для новичков, а на болотах, где разбили лагерь бойцы «Чистого неба» — группы, занимающейся изучением зараженной территории. По их мнению, вторжение человека вызывает ответную реакцию, и чем настойчивее люди, тем сильнее и опаснее выбросы.
Здесь нас вводят в курс последних изменений. Наконец-то есть удобная, подробная карта с нормальным масштабированием. NPC-проводники мгновенно доставляют из одного пункта в другой, но дерут за услуги похлеще московских таксистов в «час пик». Когда стоимость такого «путешествия» равна среднему вознаграждению за побочную миссию, впору бить тревогу.
Куда гуманнее цены у механиков, отвечающих за ремонт брони и оружия, а также установку на них апгрейдов. Все детали выбрать нельзя, поэтому решайте, что важнее: встроенный прибор ночного видения или +20% к термозащите. Самые полезные улучшения и вовсе закрыты — сперва надо добыть флэшку с «рецептом».
Скажи аномалиям «нет»Казалось бы, достойный стимул для исследования голой Зоны. Однако польза от модулей, доступных сразу, столь велика, что незачем бродить по округе, обыскивать куцые тайники и выполнять квесты «убей-принеси». Охота за редкими «пушками» тоже потеряла смысл, ведь при небольшом вложении средств почти любая винтовка — финальный аргумент. Впрочем, и обратное верно: пистолет или пулемет без навесов годен разве что на отстрел угловатых «кабанчиков» — жуткие твари злобно хрюкают и рычат, но склеивают копытца от одной пули. В отличие от вертлявых бандитов и вояк, выдерживающих до двух-трех выстрелов в лицо. О да, модель повреждений опять хромает на обе лапы.
С другим бичом «Тени Чернобыля» — аномалиями — дизайнеры поступили хитро. Вместо того чтобы научить NPC замечать и обходить их, они убрали ловушки подальше от проторенных троп. Больше вы не увидите, как стая полоумных псевдособак гуськом забегает в «воронку». И не встретите артефакты через каждые три шага: отныне их не разглядеть, если под рукой нет детектора. Он сообщает направление до предмета и на определенном расстоянии вытаскивает «гостинец» из аномалии. Не сомневаюсь, пытливые первопроходцы угробят десятки часов на прогулки с чудо-прибором. Хотя, в принципе, старания стоят свеч лишь тогда, когда вы проходите «Чистое небо» на высшем уровне сложности.
Но и в этом случае жизнь сквернее не станет — спасибо врожденному идиотизму ИИ. Глупость животных и монстров понятна, а вот поведение homo sapiens не объяснить логикой. Противники часто забывают об осторожности и замирают на месте, не обращая на нас внимания, — словно для скриншотов позируют. Командного взаимодействия по-прежнему нет, если не считать за таковое назойливые вопли про «пацанов» и синхронную анимацию. Забавно смотреть, как дюжина врагов садится на корточки или подпрыгивает метра на два.
Симулянты по жизниВ попытке хоть немного оживить унылую Зону, где события обычно происходят «за кадром», разработчики придумали «Войну группировок». О ней мы узнаем на болотах, когда командир «Чистого неба» поручает отбить у «Ренегатов» несколько ключевых точек (все равно в этих топях больше нечем заняться!). Подходим к очередному опорному пункту, ждем подкрепления, которые могут запросто уснуть на привале и вообще не прийти, атакуем, побеждаем и собираем аптечки с трупов. Дабы Шрам не почивал на лаврах, игра «рисует» неприятельские отряды и посылает их к завоеванным базам. В других районах разрешают поработать на прочие организации — одиночек, бандитов, «Свободу» и «Долг», — если, конечно, однотипные перестрелки еще не набили оскомину.
К тому же их и так выше крыши. Чем ближе наемник к развязке, тем теснее стенки незримого коридора. Первый звоночек — ограбление на Барахолке: стоит герою зайти в подвал за спрятанным наладонником, как мародеры оглушают его и забирают весь скарб. Зачем GSC вставила эту нелепую сценку, коли и ежу ясно: народ загрузит «сейв» и спокойно выложит ценные вещи в полуметре от злосчастной двери?
Дальше — хуже. На территории комплекса Х-16 и у моста в Лиманск нас развлекают дешевым тиром «бей прущих из воздуха гадов в течение N минут, иначе кранты». Сам по себе Лиманск — жалкая пародия на Call of Duty 4, чья Припять укатывает в бетон обе части
S.T.A.L.K.E.R. и по драйву, и по эмоциям. Уничтожая засады, волей-неволей вспоминаешь трехгрошовые польские шутеры про борьбу с терроризмом. Позже, в разрушенной больнице, состоящей из трех одинаковых холлов, безумие достигает апогея: нам угрожает… босс-вертолет! Стрекочущая махина почти не маневрирует, отовсюду валят орды спецназовцев, а мы поливаем ее из любимого автомата. Граждане из GSC, на что вы рассчитывали?
Покинув госпиталь, Шрам попадает прямиком к атомной станции, на которой авторы заботливо разложили гору порталов. Видать, им не сказали, что за такой подход к созданию уровней стегают розгами с конца 1990-х. К счастью, наловчившись с плазменной пушкой, можно одолеть Стрелка, не сходя с места, и узреть единственный финал, отсылающий к «ТЧ». Заранее сочувствую тем, кто пропустил оригинал — из короткого ролика они не вынесут ни-че-го.
Серое небоЗато пищи для выводов о творческом потенциале
GSC Game World уже предостаточно. Предлагаю киевлянам плюнуть на игровую стезю и освоить розлив водки «Казаки» — благо, этот бренд вовсю рекламируют в
S.T.A.L.K.E.R. Только где гарантия, что каждая вторая бутылка не будет «паленой»?
P.S. Поздравляем! Вы стали бесплатным бета-тестером рецензии на
«S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»!источник ag.ru