Встреча читателей с Антоном Первушиным | Интервью
Stalker Clear Sky Информация [105] Сталкер Видео [302] Сталкер Зов Припяти информация [133] Первый литконкурс от stalker-gsc.ru [69]
Фан рассказы [2616] Стихи, песни, поэмы [727] Интервью [140] Чернобыль [304]
Сталкер - основное [119] Сталкинг [39] Превью, обзоры игр Stalker [34] Рецензии на игру Сталкер [30]
Разное [333] Интересные игры [30] Каталог [407] Второй литконкурс от stalker-gsc.ru [112]
Обзор модификаций [44]

Stalker 2 » Статьи » Интервью

22:55:45

Встреча читателей с Антоном Первушиным

Интересные и свежие игровые новости! Не забывайте, много интересного можно найти на страницах gamering.ru. Присоединяйтесь - с нами очень интересно!

На прошедшей 19 декабря в Санкт-Петербурге встрече Антон Первушин рассказал о своем видении проекта S.T.A.L.K.E.R., а так же поделился тремя основными принципами участия в подобных этому проектах. Его размышления о серии S.T.A.L.K.E.R. в целом и о наполняющих мир Зоны Отчуждения частностях можно почитать в новом интервью, проведенным совместно LitStalker.ru и Gsc-fan.com.

Небольшое предисловие.
19 декабря в Санкт-Петербурге прошла давно запланированная встреча с Антоном Первушиным, автором недавно вышедшей книги «Первая экспедиция». Я, Сергей Калинцев, от лица нашего портала, совместно с администрацией сайта gsc-fan.com в лице Ильи Козыря и Андрияша Козловского, посетил эту встречу и готов вам о ней рассказать.
Встретившись в запланированное время у метро, мы направились по заснеженному Питеру к месту проведения встречи с автором. Этим местом был книжный клуб «ЖУК», по сути являющийся букинистической лавкой. По нужному адресу был обнаружен небольшой книжный магазин, не очень-то смахивающий на клуб и не особо подходящий для такой встречи. Но продавцы нас уверили, что встреча будет именно здесь. Немного поболтав и побродив среди книжных полок (мы пришли раньше назначенного времени), мы увидели самого Антона Первушина. Стоит отметить, что кроме нас и продавцов к тому времени там был пока только один фанат Сталкера и больше никого. Женщина-продавец попросила нас помочь подготовить магазин к встрече, и мы, конечно же, не могли отказать. Оказалось, что после сдвигания книжных шкафов и расстановки стульев в магазине появляется достаточно свободного места. К этому времени начали подтягиваться остальные посетители, которые, как потом выяснилось, оказались в основном знакомыми Антона. Все расселись, и встреча началась. Правда, не обошлось без инцидентов – буквально сразу в магазине вырубило электричество, и откуда-то принесли свечи. За окном проехала пожарная машина, потом военный УАЗик. Все происходящее начало приобретать постапокалиптический характер, как будто настраивая гостей перед презентацией книги. Около получаса Антон Первушин рассказывал о книге, истории ее написания, и о его понимании Зоны. Я не буду пересказывать всю его речь, а отмечу только наиболее интересные и запоминающиеся моменты.
Антон Иванович рассказал, что играл в Тени Чернобыля и читал книги из серии, но желания написать свою книгу у него никогда не возникало, потому что у него уже было произведение на тему аномальной Зоны, написанное еще до игры. Это повесть «Корабль уродов», повествующая о Зоне, возникшей вокруг места падения Тунгусского метеорита. Но на участии в серии Сталкер настаивало издательство, а также семья автора, в частности сын, ставший в будущем прототипом одного из героев книги (и большой фанат игры Сталкер), и семейство Стругацких, с которыми у автора давние дружеские отношения. Так была начата работа над «Первой экспедицией». Книга дописывалась в Комарово, где в свое время был написан знаменитый «Пикник на обочине».
Автор рассказал, что провел свое детство в маленьком секретном городке, построенном при предприятии по добыче урана, и у них там была своя Зона и подземелья, куда он с друзьями делал вылазки. Поэтому некоторые моменты и описания из книги носят автобиографический характер.
Кроме того, Антон Первушин сказал, что планируется продолжение книги, оно будет носить название «Львиное сердце» и будет дописано к весне.
После речи автора мы задали ему заранее подготовленные вопросы, на которые получили подробные ответы, с текстовой версией которых вы можете ознакомиться ниже.

GSC-Fan.com: Что притягивает авторов в сеттинге S.T.A.L.K.E.R.? Почему аномальная Зона, раскинувшаяся на Чернобыльской земле, завлекает все больше и больше читателей, причем даже не поклонников игры?
А.П.: Как я уже говорил, это один из самых старых сюжетов, корни которого уходят в мифологию. Взаимодействие обитаемого пространства и необитаемого – волшебный лес. В более поздние времена, когда уже началось городское строительство, а мифология стала более совершенной, появилась городская мифология. Таким образом, это стало уже не просто взаимодействие обитаемого пространства и необитаемого, а обитаемого пространства и пространства, которое когда-то было обитаемым, но в силу тех или иных причин оно было покинуто. Из обжитой территории оно стало неким загадочным местом, в котором все еще остаются следы пребывания людей, но уже как тень, как некая печать, как след некоторой былой жизни. Это на самом деле всегда привлекает, это будит внутри нас какие-то глубинные чувства, ностальгические, с одной стороны. С другой стороны здесь участвует исследовательский инстинкт, то есть теперь уже обращение к предкам. И вот этот комплекс ощущений, комплекс чувств на нас определенным образом действует, и эта тема нам очень интересна. Нам про это интересно читать, нам про это интересно смотреть, и самим в этом интересно участвовать, и чем дальше, тем больше. Почему же Чернобыльская Зона вызывает максимальный интерес, а не какие-нибудь руины острова Пасхи? Потому что Чернобыль стал порождением техногенной современной цивилизации, индустриальной эпохи, и там действительно уникальное место. Хотя таких мест несколько на территории Советского Союза, но вот Чернобыль подвергся максимальной консервации, здесь сохранилась вся советская атрибутика в силу того, что полученное загрязнение не позволило вывозить отсюда ничего. Конечно, какая-то часть вывозилась, но не так активно, как в других городах, которые были построены с разными целями и потом брошены. В городах при полигонах, тем более, что города при полигонах находятся довольно далеко от транспортных сетей, тяжело добираться, а Чернобыль находится практически в Европе, то есть в месте, где коммуникации достаточно развиты, да еще туда водят туристов. То есть место населенное, оно здесь под боком, поблизости. Здесь действительно законсервированный Советский Союз. Ну и, кроме того, было бы интересно взглянуть на игру, о которой говорили, когда она еще не вышла, в которой полностью воспроизводят Чернобыльскую Зону без всяких аномалий, как она есть, с присущим ей животным миром, когда одни животные расплодились, другие наоборот, исчезли, возникли радиоактивные зоны. Да и само по себе интересно побегать по брошенной атомной станции. Тут еще добавлен фантастический элемент, продумана определенная легенда игры, О-сознание, атмосфера – это все добавляет некоторой таинственности, а некая большая тайна, пронизывающая игру, делает таинственность еще больше. Плюс волшебные артефакты, которые, как в фэнтези, дают владельцу разные свойства, и где-то там светится Золотой Шар Счастья, который здесь представлен как Монолит, в итоге оказывающийся обманом, то есть получается загадка в загадке. Это все на самом деле действует в комплексе, и поэтому, разумеется, привлекает внимание. Но, тем не менее, еще раз подчеркну, в основе интереса находятся именно определенные ностальгические чувства по старому государству, по прошедшим временам, положенные на современную эстетику, на современное восприятие. Ведь вообще-то много фантастики описывало разные миры, разные зоны посещения, и у американцев, и у наших авторов, но та Зона, о которой мы сейчас говорим, цепляет именно тем, что, с одной стороны, она привязана к нашему миру, а с другой стороны, обращена одновременно и в прошлое, и в будущее.

Litstalker.ru: Восприятие читателями вашей книги было несколько сдержанным. Как думаете, с чем это связано – с долгим ожиданием книги, за время которого интерес, возможно, несколько остыл, или же с какими-то особенностями как сюжета, так и манеры его изложения?
А.П.: Я читал отзывы и уже говорил по этому поводу, что по-разному воспринимается разными людьми. Сетовали на забавный момент, на то, что многие из моих произведений, связанных с советским прошлым, с какими-то литературными моментами, кинематографом, советской литературой, просто непонятны читателям, молодому поколению от 16 до 20 лет, на которых они ориентированы – словно выстрел вхолостую. Я так не считаю. Дело в том, что мы совершенно не обязаны делать все понятно. Я всегда лично для себя разделяю текст на три слоя. Первый, которой должен быть понятен всем читателям, независимо от возраста. Второй, который поймут люди моего поколения, так или иначе жившие в том же обществе, в котором и я жил, или даже учились там же, где и я учился. И слой личный, который важен лично для меня, и не имеет никакого значения для тех, кто меня не знает. Именно какие-то совершенно личные аллюзии, сложенные лично мной и для меня самого. Как они воспринимаются читателем посторонним – мне трудно сказать, возможно, они вызывают какое-то недоумение, хотя на самом деле это такие мелочи, которые просто свободно проскакивают мимо восприятия читателя, он их не замечает. Главное, чтобы они не противоречили самому повествованию. Наверно, тут и добавить нечего. Для меня важно, чтобы понимали самый первый слой. А так вроде бы смотрю, все более-менее понятно, и если говорить именно об этом романе, то ни у кого никаких вопросов или недоумений не возникало. Единственное, слово «плюмбум», имя Плюмбум, вызвало почему-то на форумах странное восприятие. Еще когда романа не было ни в каком виде, ни в твердом, ни в пиратской копии, и никто не мог его прочитать, но тем не менее все уже активно обсуждали это имя, столько написали на разных форумах, что меня это совершенно удивило, потому что для меня совершенно очевидно, что это свинец. И больше того, для меня, как человека 90-ых, «Плюмбум» такой культовый молодежный фильм, выпущенный в конце 80-ых, про игру молодого человека, агента-любителя, который внедряется в среду преступников, будучи неспециалистом, и как бы это тоже определенная аллюзия в сторону, в конец 80-х. Мне показалось подходящим взять такую кличку для персонажа, погоняло, как принято говорить, потому что он с одной стороны человек достаточно резкий, брутальный, а с другой стороны связан с учеными. То есть, назвать его просто было бы не очень соответствующе образу, а поскольку связан с учеными, значит, Плюмбум.

GSC-Fan.com: Пока вы работали над «Первой экспедицией», какие выводы вы смогли для себя сделать? Может, появились ответы на какие-то вопросы, возникшие по мере написания?
А.П.: На самом деле разработчик и издатель дали нам широкую степень свободы. Мы сами вольны сформулировать эти вопросы и сами отвечать. Я старался, конечно, придерживаться сеттинга и всей игровой атрибутики, но на самом деле читатели, может, заметили, что пришлось пойти на нарушения. Оправдываюсь тем, что действие происходит в 2026 году, через 20 лет после первого аномального Выброса, и я себе могу позволить некоторые вольности. Если бы я писал ближе к первому Выбросу, к году Стрелка, то я бы наверно вынужден был следовать каким-то представлениям, уже ставшим каноническими. Почему я и не взял, собственно, более близкую дату – сейчас очень много написано текстов, каждый тянет «одеяло» в свою сторону, и пришлось бы увязывать мое видение с чьим-то еще. А я в этом отношении занудный человек, и тяжело писать это все, увязывать в некоторую общую картину, особенно сейчас, когда уже написано 50 книг, разные линии которых ведут авторы в разные стороны, практически, наверно, невозможно. В принципе можно говорить о нескольких альтернативных линиях истории Зоны. Собственно, «ореховская» линия, с которой все началось. На сегодня она является абсолютной альтернативой. Можно говорить о линии Зоричей, которая никак уже практически не связана с оригинальным миром Зоны. Линия Левицкого, которой я придерживаюсь в больше степени, которая меня устраивает по своей, скажем так, внутренней структуре. Тот вопрос, который вы мне задали, он вообще теряет смысл, потому что по большому счету именно автор сам формулирует какие-то вопросы, чтобы в процессе сюжета на них ответить. Я, конечно, стараюсь не нарушать общую структуру. Я консультировался с несколькими знатоками Зоны, которые мне отвечали на какие-то вопросы, уже конкретные, не общего плана, как все устроено. Как устроено все – понятно из игры, из романов, по игре и близко к игре написанных, а я задавал вопросы по каким-то частностям – где там водятся псевдогиганты, как выглядит химера. Последнее это вообще довольно длинный спор, есть место для дискуссии.

Litstalker.ru: Вы следите за реакцией читателей на ваши изданные книги? Отслеживаете ли ее? Если да, то с какой целью - что-то взять на заметку для себя на будущее, или же просто узнать, понравилась, не понравилась, если понравилась, то насколько, если не понравилась, то почему?
А.П.: Да, слежу. И то, и другое правильно, с этими двумя целями я и слежу. Мне, как автору, интересно, как моя книга интерпретируется, что читатели уловили, а что осталось для них непонятным, и таким образом я делаю какие-то выводы, в частности, как структурировать следующий текст в этом же мире, какие вещи закладывать, какие делать более ясными, на какие вопросы может быть стоит ответить во второй книге. И, кроме того, мне действительно интересно, как оно воспринимается, кому понравилось, кому не понравилось. Я всегда слежу за отзывами на свои книги, и в сети, и за печатными рецензиями. Произвели продукцию, надо посмотреть, как на нее реагирует публика.

 


GSC-Fan.com: Понятно, что практически каждая книга серии S.T.A.L.K.E.R. изобилует перестрелками и динамичными сценами. А возможно ли в ее рамках выпустить роман с продуманной научно-фантастической идеей, с уклоном в жанр так называемой «твердой НФ», способный угодить, как говорят, и нашим, и вашим?
А.П.: Возможно в первом романе, как я уже жаловался, у меня это не очень получилось, поскольку, прежде всего, хотел сделать научную экспедицию, а получилось что научная она «как-то там, где-то там». При описании сцен этой научной экспедиции сфера научного поиска была немного потеряна. Я надеюсь, что во втором романе получится ближе, поскольку там сюжет более статичный и менее динамичный, в том смысле, что там они будут меньше двигаться и больше сидеть на одном месте, динамика сюжета там будет поддерживаться за счет другого. Скажем так, в литературе есть несколько базовых сюжетов. Здесь это было «волшебное путешествие», там, во второй книге, это будет «защита крепости». «Волшебное путешествие» во второй книге уже пройденный этап, хотя на самом деле 90% текстов, написанных в рамках серии S.T.A.L.K.E.R., это именно «волшебное путешествие». Это совсем не случайно, как вы понимаете, все это диктуется самой игрой. Игра – экшен, игра-движение, нужно все время куда-то ходить, с кем-то разговаривать, куда-то пробиваться, вступать в какие-то группировки, пробиваться еще дальше, это не стратегия, где сидишь и думаешь, куда какие юниты переставить. Естественно, это накладывает на романы определенные требования – персонажи должны куда-то идти, то есть волшебное путешествие преобладает. Чтобы «твердая НФ» стала преобладающей, нужно брать за основу другой базовый сюжет, оборону крепости, таинственный остров как вариант обороны крепости. Вот я и попробую в следующий раз.

Litstalker.ru: Как вы считаете, что более характерно для серии S.T.A.L.K.E.R. – физика или лирика? Под "физикой" имеется в виду описание технических новшеств, высокотехнологичных решений, изобретений и прочего, что характерно более для «твердой НФ», а под "лирикой" – взаимоотношения людей, описываемых в разных книгах. Чему следовало бы отдать предпочтение?
А.П.: Естественно, можно сказать, что это литература более лирическая, литература про людей, потому что техническая составляющая здесь слабая. Как я уже говорил, стоит ввести какие-то технические новинки, как читатель тут же начинает возмущаться – он хочет, чтобы все было в определенной эстетике, в стиле даже такого вестерна, только вестерна не с револьверами, а с автоматами Калашникова, и поэтому, когда прискакивает современная техника, даже начинает как-то бурчать. На самом деле он, читатель, прав, потому что получается как бы такое двойное фантастическое допущение, фактически два фантастических мира. Вот, к слову, могу честно сказать – главный недостаток этой книги «Первая экспедиция» именно в том, что здесь два фантастических мира. Сам мир вот этого будущего 2026 года – фантастический, он не дан нам в ощущениях, и, собственно, мир Зоны. Сочетание двух фантастических миров – это, пожалуй, перебор. Это практически всегда перебор. Лучше и качественнее текст в том случае, когда мир фантастический один, когда он правдоподобен. Вот почему очень хорош именно «Пикник на обочине» – там всего один фантастический мир, собственно Зоны, все более-менее правдоподобно, и Хармонт там – некое подобие условной страны типа Канады. А поскольку, как я уже говорил и могу повторить еще раз, техническая достоверность тоже не имеет никакого смысла, она теряется, все время помнишь о том, что такая техника не может возникнуть в таком мире, а если она возникла, то она к нашему миру отношения не имеет. Как описать технику «Вархаммера»? Тогда остается только одно – взаимоотношения между людьми, то есть лирика. Но и люди там забавные, и достаточно разнообразные, поскольку в этой Зоне могут выжить только лица определенных склонностей, сталкеры, люди достаточно волевые, брутальные, бандиты, к примеру, дезертиры. Двуличные, лживые и беспощадные друг к другу, а другие там, те же романтики, долго не выдерживают, не выживают, а если выживают, то сами меняются внутренне, становятся более жесткими, более бескомпромиссными и более беспощадными. И, соответственно, отношение между такими людьми упрощается до отношений первобытного общества. Построение отношений этого общества описывать сложно, и особого смысла не имеет. К пятидесятой книге этот сюжет, эта тема, эта территория, эта общность себя исчерпала, и тут уже, как ни пиши, будь ты хоть трижды Лев Толстой, а все равно у тебя будут все те же описанные вдоль и поперек сто квадратных километров, все те же локации, между которыми будут носиться все те же самые мародеры, бандиты, военсталы, и так или иначе убивать друг друга с разных позиций. Потому что сеттинг игры ограничен.

GSC-Fan.com: На прошедшей в этом Московской книжной ярмарке фантаст Юрий Никитин ответил на вопрос, возможно ли появление в серии S.T.A.L.K.E.R. книг за его авторством, так: "Я вполне успешный автор, и мне не надо быть как эти, которые туда пишут, и которых больше никуда не возьмут". Что вы скажете по этому поводу?
А.П.: Знаете, когда я говорил, что не хотел участвовать в этом проекте, а потом захотел – это была долгая история. В какой-то момент спор с самим собой «а стоит ли мне в этом участвовать» вышел на другой уровень, я спросил сам себя – не являются ли эти мои попытки отбиться признаком непрофессионализма? Что я себя убеждаю, что я не буду участвовать из-за принципов, а на самом деле я просто не смогу. Ведь писать в чужой мир бывает даже намного сложнее, особенно же если ты хочешь написать произведение, которое устроит тебя самого. Можно, конечно, схалтурить, просто отпустить на волю воображение, закрыть глаза и сочинять, ничего не видя, ничего не слыша. Но чтобы текст удовлетворил тебя самого, нужно приложить какой-то труд. Причем труд бывает изрядный, он становится более сложным, когда ты работаешь в рамках другого мира, и мир этот подчеркнуто вымышлен. Это один из базовых признаков качественной литературы, этот принцип достоверности. Очень трудно сделать некое подобие достоверности в мире, который под это не подстроен. Игровые миры они априори недостоверны. Когда так говорят, как вы привели фразу, то конечно, эта точка зрения тоже имеет право на существование, но в этом есть некоторое лукавство. Лукавство в том, что если автор ни разу не пробовал себя в коммерческих проектах, то он не может сказать, умеет ли он это делать, в принципе не может сказать ни себе, ни друзьям или кому другому – «я тоже так смогу». Нет доказательств. Или, как вариант, попробовать себя (не будем говорить ни конкретно о S.T.A.L.K.E.R., ни о других коммерческих проектах) под псевдонимом – интересно же. И поэтому я бы поостерегся на месте авторов, даже достаточно известных, говорить о том, что «туда берут только неудачников, а я вот удачник, и поэтому не буду в этом участвовать». Ведь сразу может возникнуть вопрос – а, может, ты просто не умеешь, не способен?

GSC-Fan.com: Серия S.T.A.L.K.E.R. традиционно относится к коммерческому проекту, наряду с «Этногенезом» и «Вселенной Метро 2033». Понятно, что книги цикла будет исправно покупаться. Не секрет, что качество серии от книги к книге колеблется: есть и вполне качественные произведения, есть и откровенные середнячки, "ни рыба ни мясо". Что можно сделать авторам, чтобы вывести S.T.A.L.K.E.R. на новый качественный уровень, чтобы серия имела репутацию не только развлекательной, но и действительно ценной литературы?
А.П.: К сожалению, ничего нельзя сделать. Я объясню, почему. Дело в том, что «Этногенез», и «Метро», и даже вот эти «Зоны Смерти» – чем хороши, в чем они имеют преимущество перед S.T.A.L.K.E.R.? Там зон много. Там зон много в разных территориальных, климатических условиях, в различных ситуациях. Взять то же самое «Метро» – это московское метро, питерское метро, самарское метро – где это метро только есть, там и сделали. Есть свой культурный контекст, в Питере один контекст, одни люди, в Москве другой контекст, другие люди, сами станции по-разному называются. Здесь простор как бы сам по себе шире. В «Этногенезе» вообще история показывается на 200 лет назад и вперед, в разные страны, города, разные исторические моменты, можно воротить долго-долго. Зона же у нас в сто квадратных километров, может, меньше, небольшой такой клочок земли, небольшой исторический период. Я обратил внимание, кстати, на форумах, что очень многие из поклонников S.T.A.L.K.E.R., прочитав в аннотации, что действие происходит в апреле 2026 года, сразу сказали – «я читать не буду». Мотивировали следующим образом – «Вот тут будущее, это неправильно. Правильный S.T.A.L.K.E.R. – это с 2006 года до 2015 года». Ну ребята, территория сто квадратных километров, 2006-2015 года – что вы думаете, можно много написать, интересных, необычных, оригинальных сюжетов, родившихся вот на этой территории? Либо каждый раз начинать с чистого листа. Но когда начинаешь с чистого листа, опять все начинается то же самое – пришествие, опять упавший вертолет, к которому кто-то идет, чтобы из этого упавшего вертолета что-то вытащить, то есть все идет опять по классической схеме, которая будет воспроизводиться. Но ведь Зона должна развиваться! А развиваться она может только вширь и в будущее, поэтому S.T.A.L.K.E.R. в этом смысле, по сравнению с другими проектами, уязвим, здесь очень трудно развернуться. Мне уже пришлось придумывать некую «надстройку» над Зоной, некий новый уровень Зоны, выход за пределы Зоны уже в пространственном выражении. Сам по себе мир Зоны уже исчерпан. Он был исчерпан еще Ореховым, по большому счету. Все остальное – это уже попытки опять как-то вписаться в этот мир, еще раз обыграть какой-то нюанс. Кроме того, поскольку в романах описываются отношения примитивных обществ, мародеры, уголовники, военные, какие-то неудачники, это имеет ограниченное количество возможных ходов. Или же наоборот, описываются какие-то счастливцы судьбы, вестерн в пределах этого ограниченного пространства, он имеет ограниченное число вариантов сюжета. Как ни верти эти варианты, как ни расставляй, все равно в итоге будет получаться одно и то же. То есть в пятидесятой книге, по большому счету, проект себя исчерпал как почва для дальнейшего творчества. Хотя, к примеру, «Кубатура сферы», которую очень ругают любители S.T.A.L.K.E.R., кажется мне одним из самых удачных ходов – Сергей Слюсаренко стал писать не дальше, не в будущее развивать, а наоборот, написал приквел, то есть то, что было перед основными событиями игры. Описал, как Зона становилась аномальной, как люди постепенно начинали понимать, что она аномальная, предысторию О-сознания – это тоже ход. Но и приквел имеет ограниченное, как вы понимаете, пространство для маневра, он ограничен датой снизу и датой сверху, и какими-то событиями, которые между этими датами произошли на этой территории.

Litstalker.ru: Вы не понаслышке знакомы как с отечественной серией S.T.A.L.K.E.R., так и с ее иностранной (немецкой) веткой. Если осмотреть критически всю серию, можно ли выделить какие-то "родимые пятна", свойственные ей, которые и служат негативным моментом, отражающимся на качестве развития серии в целом?
А.П.: Над русской серией довлеет рубище фантастики и советской, и российской, которая далека от мирового уровня, и это чувствуется. То есть какие-то вещи у нас до сих пор еще не научились делать так же изящно, как это делают американцы. Получается более грубо, даже у тех же Зоричей, которые пишут в хорошей такой манере, уже практически западной, но все равно есть какие-то вот такие корявости, какое-то упрощенчество, что ли, когда казалось – ну вот чуть-чуть, и будет совсем как там, и – нет. Главная причина в том, что наша фантастика очень долго отставала, находилась в тисках цензуры, которая накладывала определенные требования, советские, идеологические и прочие, отчего она развивалась медленнее, и наверстать, вот так мгновенно перепрыгнуть в XXI век, просто не может. Есть определенные «родимые пятна», скажем, соцреализма в наших текстах. Есть некоторая весьма ощутимая зависимость от текста Стругацких, никуда от этого не деться и не отпрыгнуть, несмотря на то, что игра дистанцируется от «Пикника на обочине». Все равно, когда видишь S.T.A.L.K.E.R., то сразу вспоминается Рэдрик Шухарт. Что касается немцев – это трудно анализировать, потому что действительно было очень смешно читать, у них очень странные представления о Советском Союзе, о России, об Украине, то есть это такая «клюква». К тому же у немцев вообще все чисто по игре. То есть без всяких ненужных хитросплетений повествования, к примеру, половина книги может строиться на том, как герои идут к какому-нибудь костюму, который где-то спрятан. Ради костюма они убивают кучу народа. В игре это нормально. В реальности такого не бывает. То есть там достоверность отсутствует просто по определению – автор действительно написал по игре, но мало того, что он просто переложил игру на текст, так у него еще очень своеобразные представления о том, как у нас тут все устроено, на наших славянских просторах. Вот, например, описывается киевская тюрьма, которая явно списана с какого-то голливудского боевика вроде "Великий побег". Или там у него есть Распутины, террористы, он их так и называет – Распутины. Была одна сцена на перекрестке в Киеве – перекресток Проспекта Сталина и улицы Социалистического Содружества, который сложно представить в современном Киеве. Причем автор это все пишет спокойно, не сильно меняясь в лице. Возможно, книга бы и произвела впечатление на читателей, если бы она вышла сразу после Орехова, или даже до Орехова, но сейчас, если ее все-таки издаст кто-то, либо «АСТ», либо «ЭКСМО», это будет воспринято как пародия.

GSC-Fan.com: Будь на месте научного исследователя института Чернобыльской Аномальной Зоны, отправились бы вы в Зону с целью изучить ее феномены и, возможно, приоткрыть завесы над самыми главными ее тайнами?
А.П.: Поскольку у меня было достаточно бурное детство, мне еще тогда хватило. Нет, я уже давно не исследователь, я свою научную карьеру закончил в 1998 году, и меня уже не тянет на приключения и какие-то поиски. Если бы такая Зона существовала в реальности, то я бы с интересом занялся изучением собственной истории науки о Зоне. Сегодня основной предмет моих интересов – история науки, история космонавтики, история научной фантастики. Это меня вполне бы удовлетворило, как человека, живущего в том мире, где и Зона. Хотя вот обратите внимание, Чернобыльская зона ведь была достаточно интересной темой сама по себе, и одно время она была чрезвычайно популярна, о ней много писали, в 90-ые годы. Сейчас, когда она как-то стала забываться, я обратил внимание, что этот проект опять возродил интерес к ЧЗО. Ведь сегодня выходит довольно много, как ни парадоксально, мемуаров и книг, посвященных ЧЗО, причем большей частью в том же формате и оформлении, что и S.T.A.L.K.E.R. Но уже книг, так сказать, вполне серьезных, документальных, научно-популярных, а оформление привлекает внимание аудитории к этой теме. У меня ребенок, 11 лет, уже дважды проштудировал «Чернобыль, Припять, далее нигде», хотя я думаю, что не будь «Сталкера», он бы к ней не прикоснулся. Я думаю, что очень многие подростки и в его возрасте и постарше тоже узнали о существовании ЧЗО только благодаря этому проекту. Эта тема вдруг снова стала востребованной.

 


GSC-Fan.com: У вас очень сложная творческая биография, широкая и многообразная. Легко ли так работать в разносторонних направлениях, везде ли удается реализовать все, что вы стараетесь воплотить в своих произведениях?
А.П.: На самом деле она подчинена определенной идее. Если изучать мою литературную биографию, то можно выявить определенную тенденцию – я прежде всего любитель фантастики и начинал как представитель фантастики. Первые мои тексты были, что называется, зависимыми текстами,которые так или иначе воспроизводили то, что я прочитал. Затем наступил определенный перелом, когда мне показалось неинтересным писать то, что писали другие, воспроизводить еще и еще раз все это своими словами. Но собственную тему тогда я еще не нашел, и для набора жизненного опыта, для набора каких-то идей я перешел в публицистику, журналистику. Это действительно была хорошая школа: во-первых, у меня изменился стиль, подход к тексту, к выбору материала, к выбору идей; во-вторых, я увлекся космонавтикой, которая тоже оказала довольно значительное влияние. Хотя увлекся, в общем-то, достаточно случайно, но все равно в рамках любви к фантастике. Для советского любителя фантастики считалось хорошим тоном интересоваться космонавтикой, и те, кто увлекался фантастикой в советские времена, следили за космическими исследованиями, неплохо во всем этом разбирались. И мне повезло в какой-то момент оказаться в нужном месте в нужный час, что позволило заняться всем этим профессионально. А эти накопленные знания, накапливаясь, иногда складываются в интересные идеи и образы, как сложился в свое время «Корабль уродов». Если образно человеческий разум воспринимать как Зону, то в ней зреют вот такие аномальные артефакты в виде законченных текстов. Для меня это естественный процесс, никаких особых затруднений я в этом не вижу, единственно, что бывает, так это то, что какие-то идеи реализовываются позже. Например, если бы я не ввязался в S.T.A.L.K.E.R., у меня, скорее всего, было бы уже написано два романа, которые я давно хотел написать, и которые теперь задерживаются. Они, конечно же, будут написаны, никуда не денутся, и пока еще не устарели. Знаете, бывает, когда интерес к идее пропадает еще в процессе обдумывания. Мои идеи пока не устарели, и романы будут. Может быть, у других авторов такая активная работа вызывает затруднения, но у меня нет таких проблем. Срок сдачи второй книги первое марта, значит, к первому марту будет сдана, а выйдет где-то в мае, на мой день рождения.

Litstalker.ru: Во время работы над книгой (любой) легко ли вам удается проникнуться описываемым миром, чтобы изложить свое видение этого мира понятно и доступно для читателей? Есть ли у вас какие-либо свои способы погружения в новую вселенную, которые дают более продуктивный результат, и которыми вы могли бы поделиться? Легко ли "подхватить" переданную "эстафетную палочку", если речь идет о каком-либо проекте наподобие «Дороги к Марсу»?
А.П.: Здесь по-разному. Я начну с «Дороги к Марсу», с конца, раз уж так зацепилось. Я был приглашен в качестве специалиста космонавтики, технического консультанта этого проекта, и определенного зачинателя сюжетных линий, поэтому мне проще в этом отношении. Я задаю правила игры, а все остальные подстраиваются. Например, когда мне идет следующий эпизод, что мне нужно писать, то мне очень просто отказаться от того, что было до меня, и задать снова правила. Это в моих полномочиях, если вы читали мои три эпизода, могли заметить, как я резко их меняю. Я еще участвовал, кроме S.T.A.L.K.E.R., в проекте «Секретные материалы», и там обратил внимание на одну вещь. Дело в том, что от авторов в этой серии хотели не так уж и много – написать русским языком то, что видели на экране, все, совсем же простая задача. А подавляющее большинство авторов люди тщеславные и амбициозные, что неудивительно – иначе бы они не стали ни писать, ни тем более предлагать это на всеобщее обозрение, в печать большими тиражами. Соответственно, поскольку пишет человек амбициозный, то обычно мало кто из них готов сказать в ответ на поставленные ему условия свои тщеславие и амбиции немножко заткнуть, и просто доделать то, что другие люди придумали – «да, сделаю все, как вы просили». Такого практически не бывает. Каждый стремится себя показать, выпятить, подточить проект в свою сторону, словно создатели проекта – дураки, а он вот умный и не дурак. Это самая большая ошибка, что показали «Секретные материалы», когда авторы стали в угоду своим амбициям привносить в игру собственные правила, стали этих несчастных агентов Малдера и Скалли, ради которых и покупались эти книжки читателями и поклонниками, туда-сюда дергать и делать из них черт знает что. В одном из романов Малдера даже сделали геем... Я считаю, что это жестоко. И мой совет тем, кто когда-нибудь будет профессионально или непрофессионально участвовать в таких проектах – не стремитесь к подобному самовыражению, потому что покупают это те, кто любит, посторонний человек вряд ли купит. Бывают такие случаи, да, но посторонний человек ничего не поймет в вашем этом углублении, поэтому лучше постараться все-таки соблюсти правила игры, которую придумали не вы. Создатели тоже старались, придумали эти правила, прилагали какие-то усилия, самовыражались, смогли добиться того, что их проект понравился людям. Если вы так амбициозны и тщеславны, попробуйте сами создать проект, который вызовет такой же интерес. Хотя бы такой же. Если вы действительно способны, то может быть, у вас получится создать проект, который будет лучше и интересней, но если вы участвуете в проекте чужом, значит, видимо, своего подобного масштабного проекта, который можно было бы сопоставить с этим, создать не получилось. Вот у Сергея Лукьяненко получилось создать проект «Дозоры», и он уже может спокойной жить чисто на нем. Он создал некие правила игры, в рамках которых могут работать другие, честь ему и хвала. А вот взрывать изнутри чужой мир, показать, что ты умнее разработчика, нельзя, это правило номер один. Изучать же чужой мир следует тщательно, последовательно, системно, прежде всего хронологию происходящих в нем событий, чтобы от зубов отскакивала, знать, что когда за чем следует.

В этих мирах бывают внутренние противоречия, кстати, свежий пример, в «Сталкере» я столкнулся с этим, и мне пришлось совершить выбор. Дата первого аномального Выброса плавающая, и я хотел объяснить этот момент. Правда, не помню, объяснил или нет, но само объяснение такой странности у меня было – что там специально была сдвинута дата, чтобы запутать. Возможно, тогда во второй книге объясню. Суть упомянутого мной явления в том, что если ты видишь противоречие, нелепость, с той же хронологией или с чем другим, то совсем не зазорно будет его в рамках текста объяснить. Знаете, буриме, когда авторы пишут друг за другом, порой, бывает, читаем невнимательно написанное предыдущим автором, и проскакивает, что имя персонажа одно, через пару эпизодов другое. Правильно не глумиться над тем автором, который ошибся и перепутал, а объяснить, почему оно другое. Вот тут то же самое, то есть если вы в чужом мире, в чужой конструкции, то это правило номер два. Если вы встречаете некие противоречия, если вы видите, что это лажа, не надо выпячивать, кричать – какой я умный, я лажу обнаружил. Надо спокойно подумать, как эту лажу можно объяснить, как ее свести на нет. На самом деле это вполне благородное занятие, например, у тех же братьев Стругацких, чье имя сегодня будет повторяться неоднократно, в хронологии мира будущего, который они описывали, очень много нестыковок. И есть группа людей.

Дата: 30.12.2010 | Категория: Интервью | Просмотров: 2266
Добавил: Dozer | Рейтинг: 5.0/3
ComForm">
avatar

Комментарии к материалу Встреча читателей с Антоном Первушиным

Всего комментариев: 5

avatar
1 KAHTEP • 13:10:23, 30.12.2010
Отличное интервью.
avatar
2 “Клык’ • 02:08:15, 02.01.2011
Да прекрасное. happy
avatar
3 Ворoн • 16:25:08, 11.01.2011
Хорошее интервью, я рад
avatar
4 Чемодан • 14:24:50, 16.03.2011
Шикарное интервью по больше таких B)
avatar
5 КРОВОПИЙЦА • 17:29:13, 29.04.2011
Порадовали


Рекомендуем:

Вверх
Правила чата
Пользователи онлайн
Мини-чат
+Мини-чат
0
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Сталкеров: 0