Сергей Григорович: «Казаки» принесли больше $100 миллионов»
Не так уж много компаний из бывшего СССР и нынешнего СНГ сумели
успешно выйти со своим бизнесом за границы этих союзов. И совсем мало
таких, кто не просто «постучался» на западный рынок, но и покорил его.
Интернет-журнал «Мой бизнес» пообщался
с человеком, который основал лучшую в Восточной Европе компанию по
производству компьютерных игр и создал популярнейшую стратегию начала
XXI века — «Казаки». Это Сергей Григорович, основатель и владелец
украинской GSC Game World.
Григорович: «Моя бизнес-карьера началась довольно
рано. В четвертом классе я был по обмену во Франции, жил в одной
французской семье, которая по окончании срока моего пребывания подарила
мне портативную компьютерную игру — западный аналог нашей «Ну, погоди».
Только у нас волк ловил яйца, а там была игра о футболе. Деньги я начал
зарабатывать, сдавая игру в аренду по 50 копеек. Когда тетрадь с
очередью на игру была расписана на две недели вперед, я стал брать по
одному рублю. Таким образом, деньги, выдаваемые родителями своим детям
на обеды, оседали у меня. Потом я купил вторую такую игру — и мой
заработок вырос вдвое. Так, я стал получать по 60 рублей в месяц, будучи
11-летним школьником. И с тех пор я стал полностью финансово
самостоятельным.
После этого я еще много чем занимался. Примерно с шестого по десятый
класс я каждые выходные торговал на базаре, вместо того, чтобы отдыхать.
Это было довольно интересно, своеобразно, хотя и несколько стыдно.
Зарабатывать на базаре тогда считалось чем-то ненормальным, недостойным.
Поначалу пришлось преодолевать какой-то барьер стыда, ну а потом…
втягиваешься и просто работаешь.
Торговал я компьютерными играми, а также разными радиоэлектронными
устройствами. Помню, как-то продал два АОНа за четыре доллара за каждый —
тогда это были большие деньги. За счет первого проданного АОНа я купил
компьютерную мышку. Они тогда только появились, это были страшные
экземпляры отечественного производства а-ля «Электронмаш», а у меня была
первая настоящая западная мышь, жутко дорогая по тем временам.
После школы я поступил в Киевский политехнический институт на
специальность «радиоэлектроника» — через год меня выгнали. Потом я
поступил на специальность «Экономика» в Международный научно-технический
институт — и ушел оттуда после первого семестра.
Благодаря тому, что я с детства не учился, а работал, на момент создания
компании у меня уже был какой-то стартовый капитал. Нигде никогда не
одалживал, не брал никаких ссуд, ни у каких родителей или родственников.
У меня родители одалживали, я — нет. Проблемы были другого свойства.
Помню, долго не мог зарегистрировать фирму из-за того, что в шестнадцать
лет вместо паспорта я получил «временное удостоверение» из-за нехватки
паспортных бланков в стране. По этому «удостоверению» ни одна налоговая
не соглашалась регистрировать мою компанию. В результате регистрация
затянулась почти на год, пока я не получил нормальный паспорт. Я даже
приходил в налоговую, кричал на них: «Вы ущемляете мои права, я хочу
открыть компанию и работать!» Сейчас это можно только представить —
бегает мальчик такой, кричит на взрослых дядь…
Начали мы с маленьких, малобюджетных проектов — обучающих, детских,
энциклопедий, переводов игр на русский язык. Но я хотел делать игры сам,
поэтому, когда мы заработали тысяч десять, мы потратили их на первый
собственный проект — и закрыли его. Потом была вторая попытка — и снова
неудачная. Но в итоге мы вышли на тот уровень, когда смогли создать
полноценную качественную игру».
Надо сказать, что Григорович не любит публичных мероприятий и
особенно — общения с журналистами. Считает, что не умеет говорить так же
хорошо, как специалисты из пресс-службы GSC. Однако если встречи с
прессой избежать не удается, Сергей Григорович не без гордости
рассказывает о начале своей бизнес-карьеры, подчеркивая при этом, что
всего добился самостоятельно. Впрочем, чего скромничать? Григорович —
типичный «selfmademan», человек, который сделал себя сам. Когда узнаешь
подробности становления его компании, начинаешь понимать, что название
GSC (инициалы самого Григоровича) — это не нарциссизм, а, скорее, лишняя
ответственность.
«Мой бизнес»: С какими проблемами пришлось столкнуться при создании бизнеса?
Григорович: «Основной проблемой, которая мешала при
ведении бизнеса, стал мой возраст. Мало кто всерьез воспринимал
16-летнего мальчишку. Более глобальных проблем не было. Стратегия
компании была направлена на интенсивный рост, наращивание технологий и
развитие за счет набора большого числа сотрудников, даже не нужных в
таком количестве (по 3-4 человека на одну должность) и дальнейшее
обучение этих людей. Таким образом мы готовили для себя
квалифицированные кадры на будущее».
«Мой бизнес»: Что стало поворотным моментом в развитии GSC? Намекаем, конечно, на выход игры "Казаки", покорившей весь игровой мир.
Григорович: «Поворотных моментов не было. «Казаки»
принесли нам славу, но и до этого проекта была работа, был бизнес. Доход
был в пределах вменяемых 25-30% в год. Не было никаких резких прорывов и
неожиданных подарков судьбы. Средства, как уже отмечалось ранее, были
свои собственные, полученные с прибыли от предыдущих проектов.
К тому же мы не начали с того, что сразу сделали «Казаков». Это наш
первый законченный проект. А до него мы работали над парой других,
которые пришлось закрыть. Это была еще одна стратегия, которую мы не
довели до ума, а также проект в жанре «квест». Мы просто не
почувствовали в себе силы сделать собственными стараниями сценарий для
качественного «квеста». Но его у нас купили пираты и издали, как
пиратский — мы вернули на этом где-то 30% затраченной суммы».
«Мой бизнес»: И все-таки очевидно, что GSC до «Казаков» и после — это две разных компании…
Григорович: «Когда у нас появилось, что показать, я
собрался поехать на выставку Е3, но американское посольство отказало мне
в визе. На следующий год я снова решил поехать на Е3, но снова получил
отказ. Фактически обстоятельство затормозило развитие компании на 2
года. Потому что выставка — это основное. Ты приезжаешь, показываешь
свое изобретение, и если оно интересно — то оно уже покупаемо. Лишь на
третий год я выехал на выставку во Францию, и там мы презентовали наш
проект.
После поездки на нашу первую выставку мы поняли, что наша игра произвела
впечатление. Желающих приобрести проект было много. Заказчик выбирался
из числа заинтересованных издателей. Все говорили, что это успех, что
проект революционен, что в нем лучшая графика, музыка, движок и т.д., но
величину этой заинтересованности можно было определить лишь по
предлагаемым условиям. Должна быть конкретика в разговоре. В течение
порядка полутора лет мы боролись за получение максимально выгодного
контракта. В конечном итоге игру издавал немецкий CDV».
«Мой бизнес»: Сколько вы заработали на "Казаках"?
Григорович: «Если считать в кассовых сборах — как это
делается в кинематографе, наиболее близкой нам по структуре и содержанию
отрасли, то серия «Казаки» принесла около 100 миллионов долларов
«грязного» дохода. И приносит до сих пор».
Цифра, озвученная Сергеем Григоровичем, кажется фантастической. Между
тем «Казаки» стали бестселлером не только на территории СНГ: обе части
игры триумфально покорили Европу и Азию. Удачно выбранное название
оказалось залогом успеха. Даже тем людям, которые имели смутное
представление об истории Российской империи, слово «казаки» было
знакомо, а потому узнаваемо и интересно. По информации интернет-журнала «Мой бизнес»,
серия «Казаки» была особенно популярна во Франции, где, видимо, до сих
пор помнят казаков на парижских улицах после разгрома Наполеона.
Григорович: «Самым интересным моментом при запуске
«Казаков» была наша первая выставка — «MilliaGames-99» в Каннах, в том
же дворце, где проходит вручение кинопремии «Золотая пальмовая ветвь».
Туда приехали известные компании и разработчики — весь цвет игровой и
IT-индустрии. Я тогда был в состоянии восторга от всего происходящего.
Постепенно все такие моменты перешли в разряд стандартного трудового
процесса».
«Мой бизнес»: Каково это, быть лидером в игровой индустрии СНГ, не достигнув и тридцати лет?
Григорович: «Я бы сказал так — жизнь удалась. Все
составляющие счастья на месте. Финансовый успех — с этим все в порядке.
Слава, известность — тоже. Самореализация, успех — имеется. Занятость,
востребованность того, что я делаю — и это есть. А вообще, история знает
массу примеров, когда люди добивались значительно большего. Поэтому
есть куда стремиться.
Мы не джентльмены удачи. Компания развивалась планомерно, интенсивно
наращивая производство и ставя более высокие цели. От простых проектов —
энциклопедий и обучающих программ, на реализацию которых уходило от
двух дней до месяца работы и бюджета в 1-3 тысячи долларов, мы
постепенно выросли до проектов высшего класса».
Цифры и факты
- Сергею Григоровичу 27 лет, он руководит компанией «GSC Game World». GSC — это инициалы Григоровича — Сергей Константинович.
- Компания Григоровича была создана в 1995 году, когда наш герой
окончил школу. Сегодня в киевском офисе GSC работает около 150 человек. В
2004 году в рамках GSC был создан издательский бизнес — GSC Game
Publishing.
- Сергей Григорович впервые попал на выставку в Канны, когда ему было
19 лет. Именно возраст стал причиной тяжелых переговоров с инвесторами и
издателями.