Проект Евросоюза помогает белорусам не только преодолеть последствия радиации, но и по-новому взглянуть на значение здорового образа жизни.
Проект "Практические подходы по формированию здорового образа жизни на загрязненных радиацией территориях" работает в Беларуси уже несколько лет. Финансирует его Европейский союз. В Беларуси 21район, пострадавший от аварии на Чернобыльской АЭС , но начать решили с Чечерского, Брагинского, Славгородского и Столинского, как с экспериментальных.
Эта программа адресована прежде всего детям, вынужденным жить на загрязнённых территориях. Поэтому и составные части "Практических подходов" были разработаны с учетом развития детской психологии.
Скучные лекции отменяются -- равный обучает равного
Какому тинэйджеру хочется выслушивать нудную длинную лекцию, с нетерпением ожидая, когда же она закончится? Из такой лекции школьник, в лучшем случае, не вынесет ничего. А в худшем – ему захочется все сделать наоборот …
Тренеры обучали педагогов из Чечерского, Брагинского, Славгородского и Столинского районов. Те, в свою очередь, передали навыки 240 школьникам-тренерам. И вот, сами подростки взялись за работу. Теперь уже ребята-тренеры приходят в школы, и… играют со своими сверстниками. Скучные лекции отменяются! Принцип "равный обучает равного" не зря считается в современной педагогике наиболее действенным и эффективным.
Кстати, от школьников, желающих стать тренерами, не было отбоя. Пришлось проводить жесткий кастинг.
- Помню, как в первый раз мы стеснялись зайти в класс, - рассказывает тренер, девятиклассница Настя. – Боялись, что нас никто не будет слушать. Даже попросили учителя зайти с нами в класс. Но учитель отказался. А потом я этому так обрадовалась! При старших дети бы стеснялись, а так у нас всё получилось здорово!
Форум-театры
Еще одна замечательная творческая методика по обучению называется "Форум-театры". С помощью театрального искусства рассматриваются проблемные ситуации. Сценарий "пьесы" школьники придумывают сами, сами же разыгрывают его перед сверстниками. А потом зрители и актёры меняются местами, и переигрывают сценарий по-своему, по-другому расставляя акценты, находя иные выходы из ситуации.
Например, ребята придумали и разыграли пьесу про ВИЧ-инфицированную девочку Таню. Девочка входит в класс и садится за парту. В эту же минуту все дети, сидящие вокруг, пересаживаются. Входит учитель, и начинает проверять домашнее задание. Таня единственная из всего класса поднимает руку, но преподаватель ее игнорирует…. Потом Таня идет одна домой, а одноклассники идут сзади, пересмеиваясь…Дома на плачущую Таню набрасывается мачеха: "Почему не идешь делать уроки? Когда же ты сдохнешь, как и твоя ВИЧ-инфицированная мать?"… Таня находит баночку с таблетками, и выбегает из дома…
В процессе пьеса прерывается, и ведущий предполагает участникам обсудить проблемы: возможные отношения ВИЧ-инфицированного ребенка с одноклассниками, учителями, домашними. И спектакль переигрывается по новому сценарию.
Звонки на горячую линию поступают каждый день
В рамках проекта были созданы информационно-просветительские кабинеты. Это только название скучное, а на самом деле в этих кабинетах установили компьютеры, интернет, музыкальные центры, мультимедийные проекторы с презентациями программы. Для этих достаточно отдалённых экспериментальных районов – целая революция!
Теперь ребята могут приходить и изучать материалы по теме здорового образа жизни, искать дополнительную информацию в глобальной сети, обсуждать прочитанное, распечатывать нужные материалы. И все это совершенно бесплатно!
В каждом из таких кабинетов в Чечерском, Брагинском, Славгородском и Столинском районов появились горячие линии, по которым можно звонить и взрослым, и детям. На линиях дежурят специалисты, которые обучались на специальных семинарах в Минске.
- К нам обращаются и взрослые, и дети, рассказывает специалист проекта, работающая на горячей линии в Славгороде Светлана Владимировна Колпачева. – Взрослые чаще спрашивают, как им правильно питаться, как проверять на наличие радиации продукты с их огорода или грибы-ягоды из леса, и нужно ли вообще их проверять. Дети звонят в основном старшего возраста. Интересуются проблемами СПИДа, спрашивают, например, не вредно ли им загорать на нашем солнце, и можно ли ехать на юг. Кстати, проект закончился, а линия продолжает работать.
- Как же мы можем ее закрыть, если звонки поступают каждый день! – говорит Светлана Владимировна.
Во время проекта прошел конкурс рисунков "Планета здоровья". 200 школьников передали на конкурс свои работы. Комиссия выбрала 48 победителей. Эти ребята получили подарки от Европейского Союза и дипломы от белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО. Лучшие работы издали на мультимедийном диске, добавили музыкальные заставки. Теперь его демонстрируют на детских кинолекториях, перед началом фильмов, в школах.
- Можно сказать, что цель проекта достигнута, - говорит белорусский куратор проекта Дмитрий Субцельный. - У населения, и молодежи в частности, изменилось отношение к своему здоровью. И мы этим гордимся!