ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Следопытник:
Будет ли продолжение ваших книг? Или другие книги, с сюжетом, в котором будут присутствовать персонажи из старых книг?
А.Калугин:
Какие-то - будут, какие-то – нет. Сейчас я работаю над новой книгой из цикла «Между Раем и Адом». Все те же герои, но новое расследование. Книга «Мертвоград», открывающая новый цикл «Мем-бред сегодняшнего дня» должна выйти только в ноябре, но мне уже хочется написать продолжение. Там ситуация несколько иная. И место, и герой, скорее всего, будут другие, сохранится лишь определенная атмосфера, присущая первому роману. Но глобальный сюжет получит дальнейшее развитие и читатель узнает много нового о том, что происходит в этом странном мире. Есть так же намерение продолжить цикл рассказов «Первая Марсианская». И написать еще один, а то и два романа в мире «Линкора «Дасоку». Второй роман будет называться «Крейсер «Джет». О других темах пока ничего определенного сказать не могу. Задумок много, но на то, чтобы все их реализовать, реально не хватает времени. Приходится выбирать только самое лучшее.
Jericho:
Какую музыку вы слушаете?
А.Калугин:
Самую разную. Вот прямо сейчас сижу и слушаю Country Joe & The Fish. Мне даже Lily Allen понравилась, когда я послушал как мило и очаровательно она спела песенку «Fuck You». Такая отвязанность и Sex Pistols не снилась. Но если речь идет о моей Великой Когорте Бессмертных, то это Led Zeppelin, King Crimson, Rush, Pink Floyd, Black Subbath. Из нынешних лучшими считаю Muse и Franz Ferdinand. Совершенно неожиданно понравился третий альбом Arktic Monkeys. При том, что первый два не произвели впечатления. Что я совершенно не переношу, так это современную российскую эстраду и кабацкий блатняк, который у нас почему-то удумали называть «русским шансоном». Кстати, любопытный момент. Когда кто-то, помнится, предложил сделать слово «кофе» среднего рода, был поднят крик в защиту русского языка. И я с этим абсолютно согласен, «кофе» должен быть «черный», а не «черное». Иначе-то его и пить противно. Но почему-то никому нет дела до того, что уже который год у нас повсюду говорят и пишут «русский песня».
Jericho:
Как вы относитесь к группе Rammstein?
А.Калугин:
Забавные ребята. Хотя, на мой взгляд, они все же в большей степени шоумены, нежели музыканты. Эдакий сильно утяжеленный вариант Kiss. Или – европейский ответ Marilyn’у Manson’у. Отвлеченно от образов, созданных участниками группы, от их концертных шоу и видеоклипов, мне лично музыку Rammstein воспринимать довольно сложно.
Jericho:
Какие книги читаете?
А.Калугин:
Сейчас читаю Питера Хёга. Не так давно открыл для себя этого автора. И – забрало.
Jericho:
Все ли книги серии Сталкер вы прочитали?
А.Калугин:
Да бог с Вами! Покажите мне того героя, кто прочитал все эти книги!
Я, когда выбираю книгу, ориентируюсь не на серию, а на имя автора.
А мои литературные пристрастия так и вовсе простираются совершенно в иной плоскости. Я еще всего Вудхауза не прочитал. А очень хочется. Ромен Гари и Бродиган ждут своей очереди. Непрочитанными лежат книги Макьюеэна, Хорнби, Уэлша... Новую книгу своего любимого Клайва Баркера недавно купил – и тоже все некогда прочитать.
Jericho:
Проходили ли вы DOOM 2?
А.Калугин:
Да! И – неоднократно!
Jericho:
Какой совет дадите начинающему писателю и поэту?
А.Калугин:
Писать. Как можно больше. И не слушать ни чьих советов.
Jericho:
Стоит ли вообще писать?
А.Калугин:
Если не ошибаюсь, М.М.Жванецкий в свое время сказал, что писАть, так же, как и пИсать, нужно тогда, когда чувствуешь, что уже не можешь терпеть. Я с ним абсолютно согласен.
Jericho:
Сейчас всё больше пишут про АПОКАЛИПСИС. А как вы думаете, о чём будут писать в будущем, когда эта тема иссякнет и о чём будете писать вы?
А.Калугин:
Про апокалипсис писали и будут писать всегда. Это вечная тема. Люди всегда жили и будут жить предчувствием конца света. Как бы он не назывался. Библия, один из первых фантастический межавторский цикл, под завязку наполнена апокалипсичекими мотивами. И ведь это лишь пересказы еще более древних мифов. Если эта тема все еще интересует нас сейчас, спустя тысячелетия, почему она должна иссякнуть в будущем? Наоборот, со временем появляется все больше поводов для апокалипсических мотивов. Старику Ною Чернобыль даже в страшном сне не виделся. Пророк Даниил понятия не имел о СПИДе и мировом финансовом кризисе. А Иоанн Богослов ведать не ведал, что такое озоновая дыра, глобальное потепление и техногенные катастрофы.
Но тема эта никогда не была доминирующей в литературе. Да и не тема это, по большому счету, а всего лишь антураж. И писать в будущем будут о том же, о чем всегда писали. Во всей мировой литературе есть только две оригинальных сюжета: любовь и смерть. Все остальные – производные от них.
Jericho:
Почему вы не хотите издавать продолжение романа "Пустые земли" как книгу, а только выставите на своём сайте?
А.Калугин:
Во-первых, потому что это мой собственный проект, рассчитанный именно на интернет-публикацию. Мне интересно попробовать новую форму поиска контактов с читателями. Во-вторых, я хочу попробовать использовать совершенной иной подход к теме, сделать текст более развернутым, многоплановым, задействовать большее число героев. В-третьих, наконец, я хочу показать свое собственное видение ситуации в Зоне и вокруг нее, отличающее от той, что отрабатывается в книжной серии.
Jager:
Недавно прочитал на вашем офф.сайте новость о продолжение Пустых земель. Если не секрет, хотя бы намекните, чего нам ждать в новой книге?
А.Калугин:
Посмотрите ответ на предыдущий вопрос. Только уточню, что это все же будет не книга а интернет-проект. Или, если хотите, фанфик. Читателям это, может быть, и без разницы, но для меня – принципиальный момент. Поскольку определяет совершенно иной подход к материалу, нежели в книге. Здесь я могу полностью отпустить поводья своего воображения и делать абсолютно все, что заблагорассудится. Вот это будет развлекуха!
Jager:
Почему, по вашему мнению, так популярна книжная серия "S.T.A.L.K.E.R."?
А.Калугин:
Поначалу мне казалось, все дело в том, что книги «Сталкера» .» заняли странным образом пустовавшую до них издательскую нишу фантастико-приключенческой литературы для взрослых, в духе Хаггарда, Стивенсона и Конан Дойля. Мир «Сталкера» одновременно фантастический и реальный, близкий и недоступный, населяющие его герои мужественны и харизматичны, а сюжет насыщен самыми невероятными приключениями. Читателю очень легко вообразить себя героем таких книг. Мне самому «Сталкер» по духу казался близок к вестерну – так же популярному жанру, обойденному вниманием издателей. Наверное, поначалу оно так и было. Но теперь вокруг «Сталкера» сложилась определенная субкультура, которая и поддерживает интерес к книгам серии.
Jager:
Пропадет ли интерес у читателей Сталкера через года, десятилетия или его вполне можно считать классикой научной фантастики?
А.Калугин:
Вы, должно быть, шутите? На мой взгляд, «Сталкер» и близко не лежал с научной фантастикой. Болванка исполняющая желания – Хокингу это понравилось бы. «Сталкер» - это некий синтетический жанр, близкий, скорее, к комиксам о супергероях, чем к научной фантастике, да и к литературе, как таковой. Нынешний массовый интерес к книгам «Сталкера» обусловлен вовсе не их высоким литературным уровнем, а тем, что прежде у нас такого не было. Не было повода для групповой маргинализации, как, например, у футбольных фанатов. И забудут о «Сталкере» легко и безболезненно, как только у нового поколения появятся новые герои. Лишь старые, поседевшие фэны будут собираться время от времени и ностальгировать, перелистывая пожелтевшие страницы. Помните, как в свое время народ прилипал к телевизорам во время показа «Просто Марии»? А все потому, что это была первая мыльная опера на российском ТВ. Актеров, никому не известных за пределами родной Мексики, приглашали в Москву и встречали, как звезд первой величины, едва ли не на государственном уровне. И кто сейчас хотя бы имена их вспомнит? «Сталкер» - это та же «Просто Мария». И судьба у него та же самая.
Jager:
Планируете ли писать новые книги в сеттинге "Зона Смерти"?
А.Калугин:
Когда я писал «Ржавчину», мне представлялось, что «Зона Смерти» должна стать более широким, более свободным, а потому и более интересным развитием темы «Сталкера». В «Ржавчине» только намечались темы, которые должны были получит развитие в дальнейшем. Но вышло так, что с самого начала серия дала резкий крен в сторону милитаристской фантастики и тем самым оказалась загнана в еще более жесткие рамки. Мне эта тема совершенно чужда и неинтересна.
Jager:
Контролирует ли как-то GSC деятельность писателей, ставя определенные рамки в написании книг, или у писателей полная свобода слова?
А.Калугин:
Не могу говорить за всех, но меня никто не контролировал. Единственное непременное требованием – действия должны происходить в мире игры и в пределах Зоны или в ее ближайших окрестностях. Все остальное – на собственное усмотрение.
Jager:
Часто ли узнают на улице и просят автограф?
А.Калугин:
Вы узнали бы меня на улице?
Jager:
Как вы относитесь к своей популярности?
А.Калугин:
Если бы я еще знал, что это такое.
Цэнтурион:
Вот мой вопрос: в большинстве книг в мире STALKER пишутся о сталкерах-мастерах и вообще тёртых личностях , вот и Вы в книге "Дом на болоте" написали о Болотном Докторе , легенде , в "Пустых землях" Джагер - довольно-таки тёртая личность. Почему так мало книг где описывается сталкер , идущий нелёгкой дорогой с самой Деревни новичков и дальше ?
А.Калугин:
Очень хороший вопрос! И, как не странно, прежде мне его не задавали. А дело
все том, что описать мускулистого героя, валящего врагов направо и налево,
всегда выигрывающего в карты и соблазняющего любую фемину легким движение правой
брови, гораздо проще, чем тщедушного, замученного жизнью и затюканного женой
неудачника. И ведь нужно не просто описать, но еще и заставить читателя
полюбить этого некрасиво и неудачливое создание. Для этого, как минимум,
талант требуется. Вы не замечали, что в американских фильмах у положительного
героя, даже если он всю жизнь просидел в тюрьме или в какой другой вонючей дыре, зубы неизменно белые и ровные. В то время, как у негодяя зубы кривые и гнилые.
Это та же самая упрошенная работа на подсознание – человек с гнилыми зубами
неосознанно вызывает отвращение у зрителя. Человек, читая книгу, непременно
ассоциирует себя с главным героем. И, если главный герой веселый ловелас и
повеса – читателю это нравится. Если же герой жалкий недотепа и неумеха –
читателя это раздражает. И я готов поспорить, что книга с героем, в котором
нет ничего героического, будет встречена в штыки самими же читателями серии.
Если, конечно, сначала ее опубликуют. Видели бы Вы лица моих
издателей, когда я сказал, что героем моей новой книги станет слепой
сталкер. И только напоминание о Затойчи несколько их успокоило.
Алекс:
Какая ваша книга, на ваш взгляд, стала самой удачной ?
А.Калугин:
С коммерческой точки зрения – книги серии «Сталкер». Если же речь идет о книге, в которой первоначальный авторский замысел оказался максимально приближен к его окончательному текстовому воплощению, то это «Мертвоград», книга, которая должна выйти в начале ноября.
Алекс:
Как вы думаете, какие книги сейчас наиболее актуальны и интересны потребителю ?
А.Калугин:
Судя по тому, что я видел на последней книжной ярмарке, наиболее актуальны сегодня книги «Как стать богатым и знаменитым за 24 часа и как быть, если ничего не получится», «Как заработать свой первый миллион и с умом его потратить» и «Как выйти замуж за миллионера и что с ним потом делать». Так же пользуются спросом мемуары тех, кто уже стал богатым и знаменитым. Одним словом. Книги на тему «Сделай себя сам». Все бы ничего, да только книги эти пишутся вовсе не для того, чтобы помочь страждущим, а чтобы кто-то другой мог зарабатывать пусть не миллион, но, по крайней мере, на бутерброд с маслом и джемом. И мне почему-то кажется, что у нас в стране эти и подобные им книги еще долго будут оставаться актуальными.
Что же касается интереса читателей к тем или иным авторам, жанрам и темам, то это, как мне кажется, очень сложная тема. Достаточно зайти в книжный магазин – чего там только нет на полках! И, знаете, мне такая ситуация нравится. Я предпочитаю мучительно выбирать, какую книгу прочитать из тысяч и тысяч, предлагаемых мне издателями, нежели вообще не иметь выбора. Хорошие авторы по-прежнему на полках не залеживаются – и это здорово.
У нас, как известно, страна особая. И во всем идет свой путь, не таким, как все. Даже в книготорговом деле. Серьезной рекламы книжной продукции практически нет. Поэтому и интерес читателей непредсказуем, как стихия. И, если я, к примеру, могу понять, чем были определены волны читательского интереса к Пелевину, Коэльо, Акунину или Дэну Брауну, то внезапный взлет популярности такого автора как Павич, я до сих пор ни понять, ни объяснить не могу. Если сегодня повышенным спросом пользуются мелодрамы из жизни нечисти и милитаристская фантастика с реваншистским уклоном, то завтра будет завтрашний день. И совсем другая музыка.
Алекс:
Как вы познакомились с миром Сталкера ? Я, к примеру, 3 года назад был далёк от интернета, и игру мне посоветовал один мой друг. А как у вас происходило знакомство с миром Сталкера ? И как вам пришла в голову мысль о том, что из этого могут получатся хорошие книги ?
А.Калугин:
Идея была не моя, а издательства "Эксмо". Мне же просто предложили поучаствовать в этом проекте. Так что, за отличную книжную серию благодарить нужно, в первую очередь, замечательных людей из редакции фантастики. Роман "Дом на болоте" я написал, когда самой игры еще и в помине не было. Более чем за год до ее официального релиза. Чтобы познакомиться с имеющимися наработками, пришлось ехать в Киев. Разработчики игры показали нам имеющиеся у них на тот момент материалы и почти на пальцах объяснили, что там и как будет. Все остальное пришлось придумывать самим.
Алекс:
Если не секрет - писать книги - это ваша основная работа, или, помимо этого, у вас есть другая профессия?
А.Калугин:
До того, как стать профессиональным писателем, я приобрел много разных профессий и специальностей. Сейчас я зарабатываю на жизнь только писательским ремеслом.
Алекс:
Сейчас в мире постапокалипсиса появляется много талантливых (и не очень) авторов - Глуховский, Ливадный, Глушков и многие другие. Кто по-вашему имеет наибольшие шансы на успех? И в чём недостатки этих авторов?
А.Калугин:
Я придерживаюсь принципа: Пусть расцветет тысяча цветов. Кто-нибудь их да сорвет. Если книги издаются – значит это кому-нибудь нужно. Если автора публикуют – значит кто-то его покупает. И мое мнение по данному вопросу не является определяющим. Это всего лишь очень субъективное мнение частного лица. Которое я и высказываю только в частной беседе. К тому же, я уже говорил выше, что мои литературные интересы находятся в иной плоскости. Я почти не читаю современную отечественную фантастику. Есть всего три-четыре автора, которые постоянно находятся в зоне моего внимания. Имена называть не стану – иначе это сочтут рекламой.
Алекс:
Собираетесь ли вы и дальше публиковать свои произведения только на своём сайте или же "Пустые Земли-2" будут исключением ? Или своеобразным экспериментом ?
А.Калугин:
Пока это эксперимент. Попытка найти новую форму подачи текста, новую форму общения с читателями. Во что этого выльется – посмотрим. В любом случае, это ни в коем случае не означает, что я собираюсь отказаться от работы с издательством.
АЛЕКСЕЙ КАЛУГИН О ПРИЧИНАХ ПОПУЛЯРНОСТИ ПОСТАПОКАЛИПСИСА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.Калугин:
А.Калугин:
А не хотите поговорить о том, почему сейчас в России такой большой интерес
к постапокалипсической тематике?
Алекс:
Ну эта тема сейчас вообще становится весьма популярной. Возможно, что виной этому участившиеся катаклизмы, приближающийся конец света (хотя я в него не верю)), кроме того, есть определённый накал в отношении ведущих держав мира. Наверное, все вот эти факторы и повышают интерес к пост-апу в нашей стране, ведь у многих, помимо этого, есть некая апатия в отношении ближайшего будущего. Неверие правительству, неверие в самих себя. Я думаю, что поэтому такой вот интерес и возникает.
А.Калугин:
Я тоже примерно так себе это и представляю. Так, может, и обсудить эту
тему? Может, как раз мы со своими "салкерскими" книжками делаем черное
дело, окончательно загоняя несчастных читателей угол? Может, им в
нынешней-то ситуации нужны позитивные, добрые книжки?
Алекс:
Понимаете, взять ту же серию Сталкер. Я не читал много книг из этой серии по одной простой причине: очень много слабого материала. То есть, много книг написано в стиле "я терминатор и перебью всех и сам выживу при этом". Нет души в книгах, а соответственно и большого интереса к ним. Я хочу сказать, что, на мой взгляд, немаловажно и то, как само произведение написано. Вот например читаю сейчас "Метро2033: Питер". прочёл страниц 30-40, нашёл массу орфографических ошибок и сразу видно, что автор неопытный.
А позитивные книги я думаю надо писать в стиле наших классиков - Пушкина, Достоевского, Гоголя. К сожалению, таких вот произведений сейчас крайне мало. А ведь в них порой содержится очень позитивная тематика. Очень добрая даже. Хотя времена меняются и вместе с ней меняется мода на многие вещи, в том числе и на литературу. Хотя конечно можно писать и фантастику с более позитивным настроем. Например, про Космос или будущее человека, то есть передавать своё как бы отрицание в конец света и веру в будущее человека.
А.Калугин:
Да того же "Сталкера" можно делать в ином ключе. В «Доме на
болоте" у меня, если не ошибаюсь, ни один человек не погиб. Но издатели
этого не хотят. При этом ссылаются на читателей, которые, мол, тоже
этого не поймут. По мнению издателей читателю нужна книга с одной,
прямой, как палка, сюжетной линией и одним-двумя, максимум - тремя
главными героями. Все. Получается замкнутый круг. Где выход?
Алекс:
Издатели "играют" на настрое общества, и это очень плохо. И ещё хуже то, что основной контингент читателей сталкерской серии - это подростки. И большинство из них до выхода игры Сталкер вообще ничего не читали. Издателям важна прибыль, а не то, как написана книга. Ну а насчёт того, что читатели не поймут того, что сюжет книги будет непредсказуемым и более интересным, чем "пошёл-убил-принёс" - то это по-моему просто отговорка. Вам ведь удалось сделать свои книги интересными без всей этой бездумной пальбы и т.д. К слову, для меня развязка сюжета в "Пустых землях" стала приятной неожиданностью.
Ну а выход наверное в том, что надо продолжать следовать своим идеям.
А.Калугин:
Все верно. Но здесь включается другой тормоз. Писатель должен получать
деньги за свою работу. А издательство готово платить только за то, что
можно продать. Желательно, большим тиражом и без особых усилий. Так что,
в лучшем случае, остается искать компромисс между собственными желаниями
и пожелания издателей. Или, в худшем - четко следовать в русле коммерции.
Алекс:
То есть действительно получается "замкнутый круг", где зачастую от многих своих идей приходится отказываться в угоду издателям. Это, на мой взгляд, не всегда хорошо, но есть всё-таки и те, кому нравится конечный продукт - я имею ввиду фанатов именно боевиков с бездумной стрельбой, убийствами, жестокостью и т.д. Быть может по прошествии какого-то времени взгляды издателей переменятся, как вы думаете ?
А.Калугин:
Я думаю, что дело здесь даже не в издателях. Есть среди них отдельные
представители, которые, на полном серьезе считают, что лучше
фантастического боевика в мировой литературе ничего не создано. Но большинство все же
вполне грамотные и вменяемые люди. И им самим хочется издавать хорошие и
умные книжки. И зачастую они так и поступают, даже если при этом
приходится наступить на горло собственной песне. Но, как не крути,
современное издательство это коммерческое предприятие и должно приносить
прибыль. Но, неужели нельзя зарабатывать деньги на хороших книгах? Есть
же такие примеры, как Умберто Эко или Маркес. Я не знаю в деталях, как
работает вся эта система, но складывается у меня впечатление, что
порочный круг, о котором мы говорим, возник после того, как рухнула
старая советская система книгопродаж. Сейчас распространением книг
занимаются оптовые книготорговые фирмы, с которыми и работают
издательства. А вот там-то сидят как раз до костей прожженные дельцы, для
которых книга это только товар. Они будут и Маркеса, и Борхеса и Кафку
продавать, если только убедить их в том, что это круто, что на этом можно
зарабатывать деньги. А сделать это весьма непросто. Издатель не может сутками
сидеть с оптовиком, рассказывать ему про каждую книгу, про то кем и для кого она написана, и
как ее следует позиционировать, чтобы выгодно продать. Отсюда серии, на
которых сидят практически все издатели. Так проще - оптовик знает, что
эта серия продается а эта - нет. А что под серийной обложкой, уже не
имеет значения. Автор уже становится неважен. Ну, за исключением
нескольких имен, раскрученных мультимедией. То есть, на мой взгляд, в
первую очередь должна измениться система книгораспространения. Чтобы,
как торговцам, так и издателям было видно, что читатель покупает не
серию вообще, а конкретных авторов. И тогда будет понятно, за каких именно
авторов читатель голосует рублем. Это не будет означать, что сразу же
исчезнет попсовый ширпотреб. Никуда он не денется. У буржуев тоже Гарри Поттер издается большим тиражом, чем Рэя Брэдбери. Но тогда у нас оформится
такое понятие, как авторская литература. Хотя, не исключено, что все это
всего лишь мои измышления
Алекс:
Насчёт того, что эта безвыходная ситуация сложилась после краха СССР, я с вами полностью согласен. Что было раньше, так сказать, "круто" ? То, что сейчас находится не в моде, в основном. Общество как-то резко изменило свои принципы, куда большую власть стали иметь ценности материальные - общество извратилось, стало более злым и обречённым. Поэтому многим концовка книги, где глав. герой не умирает или никого не убивает, считается "странной", ведь потребители выросли на "бригадах", "ментах", криминале на улице и т.д.
А.Калугин:
А фокус, наверное, в том, что на потребителя разом вывалили все, что он,
бедный, прежде недополучал, или не получал вовсе. Это как с витаминами.
Без них жить невозможно, но и от передоза тоже можно загнуться.
Алекс:
Насчёт оптовиков... я покупаю книги через интернет-магазин Озон, так там книги описываются так, словно все они шедевры. Это, честно говоря, противно, потому что порой заплатишь рублей 300-500, а получаешь шлак, годный только на растопку печки))
А.Калугин:
Так зачастую ж анонсы на обложках просто не соответствуют содержанию.
Такое впечатление, что анонс пишет человек даже не заглянувший в книгу,
а лишь посмотревший на обложку.