09:02:14

''Сталкер'' в Америке


На американском книжном рынке произошло крайне необычное событие. Крупное издательство выпустило первым тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров книгу известного романиста и взыскательного критика Джефа Дайера ''Зона'', целиком посвященную беспрецедентно детальному разбору фильма Андрея Тарковского ''Сталкер''. Такой книги нет и на русском. Она – словно приуроченный к 80-летию Тарковского, щедрый оммаж гению русского режиссера, у которого есть немало поклонников среди американских художников. Один из них - ведущий видеоартист США Билл Виола - в его честь даже сына назвал Андреем. И так повсюду. В Японии, скажем, Тарковского ставят рядом с Достоевским и переводят стихи Арсения Тарковского, чтобы поэзия отца помогла понять фильмы сына. А в прошлом году я побывал в Таллинне на фестивале Тарковского, где нам показали гигантское здание бывшей электростанции - этакий промышленный Пиранези. Вот тут-то и снимался ''Сталкер''. Теперь это мемориальная ''зона'', куда водят туристов, и их можно понять. ''Сталкер'' - культовый фильм, который с огромным трудом, но все-таки объединил эзотерическое кино Тарковского с популярной фантастикой Стругацких.
Как рассказывает Борис Стругацкий, длинный ряд отвергнутых режиссером сценариев показывает, что в исходном тексте, в повести “Пикник на обочине”, Тарковского интересовал исключительно “генератор непредсказуемости” - Зона. Нещадно отбрасывая весь научно-фантастический антураж, режиссер переводил произведение Стругацких на язык символов. Зона у Тарковского - это “Поле Чудес”, где может произойти все, что угодно, ибо здесь не действуют законы, навязываемые нам природой.
“Сталкер” - фильм о диалоге, который человек ведет с Другим. Для их общения никакой язык не годится, поэтому понять друг друга они могут только на языке самой жизни. Посредник между человеком и Зоной - Мартышка, дочь Сталкера, которая ведет этот диалог напрямую: Зона, отняв у Мартышки ноги, лишила ее свободы передвижения, но взамен научила телекинезу, способностью передвигать предметы силой мысли.
По свидетельству Бориса Стругацкого главная трудность работы с Тарковским заключалась в несовпадении литературного и кинематографического видения мира. ''Слова, - говорит писатель, - это высоко символизированная действительность, в то время как кино - это совершенно реальный – беспощадно - реальный мир''.
Чтобы разобраться в этом мире, мы пригласили в студию философа ''Американского часа'' Бориса Парамонова.

Дата: 24.04.2012 | Просмотров: 1947 | Добавил: Т34
avatar

Комментарии к новости ''Сталкер'' в Америке

Всего комментариев: 5

avatar
1 Джам • 19:58:34, 25.04.2012
Как же вам не понять русские, что америкосы не смогут проникнуть Сталкером и ЧЗО, как мы с вами.
avatar
2 Capit@n • 21:15:05, 25.04.2012
Да, америкосам это не понять pity >(
avatar
3 MrCrash407 • 22:21:43, 25.04.2012
Согласен. У нас сталкер пропитан еще и некой философией, обазом жизни и бытом. И я рад, что им не прийдется столкнуться со своей ЧЗО.
avatar
4 1mpul$e • 09:53:22, 30.04.2012
Да, ещё и наш Сталкер насовсем забрали думают, что если они сделали Фалаут так и Сталкер переделают под себя.. pity >(
avatar
5 Massive • 01:34:39, 13.05.2012
Не поймут.... Как и русский мат, никогда не поймут...


Рекомендуем:

Вверх