Новый голливудский фильм ужасов Орена ПЕЛИ
«Дневник Чернобыля» вызвал в США волну возмущения и критику со стороны думающих американцев, которых поразила легкомысленность изображения последствий одной из самых больших техногенных катастроф человечества. Зато Государственное агентство Украины по вопросам кино 22 мая официально позволило прокат этого фильма в Украине, не увидев в нем ничего противоречивого и ненормального. По словам начальника отдела государственной регуляции киновидеопроката Госкино Марии ИЛЬЕНКО, выдавая прокатное удостоверение этой ленте, ее даже не показали членам экспертной комиссии по вопросам распространения и демонстрации фильмов.
— Фильмы просматриваются всеми 19 членами экспертной комиссии только в том случае, если возникают расхождения относительно определения возраста аудитории или какие-то другие вопросы, — рассказала «Дню» М. Ильенко. — В случае с «Запрещенной зоной» дискуссионных вопросов не возникло. Специалист отдела просмотрел фильм и сам определил возраст аудитории — от 16 лет.
Фамилию этого специалиста пани Ильенко называть отказалась.
По сюжету ленты, которую ныне показывают в кинотеатрах Киева, Харькова, Львова, Одессы, Донецка и других городов, шестеро отчаянных туристов в поисках приключений приезжают на экскурсию в зону Чернобыля. Открыв для себя город-призрак Припять, молодежь попадает в настоящий мир ужасов: встречается с животными-чудовищами, которых не убивает оружие, и жертвами радиации — мутантами-людоедами, которые, согласно замыслу авторов ленты, не успев эвакуироваться в 1986 году, доныне живут в зоне отчуждения.
Просмотрев фильм, удивишься: как «такое» кино можно было разрешить показывать в Украине? Поражает даже не сама попытка творцов заинтересовать мирового зрителя, цинично спекулируя на теме Чернобыля (в США лента вышла с красноречивым лозунгом «Почувствуй дозу облучения»), а откровенное искажение фактов трагедии, ее последствий для человечества, примитивизм изображения и высмеивание непутевых украинцев. Например, не понимая английский язык главного героя, который просил о помощи, украинские военные в конце ленты просто... застрелили его; зато сильно облученную девушку, которая после ужасной ночи в Припяти и блужданий в... радиаторе блока атомной электростанции (!) выжила, сообразительные украинцы — чтобы она никому ничего не рассказала — закрыли в клетке с мутантами-оборотнями.
Сразу после премьеры «Дневника Чернобыля» в Соединенных Штатах свой протест выразила Ассоциация студентов им. Мыколы Михновского (США). Молодежь призвала бойкотировать ленту. «Мы возмущены попытками продюсеров этого фильма заработать на использовании этой ужасной трагедии», — говорится в их заявлении, с которым молодежь обращается в социальных сетях с просьбой ко «всем членам украинской и американской общин и вне их бойкотировать этот фильм за бесстыдное использование сотен тысяч утраченных жизней и растущее число жертв, которые еще живы, для личного обогащения и материальных целей». По мнению студентов, сюжет ленты нарушает хронологию событий, искажает причины и ужасы последствий Чернобыльской аварии для украинского народа и всего человечества.
К призыву Ассоциации студентов им. Мыколы Михновского приобщились американские журналисты и лидеры общественных организаций США. Реакция американского общества, которое вроде бы воспитано на голливудской традиции, заслуживает особого внимания. В первую очередь потому, что свидетельствует: казалось бы насквозь коммерциализированный Запад до сих пор остро чувствует грань, за которой стоят ценности, через которые переступать нельзя. Покупая билеты на «Дневник Чернобыля», украинцы, похоже, эту грань не чувствуют. Призывая к бойкоту этой ленты, американцы демонстрируют уважение к нам и нашей истории, вероятно, больше, чем мы сами.
— Тематика Чернобыля в кинематографе искажается умышленно, чтобы исказить представление людей о самой трагедии и о подвигах героев-ликвидаторов, — убежден президент Всеукраинской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль Украины» Юрий АНДРЕЕВ. — К сожалению, такие фильмы очень далеки от серьезной исторической правды. Удивляет, что безответственно кино о Чернобыле снимают не только в Америке, но и в России. Ужас, который в действительности происходил в Чернобыле, в этих фильмах проходит стороной. В позапрошлом году в России вышел фильм о двух молодых людях, которые на мотоцикле заехали в зону отчуждения и там погибли. От такого фильма никакой пользы. Проблемы, которые они пытаются показать, никакого отношения к реальности не имеют. И в этом году в Украине по российскому заказу ведутся съемки мини-сериала «Бабочки», в котором, между прочим, говорится, что от радиации погибают сотни тысяч бабочек. Но всем понятно, что чем проще устроена нервная система, тем более стойкие организмы к радиации. Откровенные ляпы ленты: вертолет падает едва ли не в середину станции; над ЧАЭС, когда она взрывается, виден пассажирский самолет. Все зоны над атомными станциями всегда были закрыты для перелетов. Сюжеты далеки от реальных событий, главные герои — как моральные уроды. Искаженная в кино реальность момента трагедии в Чернобыле или тема сегодняшней жизни в зоне отчуждения не дают возможности почувствовать систему ценностей ликвидаторов, их героический подвиг. На мой взгляд, именно самопожертвование и отвагу людей, которые спасли мир, нужно показывать в кино, а не приключения подростков, которые ищут экстремальных приключений. Эти фильмы просто обидны для чернобыльцев. Мы не будем их смотреть, как афганцы не смотрят «Девятую роту» Ф. Бондарчука. Досадно, но сегодня не только художественное, но и документальное кино очень примитивно освещает трагедию на ЧАЭС. Конечно, глядя такой примитив в кино, вообще не нужно думать, изучать дополнительную литературу, общаться с очевидцами.