13:53:08

ЧАЭС. 26 апреля 1986 года... Рассказ ликвидатора последствий аварии


Отмечая дату трагедии на Чернобыльской АЭС, мы публикуем рассказ человека, который в том же, 1986-м году, побывал в Зоне отчуждения в качестве ликвидатора последствий аварии. 

 

Фан-арт: А. Новиков (к игре "Тень Чернобыля")



Записки ликвидатора
Попытаюсь написать о ликвидации аварии на ЧАЭС, как участник ее.
Пишу только то, чему сам был свидетель, если с чужих слов - так и напишу. Извиняйте, что много слов, так получилось.

Предыстория.
О себе: у нас в университете была военная кафедра и нас, биологов, готовили, как офицеров-химиков. По окончании присвоили звание лейтенанта запаса, через 10 лет получил звание ст. лейтенанта, а весь срок моей службы в армии составил 75 суток - то время, что я участвовал в ЛПА (ликвидация последствий аварии) на ЧАЭС.
Услышав об аварии, понял, что рано или поздно буду там, по воинской специальности. Много читал по доступной литературе (об Инете тогда никто и не слышал, да его и не существовало). Задумался, почему в Японии люди, пережившие облучение при ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, до сих пор живы, и понял, что одна из главных причин - традиционное чаепитие с детства.
Начал «рыться» в свойствах чая и где-то вычитал, что он выводит радиацию. Правда, в Японии традиционно пьют зеленый чай, а у нас черный, но суть та же. Я и до этого его любил и много пил. В части же выпивали ежедневно не меньше литра. Есть мнение, что и спирт выводит радиацию, да, это правда, но нюанс в том, что пить спирт надо ДО облучения, а после он совершенно бесполезен, в отличие от чая. 


Путь в Зону.
В начале ноября 1986 г. меня вызвали в райвоенкомат и сказали, что возможно мне придется поехать на спецсборы по ЛПА, отправили на медкомиссию в райполиклинику.
Так получилось, что я стал единственным человеком среди ликвидаторов района, у которого есть медобследование до поездки. Тех, кого призывали до меня, поднимали кого в 2, кого в 4 часа ночи и тут же отправляли через военкомат в зону, на сборы давали 10 минут. Кого отправили после меня, не обследовали, т.к. пришло ЦУ никаких обследований не проводить.
Меня признали абсолютно здоровым. Помню, заведующий поликлиникой сказал: «Может, вам написать какую-нибудь болезнь? Нам же потом вас лечить». На что я ответил (молодой был, идейный): «Я давал присягу защищать Родину». Он вздохнул и подписал: «Годен без ограничений». 

28 ноября меня вызвали в райвоенкомат и сказали, что я призываюсь на спецсборы, отправка в облвоенкомат завтра, в 4 утра. 29-го мы, 10 офицеров-запасников из разных мест области, сидели в зале. Перед нами выступил заместитель облвоенкома и сказал, что мы призываемся на спецсборы по ликвидации аварии на ЧАЭС. Он добавил, что мы можем отказаться от поездки, но «…вот рядом со мной сидит прокурор области, против всех отказавшихся согласно закона «О воинской обязанности» будет возбуждено уголовное дело» (!!!). (Для справки: это от 3 до 5 лет лишения свободы).
Естественно, что отказавшихся не было. 

Назначили старшего группы. Им оказался единственный среди нас член КПСС, заведующий одним из ресторанов облцентра. Автобусом нас отвезли в Краснознаменку, в/ч, где переодевали всех военнообязанных, отправляющихся в Зону. Там с нами провели беседу и объявили назначения на должности.
Оказалось, что требовалось восемь человек, а нас было десять. То есть, двое оказались «лишними». Одного отсеяли сразу, у него было трое детей. Так получилось, что надо было отправлять домой одного из двоих - меня или парня из моего же поселка. Задали вопросы: коммунисты? - нет, комсомольцы? - оба, кто хочет ехать добровольно? - молчание. Тогда бросили монету. Выпало отправляться домой мне. Тут мгновенно в голове пронеслось: «Когда вернусь, как мне доказать, что я не струсил, что отправили в Зону его, а не меня?» И сказал, давайте поеду я. Спросили у второго: «Ты не против?» Парень, разумеется, не возражал. Вот так я и попал в список.
(Кстати, когда вернулся домой, мне пришлось рассказывать людям, что парня того не родители «отмазали», и что он не струсил, а просто оказался лишним). 

В общем, на следующее утро нас переодели в солдатскую форму, дали сухпайки, выдали проездные документы и отправили в Одессу, сказав, что там нас встретит представитель облвоенкомата, поможет с билетами на поезд.
Приехали. Никто нас не встречает, часа через два решили, что нечего ждать и сами взяли билеты. Минут за 15 до отхода поезда прилетел запыхавшийся подполковник, узнал, что мы уже взяли билеты, сказал молодцы и убежал. 1-го утром мы приехали в Фастов, далее электричкой в Белую Церковь, там у дембелей-«партизан» узнали, куда идти на пересыльный пункт. 

Добрались. В большой 2-этажной казарме везде стояли 2-ярусные койки, было полно «партизан», как солдат, так и офицеров. Наш старший нашел нам какой-то закуток, сказал ждать и пошел искать начальство. Вернулся где-то через час, сказал, что нас здесь никто не ждал, мы никому не нужны, но через час будет идти колонна в 25-ю бригаду (тоже пересыльный), мы поедем с ними.
Построение, мы в строю, но отдельной группой. Идет группа офицеров, сверяясь с бумагами, проверяют команды. Дошли до нас - а вы кто такие, вас нет у нас в списке, посмотрели документы - хрен с вами, хотите ехать - езжайте, но мы за вас не отвечаем.
Часов в 5 вечера приехали в 25-ю, всех разобрали, а мы сидим. Час, второй, третий, пятый… Никто нас не кормил ни в Белой Церкви, ни в бригаде, ели то, что взяли из дома. Все кинули в общий стол, а когда съели, в ход пошли сухпайки. Старший ходил в штаб, чтобы связались с полком, ему ответили, что для связи нужен позывной, которого мы не знали. Они сказали, что тоже не знают. Врали, конечно.
В половине двенадцатого ночи приехал за нами «бобик». Оказалось, что начальник автослужбы полка ждал замену, а среди нас был его сменщик, он несколько раз звонил в бригаду, ему отвечали, что никаких офицеров нет (хотя мы уже несколько часов там сидели). Наконец, он вышел на своего коллегу из бригады и тот ему сказал, что офицеры есть. Он - на свой «бобик», и за нами. В общем, 1-го в 12 ночи мы оказались в части. Нас завели в штаб, распределили по должностям, каждый забрал своего сменщика - вводить в курс дела. 3-го они уже уехали по домам. 


О в/ч.
В/ч 44316, или, как ее называли - Одесский полк, находилась около села Ст. Соколы. В общем-то, Зона - понятие условное: в самом начале военные обвели циркулем по карте (центр ЧАЭС) круг радиусом 10 км, затем радиусом 30 км, их соответственно обнесли колючей проволокой. Отсюда и названия: «10-км зона», «30-км зона». 

По периметру, за 30 км, как мне сказали позже, стояло 30 полков или спецбатальонов со спецтехникой от всех военных округов СССР. В первые дни после аварии на ликвидацию отправили «срочников», но потом кому-то в голову пришла мысль, что они будут болеть и что потом за них придется отвечать, поэтому всех «срочников» вернули назад. Вместо них стали призывать «партизан» («мудрейшее решение»: пусть потом голова болит у гражданских). 

Вообще-то в наш полк должны были призываться ребята из Молдавии, Крыма, Одесской, Николаевской и Херсонской областей, но почему-то попадали и из других мест. Когда я пришел, застал из Северного Кавказа (в моем взводе были ребята из Майкопа), в середине декабря - пополнение из Донецкой и Луганской (тогда Ворошиловградской) областей, в основном шахтеры, в середине января - пополнение из Свердловской обл. (Россия). 

Пополнение было каждые 2 недели, по 250 человек, на следующий день столько же отправлялись домой. Призывались в возрасте от 25 до 45 лет (до 25 - организм растет, могло быть замещение кальция при росте костей стронцием, после 45 - отложение солей, того же стронция), тех, кто на «гражданке» имел дело с облучением, тут же возвращали.
При мне в одном из пополнений оказался рентгентехник, его утром следующего дня отправили домой, сказав: «Тебе же потом год нельзя будет работать по специальности, нечего тебе здесь делать!». 


В целом в части были все нормальные люди, от комполка до рядового (от ком. роты и выше - кадровые офицеры, много было прошедших Афганистан, далее – «партизаны»). Никто не требовал отдавать честь, друг с другом общались на «ты» («партизаны»). На чистоту подворотничков и прическу внимания не обращали, хотя ребята по мере возможности и сами держались в чистоте. Если попадался неряха, быстро приводили его в нормальное состояние. Ни одной драки за все мое время в полку не было, если что, любой приходил на помощь, несмотря на звание и должность. 

В части был свой магазин, где продавались невиданные по тем временам вещи. Я хоть к тому времени и побывал в командировках в Киеве, Москве, Ленинграде, но подавляющего большинства из этого не видел в свободной продаже. Вьетнамские ананасы в сиропе (банки по 800 г), румынское печенье в упаковках по 200 г (очень вкусное), венгерские консервированные помидоры, болгарские консервированные огурцы, шпроты, постоянно индийский чай, Фанта, Пепси-кола, сгущенка, даже баночка черной икры лежала, советские наручные часы "Электроника", румынские кожаные кроссовки и т. д.
Кто помнит советские времена, знает, что в то время даже в областных центрах полки магазинов были полупустыми. А тут такое изобилие. Если кто-то пытался пролезть без очереди, его, несмотря на звание, тут же ставили на место. 

Кормили в части очень хорошо. Рацион рядового и офицера отличался только тем, что соответственно на сутки было положено сливочного масла 90 г и 120 г, 1 и 2 вареных яйца. В остальном всё одинаково. Масло, сахар, виноград, яблоки лежали на столах навалом, каждый брал, сколько хотел, еще и оставалось (виноград и яблоки в виде шефской помощи поставлял Крым), рыбные консервы были только в масле, тушенка была настоящей и много, борщи очень вкусные, о комбижире и костях вместо мяса в борще и супах никто и не слышал, «шрапнели» (перловка) ни разу не было. Ежедневно всем полагалось (и выдавалось) 200 г сока (виноградный, яблочный, персиковый), какао или кофе, чай, сыр твердый, вторые блюда всегда были с кучей мяса или рыбы. Причем, у всех одинаково: как у офицеров, так и у рядовых. Когда вернулся домой после такой еды, первое время было чувство голода, настолько хорошо там кормили. Да, и служили в нашем полку, в отличие от остальных, 2 месяца (в других доходило и до 6 месяцев). 


Служба.
Я был назначен на должность командира отдельного взвода, подчинялся напрямую начальнику штаба. Конечно, было труднее, чем в составе роты: самому вести и учет доз облучения взвода, и политинформации проводить, и на подъеме присутствовать (через месяц я отказался от этого - хронический недосып). Кроме того, в мои обязанности входило и рапорты на работу писать (вечером в штабе разнарядка, сколько и от кого куда направить, утром, до 7 утра, сдать пофамильный список выезжающих в штаб), и представления на поощрение, увольнение. Но, в то же время, была и относительная независимость от других. 

Спасало то, что во взводе все взрослые, прошедшие срочную, сами держали порядок и мне подсказывали. Было только одно ЧП: двое ребят через месяц службы возомнили себя «стариками» и сказали, что теперь они не будут убирать снег, топить печку и дежурить в палатке. Пришлось употребить власть: сказал им, что я не против, что они – да, «старики», но и уйдут они на «гражданку», как «старики»: не через 60 дней, а минимум через 120. Как бабка пошептала. Больше никто и не пытался.
Представления на замену писались, когда человек набирал 15 рентген, обычно это было через месяц-полтора, поэтому каждый стремился поскорее получить «дозу», к моменту отъезда набиралось 20-24 рентгена. Нас, офицеров, строго предупредили, что максимальная доза может быть не более 24,99 рентгена, если поставить 25 и более, то поставившим займется военная прокуратура. Вот и приходилось «химичить». Ребята знали, но понимали и никто не возражал. 


Кстати о дозе. Когда мы валили «рыжий» лес, первыми шли медики-дозиметристы (тоже «партизаны»). На участке, где должны были работать, замеряли фон - над снегом (а он был 30-40 см толщиной) методом конверта: замеры в 5 точках (по краям и в центре). Затем бралась средняя доза (она составляла 0,45 рентгена в час), работали двумя сменами по 4 часа. Естественно, после валки деревьев и утаптывания снега фон повышался, но его уже никто не измерял. За 4 часа ставили дозу 0,6 рентген, больше было нельзя (0,45х4 сколько будет?). 

О машинах. Обслуживания их, как такового практически не было, если что-то ломалось, ребята брали бутылку водки, ехали на «отстойник». Охрана отстойника была из нашего полка, и снимали нужное с тех машин
(Для справки. Отстойник - объект, куда сгоняли зараженную технику, могильник - закопанное в землю имущество).
О могильниках. Неизвестно, сколько и где они в Зоне. Это было особенно отчетливо видно на примере нашей части: командир полка выезжал, выбирал понравившееся ему место (конечно, без консультаций с гидротехниками и др.), там рылся котлован примерно 200х100 м и глубиной 2 м. Туда свозили все, что нужно было захоронить, посылали десятка два крепких ребят с кувалдами - разбивать объемные вещи. Когда котлован заполнялся до 0,5 м от поверхности, его засыпали землей. На карты его расположение не наносилось, и когда один наполнялся, то рылся новый котлован и т.д. 


Работа.
Так получилось, что кроме выездов со своим взводом, иногда приходилось быть на подмене, да и самому интересно было посмотреть новое. Первый мой выезд был в Чернобыль, там решили подготовить 2 пятиэтажки под общежитие.
Приехали. Двери подъездов опечатаны, открывали с милицией. Нам сказали, что в квартирах должны были остаться только батареи отопления и сантехника, остальное выбрасывать, включая обои. К окну подъезжал самосвал, с 1-го по 5-й этажи выбрасывалось всё. Заполнился самосвал - подъезжал другой, закончили проем - начинали другой. Вещи вывозили на могильники. 

Обратил внимание сам, потом специально спрашивал у ребят - в квартирах не было никаких ценных вещей: меховых шапок, шуб, цветных телевизоров, хрусталя, хороших ковров, других ценностей. А ведь люди уезжали в спешке, не могли они всё это вывезти, и подъезды были опечатаны. Куда всё исчезло, вопрос риторический. Некоторые телевизоры (ч/б), с более-менее большим экраном ребята, вначале проверив приборами на фон, забирали в часть, в палатки. Практически в каждой был телевизор, там и смотрели. 

Потом были выезды на ПУСО-2 (это ПУСО нашего полка), на подмену. Работы там для меня практически не было, солдаты хорошо знали свое дело, роль офицера была в случае чего улаживать конфликты с теми, чьи машины отмывали.
В конце декабря мне «повезло», и я 4 дня ездил в Припять. Сама Припять была огорожена колючкой с сигнализацией, при ее срабатывании должна была приезжать спецгруппа, но при мне подобного не было. Единственный въезд был со стороны Янова, там постоянно дежурили 2 милиционера, да на день приезжали 2 офицера - майор и подполковник. 

Еще небольшое отступление, чтобы потом понятнее было - тогда мне было 34, я уже 7 лет как был разведен, т.е., мне не нужно было опасаться, что за мои поступки «отыграются» на семье, по натуре общительный, за словом в карман не лез. Мог начать разговор на равных с кадровыми офицерами как своими (начштаба и комполка, майором-особистом, полковником и подполковником - пост. представителями штаба округа при части), так и с незнакомыми. Как-то, увидев ехавший уазик с цифрой «Б» в знаке, остановил его, там сидел какой-то полковник, начал разговор с ним со слов "Здравствуйте, вы из Белорусского округа?" (я учился в университете в Минске). Не знаю, он то ли опешил от такой наглости старлея, то ли просто нормальный человек, но спокойно ответил, что он из Московского, а в чем мол дело. Я ответил, что увидел «Б», а я там учился, извинился, что остановил. Он сказал, что ничего страшного и уехал. 

Так вот о Припяти. Туда в порядке экскурсии должны были проехать министры обороны соцстран во главе с министром обороны СССР, поэтому мы должны были расчистить от снега улицы того маршрута, по которому они будут двигаться. Послали 3 поливомоечных машины. Лопат вообще не было, перерыли весь автопарк, не нашли ни одной.
Поставили машины уступом и щетками начали счищать снег на обочину. К концу дня расчистили. А ночью опять снег. И так 3 дня чистили. На 4-й день приехали в Припять в 5 утра, сделали два круга, вдруг появилось с десяток машин с "партизанами", они начали лопатами сгребать снег. Ну, мы и съехали в какой-то закуток, с часик подремали, потом начали опять чистить. Собственно всю работу сделали до нас, мы только подчистили.
Вдруг несется уазик и из него в мегафон слова, из которых цензурными были только "5 минут" и "не было". Все дружно запрыгнули в машины, и мы умчались куда-то в лес. Через часа полтора нам объявили, что мы можем возвращаться по частям.
Что запомнилось: было жутко. Красивый современный город, в магазинах горит свет, в хозмаге стоит мотоцикл К-750 (огромный дефицит по тому времени), куча велосипедов, на балконах сушится белье, кое-где вялится рыба, цветы на подоконниках, шторы и звенящая тишина. Ни одной птицы, ни одного животного, никого вообще. 

Правда, животных я, все-таки, видел. Как-то мы обедали с ребятами из Прибалтийского полка (меня и водителей еще поразили их длинные волосы и то, что они ели, не снимая шапок и бушлатов). Они очищали парники, кто-то захотел их запустить, во-второй - с ребятами из Прикарпатского полка (тут было на обед борщ с комбижиром в палец толщиной, мне, как гостю, положили какую-то кость с салом, перловка с рыбой в томатном соусе и компот, запомнил оттого, что потом у меня началась дикая изжога). Так вот к «столовой» пришло все живое население Припяти: 3 собаки (дворняга, немецкая овчарка, колли) и кот. Сидели рядышком, мирно. Когда им вынесли поесть и разложили по кучкам, каждый съел только свое, не пытаясь отобрать что-то у соседа, поев, они куда-то убежали. 

По дороге в Припять проезжали неподалеку от ЧАЭС (на самой ЧАЭС я не был), запомнилось, что крыша 3-го блока была усеяна грачами, но ни одной птицы на саркофаге (его закончили в ноябре, до моего приезда).
За неделю до нового года прекратились все выезды, кроме ПУСО-2, началась "дурная" работа в части: очистка от снега, ремонты, покраска (в 30-ти градусный мороз!). Ко мне подошли незнакомые ребята (потом оказалось шахтеры) и сказали:
- Командир (как-то такое обращение прижилось в части при обращении солдат к офицерам-«партизанам»), мы знаем тебя, поговори с руководством, почему мы сидим тут без толка? Если нет работы, то пусть нас домой отпускают, нас там работа ждет. Иначе бузить начнем.
Я спросил, а что ж они своим командирам не говорят?
- Да мы говорили, только они не хотят идти.
Спасибо, ребята, что вы меня под танк бросаете. Но они «успокоили»:
- Не бойся, мы, если что, тебя выручим.
Как они собирались это делать, не знаю, но пришлось идти. Зашел к начштаба, рассказал. Он сперва полез «в бочку» (мол, я их под трибунал отправлю). Пришлось сказать, что это не срочники, а взрослые люди, что 250 шахтеров под трибунал не отправить, да и не боятся они ничего, после шахт. Не знаю, как они решали, но в тот же день весь полк собрали в клубе, выступил командир части, сказал, что сейчас работы в Зоне нет ни для кого. И что они с начштаба каждый день ездят в штаб сектора, выбивают работу, но пока придется потерпеть. Люди поняли, разговоры прекратились. 

И вот 31 декабря радостная весть: опять сбор в клубе и объявление, что есть работа - валить "рыжий" лес. Весь январь валили, начиная с 1-го. В две смены по 4 часа, без выходных. За месяц убрали аж 7 гектаров. Не потому, что сачковали, просто из техники была всего 1 (одна!) бензопила на часть, остальное - двуручные пилы и топоры. Свалив дерево, надо было обрубить все ветки, разрезать стволы по 3 метра, погрузить стволы и ветки на самосвалы - и все вручную (!).
Много было городских, которые пилы и топора в жизни в руках не держали. Кто умел – учил других. Деревья валили только те, кто хорошо это мог, всегда несколько человек было на подстраховке, никого не подпускали близко к возможному месту падения. И все это сами, без команд офицеров, если кто-то пытался покомандовать, «отправляли» подальше. При мне послали на три буквы комполка, т.к. он чуть не послал солдат туда, куда должно было упасть дерево. И он не обиделся, не послал на «губу», т.к. понял, что был неправ. 


Быт.
Как я уже говорил, телевизоры стояли в каждой палатке. Кроме этого был бильярд в клубе с большими шарами из подшипников, каждый вечер кино в клубе. Причем фильмы, в основном, новые (на то время). Пару раз приезжали концертные бригады и один раз выступала самодеятельность из Ст. Соколов. Там девушка ходила в проходе в чем-то типа ночной сорочки. Начались перешептывания, ведь мужики живых женщин 2 месяца не видели. Так комполка встал в проходе спиной к сцене, скрестил руки и смотрел на солдат. Наступила полная тишина. 

Был в части свой парикмахер, фотограф, палатка-душевая, где все отмывались после работы. Все бесплатно. Фотоаппарат я не брал, хотя снимаю с 14 лет, т.к. нас сперва в райвоенкомате, затем в облвоенкомате, а далее - и в части предупредили, что брать его нельзя. Что если заметят, как кто-то снимает, это будет расценено, как шпионаж. Поэтому эти фото (солдат) делал фотограф части, а фото саркофага мне подарили. Кстати, там применяли какой-то особый бетон и он действительно черного цвета, видел по дороге в Припять. 

О водке. Водку в части пили. Через день в Киев ездил уазик за водкой, привозили 5-6 ящиков. Водители рассказывали, что хотя за спиртным всегда была очередь, их всегда пропускали без очереди, т.к. «ликвидаторам водка нужнее». Но пили водку мало, в основном брали на дни рождения: 1-2 бутылки на взвод (30 человек). В основном все пили крепкий чай (не чифирь!). Ну, тут уже и я проводил соответствующую агитацию. Заваривали чай в 3-литровом бутыльке, воду кипятили «народным» кипятильником: два лезвия от «безопасной» бритвы на дне, к каждому отдельный провод - и в розетку. Между лезвиями обычная резинка для стирания. Собственно, как поправят химики, это было не кипячение, а гидролиз воды, но при этом выделялось большое количества тепла, что и приводило к закипанию. В кипяток и бросали чай. В день каждый выпивал не меньше литра чая, чаепитием в основном и занимали время. Верхнюю одежду (х/б гимнастерку и брюки, сапоги, шапку, бушлат) нам не меняли. Что получали при переодевании в Краснознаменке, в том работали, в том и возвращались из Зоны. 


Дембель.
В части все находились по 60 суток, не больше. Почему же у меня 75? Когда подал рапорт на замену (как и «своим», за 2 недели), он попал к начштаба, который подписывал все рапорта: и на солдат, и на офицеров. Он тут же вызвал меня, при мне порвал рапорт и сказал, что я уеду в один день с ним. Не знаю, какие у него были дела, но он тоже сидел 75 суток. Так и поехали в Киев одной машиной: он, я и 2 кадровых офицера. Там мы от него отделались, вернее он убежал по своим делам, а мы пошли в столовую, поели, выпили по 50 г водки на прощание, их поезда уходили раньше, мой - поздно ночью, проводил каждого и начал бродить по вокзалу.
Познакомился с каким-то сержантом-«партизаном» из другой части. Бродили, разговаривали. Смотрим, идет какой-то генерал, сверлит нас глазами. Мы глянули на него и продолжили спокойно идти дальше, не отдавая чести (с какой стати?). Видим, он подбежал к патрулю, что-то им доказывает, они ему что-то отвечают, ну а мы пошли дальше.
Мы знали, что патрулям был строжайший приказ из Москвы: ни в коем случае не задерживать «партизан»-ликвидаторов. Исключение - если лежит абсолютно пьяный. И то - такого взять, и, аккуратно, не обижая, дать проспаться, утром покормить и посадить на поезд. Поэтому когда мы проходили мимо патрулей, они отворачивались и начинали судорожно прикуривать. Бедняги, они, наверно, в день из-за нас выкуривали по несколько пачек. 

Добрался до Краснознаменки, забрал свои вещи (мешок совершенно сплющился), но домой поехал в форме и сапогах. В Одессе взял билет на свой автобус. Еду, дремлю. В Николаеве вышел. Стою, курю, и вдруг ко мне начинает придираться какой-то пассажир из моего автобуса, в гражданском:
- Почему одет не по уставу?!
Отвечаю, что не все ли ему равно. Он стал шуметь:
- Сейчас милицию и патруль вызову!
- Ну, вызывай.
Он снова:
- Предъяви документы!
- А сам-то ты кто такой, чтобы я документы показывал?
В конце концов он показал свои, оказался майор какой-то. Показал и я свои, чтобы отстал. Майор, вроде, немного успокоился, но продолжал недовольно бубнить: мол, почему я так одет, не по уставу. Пришлось «отправить» его к министру обороны, и спросить у него, почему он одевает всех в солдатское. Только тогда вояка, наконец, угомонился. А может, просто выдохся…
Больше по пути домой приключений не было. 


Страх.
Было ли страшно? Да, было. Всем, кто только попадал в часть. Мне - вдвойне, т.к., повторюсь, нас готовили на военке, как командиров взводов радиационо-химической разведки и дозиметрического контроля. Плюс за эти 7 месяцев с момента аварии и до моего призыва начитался много чего. Но через несколько дней (максимум неделю) все успокаивались, тем более, что радиация не видна, а внешне пейзаж ничем не отличался от обычного, незараженного. Единственное, что могло указывать на нестандартность ситуации, это то, что все в части постоянно покашливали. Даже во сне. Да во рту был металлический привкус, от которого нельзя было избавиться. Как сказали медики, это от радиоактивного изотопа йода. Как только выехал за пределы зоны, кашель пропал. 

Не знаю как другие взводные, но я нещадно гонял своих только за респираторы. Не дай бог кто-то выезжал в зону без «Лепестка»: тут были и маты, и угрозы. Правда, такое было только в самом начале, с теми, кто мне достался от прежнего взводного, но все быстро поняли, что это для их же блага. Уже через неделю никто из моих без респиратора не выезжал, и не обращал внимания на подшучивания от «героев» щеголявших тем, что они не боятся радиации и работают без «Лепестков».
Второе правило, что я ввел – это после работы перед входом в палатку обязательное тщательное вытряхивание шапок и бушлатов, мытье сапог (до морозов) и обтирание их снегом (после морозов). Но тут ребята и не сопротивлялись: поняли, что им меньше дышать гадостью придется. 

Был в моем взводе парень, который панически боялся радиации, но и ему нашлась работа: он стал вечным дневальным в штабе. И был очень доволен тем, что никуда не выезжает. Причем, никто над ним не смеялся, все понимали, что у парня фобия. 


Что запомнилось.
В части прижилось примерно десяток-полтора домашних гусей, но их никто и не пытался зарезать. Во-первых, кормили, как в хорошем ресторане, во-вторых, как сказали дозиметристы, гуси фонили. Была собачка, при мне она родила 6 щенят, к ним ходили на экскурсию, искали последствия радиации, но ничего не нашли. Обычные щенки, никаких отклонений от нормы, все выжили, одного щенка кто-то их кадровых офицеров потом забрал с собой. 

Где-то в конце января ко мне подошел солдат из моего взвода (фамилии уже не вспомню) и сказал, что у него нет документов. Он из Свердловской области, когда их везли через Свердловск, там была стоянка, часов 6 должны были стоять, он отпросился у сопровождающего офицера на пару часов повидать отца, которого не видел лет 10. Все документы были в мешке у того офицера. Вернулся через час, а поезд уже ушел. Так он (уже в форме и абсолютно без документов) самостоятельно, за свой счет, на самолетах, поездах, автобусах, попутках, добрался до Киева, оттуда в Белую Церковь, 25-ю бригаду, в часть. Сам нашел дорогу! Приехал на следующий день после своих, т.е., опоздал всего на сутки. Но офицер с его документами уже уехал. Он сначала молчал, потом, разузнав обо мне, подошел. Я спросил, а почему он сам не хочет подойти к начштаба? Он замялся, потом сказал, что был трижды судим и боится, что его может забрать военная прокуратура. А там новый срок, уже как рецидивист. Что было делать? Пошел к начштаба, тот сперва разъярился, потом успокоился и отправил решать к особисту. Сперва к особисту зашел я, все рассказал, потом он позвал солдата, не выпуская меня из кабинета, выслушал его, спросил, с кем тот призывался, послал дневального вызвать всех, потом каждого расспрашивал, при этом никого не выпуская. В конце разговора нас в кабинете было больше десятка. Выслушав всех, отпустил, мне сказал, иди к начштаба, пусть тот делает запрос на возврат документов. Так и поступили. Недели через три сделали повторный запрос, т.к. документы не пришли. Чем закончилось, не знаю - я уехал раньше. Но перед отъездом попросил всех - и своего сменщика, и новых начштаба и нач. политотдела, и писарей - чтобы они, если не придут документы, выписали парню отдельно справку, что тот действительно находился в части и принимал участие в ЛПА. Вот такие были люди! А ведь он мог спокойно скрыться, пересидеть, сделать себе новые документы на другое имя, но человек поехал выполнять свой долг. 

Как-то, после очередного пополнения, попал ко мне чистокровный цыган из Саратского р-на Одесской области. Запомнил его потому, что вначале все время у меня вырывалось Саратовский р-н. Какой-то нетипичный был цыган, не такой, каким их представляют в фильмах и книгах – разудалыми и бесшабашными молодцами. Этот был робкий, застенчивый и исполнительный. Тут уже весь взвод встал на его защиту, и все остальные поняли, что смеяться и подшучивать над цыганом опасно для них самих: не физически, а просто морально убьют. Но тот как пришел робким, таким и ушел на дембель.

Срочники.
Один раз довелось с ними встретиться. Уже не помню почему, но стояли мы за пределами части. Солдаты (не мои) и я, единственный офицер, разговаривали, грелись у горящего ската. Мороз тогда доходил до 35. И вдруг видим, идут на лыжах человек 5 совсем юных, в шинелях (мы все были только в бушлатах), шапки-ушанки опущены, завязаны под подбородком, в перчатках (мы без них, почему-то руки не мерзли). Подошли ближе, смотрим - они все, судя по внешности, откуда-то из Средней Азии. Дрожат, замерзли. Увидели меня, испугались, начали честь отдавать, заикаться. Ребята их правда быстро успокоили. Оказывается, их часть охраняет 30-тикилометровую колючку и они ходят смотреть, нет ли разрывов. А тут замерзли, увидели костер, решили погреться. Потом так робко, на меня косясь, спросили закурить. Тут же все достали сигареты, отдали им всё, что у нас было. Они погрелись и ушли. А нам было тоскливо и жалко их. Ну, мы-то взрослые, а зачем молодежь-то травить?! И тем более отправлять на мороз не привыкших к нему… 


Радиация.
При мне строились новые хранилища части (продуктовый и вещевой). Все стройматериалы - кирпичи, цемент, песок привозились в часть со стройплощадок пятого и шестого блоков ЧАЭС. Подошел ко мне кладовщик продуктового и говорит, что стены хранилища фонят, и что он говорил об этом начпроду, но тот отмахнулся. Взял у ребят ДП 5-А и пошел проверять. Действительно, фонило, и очень сильно - около 0,3 рентгена в час. Иду к начштаба, говорю, тот отмахивается, начинает угрожать: мол, будешь поднимать эту тему, такое письмо тебе на работу отправлю, ни одна тюрьма не примет.
 
Пришлось идти к медикам. Те поняли с полуслова, ведь все мы едим с того склада. Чтобы меня не подвести, устроили проверку на радиацию абсолютно всех помещений части: палаток, офицерских вагончиков, казармы офицеров, клуба, столовой и собственно складов. Выявили, кроме складов, еще кучу всего фонящего. Доложили начмеду (кадровый подполковник). Вечером на собрании тот взял слово и выдал. Нагоняи получили и командиры рот (и я в том числе) и начпрод, и начвещь, и начштаба. В общем, на следующий день в часть завезли чистый лес, откуда-то из-под Малина, заработала в три смены полковая пилорама, склады обшили внутри 50-мм досками. Фон резко упал. Начштаба потом долго косился на меня, но я делал невинные глаза и отвечал, что я-то ведь тоже получил нагоняй. 


О дозиметрах.
Где-то в начале декабря нам выдали дозиметры-накопители. Их нужно было прикрепить к поясу шнурком на уровне… Одним словом, сами понимаете чего. Дозиметров было по одному на офицера, и по одному на каждую группу работающих солдат (5-7 человек). Предупредили, что один стоит 70 рублей, и что за утерю придется платить в 3-х кратном размере (зарплата инженера тогда была на уровне 120 руб.). Повесил и я. Дня через три подошел к нашему химику-дозиметристу (кадровый лейтенант), спрашиваю, а как же узнать дозу? Оказывается, что перед тем, как выдать нам, каждый дозиметр (в нем какая-то кремниевая пластинка, которая изменяет цвет в зависимости от облучения) должен был быть вставлен в особый прибор, записана накопленная в нем доза, в журнале отмечено, кому и с какой дозой выдан накопитель. Перед отъездом опять каждый прибор должен быть вставлен в прибор и так определена реальная полученная доза. Но т.к. такой прибор единственный и находится в штабе Зоны, то никто таких процедур не делал и делать не собирается. Естественно, я тут же вернул прибор назад, то же сделали мои ребята, а за ними и весь полк. 


О мародерстве и мародерах.
Было и такое. Где-то за две недели до своего дембеля командование (комполка, начштаба, начПО и другие «верха») отправило в свои части по месту службы по 2 «шаланды» («Камаз» с длинным прицепом). Каждый отправлял, что накопил. В Молдавию - только с досками, в Крым, Одессу - техника (дизельэлектростанции, генераторы, двигатели, телевизоры, холодильники, стиральные порошки, сетки-авоськи в тюках, каждый тюк по 1000 шт. и др.). Причем, всё это бралось с тех складов пятого и шестого блоков, т.е. прилично фонило. Сижу я в комнате при клубе, пью чай с ребятами, разговариваем. Вдруг врывается подполковник, таким я его ни до, ни после не видел: разъяренный, сплошной мат-перемат, угрозы и убежал. Спрашиваю у ребят, что с ним, а один и говорит:
- Так он же генератор возле клуба увидел.
- Ну и что? – спрашиваю.
- Так он же сегодня шаланды отправил, вот и бесится, что этот не заметил.
И надо же случится, что пока шаланды были в пути, с внеплановой проверкой в часть заявилась военная прокуратура. Проверив многое, спросили, а где шаланды? Им сказали, что возят лес из Малина, сейчас в пути, показали липовые приказы. Когда ребята вернулись, их из автопарка даже в палатки не пустили, послали дежурных собрать и принести их вещи, тут же оформили «дембельские» документы, посадили в уазик и - на Киев. Но мы-то ведь были в части, и все было на виду. Так и узнали. Когда вернулся домой, тут же предупредил родственников и знакомых, чтобы ничего в комиссионках не покупали, даже самый крутой дефицит, т.к. всё это, скорее всего, будет привезено из Зоны, фонящим. 


Из чужих рассказов.
В феврале к нам в часть приезжал полковник, который начинал сразу после аварии. Нас всех тогда собрали в клубе послушать его рассказы. В частности, он сказал, что вначале его часть поставили метрах в 500 от станции, на опушке "рыжего" леса. Но где-то через неделю какой-то любопытный взял и замерил свою свежевыложенную «кучу»: ее фон составил 2 рентгена в час. В течение часа после этого часть переехала на нынешнее место. Представляю, какие дозы они схватили за это время.
Двое ликвидаторов из моего района были по две минуты на крыше третьего блока, сбрасывали в развал куски графита и урана с крыши. По их рассказам, из спецодежды им дали только типа просвинцованных плавок (тяжелые были), из остальной защиты - "Лепесток" (ватно-марлевая повязка) и плащ из ОЗК (общевойсковой защитный комплект). Перед этим на фото каждому показали, что он должен сделать, чтобы не мешать другим. По сирене они выскочили на крышу, успели сбросить вниз по 3 лопаты, опять сирена, бегом назад с крыши.
Один ликвидатор летом 86-го работал внутри третьего блока станции. Они тряпками отмывали стены помещений от радиации. Рассказывал, что после работы (смена 4 часа) полный душ, идут голые к дозиметристу, он меряет тело и опять гонит в душ. После 4-го душа махнул рукой: все равно бестолку.
А вообще в моем районе из 35 ликвидаторов в 92 г., в живых осталось 15. Многие не дожили до пенсии, даже досрочной, чернобыльской. 


Мои похождения.
Самое большое, что я там сделал - добился отключения ЗАСа (засекреченная аппаратура связи) в части на полтора часа. Эта связь должна быть круглосуточной и постоянной, ее отсутствие даже на 5 минут - ЧП. А здесь целых полтора часа и без последствий! А суть в том, что в тот день впервые в СССР в 23 часа должен был идти документальный фильм о Высоцком по ТВ. Но тот канал глушился работающим ЗАСом, причем во всей части. А мне и самому хотелось посмотреть и ребятам, ведь о самом Высоцком и впервые! Пришлось применить всю смекалку и хитрость. Начал дня за три, прошел путь от командиров рот до начальника политотдела, особиста, представителей округа. Что только я им не рассказывал! Хотя они и сами его знали и любили его песни. В общем, самый главный - полковник из представителей округа вместе с особистом дали команду на время фильма остановить ЗАС. Правда, подстраховались, каждый по своим каналам - сообщили своим коллегам, чтобы в случае чего те срочно звонили на телефон, возле телефона поставили аж 3-х человек. И вот ленкомната битком набита, телевизор включен, по нему рябь и шум. И вдруг четкая картина, хороший звук. Посмотрели до конца, только закончился - включили ЗАС. Тут же они звонят своим, не было ли чего. К счастью для всех, ничего за эти полтора часа не произошло. Были и другие мелкие похождения, но они особого внимания не заслуживают. 


Фотоархив.

Благодарность

 


В конце каждого месяца в полку награждали такими благодарностями и благодарностями от имени штаба округа человек 200 (в полку было около 1000). Еще примерно на 150 человек отправлялись благодарственные письма от имени части на работу. Так что надо было особо постараться, чтобы не получить благодарность. Но именно такая ценилась больше всего, из-за фотографии ЧАЭС (это было чуть ли не единственное незасекреченное фото в то время. По крайней мере, я подобных не видел). В моем взводе такие благодарности и письма на работу получили абсолютно все. Лучше не рассказывать, чего это мне стоило, но считаю, что все они действительно заслужили. Нормальные командиры других рот и взводов делали то же самое. 



Пропуск. 


Иметь такой пропуск было, как сейчас сказали бы, престижно, вот я его себе и «сделал», да еще и с печатью «300». За что и поплатился. Как-то вечером, когда все отдыхали, меня послали в часть Забайкальского округа за какими-то образцами документов. Я их часа два копировал, а все из-за того, что на то время только у меня из «партизан» был такой пропуск. Кстати, в той части я был поражен: зима, а дорожки и плац очищены от снега, стоит грибок, под ним часовой, все отдают честь, даже солдаты солдатам, когда меня завели в штаб, солдаты вскочили с мест и вытянулись по стойке «смирно». Оказывается, из-за того, что их привозят за несколько тысяч км, держат здесь по 6 (шесть!) месяцев, свою дозу они получают за 2 месяца, а затем настоящая муштровка, как в обычной части со срочниками. И это со взрослыми «партизанами»! Как они завидовали нам, когда я рассказал о нашей жизни! 



Справка старшего машины


Пригодилась мне, когда три раза сопровождал «дембелей» в Киев и один раз встречал в Киеве новых комполка, наштаба и с ними несколько офицеров. Поездка в Киев была как награда: увидеть людей в гражданском, женщин, детей, городской транспорт - это было, как чудо. 



Справка по дозам облучения


Выдавалась для того, чтобы мы по ошибке не поставили дозу больше положенного. От времени она развалилась на 4 части, да и краска выгорела, но разобрать пока можно.



Еще 2 справки: 



Такие выдавались каждому, от солдата до полковника. Правда, сейчас у подавляющего большинства справок на оплату нет, их сдавали в бухгалтерию, а где-то в 2000-2002 г. было указание изъять их из бухгалтерий и уничтожить. У меня сохранилась только потому, что добрые люди вовремя предупредили, чтобы я ее забрал, а в бухгалтерии осталась ксерокопия. И главбух пошла мне навстречу. 



P.S. автора. Я не хочу выкладывать под своим ником не потому, что боюсь чего-то. Тем более, что никакой подписки «О неразглашении» от нас не требовали ни письменно, ни устно. Просто не считаю себя «героем спасшим мир». Так получилось, что стал ликвидатором, но это не моя заслуга и не моё желание. На сайте я недавно (хотя всех Сталкеров честно прошел сразу после их появления), ничем особым себя не зарекомендовал, поэтому не хочу, чтобы мне - только потому, что ликвидатор - ставили плюсы, поднимали репутацию, вручали награды. Это было бы незаслуженно, а кому-то из старожилов, может, и обидно, неприятно.
Со мной можно связаться через MOHAXUA.
Надеюсь, вы меня поймете. 

****
Общая редакция: DokBert



Дата: 24.04.2013 | Просмотров: 22616 | Добавил: DokBert | Теги: СТАЛКЕР, Ликвидатор, радиация, трагедия_ЧАЭС, авария_Чернобыль, ЧЗО, Зона_отчуждения, Припять, зона, Чернобыльская_АЭС
ComForm">
avatar

Комментарии к новости ЧАЭС. 26 апреля 1986 года... Рассказ ликвидатора последствий аварии

Всего комментариев: 67

avatar
1 MAZOXIST • 15:06:03, 24.04.2013
Жаль что такое событие было.Сколько людей погибло.Сколько осталось без домов и родных.
Хоть автор статьи не считает себя героем
Цитата
"не считаю себя «героем спасшим мир"
Я уверен он им является, он и все ликвидаторы.
Мы должны помнить об этом событии. Помнить к чему может привести деятельность человека, научится аккуратнее пользоваться дарами природы.
avatar
2 stalker_clear_sky • 15:13:17, 24.04.2013
Мы ликвидаторам жизнью обязаны. и об этой аварии будут помнить все и всегда!......
avatar
3 K4TZENFLE1SH • 15:35:18, 24.04.2013
Ликвидаторы - это те люди, которые знали, что идут на верную смерть. Они в свое время защитили мир от взорвавшийся ЧАЭС, а следовательно, и нас. Они поистине герои, даже если они сами того не хотят признавать. Ликвидаторов осталось не много после работы в ЧЗО, и мы должны уважать живых и чтить мертвых...
avatar
4 Александр_Таганов • 16:02:57, 24.04.2013
Просто огромная благодарность вам и всем людям которые участвовали в ликвидации!
avatar
5 TheStalkerFun26 • 16:15:46, 24.04.2013
Я почитал тут и понял,теперь на 100% осознал риск,страх,ущерб здоровью ликвидаторов.Думаю они сами еще не полностью представляли на что идут.Спасибо ликвидаторам,и помним,скорбим умерших............
avatar
6 dancer893 • 16:53:00, 24.04.2013
Да, за один ноябрь - столько впечатлений...
Теперь я не удивляюсь, почему у моего отца была цела тетрадь на 96 листов (он пробыл на ЧАЭС с 26 апреля по ноябрь).
avatar
8 DokBert • 18:02:49, 24.04.2013
Так давай опубликуем! Такое не должно лежать в столе.
avatar
21 dancer893 • 10:11:44, 25.04.2013
Дело в том, что не так давно он выбросил эту тетрадь в мусорку... Сказал, что ему уже слишком набила оскомину эта тема... Тем более, что он не получил ни одной грамоты за свою работу, а эти самые грамоты получали те, кто на ЧАЭС работали уже после аварии... Но радует тот факт, что фамилия моего отца есть в книге памяти на сайте киевского музея "Чернобыль" (правда, напортачили с должностью), а так же был упомянут мой дед, но уже в печатном издании к 20-летию аварии (он был на ЧАЭС уже через 40 минут после аварии)...
Так что в информационном плане помочь не смогу, хотя самому бы очень хотелось...
Ответ: Жаль.. Но если вдруг что-то обнаружишь, свяжись обязательно.
avatar
37 dancer893 • 10:57:29, 26.04.2013
Из того, что хоть как-то относиться к Припяти, остались только свадебное фото родителей перед ДК "Энергетик" и еще фото с октябрьской демонстрации 1982 г. (тогда отец работал дублером СИУРа на втором блоке).
avatar
54 DokBert • 22:46:46, 27.04.2013
Мда, задержались на этот раз. Если к будущему году ничего не изменится, то можем сделать материал к восьмой годовщине аварии. Ты не пропадай.
И отцу передай нашу искреннюю признательность!
avatar
56 dancer893 • 12:51:14, 28.04.2013
Пропадать не буду)))
Я уж тут прижился за все годы.
Отцу маме и бабушке обязательно передам - они у меня все связаны с этим событием напрямую.
avatar
7 binito96 • 17:38:25, 24.04.2013
Много умерло людей в тот день...но если бы не они то нас могло б и не быть..
avatar
9 САНтьяго • 18:05:29, 24.04.2013
Всегда было интересно узнать что-то участников событий. Спасибо вам за то, поделились.
avatar
10 slepec • 18:12:34, 24.04.2013
Мой старший Друг Василий Голиков (Клочко), тоже Ликвидатор. Мой низкий поклон Всем Ликвидаторам.
avatar
11 Anton_Terentev • 18:23:50, 24.04.2013
Раньше лет 9-10 назад о Чернобыле знал очень мало.Думал ничего там страшного не произошло.Взрыв был , думал никто не погиб...А потом как передачи каждый год смотрел про Чернобыль,понимал что авария была ужасной.Даже и не знал что радиация может быть такой губительной.Вечная память ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
avatar
12 Takke • 18:35:22, 24.04.2013
Очень интересная статья! Спасибо вам и всем ЛПА, за то что у нас все в порядке!
avatar
13 valeras_98 • 19:43:44, 24.04.2013
Спасибо тем людям, которые защитили весь мир от взорвавшейся ЧАЭС. Ликвидаторы действительно герои. Хотя они и не признают этого, но это так.
Этим людям мы обязаны жизнью. Если бы они, то и нас не было. Вечная Вам память!
avatar
14 nikol • 21:01:52, 24.04.2013
Горькая правда о том времени, спасибо за рассказ.
avatar
15 Prigоrshnya • 21:45:31, 24.04.2013
Спасибо... просто Спасибо
avatar
16 Dracon • 22:25:58, 24.04.2013
Кому интересно можно найти в интернете фильмы "Чернобыль", "Припять" оба документальные есть даже куски как все происходило (всмысле сьемки 1986 года)
avatar
17 mik-yurko • 02:15:14, 25.04.2013
Спасибо автору за воспоминания и за работу по ликвидации аварии на ЧАЭС. Вот фраза запомнилась, очень образная; словно в Припяти побывал сам: «…было жутко. Красивый современный город, в магазинах горит свет, куча велосипедов, на балконах сушится белье, кое-где вялится рыба, цветы на подоконниках, шторы и звенящая тишина. Ни одной птицы, ни одного животного, никого вообще….»
Безусловно, трагедия была большая. В общем-то об этом молчали с 1986 по 2007 год. Так получилось, что команда создавшая «Тени Чернобыля» запустила цепную реакцию, привлекла внимание к этой теме. Сергей Григорович и команда разработчиков, много сделала для того, чтобы о Чернобыле вспомнили. Хотя были и те, кто критиковал проект, считая его не корректным к памяти тех лет. Я не согласен. Игра то уникальная. Именно голос «Сталкера» поднял эту тему. С 2007 года благодаря игре, о всех этих событиях узнал весь мир. «Сталк» стал объединять людей на фоне политики всеобщего расчленения СССР( чего стоит «Хасавюртовское соглашение» от 1996 года о плановом демонтаже Российской федерации в трехлетний срок). И вдруг , явление- «Сталкер -ТЧ»!
Если взглянут на то, что стало возникать вокруг игры, то увидим, что у «Сталка» появилась своя геральдика, свои сообщества , форма, литература, кино, и много другое. То есть, это уже сила. Он стал формировать общественное мнение. Люди стали сближаться. Хотя это может быть и не входило в задачи разработчиков. Но, такова судьба всех крупных проектов. Поэтому игру ждут и любят, несмотря на то, что её давно нет. В целом, игра не критикует, не стреляет в «Российский флаг», как это делают в проектах «Battlefield» и не ищет «ось зла», как в Call of Duty; «Сталкер» несет ядро солидарности, уважения к своей истории, к нашей технике, оружию к жизням обычных людей, которых захватили все эти события. В целом это наша жизнь, страна и всеобщая тема и единственная крупная «Наша» игра, имеющая такую поддержку и уважение. «Сурвариум-Survarium» и «Метро» безусловно -да! Но сама мера этих слов обращается к среде. «Сталкер» –обращается к личности, как: офицер, революционер или солдат и прочее... то есть формирует определённый тип мышления человека. А «Сурвариум» уже среда. Заметьте, как все увели от человека к природе. «Сталк» не такой. Закрытие саркофага было битвой, которую вели живые люди, у которых были семьи и планы на будущее. Никто умирать не собирался. Конечно- это была битва за Чернобыль. И вели ее наши солдаты со всего Союза.
Я думаю «Сталкер» –это собирательный образ, всех тех, кто прошел через Припять и Чернобыль в ту пору, да и сегодня тоже. Полмиллиона людей облучили! И об этом рассказывал во весь голос проект «Сталкер». До сих пор не понятно резкое его закрытие. Может быть, кому-то не понравилась, что «Сталкер» не стал амириканизированной игрой осуждалкой режима и всего советского.( Замечу -это я только предполагаю. Это только мое, весьма субъективное мнение).. «Сталк» стал нести в себе, помимо игровых достоинств, видимо политическую составляющую, которая пошла вразрез с вектором расщепления государств на куски. Игровую площадку никто просто так не отдаст –это борьба за влияние. У игр таких масштабов есть две составляющие: первая- это сама игра, вторая- мораль которую она несет. Вторая часть, если игра гениальная, рождается сама. Предположу. Может быть и было на Сергея оказано давлении, может быть не прямое. Но резкое закрытие заставляет задуматься.- почему? Спасибо, что ликвидаторы делятся воспоминаниями –это ценно! Все конечно ждем «Сталкера», ждем Григоровича и хотелось бы пожелать всем участникам ЛПА долгих лет, а Сергею мужества подняться и запустить проект.
avatar
26 TheStalkerFun26 • 15:26:37, 25.04.2013
Чууувак,ты всегда так много пишешь? :)
avatar
27 K4TZENFLE1SH • 15:35:00, 25.04.2013
Что то он тут почти не по теме говорит. Плавно с темы о ликвидаторах переехал в теме о Сталкер.  :)
avatar
28 DokBert • 15:50:42, 25.04.2013
Человек всё пишет по теме и уместно. Все бы так...
Читайте внимательнее.
avatar
18 19_STRELOK_86 • 09:01:27, 25.04.2013
у меня сосед тоже Ликвидатор. Я склоняюсь перед этими людьми которые своими телами закрыли четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС и предотвратили ужасные последствия той страшной катастрофы. И Вечная Память тем кто сложил головы сражаясь не на равных с мирным атомом...
avatar
19 FREEM@N • 09:44:03, 25.04.2013
Да, отличные рассказы, я благодарен этим людям за их самоотверженность и героизм, за то что они не смотря ни на что, любой ценой ликвидировали эту аварию!
avatar
20 wastuk • 10:08:10, 25.04.2013
Случилась трагедия, и люди были брошены на на усмирение разбушивашейся техногенной катострофы...Сколько судеб людей покалечели...Все считали своим долгом ехать туда и помогать устранять последствия аварии...а теперь Правительства постсоветских государств забыли об этих Героях, к сожалению. У меня отец Ликвидатор, попал туда в начале мая...Сейчас он смеется когда ему звонят и говорят, вам решили помочь и МЫ вам предоставляем стиральную машинку типа "Вятка"....Он обеспеченный человек, все себе заработал, не надеясь на помощь нашего правительства, Но сколько осталось людей, которым нужна помошь, и ИМИ никто не занимается...Вот и вся благодарность!!!
avatar
22 MAZOXIST • 10:43:24, 25.04.2013
Так бывает часто.Государство забывает своих героев. Мало думает об ликвидаторах, солдатах воевавших в афгане. Да и ветеранах ВОВ вспоминают только 9 мая
avatar
23 Сталкер_Бука • 10:48:33, 25.04.2013
Как повезло этому человеку, что он остался жив...
avatar
24 stalker188 • 12:54:44, 25.04.2013
да много я узнал из рассказа паклон вам милые люди ликвидаторы.
avatar
25 _Мороз • 14:28:50, 25.04.2013
Я считаю, что людей, которые участвовали в ликвидации, нужно чтить и помнить об их подвиге, а тех кто не вернулся нельзя забывать!
Из рассказа я узнал много нового о ликвидации, и о пребывании самих ликвидаторов там, в ЧЗО.
avatar
32 mik-yurko • 00:42:29, 26.04.2013
Я разделяю Ваши слова.. Вы заметили, в рассказе проскользнула фраза: «..у дембелей-«партизан». Все сталкеры знают, что означает слово « партизан» , если кто не в курсе, скажу в виде справки, что так одевали солдат не в штатную форму по родам войск СССР 1986 года, а с военных складов свозили все, что хранилось десятилетиями. Представляете, форма 40-х, 30-х и даже была форма кавалерийских Буденовских полков 20-х. И за эту разношерстную форменную массу ликвидаторов- солдат и стали называть «партизаны». Понятно народу было много, форму меняли, утилизировали, так что подняли все запасы. Кто во что был одет, вот и выходило что «партизаны», как не крути.
А момент интересный. В конце рассказа автор Чернобыльского дневника сказал, что играл во всех Сталкеров, я так понял и в «ТЧ». «ЗВ». «ЧН» и вот мне пришла мысль, а жаль, что в игре «ТЧ» не отразилась именно эта ситуация. Группировка- «партизан». Исторический факт между прочим. Просмотрел последние новости по «Сурвариуму» и к удивлению своему увидел, что они создали такую группировку, только называется она «Армия возрождения», как раз там солдаты из разных родов войск; эта идея идет от Чернобыльских «партизан».
avatar
29 al_kapone • 17:17:31, 25.04.2013
нет слов.Огромное СПАСИБО за рассказ о тех страшных временах
avatar
30 dgek77 • 17:21:25, 25.04.2013
Очень интересный и завораживающий рассказ , а трагедию на ЧАЭС будут помнить веками , спасибо вам ликвидаторы за ваш огромный вклад в остановке этого радиационного монстра !!!
avatar
31 TAHK • 21:20:38, 25.04.2013
Мой родственник тоже был ликвидатором, вроде у него тоже были какие-то записи увы, но точно не знаю. Я его уважаю и не только его но и всех ликвидаторов, и я очень рад что знаю хотя бы одного из них.
И всем ликвидаторам хочется сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО за то что они спасли мир от радиационного монстра вокруг ЧАЭС, и отдельное спасибо автору этого рассказа за то что он рассказал о событиях того времени.
avatar
33 _ЛиС_ • 06:29:15, 26.04.2013
Низкий поклон всем Ликвидаторам и позор властям которые замалчивали катастрофу.
avatar
34 Hector • 08:21:38, 26.04.2013
Низкий поклон и слава Героям!
avatar
36 DokBert • 10:53:28, 26.04.2013
Лерыч, памяти батюшки твоего - тоже поклон...
avatar
35 DokBert • 10:35:04, 26.04.2013


Слава живым... Тем, кого не добила ни радиация, ни Родина-уродина...
avatar
38 Eduard_Popov • 11:32:06, 26.04.2013
Герои не только на войне ! 26.04.1986 - мы помним Вас !
avatar
39 Танчик • 12:35:54, 26.04.2013
Низкий поклон тем, кто рискуя своим здоровьем и жизнью, спас нас в том апреле...
avatar
40 Rinat_Hasanov • 12:39:51, 26.04.2013
героев мало автор себя таким не считает, не потому что ни чего такого сверхъестественность не сделал, а потому что на тот момент у него работа такая была, где то химичить, где то нет, если бы мы нынешнее поколение были бы там и делали все то что делали ликвидаторы мы бы сказали тоже самое. Так что все верно он не герой он простой человек, который просто выполнял то что было необходимо. Так что ценим работу, ценим что мы еще живы и наши дети не знают что такое авария ЧАЭС на своей шкуре.
avatar
41 nikol • 13:01:15, 26.04.2013
Масштаб аварии случившейся на ЧАЭС огромен, героический труд ликвидаторов, проделавших титаническую работу, спасли еще десятки тысяч жизней. Только представить на минутку, где находится город Припять и где городок Усмань Липецкой области (Детские Чернобыльские). Спасибо Вам ребята, за то что Вы сделали, вечная память ушедшим, и долгих лет Вам живущим.
avatar
42 Ханк • 14:54:19, 26.04.2013
Спасибо за дневник! Закрутился, уже и не всплыла в памяти дата. Вот только возле общежития, где я живу есть небольшой постамент "Жертвам радиационных аварий", утром 25 (именно 25) шел, увидел, что цветы возложили и вспомнил, что уже 27 лет прошло с момента трагедии...
avatar
43 Volniy_Stalker • 17:39:54, 26.04.2013
Присоединяюсь ко всем благодарностям в адрес ликвидаторов живых и погибших за правое дело, но всё же хочется понять из-за чего это произошло, есть много версий, вот одна из неофициальных - заведомо запрограммированые на сбой компы американского производства и програмирования (фактически диверсия) но это не удивительно, тогда они нас боялись до ..........
avatar
48 DokBert • 22:17:31, 26.04.2013
Следи за языком! Особенно в таких темах! Предупреждаю.
avatar
51 max_vik • 00:39:56, 27.04.2013
Цитата
всё же хочется понять из-за чего это произошло, есть много версий

Основных версий всего две: виноваты проектировщики и виноват оперативный персонал. Чью сторону принять - каждый решает для себя сам. Лично мне наиболее убедительной показалась эта версия.
avatar
44 MAZOXIST • 17:45:37, 26.04.2013
В эти года правительством проводилась политика ускорения(поощрялось любое опережение сроков).
В 4 энергоблоке проводились тестовые испытания(запуск на полную мощность планировался к концу года)
Т.К небыли полностью рассчитаны периоды погружения-вынимания графитовых стержней.Накапливалась лишняя энергия
что и привило к взрыву.
avatar
45 Пряник • 17:53:18, 26.04.2013
Очень страшная авария ! Мы бы без ликвидаторов ВСЕ ПОГИБЛИ ! Низкий вам поклон ликвидаторы , здоровья вам , и удачи !
avatar
46 MOHAXUA • 20:28:17, 26.04.2013
Здравствуйте, друзья. Автор этого рассказа выражает всем глубокую благодарность за тёплые слова.
Цитата (Юрий)
И еще - передай от меня пожелания здоровья и долгой жизни отцу и деду dancer893, другу slepec, напарнику Dracon, соседу 19_STRELOK_86, родственнику TAHK.

Цитата (Юрий)
Радует, что есть еще небезразличные люди, особенно среди молодежи. Пока есть такие, нельзя говорить, что нынешняя молодежь "Потерянное поколение для страны", неважно, в какой стране они живут.


Помянем погибших. Почтим выживших. И пусть они говорят, мы хотим услышать. Низкий поклон Вам, чернобыльцы.
avatar
47 valeras_98 • 21:59:55, 26.04.2013
Прошло 27 лет со дня взрыва на Чернобыльской АЭС. Это была самая страшная авария в мире! Сколько людей отдали свои жизни, чтобы помешать распространению радиации на весь мир, чтобы спасти миллионы жизней. Скольким людям пришлось тогда бросать всё своё имущества и срочно эвакуироваться. Даже спустя 27 лет эта территория не стала пригодной для жизни. И вряд ли в ближайшие 50 лет там можно будет жить. Если бы не ликвидаторы, то и нас бы не было. Не было бы вообще ничего. Большое Вам, человеческое, спасибо! Помянем тех, кто погиб. Почтим тех, кто выжил. Для нас Вы настоящие герои, хотя Вы сами не признаёте этого. Вы знали, что идёте на верную смерть, но не отступили. Низкий Вам поклон и Вечная Память. Помним. Любим. Скорбим.
avatar
49 ccerega • 22:28:33, 26.04.2013
Вот даже сказать не знаю что.
Поэтому просто скажу: спасибо неизмеримое всем Ликвидаторам, выжившим и невыжившим!
avatar
50 Black__Ghost • 22:49:10, 26.04.2013
Спасибо Вам большое!
Низкий поклон и вечная память Героям.
avatar
52 Ханк • 10:03:51, 27.04.2013

Вот наш Обелиск, про который был пост выше
avatar
53 kofiek • 15:16:39, 27.04.2013
Страшно то, что радиоактивная пыль после взрыва разнеслась по планете с каждым поворотом земли. И последствия взрыва куда, как масштабнее, чем кажутся. Этим людям жизнью и здоровьем обязаны многие поколения и не только соотечественников. Нельзя допускать повторение Чернобылей и Фукусим. Гибнут лучшие, украшение человечества.
avatar
55 ХВАТ • 00:37:15, 28.04.2013
Низкий вам поклон.
avatar
57 ШОК7777777 • 18:48:37, 28.04.2013
Спасибо ликвидатору за интересную представленную им информацию о ликвидации аварии и о своей жизни, сейчас бы побольше таких людей про которых тут написано дружных и дисциплинированных, помним и уважаем их труды ;)
avatar
58 mitika295 • 13:15:24, 29.04.2013
Неплохой репортаж, кому интересно.

На будущее: согласовывай сторонние ссылки с администрацией. И если выкладываешь, делай активные ссылки. Исправил.
(Сегодняшняя твоя ссылка - в тему, тем более - такое событие. Поэтому на этот раз просто предупреждаю).
DokBert
avatar
59 K4TZENFLE1SH • 10:05:33, 30.04.2013
DokBert, а можно я это все в реферат отправлю? У нас тема по истории: "Последствия взрыва на ЧАЭС".
avatar
60 DokBert • 10:58:35, 30.04.2013
Да, конечно, Дима. Не "можно", а НУЖНО)
К сожалению, практически никто не заметил в рассказе ликвидатора главного: ЧТО собой представляла система, которая привела к той трагедии. Система, по которой многие сейчас льют слезы, вспоминая только то, что водка в те годы была дешевле...
avatar
61 K4TZENFLE1SH • 11:12:30, 30.04.2013
Вот что привело к взрыву (с моей стороны): безалаберность, плохие кадры, отсутствие специалистов по работе с АЭС...Тысячи их! Ведь у других стран это уже было внедрено, и неужели Горбачев и КО не могли обратиться за помощью? Нет, мы сами все умеем и можем...А вот и результат....
avatar
62 yanyura • 13:23:10, 30.04.2013
Как-то прочитал, что осенью 1986 года (в датах могу ошибаться) Япония предложила СССР помощь в лечении облученных в результате аварии, после Хиросимы и Нагасаки у них были хорошие методики и результаты. Единственное условие - нужно было указывать точные дозы полученные каждым человеком. СССР отказалось под предлогом, что у нас мол есть и свои методики, и высококвалифицированные врачи, и оборудование. На самом деле точные дозы 1. У большинства не были известны, 2. У тех, чьи были известны, нельзя было показывать, т.к. мир не понял бы, как можно было допускать такое облучение. Солдаты, сбрасывающие с крыши 3-го блока куски графита и урана, за минуту получали от 50 до 80 рентген. Престиж страны был выше, чем жизни и здоровье ее жителей. И еще: беременным женщинам (отселенным из зоны) в принудительном порядке делали аборты (несмотря на стадию беременности), хотя аборты в СССР были если не запрещены, то осуждались как врачами, так и обществом.
avatar
64 mik-yurko • 02:01:39, 01.05.2013
По поводу абортов.. я таких случаев не слышал. Возможно, конечно и были. Знаете! Это все, скорее от врача гинеколога зависит. Все, кто из рожениц под выброс попал, имели риск мутации плода. Ведь ген может, замечу (что может, а может и нет) начать копировать себе подобие, отсюда рождаются двухголовые особи у животных и всякие мутации у новорожденных людей. Если риск такой был, то да могли и настаивать. И сегодня будут наставить, если например, есть риск полной асфиксии у плода, то принудительно могут отправить на «Кесарево сечение».. Все это происходит виде настоятельного разъяснения опасности ситуации. Да, это можно расценивать как нажим. Думаю, что и с Чернобыльцами было что-то подобное. Я знаю точно, что многие рожали несмотря на запрет и удачно, а кто-то нет. Так что судить позицию врачей того времени сложно.
avatar
63 mik-yurko • 01:19:38, 01.05.2013
Dmitriy_Nekratov, я не могу с Вами полностью согласится! Подобного опыта не было ни у кого в мире. Союз первый столкнулся с катастрофой такого масштаба. Так что, иностранцы помочь ничем не смогли бы все равно. Да и потом, некоторая закрытость подобных станций -это нормально. А уж если честно, то Чернобыльская ЧАЭС самая открытая была. Помощь принимали, опыта подобного у запада тоже не было, так что принимать то, там особо было нечего. Ничего не скрывали, все прямо рассказывали всему миру.(Это уж потом все замолкло и началась фаза затирания правды и людей) , а тогда, как раз после первой тяжелейшей фазы ликвидации аварии, тут же была создана программа по посещению Чернобыльской АЭС иностранными специалистами и прием делегаций. В 1987 году посетят ЧАЭС Ханс Бликс (МАГАТЭ) и министр энергетики Великобритании Питер Уокер, компания“Westinghouse, (электротехническая и ядерная компания США).
Если говорить о культуре, то о Чернобыльской трагедии написана была даже симфония композитором Львом Колодубом симфония № 4 «Чернобыльская». Сняты фильмы. Написаны книги, воспоминания. Мало кто знает, что из деятелей культуры в Чернобыль приезжали артисты эстрады: Пугачева, Кузьмин. Концерт поддержки морального духа людей. И это все в первой фазе.
Конечно бесценный игровой голос «Сталкера ТЧ». Команда создала виртуальный памятник этих событий. Об это надо сказать и помнить. Это был золотой состав. Им всем за это большое спасибо. Кто бы помнил о Чернобыле после стольких лет, не будь этого проекта.!? «..Да, что-то там грохнуло, когда-то на Украине.. и все»
Для сравнения! На Фукусима-1» наших специалистов не пустили, отказались от помощи, хотя чернобыльский опыт многое мог быть изменить на японской станции; уникальные разработки по сорбенту украинских учёных, тоже игнорировались. Российское судно- баржа « Ландыш, (самоходный комплекс, аналогов нет в мире), судно способное перерабатывать ЖРО( жидкие радиоактивные отходы) тоже японцев не заинтересовала. Хотя предлагали. У них таких технологий нет. Но они понемногу предпочли все сливать в океан.
Что касается плохих кадров… Вы представляете... на руках у Тараканова, Крюкова, Легасова разрушенный и расплавленный реактор, где в цокольном зале тонны воды, то есть угроза прямого взрыва. Дальше движение этой массы в подвал, там выход к водозаборному подземному горизонту, а там, через подземные реки заражение Днепра, Волги, и угроза заражения всей пресной воды в стране. И что было делать!? Отсюда столько смертей и ошибок. Это сейчас ясно, а тогда все было не ясно.
Вот пока писал, пришла мысль на счет «Сталкера 2». Ведь в Чернобыле вся вертолетная авиация полегла. «Воздушная битва за Чернобыль»- целая тема для игры. Даже в квестах могла бы о многом рассказать. Все таки 1113 вылетов- не шутка. И конечно в игре можно рассказать о подвиге Шахтёров.. Это целая сюжетная линия. .. Многое конечно можно в вести в «Сталкера 2».
avatar
65 mrkosorotov2013 • 22:45:23, 14.05.2013
Очень интересный рассказ про ЧАЭС. Like!
avatar
66 Slavan1189 • 22:11:52, 26.05.2013
Спасибо за то что уберегли европу от радиактивного заражения. Здоровья и счастья вам
avatar
67 FRIDERICO • 21:00:42, 14.08.2013
Будем помнить ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Отлично, что у этого человека такое ровное повествование, оно дает вид облика людей тех лет. В моем понимании - морально-образцового. Параллельно удивили сообщения одного комментатора о своем отце и деде.


Рекомендуем:

Вверх
Правила чата
Пользователи онлайн
Мини-чат
+Мини-чат
0
Онлайн всего: 96
Гостей: 96
Сталкеров: 0