S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (русск. S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля), ранее известный также как S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost — компьютерная игра, постапокалиптический шутер от первого лица от украинского разработчика GSC Game World, изданная 23 марта 2007 года.


Жанр игры производителем определяется как «Survival-FPS» с элементами RPG: подразумевается, наряду с элементами обычного шутера, наличие перманентно враждебной по отношению к игроку окружающей среды, что, соответственно, должно существенно усложнять условия выживания. Кроме того, для достижения финала игрок должен выполнять различные задания, хотя это предоставляет ему определённую свободу выбора.


Сюжет

Предыстория

Действие происходит в альтернативной реальности, где 12 апреля 2008 года (тут есть противоречие — в самой игре приведена дата 12 апреля 2008, а на официальном сайте — 12 апреля 2006 года) в 14.33 произошёл второй взрыв на территории печально известной Чернобыльской атомной электростанции. Этот взрыв ознаменовал появление так называемой «Зоны», места, внутри которого появляются разнообразные аномальные явления, например, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100G. Сама история второго взрыва на бывшей ЧАЭС окутана мраком, и, желая расследовать эту ситуацию, правительство Украины посылает в Чернобыль войска. Однако их действия на территории зоны заканчиваются провалом.

В связи с провалом экспериментов, территория зоны была ограждена, построены блокпосты на главных точках подхода в Зону. Зона стала крайне охраняемым объектом.

Спустя некоторое время, с территории Зоны начинает приходить информация о мутировавших животных, о продуктах аномалий — так называемых артефактах, которые в прошлом являлись какими-либо привычными предметами. Попадая в аномалию, предметы приобретают уникальные свойства, например если человек или животное попадают в аномалию «Карусель», из их тел могут получиться артефакты «Кровь камня», «Ломоть мяса» или «Душа», которые поднимают у людей уровень регенерации клеток. Однако новые клетки более молоды, и сильнее подвержены влиянию внешней среды.

Многие сорвиголовы, желая быстро заработать, начали проникать на территорию «зоны», дабы добыть ценный артефакт и продать его учёным.

Спустя год, на территории Зоны появились люди, на руках которых были татуировки в виде аббревиатуры «S.T.A.L.K.E.R.». Как правило, это были люди, начавшие «жить» в Зоне. Вскоре всех, кто рвался в Зону, начали называть сталкерами (что-то среднее между мародёром и гидом).

Итак, 2012 год. Главный герой — чудом уцелевший сталкер из «грузовика смерти» (используются для вывоза из центра зоны тел погибших сталкеров; такой грузовик обладает радиационным фоном, во много раз превышающим нормальные условия жизнедеятельности человека). К сожалению, он полностью потерял память, а единственная зацепка — запись в КПК: «Убить Стрелка».

Альтернативные концовки

В игре существуют семь концовок. Достижение той или иной концовки определяется выбором и выполнением (либо невыполнением) различных заданий, а также некоторыми показателями игрока (количество денег, рейтинг-репутация).

Концовки и их условия:
«Власть» — хочет иметь власть над всем, и его душа уходит в монолит. Условие: убить лидеров группировок «Свобода» и «Долг» Лукаша и Воронина.
«Богатство» — с крыши сыпятся гайки (сталкер, обманутый Монолитом, видит, как с неба сыпятся золотые монеты). В результате герой остаётся под завалом обломков крыши. Условие: игрок накопил много денег, больше 50 тысяч рублей, при этом лидеры группировок живы.
«Апокалипсис» — загадывает, чтобы человечество исчезло, так как само этого заслужило. Исчезает в темноте после серии галлюцинаций. Условие: очень низкая репутация (много убитых сталкеров) (меньше 1000), денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
«Чтобы зона исчезла» — загадывает, чтобы зона исчезла — показывают цветущий окружающий мир, но это иллюзия, герой слепнет (возможно, умирает или превращается в зомби). Условие: хорошая репутация (больше 1000), денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
«Бессмертие» — превращается в статую, увешанную артефактами. Условие: рейтинг меньше 1000, денег меньше 50 тысяч рублей, лидеры группировок живы.
«Присоединение к группе „О-сознание"» — присоединяется к группе «О-сознание» (создатели Зоны) и ложится в колбу. Условие: согласиться присоединиться к группе «О-сознание».
«Мир на земле» — расстреливает колбы, в которых покоятся те, кто присоединился к «О-сознание», после чего зона исчезает и мир приходит в норму. Условие: дойти до самого конца игры, отказавшись от присоединения к «О-сознанию».

О-Сознание

О-Сознание — это группа ученых которая поставила перед собой цель изменить мир. Когда Стрелок задаёт вопрос «Кто вы?», они отвечают ему следующим рассказом:

«Мы — „О-Сознание", группа исследователей, которые поставили перед собой цель изменить мир. Известно, что Землю окружает особое информационное поле — ноосфера. Она тесно связана со всеми разумными существами на планете и хранит все их мысленные образы. Мы решили подключиться к ноосфере и внести в нее изменения: убрав всё темное, что породило человечество, сделать мир идеальным. Ни один человеческий разум не обладает достаточной мощью, чтобы взаимодействовать с ноосферой, поэтому мы объединили наши сознания»…

Технические особенности

Графический движок X-Ray

В игре используется игровой движок X-Ray. Графический движок в качестве API может использовать как DirectX 8.1, так и DirectX 9 с использованием Shader Model 3.0. Движок поддерживает рендеринг до одного миллиона полигонов на кадр. Особенности X-Ray: рендеринг в расширенном динамическом диапазоне (HDR), параллакс- и нормалмаппинг, мягкие тени (англ. soft shadows), эффект размытия изображения (англ. motion blur), поддержка широкоэкранных дисплеев, погодные эффекты и циклы смены дня и ночи (англ. day/night cycles). Как и другие движки, которые используют технологию отложенного затенения (англ. deferred shading), X-Ray не поддерживает совместное использование полноэкранного сглаживания и динамического освещения. В драйверах nVidia ForceWare 169.xx и более поздних есть возможность принудительно включить полноэкранное сглаживание, которое оказывается совместимо с динамическим освещением, но при этом сильно падает производительность. Кроме того, через консольные команды или редактирование конфигурационного файла можно активировать «поддельную» форма сглаживания может работать со динамическим освещением, в этом случае изображение размывается для достижения ложного впечатления от сглаживания без падения производительности.[1] Действие игры происходит на территории площадью 30 кв. километров (указано по давним обещаниям разработчиков, на самом деле в вышедшей игре разделена на локации довольно небольшой площади), и внешние, так как и внутренние уровни имеют одинаковое количество деталей. Некоторые текстуры в игре являются фотографическими.

Физический движок

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl использует сильно модифицированную версию физического движка Open Dynamics Engine (ODE). Движок поддерживает сотни физически интерактивных объектов на разных уровнях. Используются Физика Ragdoll, разрушаемые объекты, реалистическая баллистика пуль, скелетная анимация и некоторые другие технологии.

Физика пуль

S.T.A.L.K.E.R. использует реалистичную физику пуль (англ. bullet physics), подобную той, что использовалась в играх Tom Clancy's Ghost Recon Advanced Warfighter и Operation Flashpoint. Пули подвержены силе тяжести, рикошетят от наклонных поверхностей под наклонными углами. Ручное огнестрельное оружие имеет малую кучность при стрельбе без прицела. Чтобы попасть в цель, находящуюся на средних или дальних расстояниях, игрок должен использовать несъёмные прицельные приспособления (англ. iron sights) или навесные оптические прицелы.

Искусственный интеллект

Движок X-Ray использует проприетарную и эксклюзивную систему искусственного интеллекта, названную A-Life (Artificial Life — Искусственная Жизнь). A-Life поддерживает больше тысячи персонажей, населяющих Зону. Персонажи не являются заскриптованными, и это значит, что искусственная жизнь может развиваться сама по себе, без участия и контакта протагониста.

В NPC присутствует полный жизненный цикл (выполнение заданий, бой, отдых, питание и сон). Жизненный цикл присутствует и в разных монстрах (охота, нападение на Сталкеров и других монстров, отдых, еда и бездействие). Эти монстры могут перемещаться большими группами. Нескриптовая природа персонажей означает, что есть неограниченное количество случайных квестов. Например, спасение сталкеров от опасности, уничтожение сталкеров-ренегатов, защита или атака лагерей и баз сталкеров, поиск ценностей и артефактов. Персонажи путешествуют по всей Зоне так, как они считают целесообразным.

Для завершения игры можно использовать различные тактики, такие как стремительная атака (англ. rush), скрытные действия (англ. stealth) или снайперская стрельба из-за укрытий. На каждую из этих тактик NPC будут реагировать различными способами. Для достижения этого NPC заранее используют «Целенаправленное Планирование Действий» (англ. Goal-Oriented Action Planning).

Погода

Погодная система интегрирована в разные части ландшафта и предоставляет множество погодных эффектов, таких как солнечные дни, штормы и ливни. Доступное оружие, поведение искусственного интеллекта, игровая тактика и система ранжирования зависят от погоды.

Мультиплеер

Мультиплеер, как и в многих других современных играх, доступен через локальную сеть (англ. LAN) и Интернет. Поддерживается до 32 игроков. На данный момент присутствует три игровых режима: дезматч (англ. Deathmatch), командный дезматч (англ. Team Deathmatch) и Охота за артефактами (англ. Artifact hunt). В игре также используется система рангов (англ. ranking system).

Особенности игры

Воссозданная по документальным съёмкам территория Чернобыля.
Бесцензурность — авторы решили не отказываться от «русского мата», и он (в сильно «облегченной» форме) свободно фигурирует в игре во время жарких перестрелок.
Иллюзия абсолютной свободы действий (стоит присмотреться и становится ясно, что сюжет — линейный, хотя и разветвлённый с целью реализации различных вариантов финала).
Богатый арсенал оружия, разнообразие монстров, множество вариантов экипировки.
Мир игры изобилует пространственными аномалиями, что способствует ужесточению условий выживания.
Семь совершенно разных концовок.
Затягивающая мрачная атмосфера Чернобыля

Саундтрек к игре

Над саундтреком к игре трудились украинская мелодик-дез группа FireLake и Владимир «MoozE» Фрей. Песню «Dirge for the planet» в исполнении FireLake, можно услышать в бункере у Сидоровича. Мелодия «Gurza Dreaming» в исполнении «Addaraya», будет играть в баре «100 рентген».

Cаундтрек можно поделить на "внутриигровой" и "внеигровой" - песни от FireLake и Addarya используются в качестве музыки, звучащей по радио или на аудиоплеере внутри игры, в то время как композиции от MoozE в стилях Dark Ambient и Noise в жанре Ambient используются "за кадром", для создания угнетающей атмосферы заброшенности, присущей Зоне Отчуждения в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl.

Список композиций:
Mutation (музыка: MoozE)
Dead Cities Pt.2 (музыка: MoozE)
Radwind Pt.1 (музыка: MoozE)
Tunnels (музыка: MoozE)
The Thing (музыка: MoozE)
S.A.D. (музыка: MoozE)
Cold/Freezing Out (музыка: MoozE)
Zone Triggers (музыка: MoozE)
Radwind Pt.2 (музыка: MoozE)
Sleeping In Ashes v.2 (музыка: MoozE)
Rads Pt.1 (музыка: MoozE)
Dirge for the Planet (текст: О.Яворский, музыка: FireLake)
Fighting unknown (музыка: FireLake)
Against the ionized odds (музыка: FireLake)

Саундтрек игры доступен для скачивания на нашем сайте, в формате Ogg, а также образ сборника (связка .bin + .cue)

Также музыку можно "вытащить" из архивов игры, и там композиций будет 20 (включая главную тему игры - музыку, играющую в меню), из них некоторые в игре использованы не были.

Интересные факты


S.T.A.L.K.E.R. — одна из наиболее долго разрабатывавшихся игр. Релиз игры неоднократно переносили, так что дата её выхода стала для многих «притчей во языцех», наряду с Duke Nukem Forever и вышедшей в 2006 году Prey. Про выход S.T.A.L.K.E.R даже существовала шутка: «Радиация из Чернобыля раньше выветрится, чем S.T.A.L.K.E.R. выйдет», а также искажённое название «Ж. Д. А. Л. К. Е. Р.».
Согласно рейтингу британской организации ELSPA проект «S.T.A.L.K.E.R.» по состоянию на 24 марта 2007 года занимал восьмую позицию в мультиплатформенном чарте продаж («Казаки: Европейские войны» в своё время — девятое[источник?]), и первое — среди игр для РС.
Несмотря на очевидное «идейное» влияние романа «Пикник на обочине» (авторы — братья Стругацкие, Аркадий и Борис) на мир и сюжетное наполнение игры, связь эта ни в титрах проекта, ни где-либо ещё официально не упоминается.
В Чернобыльской Зоне Отчуждения действительно время от времени бродят мародеры-сталкеры, которые выносят радиоактивные предметы: моторы, двигатели, картины, статуэтки.
Начальным названием игры было «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost», которую литературно можно было перевести как «потерянное забвение». Но в 2004 году название сменили на «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» не только для легкого понимания названия игры, а еще для западных потребителей которые не знакомы с романом братьев Стругацких «Пикник на Обочине»
S.T.A.L.K.E.R. — аббревиатура от Scavengers, Trespassers, Adventurers, Loners, Killers, Explorers, and Robbers (Падальщики, Нарушители границ, Авантюристы, Одиночки, Убийцы, Исследователи и Разбойники). Именно такая расшифровка появилась на многих новостных сайтах 13 марта 2007 года. Впрочем, эта расшифровка не является официально заявленной разработчиками или издателем и выглядит «притянутой за уши»[источник?]. По некоторым сведениям, такая особенность названия игры объясняется необходимостью соблюдения создателями игры авторских прав. Дело в том, что ранее уже была создана игра с одноимённым названием («Stalker»), и в связи с этим авторам «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» пришлось изменить название, поставив точки после каждой буквы в первом слове и искусственно сделав его аббревиатурой, подобрав к ней более или менее подходящие по смыслу слова.
При начале новой игры запускается вступительный видеоролик. В нём показан номер газеты «Московский Комсомолец» за 29 сентября 2004 года (Сидорович его ещё смахивает со стола).
Все автоматы семейства Калашникова в игре имеют затвор с левой стороны, а не с правой, как положено. Отстрелянные гильзы будут отлетать стрелку в лицо.
Названия видов оружия не лицензированы разработчиками, поэтому в игре встречаются изменённые названия (например, название «Абакан» заменено на «Обокан»).
В игре можно найти мёртвого Гордона Фримена - главного героя серии игры Half-Life.
В баре «100 рентген» на полке рядом со свиной головой, стоит банка зеленого горошка «Бондуэль». «Бондуэль» просуществует до 2012 года.
Несмотря на то, что разработчики обещали реализовать систему Выбросов, в самой игре Выбросы происходят только два раза: на локации "Янтарь" и в конце игры возле ЧАЭС.

Книги по игре

Много современных писателей увлеклись игровым миром S.T.A.L.K.E.R.. В результате была написана серия книг, которые по-своему трактуют мир игры. Издание серии осуществляется российским издательством «Эксмо».

Список книг:
Тени Чернобыля ( собрание рассказов разных авторов и фанатов игры )
Чистое Небо ( собрание рассказов разных авторов, победивших во втором литературном конкурсе от компании-разработчика )
Василий Орехов — Зона Поражения
Василий Орехов — Линия Огня
Алексей Калугин — Дом На Болоте
Алексей Степанов — Дезертир
Андрей Левицкий — Выбор Оружия
Вячеслав Шалыгин — Обратный Отсчёт
Андрей Левицкий — Сердце Зоны ( другое название: Операция "Чистое Небо " )
Алексей Калугин — Мечта На Поражение
Роман Глушков — Холодная Кровь
Сергей Недоруб — Песочные Часы
Дмитрий Янковский — Эпицентр Удачи
Вячеслав Шалыгин — Черный Ангел
Андрей Левицкий - Осознание Зоны ( книга пока не написана , выйдет сенью )
Сергей Недоруб - Тайна Полтергейста ( книга пока не написана , выйдет сенью )
Алексей Калугин - В Ад И Обратно ( книга пока не написана , название - рабочее. Выйдет , похоже , не скоро )



Вверх