История возникновения атлетизма уходит своими корнями в глубокую древность. Упражнения с отягощениями и собственным весом, направленные на укрепление здоровья, увеличение силы и развития мускулатуры, были известны еще во времена Древней Греции и Римской империи, где культ красоты тела, физического совершенства был поднят на небывалую высоту.
Это утверждение основывается не только на мифах и легендах, но и на конкретных исторических фактах и археологических исследованиях. На бронзовых предметах, на росписях древнеримских храмов, мозаиках и гравюрах, можно видеть изображения людей, выполняющих упражнения со снарядами, напоминающие современные гантели. Упражнения с альтерами (прообраз современных гантелей) использовали не только для развития мышц, но и в лечебно-профилактических целях для исправления осанки, формирования красивого телосложения, сохранения здоровья.
Многие историки, изучающие развитие атлетизма, предполагают, что основные принципы современной тренировки с отягощениями были заложены еще в те времена. Во многих книгах, посвященных бодибилдингу, приводится пример тренировки Милона Кротонского (VI век до н. э.) - борца, победителя нескольких олимпийских игр, якобы ежедневно взваливавшего на себя и переносившего молодого быка вдоль стадиона в Олимпии на расстояние больше 200 ярдов (ярд - английская мера длины равная 91,4 см). По мере роста быка, увеличения его веса, увеличивалась сила и выносливость самого Милона. К моменту, когда бык совсем вырос, Милон стал самым сильным борцом в Греции.
Подобные утверждения, однако, мягко говоря, не соответствуют действительности. Дело в том, что в те времена олимпийская слава означала высшие почести, которые вообще существовали для смертного грека, - его героизация - возведение в ранг героев мифов и преданий. Этой чести удостаивались и некоторые имевшие исключительные заслуги олимпионики. О них возникали легенды, в которых правда соседствовала с вымыслом. Среди таких героев первое место занимал Милон Кротонский, сравниваемый современниками и потомками с Гераклом. Он одержал шесть олимпийских побед, причем первую из них - еще юношей в 540 году до н. э. Затем он семь раз побеждал на Пифийских играх в Дельфах, девять раз - на Истмийских и "несчетное количество раз" на различных других. Павсаний пишет о нем: "Говорят, будто Милон сам принес свою статую в Алтий..." Историк Филарх, живший в III веке до н. э., рассказывал, что как-то раз в Олимпии Милон схватил четырехлетнего быка, взвалил себе на плечи, как ягненка, прошел через весь стадион, перед алтарем убил быка, зажарил и съел за один присест. Что в этих историях правда, а что вымысел, по всей вероятности не знали даже сами авторы. (Войтех Замаровский "Рекорды и мифы древних олимпиад")
Очевидно, что именно эти легенды, подкрепленные чьей-то фантазией и породили миф об изобретении Милоном принципа прогрессирующей сверхнагрузки. Как бы то ни было, большинство историков атлетизма называют Милона прародителем современного прогрессирующего тренинга с отягощениями.
В Древней Греции существовали соревнования по тяжелой атлетике, которые, правда, не входили в официальные состязания. В качестве снаряда использовался грубо обтесанный конусообразный камень, который соревнующиеся перебрасывали через голову назад одной и обеими руками. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее: он весит 143,5 кг, а написано на нем, что некий Бибон (атлет примерно IV века до н. э.) одной рукой перебросил его через голову. И хоть трудно поверить в правдивость данного утверждения, тем не менее, камень с надписью действительно существует. На рисунках на вазах атлеты, кидающие камни, как и нынешние штангисты, перепоясаны широким ремнем. Некоторое время существовало в Греции толкание ядра, как неофициальная атлетическая дисциплина: бросание тяжелого обтесанного камня служило лишь тренировочным упражнением для укрепления мускулов. (там же)
Из наиболее древних "методических пособий" заслуживает внимание упоминание о целостной системе силового развития, которая описана в трактате "Сохранение здоровья". Эта работа относится ко II веку н. э. Римский врач Гален предлагал в ней систему занятий с отягощениями для развития мускулатуры. Предназначалась она не только для атлетов, гладиаторов и воинов, но и для обычных граждан. Описание упражнений с альтерами встречаются в трудах Гиппократа и последователей его школы.
В период средневековья (конец V-го - XVII в.) жизнь многих людей (особенно в Европе) находилась под влиянием христианских идей аскетизма, отрицания телесных радостей и презрения к бренному телу. Необходимо отметить, что взгляды христианской церкви на спорт и физическую культуру претерпели головокружительный поворот. От проповеди идей отрицания тела как источника радости до его возведения в ранг "инструмента души и строительства спортивных сооружений и спортивного оформления мест богослужения. Первые теоретики христианства Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Тертуллиан выступали против "языческих" состязаний и страстей к зрелищам. Тертулиан, например, писал: "Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска, равно как и других движений, одно другого сумасброднее. Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесные силы, служащие единственно тщеславию тех, кто ими обладает, и к унижению тех, против кого они направлены". Это высказывание отражало позицию христианской церкви, поскольку она и на практике проводила жесткую линию по отношению к спортивным мероприятиям, которая ярко проявилась в запрещении в 344 г. Олимпийских игр.
В период развитого феодализма христианская церковь дифференцирует свое отношение к физической культуре. Продолжая настаивать на греховности тела, она начинает поощрять и поддерживать занятия физическими упражнениями рыцарей - ударную силу в крестовых походах. Достоверной информации, связанной с историей атлетизма в этот период, не обнаружено. Исключения составляют отдельные сведения о подготовке рыцарей, которые упражнялись с использованием отягощений...
Возрождение интереса к атлетизму произошло в конце XIX века. Оно самым непосредственным образом связано с именем Евгения Сандова (Eugene Sendow), родившегося 2 апреля 1867 году в городе Кенигсберге и ставшего на рубеже столетий суперзвездой физической культуры. Сандова называли "чародеем позы" и "сильнейшим человеком". Цирковой атлет и борец, Сандов показывал такие великолепные силовые трюки, что заслужил покровительство некоторых европейских вельмож. В 1911 году король Англии Георг V присвоил Сандову звание профессора физического развития.
В начале прошлого столетия Сандов написал книгу "Жизнь - это движение". Такое название выражает врожденную потребность всех людей в движении. Следуя этому инстинкту, люди становятся чрезвычайно здоровыми. Но из всех живых созданий только люди сознательно нарушают природные законы физического здоровья. В результате этого они испытывают адские муки по мере того, как системы и органы их организма один за другим отказывают и отмирают в результате старения, травм и болезней.
В 1903 году в Лондоне издана другая его книга, названная "Бодибилдинг". В ней выдвигалась теория "строительства тела" и излагались ее принципы, которые впоследствии легли в основу культуризма.
Система Сандова включала 18 упражнений с гантелями; в методических руководствах, сопровождающих их, соблюдался принцип постепенного возрастания нагрузок. Несомненно, что руководства Сандова сыграли положительную роль в развитии современных взглядов на методику силовой подготовки.
Достаточно известной среди специалистов была и система француза де Бонне, который разработал программу занятий, состоящую из 17 упражнений. К достоинствам этой системы можно отнести то, что после каждого упражнения с отягощениями рекомендовалось выполнять вольные упражнения без снарядов на растягивание и расслабление.
Флоренц Зигфельд, назвавший Юджина "Поразительным Сэндоу", привез его в Америку как сильнейшего человека в мире. В 1893 году в Чикаго Сандов продемонстрировал свою невероятную силу, поднимая тяжести, людей и животных. Но огромную популярность он приобрел не столько силовыми способностями, сколько прекрасной фигурой.
Вот антропометрические измерения Сандова: рост 174 см, вес 90 кг, шея 44 см, грудь122 см, талия 80 см, ягодицы 107 см, бедро 66 см, голень 44 см, рука (бицепс напряжен) 44 см.
Сразу же после бешеного успеха выступлений Сандова, пропагандирующего свою систему "развития силы для каждого", на рынок было выброшено огромное количество самых различных гимнастических снарядов для занятий в домашних условиях.
Один любопытный персонаж - самозванный "профессор" физкультуры - рекламировал аппарат, который в свое время называли кучей железного лома. Он представлял собой циферблат со стрелкой, которая показывала прилагаемое усилие. У аппарата имелась деревянная планка, передвинуть которую можно было, лишь преодолев сопротивление нескольких пружин. По отзывам очевидцев, "тренировка с этим аппаратом напоминала попытку поднять себя за шнурки собственных ботинок".
Другой "профессор" изобрел приспособление, состоящее из доски, к которой крепились болтами пять пружин. Нужно было встать на доску и нажимать на различные пружины, в зависимости от того, какие мышцы вы хотели развить. К приспособлению прилагалась таблица, наглядно изображавшая "систему тренировок". Единственная польза от изобретения, как тогда писали, состояла в том, что этой таблицей было очень удобно... заклеивать дыры в обоях.
Появилась "система" для развития силы с применением различных пружин. Эти пружины прикреплялись к специальному крюку, вбитому в стену на высоте плечей. Нужно было натягивать пружины, принимая при этом различные позы. Занятия продолжались до тех пор, пока крюк не вылетал из стены и не ударял занимающегося по голове.
Возникла система Брейтбарта, в которой использовалась подкова с пружинками. Появился "рычаг силы", представлявший собой железный прут, напоминавший ручку от метлы, на одном конце которого крепилось несколько металлических болванок.
С ростом популярности, Сандов основал вокруг себя целую индустрию. Посредством книг, журналов, производством спортинвентаря, он пропагандировал здоровый образ жизни.
Сандов первым начал проводить соревнования, где оценивалось развитие фигур спортсменов различных видов спорта. Победитель получал в награду золотую статуэтку Юджина Сэндоу. Несмотря на внезапную смерть Сандова в автомобильной катастрофе в 1925 году, соревнования по демонстрации красоты человеческого тела продолжались, став традиционными.
За Сандовым последовал экс-борец Бернар Макфадден, который основал первый в Америке журнал по культуризму под названием "Физическая культура". Он также провел в Америке спортивный конкурс среди мужчин. Победитель Эл Трелор получил приз в тысячу долларов и титул "Самого великолепно сложенного мужчины Америки".
В Европе первый конкурс атлетов состоялся в Альбертхолле в Лондоне в 1905 году. Следующим выдающимся культуристом стал в 1922 году Анджелло Сицилиано, выступавший под псевдонимом "Чарльз Атлас".
Однако к этому виду спорта продолжали относиться как к чему-то мало серьезному. Только с началом второй мировой войны американцы встряхнулись и осознали, что как сам культуризм, так и просто, физические упражнения весьма полезны.
В 1939 году в США были проведены первые соревнования на титул "Мистер Америка", участники которых еще с трудом напоминали современных культуристов. Но все больше и больше упор делался на определенные атлетические пропорции тела. Из всех видов физической подготовки тренировки с отягощениями лучше всего изменяли контур фигуры, поэтому тяжелоатлеты имели больше возможностей оказывать своей фигурой доминирующее влияние на судей.
В 1940 году, Любительским Атлетическим союзом Америки был проведен ряд соревнований, почти напоминавших современные. "Мистером Америка" стал Джон Гримек, атлет, тренирующийся преимущественно с отягощениями. Его система тренировок была замечена и другими соревнующимися. Благодаря этому основным способом для развития фигуры стала тренировка с тяжестями.
В сороковых годах культуризм оставался еще не очень хорошо известным видом спорта. Первым чемпионом, завоевавшим сердца самой широкой публики, стал Стив Ривс. После победы в соревнованиях на титулы "Мистер Америка" и "Мистер Вселенная" он стал суперзвездой кинематографа, снявшись в нашумевших в 50-е годы фильмах "Геркулес", "Багдадский вор" и ряде других. Образ Стива Ривса дал мощный толчок к самому широкому развитию культуризма, который превратился в одно из самых доходных направлений физической культуры. Во всем мире, благодаря своей простоте и доступности культуризм приобрел огромную популярность, а образы чемпионов последующих лет усиливали ее с каждым годом.
В 1945 году Вик Тэнни, один из пионеров в области культуризма, открыл свой гимнастический зал в Рочестере, штат Нью-Йорк. Среди других пионеров культуризма были бывший тренер по тяжелой атлетике Боб Гоффман, а также Джо Голд, основатель гимнастического зала Голда. Последними по порядку, но не по назначению, можно назвать братьев Вейдеров, Джо и Бена, двух канадских гигантов, основавших Международную федерацию культуризма. Эти бизнесмены основывают предприятия по производству инвентаря и снарядов, необходимых для занятий культуризмом, у них появляются принадлежащие лично им исследовательские центры и школы культуризма, они издают огромное количество специальных журналов, проникая во все уголки мира.
В конце 40-х - начале 50-х годов определилась разница в тренировках на силу и на форму и пропорции тела. Кроме тяжелой атлетики, выделившейся ранее в отдельный вид спорта и требовавшей поднятия максимального веса в трех сложных по технике выполнения движениях - рывке, толчке и жиме штанги (впоследствии жим был упразднен), из общего древа системы тренировок с тяжестями определились две различные спортивные дисциплины - бодибилдинг (культуризм) и пауэрлифтинг (силовое троеборье).
Цель пауэрлифтинга (от англ. "power"- "мощь" и "lift" - "поднимать") заключается в выполнении трех упражнений: жиме штанги лежа, приседании со штангой на плечах и тяги с максимально возможным весом. Бодибилдинг (от англ. "body" - "тело" и "build" - "строить") предназначен для создания гармонично развитого, красивого и сильного тела.
Становление Международной федерации культуризма проходила нелегко. В 1946 году, в существующей Международной федерации тяжелой атлетики (ИФБ), созданной в 1920 году, начался процесс дифференциации. Она была преобразована в Международную федерацию тяжелой атлетики и Международную федерацию культуризма. В 1949 году федерация культуризма была вынуждена вновь объединиться с Международной федерацией тяжелой атлетики, но начиная с 1968 года окончательно получила самостоятельность и стала называться Международной федерацией бодибилдинга (ИФББ), со штаб-квартирой в Монреале. С 1946 года ИФББ бессменно руководит Бен Вейдер. На сегодняшний день ИФББ объединяет более 170 стран мира. Здесь список стран-членов IFBB.
Кроме ИФББ существуют национальные (НАББА) и Всемирные (ВАББА) профессиональные ассоциации бодибилдинга, насчитывающие около трех процентов спортсменов, занимающихся культуризмом. Они проводят свои чемпионаты мира, Европы, утверждают титулы "Мистер Олимпия" и "Мисс Олимпия". Эти ассоциации допускают участие в соревнованиях в личном зачете, а не от страны и не признают положений международных правил о допингконтроле, из-за чего ИФББ автоматически дисквалифицирует всех спортсменов, участвующих в турнирах, проводимых НАББА и ВАББА.
В 1966 году, Джо Вейдер решил устроить соревнования, на которые собрались бы лучшие из лучших. Награждение первого счастливчика Ларри Скотта начало отсчет истории самых престижных в бодибилдинге соревнований, ставших популярнейшими в мире.
В конце 60-х годов на небосклоне культуризма появилась новая звезда - Арнольд Шварценеггер, атлет, ставший для многих символом культуризма и известный благодаря своим многочисленным спортивными победами и последующими ролями в кино. В свое время, в администрации Джорджа Буша - старшего, Шварценеггер занимал пост председателя президентского совета по физической культуре и спорту.
В начале 50-х годов Джо Вейдер написал статью, в которой сделал несколько предсказаний:
Из-за быстрого темпа современной жизни увеличится количество физических и душевных заболеваний, и мир вынужден будет признать значение систематических занятий физкультурой и спортом в борьбе с гнетом индустриального мира. Искусство восстановления - один из основополагающих принципов культуризма - будет приобретать все большее значение по мере усиления повседневных нагрузок. Понимание необходимости развития мышц утвердится во всем мире, и культуризм будет распространяться со скоростью урагана. Принципы культуризма, которые включают регулярные тренировки, восстановление сил и правильное питание, станут принципами жизни. Культуризм станет ступенькой на пути к любому виду спорта. Культуризм придет во все уголки мира, и его признают королем физкультуры и спорта. Те, кто занимается культуризмом, будут жить здоровой, счастливой и целеустремленной жизнью. Культуризм станет одной из определяющих сил в человеческой цивилизации и получит признание как средство ее спасения.
В те годы даже самим культуристам эти предсказания казались восторженным преувеличением, но сегодня они полностью оправдались.
Бодибилдинг поможет предотвратить:
остеопороз, сохраняя прочность костей; артриты, сохраняя подвижность суставов; психические заболевания, путем снятия стрессов; плохой кроваток путем усиления кровообращения; заболевания сердца за счет улучшения работоспособности сердечно-сосудистой системы; импотенцию, за счет снижения риска диабета; потерю мышечной массы путем стимуляции мышц; соблюдение иммунной системы путем повышения сопротивляемости стрессам; неблагоприятные последствия родов; рак, путем снижения уровня жиров в организме.
В настоящее время культуризм является одним из популярнейших видов спорта. Целые отрасли промышленности и большие научные коллективы работают на индустрию культуризма. Множество научных и популярных печатных изданий пропагандируют этот вид физической культуры. По всему миру функционирует огромное количество специализированных спортзалов, проводятся красочные шоу, соревнования по культуризму вызывают огромный интерес у самой широкой публики.
Секрет такой уникальной популярности заключается в том, что в отличие от большинства других спортивных дисциплин, культуризм позволяет развивать тело комплексно и гармонично. Множество упражнений из арсенала культуризма используются атлетами других видов спорта для развития силы отдельных групп мышц и повышения общей функциональной устойчивости организма, кроме того, культуризм не знает возрастных границ - человек любого возраста и пола сможет найти в нем решение множества физических, психических и духовных проблем. Занятия культуризмом не только улучшают фигуру и делают физически сильнее и выносливее, но также дают душевный комфорт, спокойствие, уверенность в себе, изменяют характер и мировоззрение. Но что самое замечательное - изменение контуров тела наблюдается очень скоро, спустя 1 - 2 месяца с начала тренировок. Для более глобальных перестроек во внешнем виде и внутреннем мире требуется больше времени и терпения.