В свое время Советский Союз был одним из мировых лидеров в области создания и практического применения различных БЛА в военных целях. Однако в силу целого ряда причин эти позиции Россия, как правопреемница СССР, (впрочем, как и в некоторых других областях) утратила. Но сегодня ситуация меняется в лучшую сторону, что радует и дает реальные надежды на позитивное решение в будущем проблемных вопросов, в т.ч. по созданию и практическому применению БЛА отечественных разработок.
Что же представляет собой отечественный комплекс МК-БЛА-01, информация о котором не отличается полнотой? Чтобы составить общее представление о нем были использованы известные, ранее опубликованные данные, в т.ч. на сайтах разработчиков и производителей.
Комплекс МК-БЛА-01 на базе бронеавтомобиля типа «Тигр» («Тигр-М») предназначен для мониторинга обстановки в назначенном районе и решения ряда задач. В числе последних выполнение патрульных функций при охране участков границы и объектов военно-стратегического значения, радио, радиолокационная и оптико-электронная разведка при проведении контртеррористических и поисково-спасательных операций, высокоточная картографическая съемка местности, контроль состояния трубопроводов, линий электропередач и дорожной инфраструктуры, а также выполнение других задач в интересах самых различных ведомств и структур.
Выполнение широкого круга разнообразных задач обеспечивается совокупными возможностями бронеавтомобиля «Тигр» и размещенных на нем БЛА с необходимой обслуживающей технической аппаратурой. Комплекс создан совместными усилиями специалистов ООО «Военно-промышленная компания» и «Концерн «Вега» из Санкт-Петербурга. Практически идея была реализована путем размещения на шасси многоцелевого бронированного автомобиля «Тигр» (серийно выпускается Арзамасским машиностроительным заводом, входит в состав ООО «ВПК») БЛА ZALA-421-08 («Стрекоза») и ZALA-421-04М («Ласточка»).
Опытный образец комплекса успешно прошел тестовые испытания с практическими пусками «беспилотников», в ноябре 2011 г. был представлен Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину при посещении завода «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, а в ходе выставки радиоаппаратуры в Нижневартовске, организованной компанией «Газпром», МК-БЛА-01 стал объектом повышенного внимания со стороны многих специалистов.
Бронеавтомобиль «Тигр» («Тигр-М») достаточно хорошо описан в различных источниках, в т.ч. на сайте производителя. Здесь же, в дополнение к уже известным данным, как платформы для размещения на ней комплекса с БЛА, необходимо отметить высокие ходовые характеристики, что весьма важно при эксплуатации в условиях бездорожья и в районах Крайнего Севера.
Второе, что имеет большое значение для практической эксплуатации, достаточно комфортные условия для размещения и работы обслуживающего персонала. Этому способствует хорошая эргономика машины, обеспечивающая удобное размещение всей аппаратуры при сохранении свободы перемещения членов экипажа и возможности установки дополнительного оборудования. Кроме того, немаловажным фактором при использовании комплекса МК-БЛА-01 в интересах силовых структур, в т.ч. и боевых условиях, является бронирование автомобиля по 5 классу, обеспечивающего надежную физическую защиту экипажа и размещенной внутри аппаратуры.
В салоне «Тигра» оборудованы 2 автоматизированных рабочих места с высокопроизводительными компьютерами и цветными дисплеями для операторов БЛА. Один из них решает задачи управления аппаратом при полете в автоматическом или полуавтоматическом режиме, а второй - обрабатывает разведывательную и телеметрическую информацию, поступающую с борта летательного аппарата.
Здесь же в специальных контейнерах находятся два БЛА, специальное оборудование для их диагностики и обслуживания, а также расчет в составе 2-3 человек. По мнению специалистов, в совокупности с другими достоинствами, этот автомобиль может рассматриваться как наиболее целесообразное решение при выборе базы для комплекса.
БЛА ZALA 421-04M («Ласточка»), по данным Группы компаний ZALAAERO, г. Ижевск, представляет собой беспилотный летательный аппарат самолетного типа, предназначенный для мониторинга обстановки и передачи полученной информации в реальном масштабе времени в виде теле-, тепло- или фото изображения. Последнее определяется типом сменной полезной нагрузки. БЛА «Ласточка» при взлетной массе до 5,2 кг (длина 1,65 м, размах крыла 0,64 м) обеспечивают ведение разведки на дальности до 45 км при продолжительности полета до 2 ч на высотах до 3600 м со скоростью 65-120 км/ч.
Взлет (посадка) БЛА осуществляется с использованием катапульты (парашюта), полет – электрического двигателя с воздушным винтом. Для управления и навигации аппарата используется система GPS/ГЛОНАСС, а наличие автопилота обеспечивает его полет в полуавтоматическом и автоматическом режимах.
При необходимости, на аппарате может быть установлен радиомаяк (масса 9,5 г, дальность действия 3 км), обеспечивающий поиск БЛА при аварийной посадке в течение до 20 час. Диапазон рабочих температур – от -30 до + 40 град. Цельсия.
БЛА ZALA 421-08 («Стрекоза») по предназначению и решаемым задачам аналогичен БЛА «Ласточка». При массе 2,5 кг (длина 0,45 м, размах крыла 0,85 м) способен в течение 70 мин. вести разведку на удалении до 25 км на высотах до 3600 м. Электрический двигатель обеспечивает полет аппарата со скоростью 65-130 км/ч.
Взлет и посадка осуществляются с использованием катапульты и парашюта соответственно. БЛА оснащен навигационной системой (GPS/ГЛОНАСС) и для выполнения задач по предназначению может нести сменную полезную нагрузку для получения нужной информации в видимом и инфракрасном диапазонах днем и ночью.
Система управления с автопилотом обеспечивает полет БЛА в полуавтоматическом и автоматическом режимах. При необходимости корректировка полетного задания, вплоть до полного его обновления, может осуществляться в ходе полета. При нарушении канала управления и передачи информации автопилот автоматически переводит БЛА в режим возврата к точке старта.
БЛА «Стрекоза» может быть оснащен малогабаритным (9,5 г) автономным радиомаяком с дальностью действия до 3 км, обеспечивающем поиск аппарата в течение до 20 час. БЛА может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха -30 - +40 град. Цельсия.
По предыдущим сообщениям СМИ, бронеавтомобиль «Тигр» различных модификаций и аппараты указанных типов неоднократно демонстрировались на различных выставках продукции военного и двойного назначения.
В их числе Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех», Международный салон «Комплексная безопасность», Международная специализированная выставка технических средств охраны и обеспечения безопасности границы «Граница», Международная выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы», Международный авиационно-космический салон «МАКС» и др.
В 2010 и 2011 гг. неоднократно сообщалось также о том, что БЛА «Стрекоза» и «Ласточка» в ходе сравнительных испытаний демонстрировали хорошие результаты, а также о намерении Минобороны закупить партию комплексов разведки и наблюдения с аппаратами этих типов. Известно, что БЛА типа ZALA-421-08 «Стрекоза» успешно использовался на учениях «Запад-2009», а в составе комплекса на базе бронированной разведывательно-дозорной машины «Дозор» проходит войсковые испытания.
БЛА типа «Стрекоза» и «Ласточка» выпускаются серийно и поставляются различным ведомствам и структурам для использования в военных и гражданских целях. По информации представителей предприятия, аппараты постоянно совершенствуются в целях повышения характеристик и расширения решаемых БЛА задач.
В целом же новый комплекс МК-БЛА-01 на бронеавтомобиле типа «Тигр» с учетом основных характеристик составляющих его элементов может эксплуатироваться без привлечения дополнительных средств и устройств. Возможности комплекса позволяют одновременное использование нескольких БЛА самолетного и вертолетного типа, автономность (1-7 суток) работы и мобильность, высокую степень физической защиты экипажа и аппаратуры.
В зависимости от типа БЛА, дальность наблюдения в простых и сложных метеоусловиях достигает 40-60 км, а с использованием наземных средств - 5 км. Комплекс может работать совместно с другими системами и средствами наблюдения, сбора и обработки информации.
Всепогодный комплекс МК-БЛА-01 на бронеавтомобиле типа «Тигр» отличается оперативностью применения, способен функционировать с применением сетевых технологий сбора, обработки и доведения информации по широкополосным радиоканалам и WEB-сервисам, поддерживает мультисервисные защищенные сети информационного обмена с ситуационными центрами и пунктами управления, может работать совместно с другими наземными, воздушными и космическими пилотируемыми комплексами и системами наблюдения.
Как считают создатели МК-БЛА-01, комплекс имеет широкие перспективы дальнейшего развития и совершенствования, что подтвердили результаты практических испытаний в различных физико-географических и климатических условиях России.
MОСКВА , 25 марта 2012 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ , Анатолий Соколов