Кажется, это Таунсенд Уилен написал: «Интерес представляют только точные винтовки». В общем и целом, я склонен с ним согласиться. Немного в жизни найдётся вещей, раздражающих не меньше, чем оружие, которое невозможно заставить стабильно поражать цель.
Для охотничьей винтовки точность важна, но это не единственное необходимое качество. А между тем она приобрела, особенно в интернете, просто фантастический статус. Кажется, никто не хочет признать, что стреляет группы больше одной угловой минуты. На стрелковых форумах я читал абсурдные дискуссии, как улучшить кучность охотничьей винтовки на одну десятую угловой минуты, и сообщения стрелков, очевидно, неопытных, впавших в отчаяние оттого, что их новая винтовка даёт группы более одного дюйма на 100 ярдах (0,95 угловой минуты – прим. перев). Выглядит это так, как будто эти стрелки живут в какой-то альтернативной реальности.
Профессиональные писатели на оружейные темы тоже вносят свой вклад в это мифотворчество, сообщая об «испытаниях» винтовок, в которых любой карамультук рекламодателя рутинно стреляет однодюймовые (25,4 мм) группы на 100 ярдах (91,44 м). Любым заводским патроном, невзирая на калибр и предназначение. Ну разумеется, стреляет, ещё бы он не стрелял.
Я и раньше писал, и опять напишу: эти группы получены на клавиатуре компьютера, а не на стрельбище. В лучшем случае такой писатель имеет в виду, что однажды, когда на мгновение звёзды на небосводе выстроились соответствующим образом, он получил из испытываемой винтовки однодюймовую группу. И никогда он не признает печатно, что из этой же самой винтовки отстрелял ещё девять групп, размером от 2 до 4 дюймов.
Однако неопытный и доверчивый читатель принимает эти «отчёты об испытаниях» близко к сердцу. Самое абсурдное преувеличение проглатывается без вопросов и бесконечно повторяется (и приукрашивается) по всему интернету. Самые наглые вруны становятся авторитетными специалистами по точной стрельбе и точности оружия. Это могло бы повергнуть в уныние, если бы не было такой чушью!
Точность относительна. Такой вещи, как абсолютная точность, не существует, то есть ни одна винтовка не даст точность ноль целых ноль десятых угловой минуты. Некоторые винтовки специального назначения могут подойти к этой величине очень близко, стреляя группы, выглядящие как однодырочные, но всегда присутствует некая вариация, обусловленная тем, что никакая винтовка и никакая пуля не совершенны. Всегда есть допуск изготовления, крошечный плюс-минус во всём, что ни делается человеком, что не позволяет достичь совершенства.
Точность может быть выражена через размер групп на определённой дистанции, например однодюймовая (25,4 мм) группа из трёх выстрелов на дистанции 100 ярдов (91,44 м) или 100 метров, если измерять по центрам пробоин. Можно также выразить её по угловому рассеванию пуль. Угол измеряется в градусах, угловых минутах и угловых секундах. В полном круге 360 градусов, в одном градусе 60 угловых минут, а в одной минуте 60 угловых секунд. Для практических целей можно принять, что одна угловая минута соответствует однодюймовой группе (по центрам) на дистанции 100 ярдов.
Что имеется в виду, когда говорят о «практической» точности? Словарь определяет «практическое» так: то, что может быть использовано, приведено в действие; то, что эффективно. Отсюда следующий вопрос: точность, эффективная для охоты на какую дичь, на какой дистанции?
В рамках этой небольшой статьи ответом на этот вопрос будут обычные виды дичи, такие как антилопа, козерог, американский дикий баран, и олень в Северной Америке и похожие по размеру животные по всему миру. Часто эти виды называют крупной дичью среднего размера, или даже просто средней дичью. Их размер варьируется от самой мелкой антилопы и некоторых подвидов белохвостого оленя, весящих около 90 фунтов (41 кг), до барана, горного козла и оленя-мула, которые весят в среднем 200 фунтов (91 кг). Даже самые крупные экземпляры этих видов редко превосходят вес в 300 фунтов (136 кг).
У самых мелких из этих животных убойная зона (сердце-лёгкие) около 8 дюймов (20см), а у большинства даже 10 дюймов (25 см). Так что с запасом давайте считать, что наша винтовка должна класть пули (из холодного ствола) в круг примерно 6 дюймов (15 см), на той дистанции, на какой позволяют патрон и наше умение стрелять. В этом случае неудача исключена даже с самыми мелкими представителями средней дичи.
Для винтовки с дистанцией поражения 100-150 ярдов (91-137 м), такой как все эти винтовки под пистолетные патроны (.357 магнум, .44-40, .44 магнум и т.д.) или патроны низкого давления вроде .38-55 и .45-70, группы в четыре угловых минуты вполне хватит. Четырёхдюймовые (102 мм) группы на 100 ярдах (91,4 м) выглядят на стрельбище не особенно впечатляюще, но такая группа означает, что все пули попадут в круг 6 дюймов (15 см) на 150 ярдах (137 м), а это максимальная дистанция поражения этого класса боеприпасов. Винтовка калибра .44 магнум, кладущая все пули в четырёхдюймовый круг на ста ярдах, - это то, что надо для охоты на оленя, эта та точность, которая требуется.
Винтовка с дистанцией поражения 200 ярдов (183 м), например в калибре .30-30, .35 Remington или .444 Marlin, должна давать трёхминутные группы (три дюйма (76 мм) на 100 ярдах (91,4 м)). Это означает, что все пули попадут в шестидюймовый (15 см) на 200 ярдах (183 м). С такой винтовкой североамериканский охотник возьмёт любого оленя, барана, антилопу или козерога. Во времена Таунсенда Уилена лучше этого стреляли очень немногие винтовки. В наше время большинство винтовок стреляет лучше, но с практической точки зрения это не имеет значения. Трёх минут вполне достаточно для стопроцентного поражения дичи на дистанциях до 200 ярдов (183 м). Двухсотярдовая винтовка, стреляющая одноминутные группы, ни на йоту не эффективнее той, что стреляет в пределах трёх минут.
Охотнику с дальнобойной винтовкой, способной поразить среднюю дичь на дистанции 300 ярдов (274 м) (например, калибры 6mm Remington, .25-06, .270 Winchester, 7 mm Remington Magnum или .300 Winchester Magnum), потребуется кучность в две угловых минуты. Эти группы в два дюйма (51 мм) на 100 ярдах (91,4 м) на трёхсотярдовой отметке (274 м) раскроются до 6 дюймов (15 см). Очень немногие охотники способны использовать достоинства винтовки, обладающей более высокой точностью, так что две угловых минуты – это предел того, что на практике требуется для большинства. Я уверен, что полковник Уилен классифицировал бы такую винтовку как очень «интересную». Конечно, приятно, если фузея стреляет ещё более кучно, но с практической точки зрения этого просто не требуется.
Искушённый мастер стрельбы, вооружённый таблицей превышений, разработанной именно для конкретной винтовки и конкретного заряда, высококачественным дальномером и надёжным упором, стреляющий сверхдальнобойным калибром вроде .240 или .300 Weatherby Magnum, .264 Winchester Magnum или 7 mm Remington Ultra Mag, может позволить себе выстрел на 400 ярдов (366 м). В этом случае охотнику потребуется винтовка, надёжно собирающая полутораминутные группы. Полторы минуты означает, что винтовка даст кучность 3 дюйма (76 мм) на дистанции 200 ярдов (183 м) и 6 дюймов (15 см) на дистанции 400 ярдов (366 м). Это очень интересная винтовка, особенно если принять во внимание дульное пламя и отдачу большинства сверхдальнобойных калибров. В обиходе такие винтовки очень редки. На 400 ярдах малейшее дёрганье охотника или дуновение ветерка на расстоянии 200 ярдов выведет пулю из убойной зоны. Собственная точность винтовки становится вторичной по сравнению с другими факторами.
Кучность лучше полутора минут великолепно подходит для того, чтобы хвастаться ей в интернете, но к охоте отношения не имеет. Точность, которая превышает практически полезную, просто не нужна. Никому не простительна стрельба на дистанции больше 400 ярдов (366 м), любым калибром и из любой винтовки. Субминутные винтовки прекрасны, но охотнику они не нужны.
Для успешной и гуманной охоты важнее другие факторы, такие как надёжность оружия и эффективность патрона. Эти соображения делают нежелательным примененние боеприпасов, производных от бенчрестовых калибров типа РРС – по техническим причинам, обсуждать которые мне не позволяют рамки этой статьи. В качестве примера неуместных на охоте калибров можно назвать все калибры WSSM, WSM и Rem SAUM. Примером удачных калибров, патроны которых надёжно подаются в болтовых винтовках, служат .270 Winchester, .30-06 и .375 H&H Magnum. Сравните, скажем, .300 WSM с .30-06 и обратите внимание на различия в конструкции, и всегда покупайте охотничьи винтовки в калибрах, похожих на последний.
Пожалуй, первостепенным фактором из тех, что важнее точности за пределами практической необходимости, является действие пули по цели. Она должна проникать в жизненно важные органы и раскрываться, чтобы разрушить максимальное количество тканей. Пуля, обладающая точностью в разумных пределах, но выполняющая задачу умерщвления дичи эффективно, намного предпочтительнее той, которая сверхточно дырявит бумагу. Поэтому, хотя я всегда испытываю несколько пуль и зарядов для каждой из моих охотничьих винтовок, чтобы найти ту комбинацию, которая даст лучшую точность, я пробую только те пули, которые имеют репутацию подходящих для данной скорости и данного вида охоты. Никаких матчевых пуль и никакой экзотики.
Моя винтовка в калибре .257 Weatherby Magnum, например, даёт группы чуть лучше полутора угловых минут (полтора дюйма на 100 ярдах) заводскими патронами Weatherby со 120-грановыми (7,78 г) пулями Nosler Partition. Эта же самая винтовка даст группы в одну угловую минуту или даже меньше заводскими патронами Weatherby со 100-грановыми (6,48 г) пулями Spire Point. По мелкой дичи 100-грановая Spire Point превосходна, но для универсальности я пользуюсь патронами с пулями Nosler Partition. Преимущество большей массы и большей эффективности важнее полуминутной разницы в точности.