Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» был закончен в 1946 г., и опубликован в 2001 г. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 г., но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.
Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказкой о Тройке» (1968 — сокращённый переработанный вариант; 1989 — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А.Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жёстокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языка в 33 странах мира (более 500 изданий).
Свидетельство АН СССР о наименовании астероида 3054 Стругацкия. 1987
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».
Прочитал несколько книг Стругацких. Это: Пикник на обочине, Улитка на склоне, Обитаемый остров, Отель "У погибшего альпиниста". Все произведения по своему хороши. Пикник уже прочитал когда прошел Тени Чернобыля, поэтому в основном не удивлялся происходящему, только некотрые мелочи не совсем значительные, точно так же и не удивил фильм "Сталкер" снятый по мотивам Пикника - слижком он морально-этично-филосовский. Отель "У погибшего альпиниста" прочитал следом за Пикником - эдакий советский детектив, читать было интерестно. Смотрел одноименный фильм - книга интереснее )) Улитка на склоне оставила нейтральные эмоции и плохо запомнилась. Обитаемый остров прочитал специально перед выходом фильма Бондарчука. В фильме много вырезано, потому для многих он был не понятным, да кое что совершенно не так как было в книге (например что Мак сам научился речи, а не вживил себе в ухо переводчик) Вердикт - Стругацких интерестно читать, но второй раз перечитывать пока не тянет.
NanoX, Повторю только совет который тут уже давал - читай ранних Стругатских, к примеру "Улитка на склоне" попросту мерзость по сути своей, это при всей моей любви к творчеству авторов.
Репутация: 477
Регистрация: 19.03.2009
Город: г. Тара. Омская область
Quote
читай ранних Стругатских, к примеру "Улитка на склоне" попросту мерзость по сути своей, это при всей моей любви к творчеству авторов
StalkerX, становится понятно, что поздние произведения братьев ты недолюбливаешь. Осталось выяснить, почему Например, "Град обречённый" тебя "неприятно удивил". Чем? Что именно не понравилось? Просто любопытно...
Репутация: 743
Регистрация: 01.05.2010
Город: с под Тулы
StalkerX, ...Ну что ж - "Градо бреченный" по моему разумению очень тонкая книга .Сколько в ней прозрачности и недосказанности.Сколько спрятано антиутопических ответов и вопросов в самой антиутопии . ...Авторы порой напрямую дают читателю самому додумать ,что они имели ввиду ,и человек правильно воспитанный - поймет их так ,как они задумывали...Читать ее - одно удовольствие ,и персонажи там настоящие (не в смысле - из реальной жизни ,а - живые ,как я ,как ты ,сосед)...Прочитав ее остается ощущение умиротворенности и правильно расставленных акцентов ... ...Прошу учесть ,что это - мое личное мнение...
Приходя - не радуйся , уходя - не грусти.../Стругацкие А. и Б./ _
...Терзаюсь чувством собственного достоинства... ___ ...Глумление над непросвещенным - сие есть прерогатива обыдленного интеллигентства...
dedEremin, Что личное мнение учёл, впрочем, а какое ещё мнение ещё может высказать человек? Насчёт "града", не буду тут производить его, так сказать литературный разбор, боюсь забанят, ибо многие вещи ныне называть своими именами - харам А у меня пока иные планы. Советую ещё раз прочесть книгу, как правило такие вещи спустя много времени воспринимаются пород совершенно иначе и понимаешь то что ранее не замечал.
Очень интересны три книги для меня - Улитка на склоне, Пикник на обочине и Понедельник начинается в суботу. Особенно понравилась книга Пикник на Обочине.
Что и говорить Стругацкие талантливые и местами гениальные писатели придумавшие Сталкера. Про товарища Шухарта я перечитывал не раз ещё до зародыша компьютерной игры. Прочитал несколько книг: "Пикник на обочине", "Отель у погибшего альпиниста", "Стажёры", "Страна багровых туч" (вроде так называется, давно читал не помню, про Венеру в общем), и "Парень из преисподней" (про человека впитавшего в себя энергию войны), ещё "Пять ложек эликсира". А вот Улитку на склоне так и не осилил, сколько не пробовал, не дались мне жрицы онтогенеза.
Репутация: 477
Регистрация: 19.03.2009
Город: г. Тара. Омская область
Quote
Разговор будет предметным если ты почитаешь ранних Стругатских, я читал всё что они писали
StalkerX, это конечно здорово, что ты прочел все произведения Стругацких и теперь высказываешь свое авторитетное мнение. Но простым смертным в большинстве случаев нет никакого дела до нюансов творчества. Они читают определенную книгу и она им нравится или не нравится. Сообразно с этим данные товарищи выражают свое мнение. Соответственно, если кому-то не нравится произведение, понравившееся им, они желают получить от данного человека конкретный ответ, что и почему, а не аморфную отсылку к раннему творчеству и предложение прочесть иные работы классиков для предметного диалога. Речь об одной, конкретно взятой книге. Разве для обоснования своего мнения и краткого освещения основных тенденций нужно всех оппонентов отправлять читать "ранних Стругацких"?
Прочитал: 1) Пикник на обочине. 2) Трудно быть Богом. 3) Отель "У погибшего Альпиниста". 4) Обитаемый остров. 5) Понедельник начинается в субботу. Все очень интересно, но самое любимое - Трудно быть Богом.
Если ты убил одного - ты убийца, если ты убил десятерых - псих и маньяк. Убей сто - и стань легендой.
Хм. А мне казалось я большую часть их творчиства уже познал, а в том числе лутчие произведения. Ошибался. Надо бы ознакомиться ещё с парочкой книг. Трудно быть богом действительно отличная книга. Даже в игру ради интереса играл. Очень интересно про Отель "У погибшего Альпиниста". Много хороших отзывов слышал. Очень понравилась книга "За миллиард лет до конца света", но она больше, как материал для раздумия и я после этой книги много выводов для себя сделал.
"Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!" Андрей Тарковский
"Всё человечество давно хронически больно, и всю историю оно болеть обречено..." Высоцкий В.С.
Сообщение отредактировал Drumkiller - Пятница, 31.12.2010, 23:32:49
перечитал половину современных книжек по сталкеру. Они как-то высосаны из пальца. Стругацкие написали множество хороших произведений, одно из которых пикник на обочине-одна из моих любимых книг
[spoiler] Никита Хрущев “Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас закопаем!” "Главное я уже сделал... Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы можем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку?" "Политики все одинаковы: обещают мост построить и там, где рек нет." “Мы вам покажем кузькину мать!” “Кеннеди: У нас достаточно ракет, чтобы тридцать раз уничтожить вас. Хрущёв: У нас хватит только для одного раза, но нам этого достаточно.” “Наши цели ясны, задачи определены! За работу, товарищи!” "Работники статистического управления из дерьма могут пули лить." "У нас один спорный вопрос - земельный:кто кого закопает?" " Когда человек поест, он становится добрее." " Кто ударит нас по щеке, тому мы голову оторвем." Никита Хрущев
Страна багровых туч Далёкая Радуга Трудно быть богом Понедельник начинается в субботу Улитка на склоне (написана в 1965 году) Сказка о Тройке Обитаемый остров Отель «У Погибшего Альпиниста» Малыш Пикник на обочине Парень из преисподней Жук в муравейнике
эти книги прочла, больше всего понравились за ироничность "Понедельник..." и за атмосферу "Пикник на обочине" еще "Далекая Радуга" понравилась, про планету физиков и испытателей
Quote (Далекая Радуга)
Вдруг на пляже стало шумно. Увязая в песке, к морю спускались испытатели - восемь испытателей, восемь несостоявшихся нуль-перелетчиков. Семеро несли на плечах восьмого, слепого, с лицом, обмотанным бинтами. Слепой, закинув голову, играл на банджо, и все пели: Когда, как темная вода, Лихая, лютая беда Была тебе по грудь, Ты, не склоняя головы, Смотрела в прорезь синевы И продолжала путь...
Они, не оглядываясь, вошли с песней в море по пояс, по грудь, а затем поплыли вслед за заходящим солнцем, держа на спинах слепого товарища. Справа от них была черная, почти до зенита, стена, и слева была черная, почти до зенита, стена, и оставалась только узкая темно-синяя прорезь неба, да красное солнце, да дорожка расплавленного золота, по которой они плыли, и скоро их совсем не стало видно в дрожащих бликах, и только слышался звон банджо и песня:
...Ты, не склоняя головы, Смотрела в прорезь синевы И продолжала путь..