Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» был закончен в 1946 г., и опубликован в 2001 г. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 г., но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.
Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказкой о Тройке» (1968 — сокращённый переработанный вариант; 1989 — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А.Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жёстокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языка в 33 странах мира (более 500 изданий).
Свидетельство АН СССР о наименовании астероида 3054 Стругацкия. 1987
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Читал оч давно Пикник на обочине - тут реально без Сталкера не разберешься. Ну и Обитамеый остров - книжка куда интересней фильма, много узнал чего нового. Все равно остаются на порядок выше современных писателей!
Репутация: 210
Регистрация: 29.06.2011
Город: Омск
Стругацкие безусловно гениальные писатели, и почти все их произведения мне нравятся, но самые необычные произведения, не похожие ни на что другое - это "Отель "У погибшего альпиниста"", "Понедельник начинается в субботу" и "Пикник на обочине".
Кстати, экранизированы не только "Сталкер" и "Обитаемый остров"(отвратительный фильм), но и "Отель"У погибшего альпиниста""(Эстония). Фильм снят, мягко говоря, плохо и с книгой имеет массу расхождений. Смотреть этот фиильм не советую - лучше послушайте аудиоспектакль. Так же была экранизация "Трудно быть богом"(ГДР, СССР, Франция, Швейцария). Фильм не смотрел, но прочёл о нём, что он был провальным. Думаю скоро ознакомлюсь с ним. Есть ещё одна экранизация этого же романа режиссёром Алексеем Германом.... Смотрел фильм "Гадкие лебеди" - слабый фильм. На 2 по 5тибальной шкале. Есть ещё ряд киноработ связанных со Стругацкими, но о них пока ещё сказать ничего не могу.
Только читал "Пикник на обочине" и Отель "У погибшего альпиниста" действительно фильм не очень хорошо поставлен но и надо наверное сделать скидку на то когда он снимался.
Репутация: 210
Регистрация: 29.06.2011
Город: Омск
Quote (nikol)
Только читал "Пикник на обочине" и Отель "У погибшего альпиниста" действительно фильм не очень хорошо поставлен но и надо наверное сделать скидку на то когда он снимался.
Ну вообще-то фильмы "Сталкер" и "Отель "У погибшего альпиниста"" оба были сняты в 1979г. При этом первый во всём мире считается шедевром, а о втором даже почти никто не знает... Поэтому скидку на время делать не стоит.
hagtorp, Картина «Отель „У погибшего альпиниста“» в 1979-ом году получила престижный Приз «Серебряный астероид» (2-е место) на ежегодном Международном кинофестивале фантастического кино в г. Триесте (Италия). В конце 2007 года компания Акелла издала игру «Отель „У погибшего альпиниста“» в жанре «квест» по мотивам одноименной книги. Игра была разработана украинской компанией Electronic Paradise.
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Ну из Стругацких много чего прочитал, всегда выделял этих писателей, сейчас вот перечитываю потихоньку "Парень из преисподней", к разговору об экранизации их произведений, они кстати выступали в роли сценаристов в одном фильме "Письма мёртвого человека" в жанре постапокалипсиса, фильм советую всем посмотреть, отличное кино и со смыслом, сейчас такое не снимают, этот фильм я ставлю в один ряд со "Сталкером" Тарковского.
Репутация: 70
Регистрация: 17.06.2011
Город: Новосибирск
Я вот тут подумал... Можете конечно со мной не согласиться... А ведь "Пикник на обочине" куда интересней игры... Там ведь все более атмосфернее... В игре-то ведь сталкеры везде носятся, мочат друг друга десятками в день. А аномалий (того почему Зону называют Зоной) в игре очень мало, а если и есть то еще надо постараться, чтобы удалось помереть. А в книге то все по-другому... Основная-то идея какова? Что силой ничего не решить... Что Зона не позволяет себя завоевать силой, а открывается только тому, кого сама выберет... "Пикник на обочине" был о том, что причина всех бед человечества - это деньги и насилие. Об этом и книга, и фильм Тарковского... А ребята из GSC вывернули весь заложенный смысл на изнанку... Никакого намека на философские мысли. Простое банальное мочилово.
Вот такие грустные мысли...
Долги хотят уничтожить Зону, Свобода хочет убрать Долг, а бандюги гребут на фоне этого под себя сколько могут... Не-е! Чешите лесом! Я лучше одиночкой Зону топтать буду...
Сообщение отредактировал ProKo - Понедельник, 22.08.2011, 20:26:48
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Quote (ProKo)
А ведь "Пикник на обочине" куда интересней игры...
Да тут и сравнивать нечего, ведь игра "S.T.A.L.K.E.R." от компании GSC это копипаста идей братьев Стругацких с последующим перенесением их на ЧЗО, так что вообще не вижу никакого смысла даже в приблизительном сравнении игры от компании GSC и величайшего произведения в мире фантастики.
Репутация: 70
Регистрация: 17.06.2011
Город: Новосибирск
Quote (Могильщик)
вообще не вижу никакого смысла даже в приблизительном сравнении игры от компании GSC и величайшего произведения в мире фантастики.
Полностью солидарен! Просто мне не много обидно за то, что так подло разчленили и часть из этой разчлененки пришили к чудовищу Франкенштейна
Долги хотят уничтожить Зону, Свобода хочет убрать Долг, а бандюги гребут на фоне этого под себя сколько могут... Не-е! Чешите лесом! Я лучше одиночкой Зону топтать буду...
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Привожу идеи, которые компания GSC скопипастила из "Пикника на обочине" 1. Само понятие "Зона", как зона с аномальными образованиями 2. Понятие и определение "Сталкер", как род занятий определённого круга людей 3. Аномалии 4. Артефакты и охота за ними 5. Кидание болтов, для "очерчивания" границ аномалий 6. Зомби (да, да, вспомните хорошенько книгу) 7. Сам бар, к примеру с тем же Сидоровичем в игре, впомните сколько описанию бара и событий связанных с ним отведено места в книге. 8. Периметр по границам Зоны, охраняемый войсками 9. "Артефакты" на заказ из Зоны. 10. Золотой шар в центре Зоны, исполняющий желания, в игре Исполнитель Желаний на ЧАЭС.
И кто то ещё будет пытаться утверждать, что "гениальная" идея сбацать игру S.T.A.L.K.E.R. пришла GSC сама по себе, без копипасты идей "Пикника на обочине"?
Репутация: 70
Регистрация: 17.06.2011
Город: Новосибирск
Могильщик, добавь к списку ученых, занимающихся изучением Зоны, центр Зоны, куда не удавалось пробраться практически никому (в книге по причине аномальных полей, в игре из-за пси-изл). Плюс ко всему полностью слизанное: Почти все аномалии (жгучий пух, холодец, гравитационная аномалия и т.д.)... Дошло даже до того, что был слизан научный скафандр...
Долги хотят уничтожить Зону, Свобода хочет убрать Долг, а бандюги гребут на фоне этого под себя сколько могут... Не-е! Чешите лесом! Я лучше одиночкой Зону топтать буду...
Сообщение отредактировал ProKo - Понедельник, 22.08.2011, 21:11:56
Репутация: 5394
Регистрация: 11.06.2010
Город: Санкт-Петербург
Могильщик, полностью согласен с тобой.Но все же, осуждать разрабов не стоит.Ибо сам Борис Натанович не раз говорил, что ему на игру абсолютно наплевать, все авторские права соблюдены, и к ней относится нейтрально. Но копипаста - это да, не поспоришь с этим
Quote (Могильщик)
Привожу идеи, которые компания GSC скопипастила из "Пикника на обочине"
Не забудь еще то, что в игре, как и в книге сталкеров называют по кличкам.(Для примера - "Стервятник" Барбридж)
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Quote (Dimastalker)
Но все же, осуждать разрабов не стоит
Да я не в этом русле написал основные вещи, скопипащенные из романа, я их написал, чтобы лютые и ярые Сталкири хоть немного задумались, прежде чем отрицать любую причастность GSC к заимствованию идей из "Пикника на обочине", а то иногда в их комментариях до смешного доходит, один такой "индивид" даже предлагал компании GSC подать в суд на Стругацких, ибо по его "сталкирским" понятиям GSC есть основоположница задумки "Сталкера"
Quote (Dimastalker)
Не забудь еще то, что в игре, как и в книге сталкеров называют по кличкам.(Для примера - "Стервятник" Барбридж)
Репутация: 5394
Регистрация: 11.06.2010
Город: Санкт-Петербург
Quote (Могильщик)
а то иногда в их комментариях до смешного доходит, один такой "индивид" даже предлагал компании GSC подать в суд на Стругацких, ибо по его "сталкирским" понятиям GSC есть основоположница задумки "Сталкер
Я должен это видеть... Но я уверен, что все риальные сталкири, прочитав этовсе начнут поливать нас дерьмом, ибо мы не с должным почетом отнеслись к их Богу А если по теме, братья Стругацкие остаются величайшими советскими фантастами, а многие их книги пропитаны атмосферой.Чего стоит даже "Понедельник начинается в субботу"
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Quote (Dimastalker)
что все риальные сталкири, прочитав этовсе начнут поливать нас дерьмом, ибо мы не с должным почетом отнеслись к их Богу
Я веду с ними долгую и упорную борьбу с конца 2009 года
Quote (Dimastalker)
"Понедельник начинается в субботу"
Отличная книга, правда читал её давно, многое уже подзабылось, ещё вот "Малыш" отличное произведение, кстати Б.Н. Стругацкий охотно отвечает на все вопросы своих читателей на своём сайте
Репутация: 70
Регистрация: 17.06.2011
Город: Новосибирск
Также советую очень хороший роман "Град обреченный". Как и во всех произведениях Стругацких есть над чем подумать! В романе есть множество смешных мест.
Долги хотят уничтожить Зону, Свобода хочет убрать Долг, а бандюги гребут на фоне этого под себя сколько могут... Не-е! Чешите лесом! Я лучше одиночкой Зону топтать буду...
Сообщение отредактировал ProKo - Вторник, 23.08.2011, 06:43:21
"Письма мёртвого человека" в жанре постапокалипсиса, фильм советую всем посмотреть, отличное кино и со смыслом, сейчас такое не снимают, этот фильм я ставлю в один ряд со "Сталкером" Тарковского.
Действительно хороший старый советский фильм, но наверное на любителя не многие смогут досмотреть фильм до конца.
Репутация: 4225
Регистрация: 03.12.2009
Город: Которого нет
Quote (nikol)
Действительно хороший старый советский фильм, но наверное на любителя не многие смогут досмотреть фильм до конца.
Да, фильм действительно тяжёлый, пересматривал его несколько раз и всегда остаётся неизгадимое впечатление, по моему отлично показывается вся безысходность в случае ядерной войны.
Могильщик, Вот тебе и карты в руки для новой темы, возможно многие найдут этот фильм посмотрят, и сделают соответствующие выводы как в таких условиях можно бороться за жизнь. .