Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» был закончен в 1946 г., и опубликован в 2001 г. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 г., но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.
Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказкой о Тройке» (1968 — сокращённый переработанный вариант; 1989 — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А.Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жёстокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языка в 33 странах мира (более 500 изданий).
Свидетельство АН СССР о наименовании астероида 3054 Стругацкия. 1987
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».
А то, что у нас 90% населения верит рекламе не обидно? Собственно, тот же самый вопрос наличия критического мышления у населения, точнее его отсутствия у большинства.
нет, это не обидно. это просто капец. например, столько всего стал вокруг с недавнего времени замечать, что думаю иногда, лучше бы не видеть всего этого. мало того, что рекламные объявления с ошибками класса 5 пишут, так и вообще... как вам объявление на самом заднем сидении в маршрутке, мол, деньги менять ДО входа? или надпись "молоток, аптечка и огнетушитель находятся у водителя" повернуто в наружную (на улицу) сторону? зачем это прохожим знать? много чего еще, но там уже все печально...
Quote
Умник, скажи, ты-то хоть читал Волны гасят ветер?
каюсь, этого я не читал...
Критиковать - это показывать автору, что он делает не так, как бы делал я, если бы умел. आत्माऽतत्त्वमसि, आत्माऽतत्त्वमसि गदति अदेश संहित - आत्माऽतत्त्वमसि शपति आ अस्मद् अवतारयति !!
Репутация: 477
Регистрация: 19.03.2009
Город: г. Тара. Омская область
Quote
А то, что у нас 90% населения верит рекламе не обидно?
А ещё наше население верит аннотациям издательств и ярким обложкам. Например, не так давно я по-дешевке купил двухтомник Пикуля "Нечистая сила". Отдал за ве книги сорок рублей. Правда книги выпуска конца восьмидесятых годов, да и обложки потертые (книги-то б\у). Знакомый купил такой же двухтомник за 420 рублей и начал расхваливать, мол специально ездил в Омск. Но зто обложка яркая, с картинками и год издания 2009. А разница? Книги-то покупаются не ради красивой обложки, а рди самого текста. Примерно то же сейчас повсеместно. Сняли "Обитаемый остров" и издательства тут же принялись выпускать книгу Стругацких с новой обложкой, дабы распродать больше экземпляров на волне популярности фильма. Сменили обертку и люди повелись на это. Так же со многими произведениями. Даже порой аннотации меняют в угоду современным веяниям, делают их более "захватывающими", чтобы современная публика с интересом читала. Например, увидел в магазине рекламный плакат книги "Летоисчисление от Иоана", по которой снят фильм Царь и там большими буквами было написано, что Иван 4 был первым из Романовых! Ничего, что он Рюрикович? Головы бы таким пиарщикам поотрывал. Мне знакомый около года назад рассказывал, как в одном из магазинов видел книгу "Война миров" Герберта Уэллса в суперобложке, на которой был нарисован робот из фильма и с надписью "По сценарию фильма Стивена Спилберга". То есть те, кто готовил суперобложку даже не потрудились узнать, когда была написана книга и о чем там вообще говорится. Они правда думали, что Уэллс и Спилберг вместе работали над фильмом? Жуть...
Репутация: 971
Регистрация: 09.08.2009
Город: Новосибирск
TihonovBOSS, обсуждение вопроса о коммерции и литературе, вроде бы, перенесли в раздел, посвященный Метро. Более актуально. Хотя твоя правда. Народ у нас действительно покупается на блестящее. Хотя как раз в спецлитературе есть много такого, что только в виде букинистики найти можно. Не переиздают. Кстати, у Стругацких в Хромой судьбе об этом сказано очень немало. Насчет общего уровня менталитета у обывателей Стругацкие писали тоже, хотя больше их волновало общество в целом. Тут, скорее, Антона Павловича уместно вспомнить. Хотя, если мы вспомним Гадких Лебедей и историю с клубникой, то тут, пожалуй, прямая аналогия со сказанным.
Репутация: 477
Регистрация: 19.03.2009
Город: г. Тара. Омская область
serebransky-таки заинтересовал меня, рекомендуя прочесть "Парень из преисподней". Времени на чтение практически не было, поэтому около месяца назад прослушал аудиокнигу и в очередной раз убедился, что книги Стругацких - это классика мировой фантастики на все времена. Думаю, объяснять, что за произведение "Парень из преисподней", не стоит . Остановлюсь лишь на некоторых моментах: Характеры Стругацкие прописали очень хорошо. Превосходно обрисовали главного героя, Гепарда, Корнея и прочих. Каждый герой - индивидуальность со своей судьбой, со своими привычками и взглядами на жизнь. И авторы это показали просто потрясающе. Чего стоит один только "бойцовый кот герцога"... А развертывание перед человеком из иного мира совершенно непонятного миропорядка - это вообще отшлифовано так, что диву даешься, насколько Стругацкие тонко прочувствовали, продумали психологию поведения персонажей. К примеру, момент, когда главный герой мысленно подстраивал мебель в комнате под себя - естественная реакция индивида создать свой уголок в чуждом мире. Но показано это так ярко, что понимаешь - герою роднее кровать из металлической сетки, накрытая шерстяным пледом, чем большой и красивый, новый, но чуждый мир. Блестяще! Слушал и каждую фразу с придыханием ловил, чтобы не пропустить. Всем любителям фантастики советую почитать, равно как и тем, кто считает фантастикой современные поделки а-ля "мы бились в космосе на кораблях лазерами" - пусть почитают и поймут, что такое НАСТОЯЩАЯ фантастика.
у них было множество замечательных произведений кроме Пикника на обочине, который кстати к Сталкеру никак не относится, ну разве что ПЫС многое сперли из этой книги.
Недавно снова полностью осилил трилогию "Обитаемый остров". Фильм похоронил все очарование первой части книги. Вторая и третья больше располагают к задумчивым философствованиям, нежели к ожиданию экшена, но оно и правильно - по ходу трилогии читатель стареет вместе с Максимом Каммерером. Очень захватывающая серия.
тоже вполне достойная книга. И фильм тоже сильный. Кстати, о сильных фильмах: не так давно спиратил с торрентов фильм "Письма мертвого человека" - к его созданию приложил руку и Аркадий Натанович (один из авторов сценария). Страшный фильм, но интересный и с глубоким смыслом.
Стругатские сильно менялись во времени, и не во всём в лучшую сторону. Полюбили их за ранние вещи, именно на них они стали известны. Их закатом на мой взгляд была книга "Улитка на склоне". Кто их не читал советую найти их серию "Стажёры".
единственная книга которую я читал была "Обитаемы остров". это прекрасная книга. сюжет, герои... все нравиться, а вот фильм разочаровал, еще пытался читать "Пикник на обочине", но так и не смог, наверное не дорос еще...
Репутация: 477
Регистрация: 19.03.2009
Город: г. Тара. Омская область
Радует тот факт, что к обсуждению творчества АБС вернулись Я тут недавно на одном сайте подробно расписывал впечатления от некоторых их работ. Копирую сюда:
Замечательные писатели, сздававшие нповторимые и оригинальные миры в своих произхведениях. Другое дело, что не всё ими написанное можно понять, попытавшись прочесть "с наскока", воспринимая книги АБС как развлекательное чтиво. Но если отринуть привычные стереотипы, согласно которым герой - это всегда герой, "ружья", висящие на стенах стреляют даже если не заряжены и так далее, то произведения Стругацких воспринимаются как смесь традиционной научной фантастики с примесью знаний психологии, истории. А ещё с жесткой, порой даже жестокой логичностью всего происходящего и реалистичностью фундаментальных основ наук. Так если человек ошибается, то эта ошибка чревата чудовищными последствиями, если попадает в чужой мир, то не изобретает тут же чудо-устройство для общения с аборигенами, как это бывает в произведениях множества иных авторов. Из произведений Стругацких читал "Пикник на обочине", "Обитаемый остров", "Парень из преисподней", "Гадкие лебеди", "Град обреченный" и "Трудно быть богом". Больше всего поразил. удивил и безмерно порадовал рома "Град обреченный". Сейчас как раз скачал аудиокнигу и теперь уже не читаю, а слушаю сей труд АБС во время работы на даче Думаю, кто читал роман, поймет. насколько глубоко копнули Стругацкие, как сумели показать страхи и желания. мечты и обидыразных людей, вывернуть душу среднестатистического "главного героя" на изнанку, "препарировать" его поведение. Много людей из разных эпох и стран. обстоятельства. в которых каждый начинает мыслить сообразно своему положению на "большой земле", как бы не менял их эксперимент... В общем, что и говорить, роман этот смело могу назвать одной из любимых книг. Не на много в моем ТОП-списке АБС отстает "Пикник на обочине" - предтечи сверхпопулярной и уже пднадоевшей серии "Сталкер". Книга, на голову превосходящая лучшие из книг вышеназванной серии. Настоящий психологический калейдоскоп, мрачный психологический портрет героя, глобальное событие и люди в непривычных и страшных условиях - люди разные, с противоположными интересами, как это принято у Стругцких и за что я очеь люблю их произведение. Столкновение характеров, личностей, человека и неизведанного, интерпретация человеком того, что не может быть понято сознанием "хомо сапиенса"...
TihonovBOSS, Чувствуется штиль "Град обречённый" - первая книга которая меня неприятно удивила у Стругатских. А вот "Пикник на обочине", всё бы хорошо, и пишут как всегда прекрасно, но главный герой в общем-то люмпен. Ну ладно, ну хотели показать как кривая дорожка в тупик ведёт, можно понять - показали. Но финал..Рэдрик не нашёл в себе ничего светлого чтобы сформулировать желание, и он в результате повторяет слова погибшего парня - видимо как самое светлое "счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный". И тут финиш, Стругатские дяди взрослые и что характерно - давно, они не могли не понимать абсурдность этого. Они не могли не понимать что мораль их произведения, формируется во многом финалом. По дальнейшему их творчеству уже было понятно примерно в чём дело, довелось мне как-то задать вопросы Борису Стругатскому, уже после смерти Аркадия. Сами вопросы приводить не буду, не суть, но для себя я тогда понял, что по сути они оба умерли, только одни физически, а другой духовно. И та сама духовная смерть она развивалась как болезнь и это было видно по произведениям, похоже они подхватили вирус поразивший когда-то часть советской интеллигенции - либерализм. Как-то так...