Французский зенитно-ракетный комплекс малой дальности "Crotale" - всепогодная войсковая система ПВО частей первого эшелона . Комплекс существует в нескольких модификациях : базовый вариант "Crotale", корабельный комплекс - "Crotale Naval", "Cactus" ( экспортируется в Чили и Южную Африку) и "Shahine" (экспортируется в Саудовскую Аравию). Последний вариант комплекса - "Crotale-NG", предназначен для обеспечения противовоздушной обороны войск и гражданских объектов, боевых порядков танковых и механизированных бригад. В комплексе "Crotale-NG" используется высокоскоростная ракета VT-1, разработанная американской фирмой "LTV" и французской "Thomson-CSF" для армии США по программе "Faad". По заявлению представителей фирмы "Thomson-CSF", ЗРК "Crotale-NG" является ответной мерой на недавно появившееся авиационное оборудование, которое позволяет самолетам с неподвижным крылом совершать атаки в любое время суток и при любой погоде, а вертолетам выполнять неожиданные атаки, применяя тактику внезапного появления из-за естественных укрытий. Комплекс находится в производстве. Серийное производство ракеты VT-1 начато с середины 1989 года. Первые серийные VT-1 поступили на вооружение в 1990 году. Состоит на вооружении Франции (ВВС — 12 авиатранспортабельных огневых узлов контейнерного типа), Финляндии (сухопутные войска — 20 комплексов на шасси "Sisu ХА-180", Греции, Нидерландов. Южная Корея имеет несколько шасси, закупленных с целью модернизации своей собственной системы ПВО "Pegasus". Состав: Несмотря на то , что ЗРК "Crotale-NG" является новой системой, он базируется на ряде усовершенствованных компонентов ранее разработанного комплекса. Например, ПУ выполнена с учетом опыта фирмы "Thomson-CSF" , полученного при разработке большого семейства ЗРК "Crotale". Электрически вращаемая башня комплекса "Crotale-NG" массой около 4800 кг включает в себя обзорную РЛС со встроенным запросчиком государственного опознавания, РЛС сопровождения, оптическое оборудование, состоящее из инфракрасной, работающей днем и ночью, камеры, инфракрасного дальномера, дневной ТВ-камеры и восьми боеготовых ракет, размещаемых двумя пакетами по четыре ракеты на каждом. Комплекс может быть размещен на одной гусеничной или колесной платформе. Возможные носители комплекса - шасси танка АМХ-30В , БТР М113 , KIFV и "Puma" , а также - БМП "Bradley" ( шельтерный вариант ). Обзорная РЛС типа TRS2630 Е-диапазова с перестройкой частоты вращается со скоростью 40об./мин. Она оснащена плоской антенной и имеет улучшенную помехозащищенность (низкий уровень боковых лепестков, стробирование луча, переключение частоты в широком диапазоне и постоянный уровень ложных тревог), а также способна работать при движении шасси. Дальность обнаружения самолетов составляет 20000 м и около 8000 м — для зависших вертолетов. Максимальная высота обнаружения — 5000 м. РЛС может вести поиск в точно ограниченном секторе.Возможно одновременное автосопровождение восьми, представляющих наибольшую угрозу, целей. РЛС сопровождения — моноимпульсная доплеровская с перестройкой частоты и с улучшенной помехозащищенностью станция, которая работает в J диапазоне с дальностью 30000 м для целей типа зависший вертолет и самолетов, имеющих скорость полета свыше М2. Оптико-электронная система слежения за целью включает в себя тепловизор "Castrol Thermal TV camera", имеющий широкое (8.1°х5.5°) и узкое (2.7°х1.8°} поля обзора (максимальная дальность обнаружения в хороших погодных условиях составляет 19000 м и снижается до 10000 м в плохих условиях видимости), дневную телевизионную камеру типа "Mascot CCD TV camera" с полем обзора 2.4°х1.8° и дальностью обнаружения цели до 15000 м, канал видеосопровождения следящей системы для автоматического сопровождения цели и ракеты, а также ИК-дальномер с широким полем обзора для захвата ракеты на начальном участке ее полета. При наведении ракеты используются данные, получаемые всеми измерительными системами, которые передаются на борт ракеты. В нормальных условиях радиолокационная и оптико-электронная системы работают одновременно и постоянно контролируют друг друга. Следящие системы определяют зону обзора (окно наблюдения}, где находится цель, местоположение наводимой ракеты и местоположение ложных целей. В пределах этой зоны обзора вычисляются окна для каждой сопровождаемой цели. Получаемые от различных измерителей (радиолокационный канал и оптический) координаты по каждой цели сравниваются с помощью цифрового фильтра. В дальнейшем используется более точная оценка координат цели и ракеты. Все команды управления ракетой передаются с помощью узкого луча (используется перестройка частоты в канале телеуправления). Цветные экраны мониторов отображают номера целей, на них передается термо- и телевизионное изображения, а также видеоинформация от следящих РЛС, масштабная сетка обзорной РЛС и информация о готовности к пуску ракет. Комплекс "Crotale-NG" является полностью автономной системой, в которой процесс обнаружения, захвата цели на сопровождение и уничтожения проходит автоматически. Стреляющему необходимо лишь дважды провести государственное опознавание цели. Благодаря высокому уровню автоматизации комплекс имеет время реакции 5с. Общее время, необходимое для уничтожения цели, летящей со скоростью 300 м/с и захваченной РЛС на дальности 13 км, составляет около 15 с. Время перезахвата составляет 1—2 с и зависит от того, является цель групповой или одиночной. Теоретически возможно одним огневым узлом уничтожить две отдельные группы по 4 цели в каждой на всей глубине зоны поражения. Время перезаряжания двух ракетных пакетов составляет около 10 мин. Система управления огнем комплекса позволяет интегрировать его в комплексные системы ПВО. Батарея из 4 пусковых установок может действовать в координированном режиме, обеспечивая автоматический обмен данными с целью выбора оптимального варианта действий по поражению цели. Устройство постановки радиопомех практически не притерпело изменений. Как в режиме сопровождения, так и в режиме наведения РЛС используют скачкообразное переключение по частоте от импульса к импульсу и от пакета к пакету. В процессе полета ракеты приемо-передатчик работает в режиме высокой маневренности по частоте и сжатия импульсов. Ракета VT-1 (Vought-Thomson) разработана фирмой LTV по контракту с фирмой "Thomson-CSF" (начало разработки - 1986г.), имеет радиокомандную /электронно-оптическую систему наведения. Максимальная дальность наведения ракеты 10 км, высокая маневренность ( 35g ) и максимальная скорость - 3.5метра позволяют перехватывать маневрирующие цели на дальности 8км примерно за 10с. ЗУР VT-1 содержит : головную часть, где находятся : неконтактный радиовзрыватель и контактный взрыватель, батарея, аппаратура системы наведения, электронная аппаратура для обработки данных; осколочную БЧ массой 14 кг направленного действия.БЧ ЗУР VT-1 содержит предварительпо фрагментированные осколки, которые при взрыве имеют направленное действие и особенно эффективна по малоразмерным целям. Электромагнитный взрыватель срабатывает с временем задержки в диапазоне от 0.2—0.5 с до точки ее встречи с целью. Радиус поражения боевой части - около 8 м. центральный отсек, где расположен РДТТ с пороховым зарядом, в котором использовано малодымное топливо; хвостовой отсек со складывающимися стабилизаторами, блоком управления (газовый, высокого давления ) и приемо-передатчиком.
Маршевый РДТТ представляет собой модернизированный вариант твердотопливного ракетного двигателя от ракеты "Sidewinder" класса "воздух—воздух". Двигатель весит 37.9 кг и содержит 31.4 кг топлива.В состав топлива заряда двигателя входит полибутадиен с конечной гидроксильной группой. Корпус РДТТ выполнен из эпоксидного графитопластика. Полет ракеты стабилизируют четыре складывающихся стальных стабилизатора, раскрывающихся после ее вылета из ТПК. Тактико-технические характеристики: Дальность стрельбы, м 500-10000 Высота поражения, м до 6000 количество ракет на ПУ, шт 8 время реакции, с 5 максимальная скорость полета ракеты,м 3,5 время полета на дальность 8000 м, с 10 длина, мм 2290 диаметр корпуса, мм 165 масса ракеты, кг 73 тип боевой части осколочная направленного действия масса боевой части, кг 14 система наведения ракеты : радиокомандная с РЛ или оптической пеленгацией располагаемая перегрузка, g 35
как работает самонаводящяяся система у пусковых установок, каким образом, благодяря чему и т.д. Заране спасибо !
Принципов работы несколько - всё зависит от цели и какое оружие применяется. Есть тепловизионные (инфракрасные), лазерные, акустические и радиолокационные...
Арбале́т , или самострел, балестра, стреломёт — вид метательного холодного оружия, механический лук.
Арбалет, как правило, превосходил обычный лук по точности стрельбы и убойной силе, но, за редким исключением, сильно проигрывал по скорострельности и дальности стрельбы. Для стрельбы из арбалета использовались болты — особые арбалетные стрелы, которые обычно были толще и короче лучных, и, иногда, пули (такой арбалет назывался шнеппер). На войне использовались как ручные арбалеты, так и их увеличенные варианты, используемые как боевые машины. Такие гигантские арбалеты назывались баллистами и были довольно разнообразны по своему устройству.
Базовой частью арбалета является ложе, внутри которого крепится спусковой механизм. На верхней поверхности ложа находится направляющий паз для болтов, а на конце ложа устанавливались стремя и крестовина с закреплёнными на ней упругими элементами (плечами), которые обычно изготовляются из стали, дерева или рога.
Типичный спусковой механизм состоял из спускового рычага, ореха (шайбы с прорезью для хвостовика стрелы и с зацепом для тетивы) и фиксирующей пружины. Более короткое плечо спускового рычага упиралось в выступ ореха, пружина давила на длинное плечо и удерживала механизм во взведённом положении. Когда арбалетчик нажимал на спусковой рычаг, короткое плечо выходило из зацепления с орехом, который в свою очередь прокручивался вокруг оси под действием тетивы и высвобождал её из зацепа.В зависимости от способа взведения тетивы средневековые арбалеты делились на три основных типа. У наиболее простого тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога», или просто руками. У более мощного арбалета тетиву натягивали зубчато-реечным механизмом. А самым мощным и дальнобойным стал арбалет, снабжённый блочным натяжным устройством и воротом с двумя рукоятками.
Каждый последующий из названных типов был совершеннее предыдущего, но требовал больше времени на перезарядку. Поэтому численно преобладали арбалеты первого типа. «Козья нога» висела на толстом широком кожаном поясе, соединённая с ним металлическими заклёпками. Ею цепляли тетиву, ногой упирались в стремя на конце ложи за луком и, откидывая корпус назад, взводили арбалет в боевое положение. От случайных выстрелов избавлял предохранитель, а специальная защёлка не позволяла стреле выпадать из арбалета при опускании его вниз.
В 1964 г. ЮАР заключила контракт с французской компанией "Thomson-Houston" (позднее переименованной в "Thomson-CSF") по созданию мобильного всепогодного комплекса противовоздушной обороны, предназначенного для уничтожения целей, летящих на малых и предельно малых высотах. После испытаний, проведенных в 1971 г., первые комплексы, получившие наименование "Cactus", были в течение двух лет поставлены ЮАР. В 1972 г. комплекс под названием "Crotale" был принят на вооружение французскими ВВС. После принятия на вооружение комплекс неоднократно модернизировался. Первые варианты ЗРК "Crotale" производились под шифром "серия 1000". С 1973 г. в производство поступила "серия 2000", оборудованная системой опознавания госпринадлежности цели и ТВ-камерой. "Серия 3000", имеющая режим автоматического сопровождения цели с помощью ТВ-камеры, начала выпускаться с 1978г. и находится на вооружении только ВВС Франции. "Серия 4000" производится с 1983г. - в этом варианте появилось оборудование радиосвязи, обеспечивающее обмен информацией между пунктами боевого управления на дальности до 10км и до 3 км между пунктом боевого управления и пусковой установкой. Боевая машина "серии 5000" оснащается дополнительно двумя ракетами "Mistral" ( 1985г). Наконец, начиная с 1994г. начал выпускаться модернизированный вариант комплекса - "Improved Crotale", комплектуемый новой РЛС с фазированной антенной решеткой. В настоящее время потенциальным покупателям предлагается комплекс "Crotale-NG", имеющий лучшие тактико-технические характеристики и помехозащищенность. Комплекс поставлялся в Бахрейн, Египет, Ливию, ЮАР, Южную Корею, Пакистан и другие страны. В 1975 г. Саудовская Аравия заказала модернизированный вариант комплекса на гусеничном шасси АМХ-30, получивший наименование "Shanine". Кроме того, Саудовская Аравия закупила и базовую версию комплекса "Crotale", а в 1990г. — и модернизированный вариант комплекса для защиты своих авиабаз. На 1996г. было произведено около 275 комплексов (из них 25 морского базирования) и более 7000 ракет. Состав: Боевые машины комплекса "Crotale" (см. фото 1, фото 2, фото 3) монтируются на бронированном колесном шасси P4R (колесная формула 4х4), типовой взвод состоит из пункта боевого управления (ACU) и 2-3 пусковых установок. В батарею (дивизион) входит два взвода. Место водителя располагается в передней части машины, рабочее место оператора и все оборудование — по центру, моторный отсек — сзади. Экипаж - 3 человека. Двигатель - карбюраторный Hotchkiss, часть машин поставленных в ОАЭ и Катар, оснащены дизелем Badouin's 6F11 ST . Трансмиссия - электромеханическая, подвеска - гидропневматическая. В боевом положении пусковая установка вывешивается на трех гидравлических домкратах, два из которых расположены за передними колесами, один - в задней части машины. Машина оборудована системой кондиционирования воздуха. Вес пусковой установки - 14950кг, пункта боевого управления - 12620кг. Комплекс не может вести боевые действия в движении, но после остановки ему требуется менее 5 мин для приведения в боеготовое состояние.После обнаружения и захвата цели на сопровождение ракета может быть запущена через 6.5 с. Пункт боевого управления (см. фото) осуществляет обзор воздушного пространства, обнаружение цели, опознавание ее государственной принадлежности и распознавание ее типа. Импульсно-доплеровская РЛС обнаружения "Mirador-IV" Е-диапазона монтируется сверху корпуса шасси, имеет скорость вращения антенны 60 об/мин и способна обнаруживать низколетящие цели на дальности 18.5км, имеющие скорость полета в диапазоне от 35м/с до 400м/с и высоту полета - от нескольких десятков до 4500м. В состав оборудования пункта боевого управления входят: ЭВМ SN 1050, работающая в режиме реального времени, панель с дисплеями и аппаратура связи, передающая в цифровом коде информацию на пусковые установки. РЛС может обнаруживать до 30 целей с выделением 12 наиболее опасных из них для автоматического сопровождения. Как только цель обнаружена, производится государственное опознавание ее принадлежности: информация, что цель -чужой самолет, отображается на дисплее. Данные о цели с помощью аппаратуры связи передаются на одну из пусковых установок, где имеются боеготовые ракеты. В комплексах "Crotale" "серий 1000/2000/3000" после совершения марша необходима кабельная стыковка пункта боевого управления и пусковых установок, причем максимальная длина кабеля составляет 800 м. Тем самым время для приведения комплекса в боевое положение составляло значительную величину. Комплексы "серии 4000" оборудованы - аппаратурой радиосвязи LIVH (Liaison Inter Vehicule Hertzienne) и мачтовым устройством. Кроме значительного уменьшения времени приведения комплекса в боевую готовность и увеличения дистанции между пунктом боевого управления и пусковыми установками повысилась его помехозащищенность. Комплекс получил возможность ведения боевой работы без излучения РЛС - с помощью тепловизора, осуществляющего сопровождение цели и ракет как в дневных так и ночных условиях. На пусковой установке смонтированы моноимпульсная РЛС наведения ракет J-диапазона (12-18 ГГц) с дальней границей зоны обнаружения до 17 км и 4 контейнера для ракет (по два с каждой стороны) (см. фото 1, фото 2, фото 3) . РЛС наведения может сопровождать одну цель и наводить на нее одновременно до двух ракет. Ракеты, стартующие с интервалом 2.5 с через 6.5с после обнаружения цели, захватываются на сопровождение лучом захвата РЛС с шириной диаграммы направленности 1.1° и ИК-системой сопровождения. Дальность действия ИК-системы сопровождения - 14км. Передатчик команд на борт ракеты работает в I-диапазоне. Все шасси объединяются с помощью радиолиний в своеобразную сеть, и возможна передача информации на пусковую установку не только с пункта боевого управления, но и с другой пусковой установки. На пусковом шасси нет боезапаса ракет, поэтому запасные ракеты перевозятся на специальном автомобиле и перезаряжание производится с помощью легкого крана за 2 мин. Ракета R440 постоянно находится в транспортно-пусковом контейнере. Общий вес ракеты с ТПК составляет 100кг. Осколочной фугасная боевая часть направленного действия находится в центральной части корпуса ракеты. Поражающий радиус разлета осколков составляет 8м, а скорость разлета достигает 2.3 км/с. Боевая часть подрывается с .помощью ИК неконтактного или дублирующего контактного взрывателя. С 1985 г. ракета комплекса "Crotale" оснащена модернизированным взрывателем модели FPE фирмы "Thomson-CSF". Твердотопливный двухрежимный ракетный двигатель (см. схему) фирмы "Bayern-chemie protac" обеспечивает тягу 20550Н на стартовом участке траектории в течении 1.75с и 17550Н - на маршевом в течении 2.3с при давлении в камере сгорания 120атм и 90атм соответственно. Масса зарядов - 16.1кг и 19кг. Ракета достигает своей максимальной скорости 750м/с за 2.8с полета. Морской вариант комплекса "Crotale Naval" оснащает модифицированной" ракетой R440N. Дальность поражения цели с ЭПР 1м2, движущейся с нулевым параметром со скоростью 50м/c составляет 0.5-10км, со скоростью 250м/c - 0.5-9.5км. Дальность поражения цели при ненулевом параметре и скорости 50м/с - 0.5-9.7км, при скорости 250м/c - 2.0-5.5км. Максимальная дальность, на которой комплекс "Crotale" может уничтожать цели, имеющие малую радиальную скорость (например, вертолет), составляет 14.6км. Вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0.8 и возрастает до 0.96 при стрельбе по цели двумя ракетами. В начале 1987 г. испытывалась новая боевая часть для ракеты комплекса "Crotale". В ней использовалась технология пространственно-временной конвергенции для создания области разлета осколков в виде пояса диаметром 40 см, образующегося на дальности 5—8 м от цели в зависимости от значения величины промаха ракеты. Боевая часть позволяет пробивать стальную пластину толщиной до 10 мм. Тактико-технические характеристики: Высота поражения цели, км 0.015 - 5 Дальность действия, км 0.5-10 Длина ракеты, мм 2890 Диаметр корпуса, мм 150 Размах крыльев, мм 540 Масса ракеты, кг 84 Тип боевой части осколочная направленного действия Масса боевой части, кг 15 Максимальная скорость, м/с 750
Лазерное наводится по инфракрасному лазерному лучу которым подсвечивается цель. Акустичекое - на торпеде установлен датчик измеряющий уровень звукового поля (плюс устанавливают электромагнитный датчик для измерения магнитного поля)...
Добавлено (21.11.2010, 21:24:39) --------------------------------------------- Схема работы лазерной системы наведения....
Сообщение отредактировал Xaoc - Воскресенье, 21.11.2010, 21:25:28
Калибр, мм 7.62 Вес (турельный), кг 10.5 Темп стрельбы, выст./мин 1800 Начальная скорость, м/с 825
Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне.
Схема пулемета разработана конструктором Борисом Гаврииловичем Шпитальным с помощью Иринарха Андреевича Комарицкого. В ее доработке приняли участие И.А.Пастухов, П.К.Морозенко, А.А.Троненко, М.А.Мамонтов, Г.И.Никитин, К.Н.Руднев, И.П.Сомов. Пулемет был принят на вооружение 11 октября 1932 г., но затем еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции, так что серийное производство развернулось только в начале 1934 г. В итоге оружию присвоили обозначение "7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального и Комарицкого обр.1934 г. (ШКАС)". Доводка его продолжалась и после постановки производства в Туле. Большую работу провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна. На ШКАСе оттачивали свои конструкторские способности И.В.Савин, А.К.Норов, С.А.Ярцев, Н.Ф.Токарев.
Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной металлической звеньевой ленты. Конструкция состояла из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со штоком и поршнем, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, рычага подачи и его крышки, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.
Ствол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола - плавающего типа, то есть с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). После выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стенки гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника. Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях движения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа располагалась над стволом и снабжалась пробкой - газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой. Охлаждение ствола было воздушным, хотя в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением.
Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, при этом задний скошенный срез затвора вставал на боевой упор ствольной коробки позади приемного окна. Запирание и отпирание затвора производил фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Общая масса подвижной системы составляла 921 г, скорость движения назад - от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм).
Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, что естественно для пулемета с большим разогревом ствола. Боевой взвод находился на левой стороне затворной рамы. Спусковой механизм собирался в отдельном корпусе, для повышения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (то есть после запирания затвора) ее выступ бил по ударнику.
Главной "изюминкой" ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы - 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.
Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно - к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.
Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.
В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.
ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 А.В.Надашкевича, ДА и ДА-2 В.А-Дегтярева были продолжением опыта Первой мировой - приспособленными для авиации пехотными пулеметами "Максим" и ДП. ШКАС стал первым специально авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина - это было реализовано в ШКАС впервые. Равно как впервые в одноствольных системах был достигнут такой темп стрельбы. В самом деле:
7,62-мм французский авиационный пулемет "Дарн" с ленточным питанием давал 1100-1200 выстр./мин, английский 7,7-мм "Виккерс"-Р (магазинное питание) - 1000, американский 7,62-мм "Кольт-Браунинг" (ленточное) - 900, германский 7,92- мм MG-17 (ленточное) - 1100.
ШКАС применялся в трех вариантах. Первым получил это оружие истребитель И-16 - в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.
В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе - стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике - рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной. Изменился кожух ствола. Турельную установку разработал Н.Ф.Токарев. К примеру, четыре установки Тур-8 имел бомбардировщик ТБ-3-АМ-34РН. Позднее, с созданием новых самолетов, разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок.
Наконец, в 1936 г. был принят синхронный вариант (ШКАС обр.1936 г.), разработанный К.Н.Рудневым, В.П.Котовым, В.Н.Салищевым. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр./мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули повышало начальную скорость до 800-850 м/с.
Разработка Н.М.Елизаровым вариантов винтовочного патрона с бронебойно-зажигательной, трассирующей, зажигательной пулей завершило формирование авиационного пулеметного комплекса.
Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933 г. их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934 - 2476, то в 1937 - 13 005, в 1940 - 34 233. Правда, больший интерес к началу войны вызывало авиационное оружие более крупных калибров - на 1941 г. запланировали выпуск только 3500 пулеметов ШКАС и 30 000 запасных стволов к ним. Перечислим типы самолетов, на которых стояли ШКАСы: истребители И-16, И-153, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщики ТБ-3, ТБ-7, СБ, Су-2, He-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2, У-2 (По-2), разведчики Р5-ССС, P-Z, Бе-2 (корабельный), военные варианты Ли-2. ШКАСы ставили вместо ДШК также на торпедные катера Г-5 и Д-3.
Турельная установка пулемета ШКАС на бомбардировщике СБ
В 1939 г. был принят и выпускался в небольшом количестве "сверхскорострельный" Ультра-ШКАС - время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 - 1937 гг. К.Н.Руднев, В.Н.Полюбин, А.А.Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) - органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстр./мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней - цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что дальнейшие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы.
ШКАС принес Шпитальному известность. Стремительная карьера была типичным явлением в начале 30-х годов. Впервые появившись в среде оружейных конструкторов примерно в 1930 г., Борис Гавриилович уже в 1934 получил Особое конструкторское бюро (ОКБ-15), которым руководил до 1953-го. Большую поддержку ОКБ оказывали Орджоникидзе, Тухачевский. Действовала своего рода "звездная система", когда в какой-либо области избирался один "лучший", наиболее опекаемый властью. Шпитальный стал таковым в области артиллерийско-стрелкового вооружения авиации. Попал и в поле зрения Сталина. В 1940 г. он, наряду с другими конструкторами, получил Звезду Героя Социалистического Труда и степень доктора технических наук. Сталинские премии 1941 и 1942 годов, два ордена Ленина, орден Суворова 3-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды... Увы, избежать "звездной болезни" он не сумел. Во всяком случае и Б.Л.Ванников, немало сделавший для постановки и развития производства ШКАС, тесно общавшийся со Шпитальным до войны, в бытность Наркомом вооружений, и В.Н.Новиков, заместитель Наркома вооружений в годы войны, оставили о Шпитальном не самые лицеприятные воспоминания.
Не сумел конструктор и повторить успех ШКАСа. Правда, С.В.Владимиров создал на его основе сначала 12,7-мм пулемет, а потом и 20-мм автоматическую пушку ШВАК (кстати, один из первых серийных образцов бикалиберного оружия). К началу Великой Отечественной 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. ШВАК даже стала танковой пушкой (ТНШ-20). Но война, как самый жестокий экзаменатор, похоронила надежды Шпитального на "монополию". ШКАС стали заменять на самолетах 12,7-мм УБ системы М.Е.Березина. ШВАК сначала частично сменили 23-мм ВЯ-23 А.А.Волкова и С.А.Ярцева, а с 1944 г. - Б-20 Березина. ОКБ-15 Шпитального стало регулярно проигрывать ОКБ-16 А.Э.Нудельмана - 37-мм пушку Ш-37, по предложению Наркома вооружений Д.Ф.Устинова, с конца 1942 г. заменяли в производстве на НС-37. Сдать 37-мм пушку в качестве зенитной или танковой Шпитальному не удалось. ОКБ Нудельмана обошло Шпитального и в работах над 45-мм, новой 20-мм пушкой, уже после войны - над 23- и 30-мм, конкурс на новый 12,7-мм пулемет он проиграл А.М.Афанасьеву. Не достиг большого успеха и в конкурсах на пистолет-пулемет и противотанковое ружье.
А теперь нормально ?
Сообщение отредактировал САМОГОНЫЧ - Воскресенье, 21.11.2010, 22:45:02
Акустичекое - на торпеде установлен датчик измеряющий уровень звукового поля (плюс устанавливают электромагнитный датчик для измерения магнитного поля)...
А что зашищяет от поражения своего же корабля?
Ты посмел посягнуть на святая святых! Где твои идеалы?! Ты плюнул на них! Ты за яркие тряпки врагу продаешься, И с совестью, с честью легко расстаешься!
Прибор наведения включается через определённое время после старта, когда уже торпеда отойдёт на приличное расстояние, ими как никак не в упор стреляют....
Крыло немецкого Bf.109 ( мессершмидт ) после попаданий 20-мм снарядов ШВАК ТТХ Калибр, мм 20 Длина, мм 1679 Вес, кг 40 Темп стрельбы, выст./мин 700-800 Начальная скорость, м/с 815
По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола. Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.
20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 иТ-38.
Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного - 1726 мм, для моторпушки - 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества. Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г. Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд ╒ 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.
В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 г. он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П. Г. Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3╒0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 г. началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза.
В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда. В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с.
Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. - 26499 пушек, в 1944 г. - 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.
Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях Харрикейн взамен 7,92-мм пулеметов Браунинг. Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
Афоня, извини,но эта пушка хуже узи.И она уже давно применяется,эта MP-7.
Добавлено (22.11.2010, 06:30:40) --------------------------------------------- Царь-пушка По-круче будет всяких пулемётов!
Царь-пу́шка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича.
Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Росия».На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».
По одной из версий название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку называли также «Дробовик Российский», поскольку считалось, что она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью. Пушка классифицировалась также как василиск.
Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала. В 1941 гoду oбсуждaлoсь испoльзoвaние пушки при oбoрoне Мoсквы. Тoлькo личным укaзaнием М. И. Калинина пушкa былa спaсенa oт неминуемoгo рaзрушения.
В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).
Царь-пушка была в свое время занесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая пушка из всех когда-либо созданных. (Самой же большой (по габаритам и весу) пушкой из когда-либо созданных является немецкая «Дора» калибром 807 мм (31.5 дюйма) и весом в боевом положении 1350 т. По калибру Царь-пушка является одним из крупнейших орудий в истории.)
В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз.