За твой опыт работы случались интересные случаи...Это уже из любопытства
Смотря о чём речь, я учу не солдат, а уже как правило не один год служащих по контракту бойцов. Хотя есть что вспомнить... До своей преподовательской деятельности я долго служил сам (на мой возраст в профиле посмотри - он реален). Поэтому были и смешные случаи и трагические....
Смотря о чём речь, я учу не солдат, а уже как правило не один год служащих по контракту бойцов. Хотя есть что вспомнить... До своей преподовательской деятельности я долго служил сам (на мой возраст в профиле посмотри - он реален). Поэтому были и смешные случаи и трагические....
А что больше всего запомнилось за военную карьеру?
Индийский ручной гранатомет IOF 84 mm RCL (84 mm Rocket Launcher) предназначен для поражения бронированных целей, укреплений и укрытий противника, поражения его живой силы на открытой местности. За основу при разработке гранатомета IOF 84 mm RCL был взят Шведский гранатомет Carl Gustov M2. Серийно гранатомет IOF 84 mm RCL производится Индийскими государственными заводами, которые называются Indian Ordnance Factories (IOF) и объединяют в себе 39 заводов по всей стране.
Калибр, мм 84 Длина, мм 1130 Длина ствола, мм 856 Вес, кг 14,2 Скорострельность, выстр/мин 6
Бесшумный пистолет Welrod был разработан в годы Второй мировой войны сотрудниками британской секретной службы Special Operations Executive (S.O.E.), отвечавшей за проведение разведывательных и диверсионных операций в тылу врага, а также за поддержку антигитлеровских сил сопротивления в оккупированных Германией странах. Использование обычного оружия (традиционных пистолетов) с глушителем в подобных операциях несколько затруднялось шумом, создаваемым подвижными частями оружия (затвором) при автоматической перезарядке после каждого выстрела, а потому было решено разработать практически полностью бесшумное оружие с ручной перезарядкой. Первые прототипы такого оружия под патроны 7.65х17 Браунинг и 9х19 Люгер появились во второй половине 1942 года, а серийное производство пистолетов калибра 7.65мм (.32АСР) было развернуто в конце 1943 года на заводе английской компании Birmingham Smal Arms Co, Ltd (BSA). Предполагается что в течение 1944 года для нужд S.O.E. было выпущено не менее 14 тысяч 7.65мм бесшумных пистолетов Welrod Mk.II. По опыту использования этого оружия бойцами SAS и других подразделений специального назначения было выдвинуто требование о выпуске более мощного и убойного оружия, удовлетворенное в конце 1944 года с запуском в серию 9мм пистолета Welrod Mk.I. Помимо магазинных пистолетов, было также разработано однозарядное стреляющее устройство Welrod калибра 7.65мм имевшее вид толстого цилиндра со спусковой кнопкой у одного торца, которое предполагалось использовать для убийства "в упор" высокопоставленных чинов Германской армии и иных оккупационных сил, при этом само оружие скрывалось в рукаве одежды стрелявшего. После войны пистолеты линейки Welrod еще длительное время оставались в арсеналах британских спецслужб и войск специального назначения. По имеющимся данным, 9мм бесшумные пистолеты Welrod Mk.I использовались бойцами SAS в ходе операций против Ирака в 1991 году.
Бесшумный пистолет Welrod Mk.II это магазинное оружие с ручной перезарядкой. Запирание ствола осуществляется поворотным затвором с двумя боевыми упорами. Движение затвора контролируется вручную, при помощи насеченной втулки, расположенной в задней части цилиндрической ствольной коробки оружия. Передняя часть ствольной коробки служит корпусом интегрального глушителя, внутри которого между металлическими перегородками расположены резиновые сепараторы. При каждом выстреле пуля должна пробивать сепараторы насквозь, из-за чего срок службы их комплекта исчисляется не более чем 15 выстрелами, затем эффективность глушителя резко снижается. Однако учитывая предполагающиеся методы использования пистолетов Welrod, для одной операции этого как правило было более чем достаточно, а в спокойных условиях комплект сепараторов можно было заменить после разборки глушителя. Питание патронами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов, служивших также и рукояткой для удержания оружия (для чего на магазин в нижней его части надевался резиновый кожух). Ударно-спусковой механизм одинарного действия, ударниковый, в тыльной части приемника магазина расположен автоматический предохранитель, выключаемый стреляющей рукой при правильном удержании оружия. Прицельные приспособления фиксированные, со светящимися вставками. Бесшумный пистолет Welrod Mk.I помимо калибра отличался от предшественника Mk.II отъемной для хранения и ношения передней частью глушителя, а также наличием спусковой скобы и неавтоматического предохранителя в дополнение к автоматическому на рукоятке.
Гранатомет Armbrust (Арбалет - нем.) предназначен для борьбы с бронированными целями противника, его укрытиями и укреплениями и имеет очень оригинальную конструкцию. Состоит Armbrust на вооружении ряда стран (в основном, входящих в блоке NATO). Противотанковый гранатомет Armbrust был разработан в конце семидесятых годов как индивидуальное противотанковое средство для пехоты, пригодное для действий в городе. Основным разработчиком гранатомета стал немецкий концерн Messerschmitt-Bolkow-Blohm (MBB). В настоящее время производство этих гранатометов в Германии завершено, однако они производятся по лицензии в Бельгии и Сингапуре. Гранатомет Armbrust состоит из пускового устройства и помещенного в него в заводских условиях кумулятивного снаряда, снабженного пьезоэлектрическим взрывателем. Труба пускового контейнера выполнена из пластмассы, в ней размещены элементы метательной системы: метательный заряд, капсюль-детонатор, два приводных поршня, граната и так называемая "противомасса". Сзади пусковое устройство герметично закрыто резиновой крышкой, а спереди его закрывает граната. При выстреле капсюль воспламеняет пороховой заряд, а образовавшиеся пороховые газы приводят в движение поршни в противоположных направлениях: передний поршень выталкивает оперенную кумулятивную гранату, а задний сжимает синтетический наполнитель, поглощающий часть энергии пороховых газов. Сжавшись, наполнитель вылетает из ствола с казенной части, но в воздухе быстро теряет скорость и рассыпается позади гранатометчика. Массы гранаты и наполнителя равны, поэтому гранатометчик не испытывает отдачи. Поскольку поршни стопорятся у срезов ствола, выстрел оказывается практически беззвучным и беспламенным. Благодаря этому уменьшено влияние побочных эффектов, сопровождающих выстрел, он не сопровождается звуко- и пламеобразованием. Конструкция метательной системы позволяет использовать это оружие в закрытых помещениях, причем казенная часть пускового устройства должна быть удалена от стены на 0,8 м. После выстрела труба гранатомета имеет повышенную температуру, однако опасности ожогов или ее разрыва нет. Граната имеет кумулятивную боевую часть с пьезоэлектрическим взрывателем (разрабатывался также вариант с осколочной противопехотной гранатой) и шестилопастной стабилизатор. Взрыватель срабатывает при угле встречи с преградой до 73 градусов. Ограниченная бронепробиваемость калиберной гранаты позволяет использовать гранатомет только против легких бронемашин и укрытий. Траектория полета гранаты достаточно полога - при дальности стрельбы 200 м максимальное превышение траектории составляет 1 м, при 300 м - около 3,5 м. Время полета на дальность 300 м - около 1,5 с. Бронепробиваемость составляет 300 мм.
УСМ двойного действия Калибр 7.65x21 Luger, 9x19 Luger, .38 Super, .45ACP Вес без патронов 1000 г (ствол 102мм) или 1200 г (ствол 127мм) Длина нет данных Длина ствола 102 или 127 мм Емкость магазина 7 или 9 патронов
Пистолет Korriphila выпускается штучно (годовой выпуск порядка 30 единиц) германской компанией Intertex. В основу этого пистолета положена схема автоматики с полусвободным затвором, запатентованная Эдгаром Будишовски в 1979 году. Пистолеты Korriphila изготавливаются практически вручную, с минимальными допусками и из самых лучших материалов, с высококлассной отделкой. Стоимость базового варианта пистолета Korriphila составляет порядка 4 - 5 тысяч долларов США; стоимость же варианта Odin's Eye, выполненного из дамасской стали, примерно в три раза больше. Очевидно, что такие пистолеты приобретаются не как оружие для самообороны или спорта, а в первую очередь как коллекционный предмет. Нужно отметить, что сложная конструкция и чрезмерно малые допуски негативно сказываются на надежности пистолета в тяжелых условиях эксплуатации, однако же представляется маловероятным, что пистолеты Korriphila вообще когда либо будут эксплуатироваться в подобных "не тепличных" условиях - не для того их покупают.
По устройству система Будишовски представляет собой модернизацию хорошо известной системы Форгримлера с полусвободным затвором, используемую в таких образцах как пистолет P9S или пистолет-пулемет MP5 немецкой фирмы Хеклер-Кох. Главное системы Будишовски отличие в том, что в ней имеется только один ролик, расположенный в горизонтальной плоскости в задней части отдельного затвора. Ролик взаимодействует с пазом в рамке и наклонным скосом, выполненным на вкладыше кожуха затвора. В остальном конструкция пистолета Korriphila достаточно обычна - он имеет самовзводный курковый ударно-спусковой механизм и использует однорядные магазины. По заказу пистолет выпускается со стволами длиной 102 м (4 дюйма) или 127 мм (5 дюймов), под различные калибры.
--
Сообщение отредактировал FaceMan - Четверг, 11.11.2010, 18:56:34
Гранатомет Panzerfaust 3 является представителем третьего поколения ручных противотанковых гранатометов, ведущих свою родословную от гранатометов Panzerfaust периода Второй Мировой войны Разработка нового гранатомета была начата в ФРГ в 1978 году компанией Dynamit-Nobel AG под обозначением Panzerfaust 60/100 (цифры обозначали калибр ствола и боевой части соответственно). Новый гранатомет был принят на вооружение Бундесвера (армии ФРГ) в 1987 году, а его массовое производство Dynamit-Nobel AG начала в 1990 году. Кроме Германии, боеприпасы для Panzerfaust 3 производятся по лицензии в Южной Корее и Швейцарии, где эти гранатометы состоят на вооружении. К настоящему времени семейство гранатометов Panzerfaust 3 включает в себя целый спектр образцов, предназначенных как для борьбы с современными танками, так и с другими типами целей. Гранатомет Panzerfaust 3 конструктивно состоит из модуля управления огнем и одноразового пускового устройства, представляющего из себя открытый с обеих сторон ствол калибром 60 мм, снаряженный в заводских условиях гранатой и вышибным зарядом. Для стрельбы применяются надкалиберные кумулятивные гранаты. Конструкция гранатомета построена по схеме Дэвиса. При запуске гранаты пороховые газы не напрямую истекают из пусковой трубы, а выталкивают из её хвостовой части противомассу и пороховые газы полностью выходят через дульный срез. Такое техническое решение позволило производить выстрел из замкнутого пространства (танка, БТР, БМП, комната и т.п.), при условии, что дульный срез находится снаружи замкнутого пространства.
Потребность оборонного комплекса СССР в тяжелой транспортной технике привела к возникновению Курганского завода колесных тягачей (КЗКТ). В 1963 году предприятие освоило выпуск четырехосных седельных тягачей МАЗ-537, предназначенных для буксировки полуприцепов полной массой до 68 т. Базовая модель послужила основой для создания в 1978 балластного тягача КЗКТ-537Л, которому отводилась роль не только буксировщика прицепного состава, но и самолетов массой до 200 т. Очередной вехой в истории завода (ныне это - ОАО «Русич») стало освоение в 1990 году производства семейства транспортных машин КЗКТ-7428 и прицепной техники к ним. Четырехосные полноприводные седельные тягачи, работающие с полуприцепами грузоподъемностью от 45 до 75 т (полная масса автопоездов - 70-90 т), могут транспортировать крупногабаритные неделимые и тяжеловесные грузы, технику, цистерны с различными видами жидкостей и т.п. В свою очередь балластные тягачи способны буксировать прицепы-тяжеловозы полной массой до 75 т. Функции основного несущего элемента взяла на себя длинная и очень прочная лонжеронная рама, к которой крепится большинство механизмов и систем. За кабиной находится моторный отсек. В нем можно разместить двигатель мощностью от 425 до 650 л.с. Высокие ходовые качества и простота управления автомобилем во многом объясняются применением 3-ступенчатой гидромеханической коробки передач с блокируемым гидротрансформатором. Двухступенчатая раздаточная коробка посредством карданных валов передает усилие на ведущие оси. Необходимую плавность хода обеспечивает независимая подвеска каждого колеса, выполненная в виде поперечных рычагов, торсионных упругих элементов и гидравлических амортизаторов. Однако два задних моста у седельных тягачей связаны с рамой только с помощью продольных балансиров
Противотанковый гранатомет Panzerfaust 44 "Lanze" является дальнейшим развитием идей, заложенных германскими конструкторами еще в период Второй Мировой войны в гранатометах Panzerfaust. Разработка второго поколения германских противотанковых гранатометов была начата концерном Dynamit-Nobel AG примерно в 1960 году, а в середине шестидесятых новый гранатомет был принят на вооружение Бундесвера. В ряде модификаций этот гранатомет прослужил до начала девяностых годов, когда ему на смену пришел гранатомет третьего поколения Panzerfaust 3. Противотанковый гранатомет Panzerfaust 44 "Lanze" представляет собой многоразовое пусковое устройство с гладким стволом калибра 44 миллиметра, открытым с обоих концов. На стволе установлены рукоятка управления огнем, ударно-спусковой и воспламенительный механизмы оригинальной конструкции, а также крепления для оптического прицела.
Калибр ствол/граната, мм 44 / 67 Длина ствол/с гранатой, мм 800 / 1162 Длина гранаты, мм 550 Вес ствол/с гранатой, кг 7.8 / 10.3 Бронепробиваемость, мм 370
Штурмовые винтовки (автоматы) семейства Pindad SS2 разработаны в Индонезии государственной компанией PT Pindad. В основу винтовок линейки SS2 легли винтовки SS1, представляющие собой лицензионные копии бельгийской винтовки FN FNC, выпускаемой в Индонезии. Выпуск винтовок семейства Pindad SS2 был начат в 2005 году, они поступают на вооружение Индонезийской армии и предлагаются на экспорт. В настоящее время в семейство оружия линейки Pindad SS2 входят стандартная винтовка (автомат) SS2-V1, укороченная винтовка SS2-V2, снайперская винтовка SS2-V4 и компактный автомат SS2-V5.
Штурмовые винтовки (автоматы) семейства Pindad SS2 используют газоотводную автоматику с длинным ходом газового поршня, расположенного над стволом. Запирание ствола производится поворотным затвором с 7 боевыми упорами, за хвостовик ствола. Ствольная коробка собрана из двух половин (верхней и нижней) выполненных из алюминиевого сплава и соединенных двумя поперечными штифтами. Рукоятка взведения затвора расположена справа и при стрельбе двигается вместе с затворной группой. Слева на ствольной коробке имеется кнопка затворной задержки и предохранитель-переводчик режимов огня, обеспечивающий стрельбу одиночными выстрелами и непрерывным огнем. Питание патронами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов от винтовки FN FNC (совместимы с винтовкой М16). На верхней поверхности ствольной коробки выполнена направляющая типа Picatinny rail, на которую штатно ставится съемная рукоятка для переноски оружия со встроенным диоптрическим прицелом. В "снайперском" варианте SS2-V4 винтовка комплектуется оптическим прицелом и имеет утяжеленный ствол. Все варианты винтовок Pindad SS2 комплектуются складным прикладом скелетной конструкции, варианты SS2-V1 и SS2-V2 могут оснащаться подствольным гранатометом калибра 40мм.
Автоматический гранатомет GMG (Grenade MaschinenGewehr - гранатомет-пулемет в дословном переводе с немецкого) был разработан знаменитой немецкой фирмой Heckler-Koch в начале 1990-х годов. Гранатомет HK GMG предназначен для поражения живой силы противника находящейся на открытой местности, а так же в укрытиях, не бронированной и легкобронированной техники. Применяется с треножным станком, либо устанавливается на военную технику. При установке на военную технику ударно - спусковой механизм заменяется на электроспуск. В настоящее время гранатомет HK GMG используется армией Германии и предлагается на экспорт. Гранатомет HK GMG использует автоматику со свободным затвором, стрельба ведется с открытого затвора. Автоматика гранатомета работает за счет отдачи свободного затвора. Механизм подачи заряда из ленты заимствован у пулемёта MG42, лента может подаваться как с левой, так и справой стороны. Предохранитель объединен с переводчиком огня, он имеет 3 положения: предохранитель, одиночный огонь и автоматический огонь. Предохранитель при включении блокирует ударно-спусковой механизм и дополнительно затвор в приоткрытом его положении. Дослать выстрел в патронник, или извлечь его оттуда можно не снимая гранатомет с предохранителя. Также имеется автоматический предохранитель, который блокирует ударник до нажатия на гашетку. Рукоятка взведения затвора расположена на тыльной стороне ствольной коробки, внизу. Ствол гранатомета при перегреве можно заменить на запасной.
Калибр, мм 40х53 Длина, мм 1180 Длина ствола, мм 584 Вес, кг 28,0 Вес станка, кг 10,7 Вес амортизирующей люльки, кг 8,0 Вес коробки с выстрелами, кг 20 Емкость ленты в коробе, кол. гранат 32 Скорострельность, выстр/мин 350 Начальная скорость гранаты, м/сек 241 Прицельная дальность, м 1500 Максимальная дальность, м 2200
Основной боевой танк Швеции модели STRV-103, известный под обозначением «S», представляет значительный интерес, поскольку на нем впервые в мировом танкостроении применены принципиально новые конструктивные решения, основным из которых является: использование в качестве силовой установки двух разнотипных двигателей — газотурбинного и дизельного, отсутствие башни, неподвижная относительно корпуса танка установка пушки и наводка ее на цель при помощи поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование корпуса танка — основное для экипажа и жизненно важных систем и вспомогательное для второстепенных агрегатов. Экипаж танка 3 человека.
Управление огнем осуществляется командиром танка и механиком-водителем, третий член экипажа выполняет функции радиста. Силовая установка танка представляет собой комбинацию из дизельного и газотурбинного двигателей, работающих как автономно, так и совместно. Применение такой силовой установки тесно связано с общей концепцией танка, поскольку она оказывает существенное влияние на его компоновку и все боевые свойства. Комбинированная силовая установка разрабатывалась только для данного типа танка. Однако ее слегка модифицированный вариант использовался шведскими конструкторами при создании 57-тонной САУ, выпущенной в очень ограниченном количестве, и 40-мм ЗСУ LVKV 42, работы над которой были прекращены после создания опытного образца.
Основным подрядчиком при разработке танка «S» и двух вышеназванных образцов была фирма «Бофорс». Субподрядчиком в создании комбинированной силовой установки являлась фирма «Вольво». При создании танка были учтены оперативно-тактические требования, сформулированные на основе специальных исследований, выполненных в середине 50-х годов. Исследования показали, что в ближайшем будущем танк останется необходимым элементом в системе вооружения Швеции, особенно для ведения боевых действий на равнинной местности на юге страны и вдоль побережья Балтийского моря. Тщательный учет географических условий страны и системы комплектования вооруженных сил привели специалистов к выводу о целесообразности поиска новой концепции танка, более приемлемого в специфических условиях Швеции. По мнению специалистов, такой танк по боевым качествам должен превосходить находящийся в то время на вооружении шведской армии английский танк «Центурион», а также обеспечивать возможность более легкого обучения экипажа.
Для выполнения требований оперативной и тактической подвижности максимальный вес танка не должен был превышать 43 тонны, по возможности ему должна быть обеспечена плавучесть. Эти противоречивые требования еще более усложнились из-за необходимости улучшения броневой защиты танка, вызванной созданием новых ПТС. Поиски решения, удовлетворяющего требованию значительного уменьшения размеров танка, и облегчения условий обучения экипажа, привели к отказу от традиционных конструктивных схем — вращающейся башни и различных уровней размещения экипажа (механик-водитель в корпусе, а остальные в башне), подобное расположение, особенно для заряжающего, которому требовалось пространство по высоте почти в рост человека, значительно повышало высоту танка в целом. Эти соображения были положены в основу концепции нового шведского танка. Основное вооружение и спаренные пулеметы были жестко установлены в корпусе, наводка оружия в цель по горизонтали осуществлялась с помощью обычного гидростатического механизма поворота танка ( время поворота на 90 град, на сухом грунте равно 1 сек.), а по вертикали — перекачкой масла в гидропневматической подвеске от передних опорных катков к задним и наоборот.
Концепция предусматривала установку относительно простого автомата заряжания для основного вооружения — 105-мм нарезной пушки L74 с длиной ствола 62 калибра и позволяющего иметь практическую скорострельность до 15 выстр./мин. Механизм заряжания связан с тремя магазинами боеприпасов, размещенных в корме за боевым отделением под броневыми кожухами системы охлаждения. Магазин №1 имеет 4 вертикальных шахты по 5 выстрелов в горизонтали, всего 20 снарядов, магазин №2 — 5 вертикальных шахт по 5 выстрелов в горизонтали, всего 25 снарядов, и магазин №3 имеет 1 ряд на 5 выстрелов. Всего в боекомплект танка входит 50 выстрелов с БПС, КС и дымовыми снарядами. Затвор орудия и противооткатные устройства расположены над магазинами между двумя блоками системы охлаждения. При таком подходе к компоновке танка обеспечивалась наилучшая баллистическая защита и удобная возможность снаряжения магазинов боеприпасами, так как высота танка составляет всего 1,9 метра.
Дополнительное вооружение в виде двух размещенных рядом курсовых пулеметов ksp 58 strv, калибра 7,62 мм, размещено в отдельном бронекожухе в передней левой части танка, причем на внутренней части крышки этого бронекожуха расположен ЗИП к пулеметам, позволяющий использовать их после дополнительной сборки как обычные ручные пулеметы. Третий, такой же тип пулемета, расположен на командирской башенке.
До введения лазерного дальномера на танке использовался пристрелочный пулемет, спаренный с пушкой. Вести огонь из пушки и пулеметов могут как командир танка, так и наводчик, он же механик-водитель, причем танк может вести и командир. Оба они имеют одинаковые прицелы — приборы наблюдения OPS-1 фирмы «Юнгнер». Прицелы имеют переменную кратность увеличения (6, 10 и 18 крат.) и углы вертикальной прокачки от -11 град, до +16 град. В последующем в прицел был введен лазерный дальномер LV300 с дальностью измерения от 200 до 9995 метров. К прицелу была добавлена литера L. Кроме того, для наблюдения из танка используются 7 перископических приборов ОР-2 той же фирмы, четыре у командира танка, два у радиста и один у наводчика. Если вооружение для шведских конструкторов особых проблем не вызывало, трудность только заключалась в отработке действия систем автомата заряжания, то с выбором силовой установки для танка им пришлось решать много трудных задач, включавших в себя много разных факторов, которые необходимо было учесть. Так как для танка была выбрана концепция низкого силуэта, то, следовательно, нужно было выбрать силовую установку, которая не требовала бы большой высоты корпуса. Факторами, определяющими конфигурацию силовой установки, были: наклон верхнего лобового (78 град.) и нижнего лобового листов (73 град.), расположение ствола пушки в середине высоты моторно-трансмиссионного отделения и наличие пространства по обе стороны затвора пушки, которое в силу ограниченности пространства планировалось использовать для размещения охлаждающих радиаторов и вентилятора. Так как большая часть поверхности элементов системы охлаждения была сделана из тонкого листового металла, то по расчетам их пробитие снарядами с кумулятивной начинкой или осколками могло быть причиной быстрой утечки охлаждающей жидкости или масла и привести к выходу танка из строя.
Поэтому необходимо было выбрать такой тип силовой установки, систему охлаждения которой можно было бы разместить в имеющемся хорошо защищенном пространстве за боевым отделением и внутри основного бронирования. Дополнительная защита системы охлаждения предусматривалась большими топливными баками, установленными снаружи основного бронирования и имеющими противопульное и противоосколочное бронирование. Пространство же в передней части дополнительного броневого короба посчитали подходящим для размещения воздухоочистителей, впускных и выпускных коллекторов, так как их повреждение в бою не вызывает немедленного выхода боевой машины из строя. При испытаниях танка было подтверждено, что он смог выполнять свою задачу в течение нескольких часов, прежде чем стал необходим ремонт. Разработка силовой установки началась в 1959 году. После изучения возможностей использования большого количества двигателей было отобрано 12 вариантов силовой установки для предварительного анализа. К тому времени были определены возможные ограничения моторно-трансмиссионного отделения в полном объеме в свете выбранной компоновки танка. Группа конструкторов, назначенная для оценки различных вариантов силовой установки, пришла к единодушному мнению о большом преимуществе комбинации газотурбинного двигателя и дизеля.
По их мнению, критерий «стоимость—эффективность» именно для танка «S» подходила как нельзя лучше. Во-первых, эта комбинированная силовая установка была единственным вариантом, который мог быть реализован в отводимом пространстве в корпусе танка. Все другие потребовали бы существенного ослабления защиты лобовой части или увеличения высоты силуэта. Во-вторых, установка ГТД и дизеля по обе стороны ствола пушки позволила обеспечить легкий доступ для обслуживания к обоим двигателям. Более того, силовая установка из двух двигателей, каждый из которых в состоянии обеспечить движение танка (хотя и с некоторыми ограничениями), более надежна в боевых условиях. Установка двигателей танка STRV рассчитана на переднее расположение ведущих колес. ГТД установлен слева, а дизельный двигатель справа в МТО танка. Охлаждающие радиаторы и вентилятор расположены в двух отдельных бронированных кожухах в кормовой части танка позади боевого отделения. Воздухозаборники и воздушные фильтры, а также выпускные коллекторы обоих двигателей размещены снаружи основного броневого корпуса над гусеничной полкой. В задней части правого спонсона находятся два глушителя дизельного двигателя. В обычных условиях оба двигателя работают на дизельном топливе.
Однако они могут работать на реактивном топливе или на низкооктановом бензине. В танке три топливных бака: два бака емкостью по 416 литров в кормовых наружных спонсонах и один бак 113 литров — на днище МТО. Первоначально на танке STRV-103 «нулевой» серии и первых серийных образцах STRV-103A были установлены 240-сильный дизельный двигатель К-60 фирмы «Роллс-Ройс» и 270-сильный двухвальный ГТД «Боинг 502». После нескольких лет войсковых испытаний и опытной войсковой эксплуатации стало ясно, что для того, чтобы все компоненты танка соответствовали предъявленным требованиям, необходима более высокая мощность. Для группы специалистов, начавшей исследования различных методов повышения мощности, было два пути. Первый — за счет применения турбонаддува и охлаждения подаваемого воздуха в камеру сгорания повысить мощность дизельного двигателя до 300 л.с. Однако это вызвало бы повышение требований к системе охлаждения и, как следствие, к ухудшению защиты. Второй — повышение мощности ГТД. Оказалось, что мощность ГТД «Боинг 502» может быть повышена до 330 л.с. без всяких отрицательных последствий для других систем танка. Тем более фирма «Боинг» предложила установить более мощную модель 553, которая в то время была только что разработана.
При тех же размерах, что и модель 502, новый ГТД развивал максимальную мощность — 490 л.с., но имел на 20% повышенный удельный расход топлива и требовал усиления трансмиссии. Однако решение было принято в пользу ГТД. Танк этим двигателем получил обозначение STRV-103B, также было принято решение об переоснащении всех выпущенных ранее танков этим двигателем. Газотурбинный двигатель «Катерпиллер 553» был спроектирован в США, но выпускался заводом реактивных двигателей в Льеже (Бельгия). В основе лежит конструкция, разработанная фирмой «Боинг» для противолодочного вертолета. В 1968 году право на производство этого двигателя было приобретено фирмой «Катерпиллер». Поскольку ГТД предназначался для использования в авиации, то он имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению с двигателями такого типа, созданными для наземных машин. Во-первых, он не является регенеративным, т.е. в его конструкции нет никаких устройств, преобразующих тепловую энергию выхлопных газов. Поэтому его удельный расход топлива намного выше, чем, например, у дизельного двигателя (примерно вдвое при работе с полной нагрузкой и в 10 раз в режиме холостого хода). Во-вторых, он наиболее эффективен при работе с постоянными нагрузками и скоростями. Такой недостаток, как низкая приемистость (кстати, в нем нет никаких устройств для того, чтобы осуществлять разгон и торможение танка двигателем), компенсировался за счет дизеля. Кроме того, в ходе строевой эксплуатации были разработаны и применяются специальные приемы управления движения танком. С другой стороны, ГТД обладает такими преимуществами, как простота конструкции, меньшим числом движущихся деталей, меньшим объемом, массой (всего 204 кг.) и большей мощностью.
Первоначально ГТД модели 502 был снабжен воздухоочистителем инерционного сепараторного типа с большим числом циклонов и продувочным вентилятором. Однако в ходе эксплуатации танка в войсках стало очевидным, что для увеличения срока службы двигателя требуется более тщательная очистка воздуха. Поэтому на модели 553 была изменена конструкция системы очистки воздуха. После инерционного воздухоочистителя был дополнительно включен контактный фильтр, а мягкие алюминиевые поверхности ротора компрессора и диффузора были покрыты слоем более твердого материала. Дизельный двигатель танка «S», также как и ГТД, являлся одним из самых компактных в то время. Он был разработан фирмой «Роллс-Ройс» для использования на английских боевых машинах. Это 6-цилиндровый многотопливный оппозитный двигатель жидкостного охлаждения с объемом 6,1 литра. Двигатель К-60, установленный на шведском танке, отличается от английского прототипа тем, что имеет привод отбора мощности, связанный с гидравлической системой. Это дает возможность использовать всю мощность двигателя для быстрой наводки орудия. Поэтому на танке использована управляемая гидропневматическая подвеска, позволившая иметь очень плавный ход на скорости до 25 км/час за счет большого хода опорного катка (300 мм). Балансиры первого и четвертого опорных катков шарнирно связаны со штоками двух гидроцилиндров, которые и перемещают корпус танка в вертикальной плоскости. Для быстрого переброса огня в горизонтальной плоскости, а он равен 90 град./сек, пришлось пожертвовать удельным давлением на грунт (1,1 кг/кв.см), так как длина опорной поверхности для этих целей составляет всего 2,85 метра. Гусеница танка имеет съемные резиновые подушки и состоит из 61 трака.
Выходной вал двигателя связан с автоматической трансмиссией DRH-1M фирмы «Вольво». Трансмиссия имеет трехступенчатую коробку передач с гидродинамическим преобразователем момента. Эта силовая установка, состоящая из дизельного двигателя и автоматической трансмиссии, обеспечивает на выходном валу такую же характеристику, что и установленный на танке двухвальный ГТД. Поэтому от обеих силовых установок сделан общий выход через механическую комбинированную передачу на планетарную коробку, обеспечивающую две ступени — повышенную, с максимальной скоростью движения 60 км/час или пониженную — 17,6 км/час как вперед, так и назад. Оба двигателя связаны с комбинированной передачей индивидуальными блокирующими муфтами холостого хода. При обычной работе муфта ГТД выключена, и он может быть плавно включен или отключен в зависимости от потребности в мощности для осуществления маневра. Муфта дизельного двигателя включается обычно для того, чтобы обеспечивать торможение двигателем. Включение этой муфты нужно также при запуске дизельного двигателя от газотурбинного. Управление обоими двигателями осуществляется от одной педали подачи топлива, связанной с двигателями через механическую координационную систему.
Для запуска и глушения каждого двигателя имеется отдельный привод. На очередной модификации танка STRV-103C, появившейся в 1986 году, из-за возросшего веса было принято решение об увеличении мощности дизельного двигателя путем установки более мощного образца. Для этого был выбран американский дизель 6V-53T фирмы «Детройт» мощностью 290 л.с., в связи с увеличением мощности двигателя была частично модернизирована и трансмиссия. Как уже говорилось, еще одной особенностью шведского танка является возможность преодолевать водные препятствия собственными силами. Он может быть подготовлен для действий на плаву за 15 минут. Для этого требуется развернуть специальное устройство, обеспечивающее плавучесть танка, которое выполнено из синтетической ткани и складывается по бортам, установить удлинители для выхлопных труб и провести тросы управления танком на плаву, так как механик-водитель расположен в задней части плавсредства наверху, и для управления танком он использует удлинители, прикрепленные к педали подачи топлива и к штурвалу.
Движение танка осуществляется за счет перематывания гусениц. Трубы-подпорки для плавсредства в собранном виде расположены вдоль борта танка и выполнены из броневой стали, что в свою очередь также является дополнительной противоосколочной защитой вспомогательных систем двигательной установки и топливных баков. Неуклонный рост эффективности средств поражения бронетанковой техники на поле боя подтолкнул шведских конструкторов предпринять очередную модернизацию STRV в направлении повышения защиты танка от кумулятивных боеприпасов. Так как конструктивные особенности верхней лобовой детали не позволяют использовать в полном объеме блоки навесной динамической защиты, то шведские конструкторы применили оригинальный способ решения данного вопроса. В передней части устанавливается решетка из бронестали, способная выдержать до четырех попаданий противотанковых гранат. Использование 18 топливных канистр (по 9 на борт), по мнению шведов, кроме увеличения общего количества топлива (400 л.), смогло послужить и бортовыми экранами для защиты от кумулятивных боеприпасов. Так что же такое шведский танк? Многие страны, такие, как США, Великобритания, Австралия, изучавшие возможности этой боевой машины, дали ему высокую оценку, но... как самоходной противотанковой установке.
Сами шведы неуклонно и по сей день утверждают, что сочетание жестко установленной пушки, использование комбинации ГТД и дизельного двигателя, управляемой гидропневматической подвески, блокированного управления движением и огнем, а также других современных технических решений позволило создать достаточно эффективный, но все же именно танк. Так как реально машина нигде не воевала, то подтвердить или опровергнуть любое из этих мнений пока невозможно. В заключение хочется сказать, что увидеть эту интересную боевую машину можно на экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Там стоит STRV-103B, подаренный этому музею шведами.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Strv-103A/103C Боевая масса, т 39 / 42.5 Экипаж, чел 3 Размеры, мм длина с пушкой вперед 8900 / 8990 ширина 3260 высота 1900 клиренс 400 / 500 Пушка калибр, мм 105 марка / тип L74 / НП Пулеметы количество х калибр, мм 3 х 7.62 марка Ksp 58 Боекомплект выстрелов 50 патронов 2750 Двигатель для Strv-103A
1 тип / марка многотопл. дизель / "Ролс-Ройс" К60 мощность, л.с. 240 2 тип / марка ГТД / "Боинг" 502-10МА мощность, л.с. 490
для Strv-103C тип / марка дизель / "Детроит дизель" 6V-53T мощность, л.с. 290 тип / марка ГТД / "Боинг 553" мощность, л.с. 500 Удельное давление на грунт, кг/см кв. 0.87 / 1.19 Скорость по шоссе, км/ч 50 Запас хода по шоссе, км 390 Препятствия, м вертикальная стенка 0.9 ров 2.3 брод на плаву
Гранатомет Heckler&Koch 69 предназначен для поражения живой силы противника находящейся на открытой местности, легких укрытиях, а также не бронированной техники противника. Разработка отдельного 40 мм гранатомета была начата немецкой фирмой Heckler und Koch в конце 1960-х годов, а в 1974 году этот гранатомет, получивший фирменное обозначение НК69, был принят на вооружение Бундесвера под обозначением "Granatpistole 40 mm", или коротко "GraPi 40mm". Гранатомет НК69 производится по настоящее время. Для стрельбы из НК69 применяются стандартные NATOвские унитарные выстрелы, с использованием всего имеющегося спектра 40 мм гранат, включая как боевые (осколочно-фугасные, дымовые, осветительные) так и полицейские (со слезоточивым газом, с резиновыми пулями) боеприпасы.
Калибр, мм 40x46 Вес без гранаты, кг 2,62 Вес гранаты, кг 0,230 Длина (приклад сложен/выдвинут), мм 463 / 683 Длина ствола, мм 356 Прицельная дальность, м 150 - 350 Начальная скорость гранаты, м/с 79
Эта машина создана в 1960 г. коллективом конструкторского бюро под руководством Л. Н. Карцева на базе узлов и агрегатов танка Т-55. В ней оптимально сочетаются мощное вооружение и высокая подвижность. Надежная защита обеспечивается за счет конфигурации корпуса и башни, а также использования брони соответствующих толщины и качества. При высоте цели 2 м дальность прямого выстрела гладкоствольной 115-мм пушки бронебойным подкалиберным снарядом составляет 1870 м. С ней спарен 7,62-мм пулемет. Все вооружение стабилизировано в двух плоскостях (стабилизатор "Метеор"). Наличие телескопического шарнирного прицела, приборов ночного видения, командирских средств целеукаэания, эжекционного устройства удаления пороховых газов позволяет вести эффективный огонь с места и с ходу, днем и ночью. Для удаления стреляных гильз из танка пушка оборудована механизмом выброса, а в башне имеется люк, закрытый крышкой. После выстрела экстрактированная гильза захватывается ловушкой, люк в башне открывается, и гильза выбрасывается наружу. В 1961 г. на базе агрегатов Т-62 было создано несколько опытных образцов. Один из них средний танк "объект 167". На нем установлен многотопливный дизель мощностью 517 кВт (700 л. с.). Ходовая часть 6-катковая с поддерживающими роликами и более мощными лопастными амортизаторами. Диски опорных катков алюминиевые со стальными ребрами.
Для увеличения скорости движения изменено передаточное число бортовых передач и увеличен диаметр ведущих колес. Оборудован системами подводного вождения и противоатомной защиты. Масса машины составила 36,7 т, скорость увеличилась до 64 км/ч. Остальные характеристики такие же, как у Т-62. "Объект 167" оснащен комплексом "Малютка", предназначенным для стрельбы по бронированным целям на расстоянии более 1000 м. Он включает в себя пусковую установку в виде трех направляющих, аппаратуру наведения и управления и реактивные снаряды. Установка смонтирована на кронштейнах сзади башни и защищена каркасом. На направляющих размещены снаряды, два боекомплекта которых крепятся внутри боевого отделения. В 1963 г. конструкторы предложили еще один опытный образец среднего танка. От своего предшественника он отличался силовой установкой: вместо дизеля использован газотурбинный двигатель. Такое новшество повлекло за собой коренное изменение силовой передачи. Главный фрикцион отсутствует, а отсоединение двигателя от ведущих колес осуществляется за счет включения блокировочных фрикционов планетарных механизмов поворота (ПМП). Коробка передач и ПМП смонтированы в одном блоке. Ходовая часть, средства связи и вспомогательное оборудование те же, что и на "объекте 167". Оба танка по ряду показателей превосходили Т-62, однако уступали ему по снарядостойкости корпуса. Еще один образец, разработанный на базе танка Т-62, выпускался серийно. Это - созданный в 1968 г. истребитель танков ИТ-1. На нем установлена приплюснутой формы башня, на крыше которой имеются люки для выхода ракетной пусковой установки, оператора со смотровым прибором и командирская башенка. Масса машины 35 т, экипаж 3 чел., броня корпуса 100 мм, башни 206 мм, двигатель дизельный мощностью 427 кВт (580 л. с.), скорость 50 км/ч. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Боевая масса,т 37 Экипаж, чел 4 Размеры.мм длина с пушкой вперед 9335
длина по корпусу 6630
ширина 3300
высота 2395
клиренс 430 Пушка калибр, мм 115
тип ГСП Пулемет, калибр, мм 7.62 Двигатель марка В-55
тип многотопл. дизель, V-обр мощность, л.с. 580 Максимальная скорость, км/ч 50 Удельное давление, кг/см2 0.81 Запас хода, км
СССР Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82 годах, корреспондент журнала "Шпигель" спросил: "Хотел бы бывший водитель танка Глас иметь немецкий "Леопард 2", который так жаждут получить в Саудовской Аравии?", министр ответил: ".... Не стремлюсь иметь его любой ценой. Советский Т-80 - ответ Москвы на "Леопард 2". Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире". Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой - начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского завода в 1968 году. Однако история отечественного газотурбинного танкостроения началась значительно раньше. ГТД, одержавший в 1940-х годах абсолютную победу над поршневыми моторами в боевой авиации. начал привлекать внимание и создателей танков. Новый тип силовой установки обещал весьма солидные преимущества перед дизелем или бензиновым двигателем: при равном занимаемом объеме газовая турбина обладала значительно большей мощностью, что позволяло резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком. Надежно обеспечивался и быстрый пуск двигателя при низких температурах. Впервые идея газотурбинной боевой машины зародилась в Главном бронетанковом управлении МО СССР еще в 1948 году.
Проработка проекта тяжелого танка с ГТД завершилась под руководством главного конструктора А.X.Старостенко в СКБ турбинного производства Кировского завода в 1949 году. Однако этот танк так и остался на бумаге: авторитетная комиссия, проанализировавшая результаты проектных проработок, пришла к выводу, что предлагаемая машина не удовлетворяла ряду важных требований. В 1955 году в нашей стране вновь вернулись к идее танка с ГТД, и вновь за эту работу взялся Кировский завод, которому было поручено на конкурсных началах создать тяжелый танк нового поколения - мощнейшую в мире боевую машину массой 52-55 т, вооруженную 130-мм орудием с начальной скоростью снаряда 1000 м/с и двигателем мощностью 1000 л.с. Было решено разработать два варианта танка: с дизелем (объект 277) и с ГТД (объект 278), отличающиеся лишь моторным отделением. Работы возглавил Н.М.Чистяков. В том же 1955 году, под руководством Г.А.Оглоблина началось создание для этой машины газотурбинного двигателя. Повышению интереса к гусеничной газотурбинной технике способствовало и совещание по данной тематике, проведенное заместителем председателя Совмина СССР В.А.Малышева в 1956 году. Знаменитый "танковый нарком", в частности, выразил уверенность, в том "что через двадцать лет ГТД появятся на наземных транспортных машинах".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, т 46 Экипаж 3 чел. Высота по крыше башни 2202 мм Пушка 125-мм гладкоствольная пушка — пусковая установка Боекомплект 45 выстрелов Типы выстрелов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета Комплекс управляемого вооружения 9К119 Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера Дальность стрельбы 100-5000 м Вероятность попадания ракеты в цель типа танк при стрельбе с места и с ходу 0,8, на дальностях 4000-5000 м — 0,7 Дальномер лазерный Стабилизатор 2Э42 с электромашинным приводом горизонтального наведения Заряжание автоматическое Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм Броневая защита комбинированная Динамическая защита встроенная Дымовые гранатометы 8 шт. Максимальная скорость 70 км/ч Запас хода по шоссе 400 км Двигатель многотопливный ГТД Мощность двигателя 919 кВт (1250 л.с.) Трансмиссия механическая, планетарная Подвеска торсионная Гусеница с РМШ и обрезиненной беговой дорожкой Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м
Украина Танк Т-72-120 представляет собой глубокую модернизацию танка Т-72Б (об. 184). Модернизация была проведена Харьковским конструкторским бюро им. Морозова (ХКБМ). Модернизации были подвергнуты: вооружение, системы управления, подвижность и защита танка. В качестве основного вооружения используется 120-мм гладкоствольная танковая пушка с унитарным заряжанием снарядов. В задней части башни установлена ниша, в которой располагается автомат заряжания с 22 унитарными выстрелами, остальной боекомплект (20 снарядов) располагается в кормовой части боевого отделения. Зенитный пулемет 12.7 мм получил дистанционное управление, аналогичное как на танке Т-64Б. Для повышения защищенности танка установлен комплекс современной динамической защиты, а также сиcтема "Штора-1" активного противодействия противотанковым управляемым ракетам в оптическом и радио диапазонах. Для повышения подвижности в трансмиссии танка установлена силовая установка с двухтактным многотопливным дизелем 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. с шестью цилиндрами горизонтального расположения, в каждом из которых по два поршня. 120-мм пушка танка Т-72-120 вызывает противоречивые оценки. Многие утверждают, что в Т-72-120 используется французская 120-мм танковая пушка. После анализа внешнего вида ствола пушки, который полностью совпадает с внешним видом ствола 125-мм пушки 2А46М (наличие ресивера, одинаковое крепление ствола в казеннике, наличие демонтажных шлицов под спецключ), а также на основе заявлений производителя о том, что этот ствол может быть взаимозаменяем со стволами 125 и 140 мм в казеннике пушки 2А46М (см. рисунок), я пришел к выводу, что это вариант пушки 2А46М уменьшенного калибра до 120-мм и приспособленный под НАТОвский танковый унитарный снаряд.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Боевая масса, т 48 Максимальная скорость, км/ч передним ходом 69
задним ходом 32 Двигатель марка 6ТД-2 мощность, л.с. 1200 Вооружение Пушка
- калибр, мм 120
- БК, всего/в АЗ 42/22
Спаренный пулемет ПКТ
- калибр 7.62
Зенитный пулемет НСВТ
- калибр 12.7
- управление дистанционное
- стабилизация вертикальная Приборы наблюдения основной прицел 1Г46
ночной прицел ТПН-4Э-1 или тепловизор
командирский (дневной/ночной) ТКН-4С-1 Компьютер 1В528-3