[spoiler]size=18]Осторожно, двери закрываются
[/size]
20 лет спустя
В основу игры положена одноименная книга Дмитрия Глуховского, о которой много говорили несколько лет назад. Это такая классическая постапокалиптическая антиутопия, перенесенная на узнаваемую российскую почву. Человечество в очередной раз «доигралось с прогрессом» — и всем ожидаемым образом стало нехорошо. В книге не сообщается, какой именно произошел катаклизм, зато известно, что на поверхности планеты невозможно жить из-за радиации.
Вход в станцию «Библиотека имени Ленина» образца 2033 года отличается от современного разве что отсутствием туристов.
Крошечные остатки населения Москвы, которым удалось избежать гибели, укрылись в тоннелях столичного метро. Монументальное сооружение, когда-то запланированное не только как транспортный путь, но и бомбоубежище на случай войны, стало для них новым домом.
Спустя некоторое время люди постепенно приспособились к сомнительным условиям подземной жизни. Они научились выращивать не нуждающиеся в солнечном свете грибы и затеяли разведение свиней (которые оказались самым неприхотливым домашним скотом). Наиболее пригодными для жизни местами оказались станции, отделенные друг от друга длинными коридорами туннелей, во мраке которых скрыто множество смертельных опасностей.
Устройство метрополитена определило новую структуру общества: на каждой станции сформировались относительно замкнутые социумы со своими ценностями и идеологией. Со временем слабые станции погибли от нападений мутантов и сильных соседей, формирование торговых путей подтолкнуло поселения к созданию дружественных союзов, а раздел территорий — к образованию военных коалиций. Так появились своеобразные государства, а карта метро стала политической картой новой цивилизации.
События книги и игры стартуют через двадцать лет после катаклизма. Главный герой, Артем, живет на станции ВДНХ. Расположенная относительно далеко от центра Москвы, эта станция не участвует в столкновениях с соседями и существует довольно мирно. Самая главная местная достопримечательность — прославившийся на все метро грибной чай, важнейший продукт экспорта ВДНХ. Но однажды хрупкая гармония поселения попадает под угрозу. С севера, со станции «Ботанический сад», учащаются набеги «черных» — мутантов, умеющих воздействовать на психику людей. Чтобы спасти свой дом, Артем решается пойти за помощью в далекую станцию «Полис», центр науки и просвещения...
Поездка с пересадками
нига Глуховского как будто специально написана для того, чтобы стать основой компьютерной игры. Главный герой получает задания, договаривается о вознаграждении, торгуется и, в общем, ведет себя как типичный персонаж RPG. И действительно — местные станции это узнаваемые «ролевые» города, в которых NPC занимаются повседневными делами: солдаты чистят оружие, женщины готовят еду, старики отдыхают у палаток, дети бездельничают.
Перемещение между станциями, как и в книге, осуществляется с помощью дрезины, потому как электричество вырабатывают резервные генераторы, а их мощности с трудом хватает даже на освещение помещений, не говоря уже о том, чтобы сдвинуть с места состав или хотя бы вагон. Поездка на дрезине — это такая занятная мини-игра: во время заезда нужно дергать рычаг, чтобы ваш транспорт продолжал движение, и следить за низкими участками потолка, чтобы не лишиться головы из-за какого-нибудь сталактита. Доехав до дружественной станции, можно пополнить запасы вооружения, выполнить побочные задания и подготовиться к новому путешествию.Расплачиваться за покупки придется... патронами для автомата Калашникова. Боеприпасы к самому популярному оружию ближневосточных террористов стали главной валютой в подземном мире. Эта очень интересная с точки зрения баланса идея: выходит, что игрок натурально стреляет деньгами. Так что бездумной пальбы, скорее всего, не выйдет.
В этом контексте вырисовывается два принципиально разных стиля прохождения: классический экшен и вдумчивый стелс. То есть можно тратить патроны направо и налево, а можно вести себя скромнее, отстреливая противника на расстоянии и продумывая собственные перемещения. Аккуратный игрок будет вознагражден апгрейдами или новым оружием (приобретаются за те самые патроны на станциях).
Выбор оружия тут, вообще говоря, определяет многое. В зависимости от вашего стиля игры пригодятся совершенно разные пушки. Для стелса, например, отлично подойдет пневматическая винтовка «Тихарь». Стреляет дешевыми свинцовыми шарами (в метро много свинца, а выплавить шарик не составляет больших трудов), убойная сила невелика, и целиться надо в незащищенные части тела. Кроме того, помимо обычной перезарядки магазина, это оружие требует докачки баллона. Если игрок неудачно растратил боезапас и привлек к себе внимание, то ему придется бегать и прятаться от врагов до тех пор, пока треклятый баллон не накачается вручную.
Свет в конце тоннеля
Геймплей (а игра, понятно, представляет собой шутер) будет более-менее линейным — по словам разработчиков, структурным ориентиром служит Half-Life 2. Не слишком большое время прохождения (ориентировочно 15 часов) планируется компенсировать насыщенностью действий. Артем постоянно форсирует новые станции, с боем продирается через зараженные улицы Москвы и большей частью все-таки воюет, а не общается. Плюс — библиотека имени Ленина, Останкинская телебашня и прочие достопримечательности постапокалиптической Москвы.
Мы самолично протестировали несколько готовых этапов и можем с уверенностью заявить, что играется пациент очень даже бодро. Классический, казалось бы, шутер начинен множеством нюансов, которые придают действию очень правильной динамики. Скажем, привычный фонарь тут заменяет зажигалка (взятая, кстати, прямиком из книги). В отличие от электрического источника света, она загорается не моментально — приходится чиркнуть несколько раз.Один из продемонстрированных нам уровней происходил на «свежем» воздухе, у сточной канавы среди ржавых канализационных труб. От ядовитых испарений игрока на некоторое время способен уберечь противогаз. Но его единственный и главный недостаток — необходимость регулярно менять фильтры.
И вот здесь неожиданно открывается замечательная особенность «Метро 2033». На экране нет никаких элементов интерфейса (кроме прицела). 4A Games решили полностью отказаться от всяческих индикаторов, показателей и прочих приборов. О том, сколько вам осталось спокойно ходить по поверхности, вы узнаете по наручным часам, которые всегда находятся в кадре, если держать в руках оружие. Кроме того, по мере ухудшения состояния фильтра, линзы противогаза (то есть экран) покрываются каплями конденсата. Примерно так же будет определяться состояние здоровья героя — при ранении экран искажается, а Артем шипит в адрес обидчиков непечатное.
Но особенно интересно оформлен счетчик патронов. В демоверсии нам продемонстрировали один самодельный на вид автомат, снабженный рожком, торчащим слева. При стрельбе магазин входил в ствол, так что прикинуть количество оставшихся боеприпасов можно было на глаз. При этом сосчитать точно, сколько еще выстрелов можно сделать, практически невозможно. На наш резонный вопрос относительно автомата Калашникова (у него рожок, напомним, никуда во время стрельбы не уходит) в 4A Games сообщили, что «на дворе 2033 год, вполне могли создать рожки из прозрачного пластика».Стекла противогаза, меж тем, продолжали запотевать. Нужно было спешить через какие-то овраги, залитые токсинами, на другой берег затопленной улицы. И тут в воздухе появились Огромные. Крылатые. Твари. Сбить их практически невозможно. Монстры периодически пикировали вниз, хватая героя за плечи и унося в неизвестном направлении (предположительно в гнездо).
Вообще, враги — отдельная строка в списке достояний «Метро 2033». 4A Games осторожничают на этот счет — не хотят распространяться раньше времени. Но некоторые подробности все же имеются. Большинство чудовищ, населяющих игру, выполнено в четком соответствии с тем, что описано в книге. Например, Библиотекарь — гигантская обезьяноподобная тварь, которой нужно смотреть прямо в глаза, иначе случится стремительная смерть.
Периодически «Метро 2033», что называется, «дает Голливуда». Вторая продемонстрированная нам локация оказалась обставлена в виде интерактивного тира. На дрезине, управляемой NPC, необходимо было прорваться сквозь вражеские укрепления. На бешеной скорости, под шквальным огнем, продираясь через заслоны, дрезина неслась прочь с вражеской станции.
Выглядит все это примерно так. Автоматные очереди высекают искры, от колонн откалывается гигантский кусок извести, все трещит и рушится. Следом в погоню устремляются мутанты-носачи. Кажется, героям уже удалось оторваться, как вдруг один из монстров запрыгивает в несущуюся полным ходом дрезину, утаскивает за собой водителя, а неуправляемая тележка несется дальше. И тут в туннель залетают гигантские светящиеся сферы — местная аномалия. Постепенно свет становится все ближе, но шары проходят мимо, и, избежав распада на атомы, многострадальная дрезина летит дальше по темным туннелям. Вот уж действительно «осторожно, двери закрываются».
Концовок, как водится, две — в зависимости от ваших действий. Так что квесты надо будет выполнять с умом, потому что однозначно хорошего или плохого поведения тут не предусмотрено — такой уж мир.
Выход «Метро 2033» запланирован аж на конец 2008 года, но ожидание явно того стоит. В плане атмосферы (цельной, продуманной) игра напоминает украинскую же You Are Empty. И если последняя, кроме качественной стилизации, предлагала только морально устаревший геймплей, то «Метро 2033» демонстрирует куда большие геймдизайнерские амбиции.
4A Games делают очень смелый и богатый нюансами шутер, лишенный исполинского размаха «Сталкера», с которым его неизбежно сравнивают. Зато c родословной у «Метро 2033» полный порядок — одноименная книга давно в продаже, собирает восторженные отзывы и даже литературные премии. Сейчас поводов для беспокойства практически нет: продемонстрированные «Игромании» уровни производят крайне благоприятное впечатление. Дело за малым — сдержать все обещания и сложить все составляющие в цельное произведение. Ну и не повторить судьбу «Сталкера», конечно. Еще шесть лет мы не высидим.[/spoiler]