Pindad SS2-V4 (снайперский вариант с тяжелым стволом и оптическим прицелом)
укороченный автомат Pindad SS2-V5
Штурмовые винтовки (автоматы) семейства Pindad SS2 разработаны в Индонезии государственной компанией PT Pindad. В основу винтовок линейки SS2 легли винтовки SS1, представляющие собой лицензионные копии бельгийской винтовки FN FNC, выпускаемой в Индонезии. Выпуск винтовок семейства Pindad SS2 был начат в 2005 году, они поступают на вооружение Индонезийской армии и предлагаются на экспорт. В настоящее время в семейство оружия линейки Pindad SS2 входят стандартная винтовка (автомат) SS2-V1, укороченная винтовка SS2-V2, снайперская винтовка SS2-V4 и компактный автомат SS2-V5.
Штурмовые винтовки (автоматы) семейства Pindad SS2 используют газоотводную автоматику с длинным ходом газового поршня, расположенного над стволом. Запирание ствола производится поворотным затвором с 7 боевыми упорами, за хвостовик ствола. Ствольная коробка собрана из двух половин (верхней и нижней) выполненных из алюминиевого сплава и соединенных двумя поперечными штифтами. Рукоятка взведения затвора расположена справа и при стрельбе двигается вместе с затворной группой. Слева на ствольной коробке имеется кнопка затворной задержки и предохранитель-переводчик режимов огня, обеспечивающий стрельбу одиночными выстрелами и непрерывным огнем. Питание патронами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов от винтовки FN FNC (совместимы с винтовкой М16). На верхней поверхности ствольной коробки выполнена направляющая типа Picatinny rail, на которую штатно ставится съемная рукоятка для переноски оружия со встроенным диоптрическим прицелом. В "снайперском" варианте SS2-V4 винтовка комплектуется оптическим прицелом и имеет утяжеленный ствол. Все варианты винтовок Pindad SS2 комплектуются складным прикладом скелетной конструкции, варианты SS2-V1 и SS2-V2 могут оснащаться подствольным гранатометом калибра 40мм.
Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия. Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям "вдогон", а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") под руководством генерального конструктора П.Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 "Алмаз" (генеральный конструктор Расплетин А.А.), пусковые установки 5П72В - в КБ специального машиностороения. ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления. В 1989-1990 г.г. проводилась модернизация системы С-200В с целью создания "Вынесенной зенитной ракетной батареи" (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели. На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon" Состав: ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах. Состав ЗРК С-200В: Общесистемные средства: пункт управления и целеуказания К-9М дизельная электростанция 5Е97 распределительная кабина К21М контрольная вышка К7 Зенитный ракетный дивизион антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В (см.фото в боевом положении, в походном положении) аппаратная кабина К-2В (см. фото в походном положении, внутри) кабина подготовки старта К-3В распределительная кабина К21М дизельная электростанция 5Е97 стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе: шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21) (см.компоновочную схему) заряжающая машина 5Ю24 транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260 Автопоезд - 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83 Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет. Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ (см.фото), ряд машин технической позиции - автопоезд 5Т53 (5Т53М), транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины. Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964-1966гг. ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание. Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки. В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277-85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н.А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции. СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП -перевозимые. Время развертывания - с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы в «догон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т.ч. аппаратура стартовой автоматики. Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т.к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия. Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981-1983 г.г. Ленинградский завод "Большевик" изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980-1983 г.г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М - на Донецком заводе «Точмаш». Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка. Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели. Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты. Предстартовая подготовка ракеты, включает: передачу данных с РПЦ на стартовую позицию; подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ; установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели; перевод ГСН в режим автоматического сопровождения. После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части. В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям. ЗРС С-200 может эксплуатироваться в различных климатических условиях.
Штурмовая винтовка (автомат) T65 была разработана правительственным арсеналом на Тайване для замены на вооружении устаревшей винтовки M14 Американского производства. Винтовка T65 конструктивно и внешне имеет значительное сходство с американской винтовкой M16A1, однако есть и отличия, из которых главное - это устройство газоотводной системы. Первоначальный вариант Т65 оказался не очень удачным, и на его базе вскоре был выпущен вариант Т65К2 (иногда обозначается как Т68). В дальнейшем на базе Т65К2 были выпущены карабины Т86 и Т91, имеющие значительное сходство с американскими карабинами М4, но сохранившие газоотводную автоматику винтовки Т65.
Штурмовая винтовка (автомат) T65 использует газоотводную автоматику с запиранием ствола поворотным затвором. практически аналогичным затвору винтовки M16. Основное отличие Т65 - это использование газового поршня с коротким рабочим ходом вместо прямого газоотвода, повысившее надежность работы автоматики оружия. Газовый поршень расположен над стволом и скрыт внутри пластикового цевья. В остальном винтовка Т65 практически идентична винтовке M16A1, и многие их детали взаимозаменяемы, включая полностью сборку нижней части ствольной коробки (lower receiver) с УСМ и возвратным механизмом. Т65 использует магазины. совместимые с М16.
ЗРК С-125М предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения, летящих на предельно малых и средних высотах. Обеспечивает поражение бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, самолетов многоцелевого назначения и крылатых ракет с эффективной поверхностью рассеяния 0.2м2 и более.
Разработка ЗРК С-125 началась в 1956 г. в КБ-1 (НПО "Алмаз") в ответ на появление самолетов, способных эффективно действовать на малых и предельно малых высотах. В техническом задании на разработку этого комплекса предусматривалась возможность уничтожения целей, летящих на высотах от 200м до 5км и дальностях от 6км до 10км со скоростью до 420 м/с (1500 км/ч). После первых испытаний комплекса с ракетой 5В24, появилось дополнение к техническому заданию на ЗРК. Им вводилась новая ракета 5В27, унифицированная с морским ЗРК "Волна". При этом значительно улучшались тактико-технические характеристики (ТТХ) системы.
В 1961 году комплекс принимается на вооружение и получает обозначение С-125 "Нева".
В дальнейшем комплекс подвергался неоднократной модернизации. В его состав были дополнительно введены: аппаратура телевизионного канала визирования цели, аппаратура борьбы с помехами ГШН, аппаратура выносного индикатора СРЦ, аппаратура отвлечения ПРР "Дублер", аппаратура опознавания, аппаратура звукового контроля цели. Комплекс мог обстреливать наземные и надводные цели на дальностях до 17 км.
Модернизированный вариант комплекса С-125М "Нева-М" принят на вооружение в 1964 году. Экспортный вариант получил обозначение С-125 "Печора". Поставки ЗРК С-125 в страны Варшавского Договора начались с 1969 г., а уже через год и в другие страны. Среди них: Афганистан, Ангола, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Египет, Йемен, Индия, Ирак, Корея, Куба, Ливия, Мали, Мозамбик, Перу, Полша, Сирия, Танзания, Чехия, Финляндия, Эфиопия, Югославия.
Последняя попытка модернизации ЗРК С-125 состоялась в 1980 г., когда был предложен перевод станции наведения ракет на цифровую элементную базу, развязка ракетного и целевого каналов путем введения двух постов управления (позволяло введением метода "полного упреждения" увеличить дальнюю границу зоны поражения до 42км) и введение канала самонаведения ракеты. Эти предложения были отвергнуты из-за опасений, что обновленный С-125 помешает начавшемуся производству ЗРС С-300П.
В настоящее время предлагается вариант модернизации комплекса, получивший обозначение С-125-2 "Печора-2".
На западе комплекс С-125М получил обозначение SA-3b "GOA" Состав:
В состав системы входят зенитный ракетный комплекс (ЗРК), зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 5В24 или 5В27 и средства технического обеспечения.
ЗРК включает в себя следующие основные средства. радиолокационную станцию сопровождения и наведения СНР125М, размещенную на двух прицепах (кабина управления УНК и антенный пост УНВ); СНР 125М имеет радиолокационный и телевизионный каналы сопровождения, работающие в автоматическом и ручном режимах. Станция оснащена автоматизированным прибором пуска ракет АПП-125 предназначенным для определения границ зоны поражения ЗРК, решения задачи пуска и определения координат точки встречи цели и ракеты. ракетную батарею, включающую 4 пусковые установки 5П73 с четырьмя ракетами на каждой; систему энергоснабжения, включающую распределительную кабину УНС и дизель-электрическую станцию. Имеется возможность подключения к промышленным сетям.
Комплекс одноканальный по цели и двухканальный по ракете. На цель могут наводиться одновременно две ракеты.
Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные средства обнаружения и целеуказания РЛС П-12 и П-15. Средства ЗРК размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах, связь между ними осуществляется по кабелю.
Решение сложной задачи создания маловысотного ЗРК потребовало нетривиальных технических решений. Этим, в частности, и обусловлен необычный внешний вид антенного устройства УНВ СНР-125 (см.фото). Чтобы поразить на рубеже 10 км цель, летящую на высоте 200м со скоростью 420м/с, необходимо произвести пуск ракеты при нахождении цели на удалении 17 км, а захват цели на автосопровождение (АС) на удалении 24 км. Тогда дальность обнаружения такой маловысотной цели должна достигать (с учетом времени на допоиск) 32-35 км. В этом случае угол места цели при обнаружении составляет всего около 0,3°, а при взятии ее на АС - 0,5°. При таких малых углах места величина отраженного от земли радиолокационного сигнала станции наведения ракет превышает величину сигнала, отраженного от цели. Для уменьшения этого влияния в С-125 включены две антенные системы. Одна - не сканирующая, приемно-передающая, другая - сканирующая, приемная. При работе на малых высотах передающая антенна устанавливается на 1°. При этом передатчик облучает землю только боковыми лепестками диаграммы направленности антенны, что в десятки раз уменьшает сигнал отраженный от земли. Для уменьшения ошибки сопровождения цели, связанной с так называемым "зеркальным отражением", представляющим собой интерференцию прямого и переотраженного от земли сигналов цели, приемные антенны обеих плоскостей обзора повернуты по отношению к горизонту на 45°. Это и предопределило характерный вид антенного поста ЗРК "Печора".
Другой сложной задачей, связанной с малой высотой полета цели, являлось создание аппаратуры селектора движущихся целей (СДЦ), эффективно выделяющей сигнал цели на фоне мощных отражений от земли и пассивных помех. Здесь так же впервые было разработано черезпериодное вычитающее устройство на твердых ультразвуковых линиях задержки (УЛЗ). Характеристики этого СДЦ значительно превосходили характеристики всех существовавших РЛС с импульсным излучением. Подавление пассивных помех и отражений от неподвижных предметов достигало 33:36 дБ. Для стабилизации периода повторения импульсов зондирования синхронизатор СНР подстраивался под линию задержки УЛЗ. В дальнейшем это явилось недостатком станции, так как не давало возможности произвольно менять частоту повторения для отстройки от синхронных импульсных помех. Для борьбы с активными помехами предусматривалась система скачка частоты передатчика при превышении помехой заданного уровня.
ЗУР 5В27 (В-601, 4К91) двухступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме "утка" (см.схему). Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель с установленными на нем раскрываемыми после старта четырьмя стабилизаторами и двумя аэродинамическим поверхностям на переходном соединительном отсеке, обеспечивающими уменьшение дальности полета ускорителя после его отделения. После разделения ступеней эти поверхности разворачивались, что приводило к интенсивному вращению и торможению ускорителя с отрывом всех или нескольких консолей стабилизатора и его беспорядочному падению. Вторая ступень ракеты также оснащена твердотопливной двигательной установкой. Конструктивно вторая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены радиовзрыватель, агрегаты управления рулями ракеты, осколочно-фугасная боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, твердотопливный ракетный двигатель, приемники команд управления.
Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется по радиокомандам, поступающим от наземной радиолокационной станции наведения, а подрыв боевой части - по команде от радиовзрывателя при подлете к цели на необходимое расстояние либо от станции наведения. Время работы стартового ускорителя составляло 2...4 с, маршевого двигателя - до 20 с. Для увеличения дальности ЗУР наводилась и на пассивном участке траектории, время самоликвидации - 49 с. Ракета осуществляет маневр с перегрузкой до 6 единиц. Температурный диапазон эксплуатации составляет от - 40° до +50°.
Одновременно с принятием на вооружение ракеты В-601П начались работы по расширению боевых возможностей ЗРК, в т.ч. по обеспечению обстрела целей со скоростями до 2500 км/час, стрельбы по околозвуковым целям на высотах до 18 км, увеличению вероятности поражения целей и повышению помехозащищенности.
Были созданы следующие модификации ракеты: 5В27Г - герметичная; 5В27ГП - герметичная, с уменьшенной до 2.7 км ближней границей зоны поражения; 5В27ГПС - герметичная, с приближенной ближней границей зоны поражения, с селектирующим блоком, уменьшавшим вероятность срабатывания радиовзрывателя по отражениям от местных предметов при стрельбе по низколетящим целям; 5В27ГПУ - ракета 5В27ГП с ускоренной предстартовой подготовкой, что достигалось за счет подачи повышенного напряжения на бортовую аппаратуру от наземного источника питания в режиме предстартового прогрева аппаратуры (соответствующую доработку прошла и аппаратура предстартовой подготовки в кабине УНК).
Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом №32. Для обучения и проведения тренировок личного состава выпускались габаритно-весовые макеты ракет, учебно-действующие и разрезные макеты ракет.
Старт ракеты - наклонный, с пусковой установки 5П73 (см.схему), наводимой по углу места и азимуту. Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106) было спроектирована в КБСМ под руководством главного конструктора Б.С.Коробова. Пусковая установка без газоотражателей и ходовой части транспортировалась автомобилем ЯАЗ-214. При стрельбе по маловысотным целям минимальный угол старта ракеты составлял 9°. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резино-металлическое многосекционное круговое покрытие. Заряжание пусковой установки осуществлялось последовательно двумя транспортно-заряжающими машинами на базе автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157.
Для обеспечения электропитания от промышленной сети использовалась передвижная трансформаторная подстанция, смонтированная в кузове двухосного автомобильного прицепа. Приданные дивизионам С-125 станции разведки и целеуказания П-12НМ (П-18) и П-15 комплектовались собственными автономными источниками электропитания АД-10-Т/230МАБ-8-0/230М и АБ-4-Т/230М.
Определение государственной принадлежности летательных аппаратов производилось придаваемыми дивизиону наземными радиолокационными запросчиками (НРЗ) "Пароль-3П" (75Е6) или "Пароль-4П" (1Л22).
В начале семидесятых годов было проведена модернизация комплекса С-125М в части совершенствования радиоэлектронной аппаратуры, обеспечившая повышение помехозащищенности каналов визирования цели и управления ракетой. Введением аппаратуры телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели "Карат-2" (9ШЗЗА) была достигнута возможность вести визуальное сопровождение и обстрел цели без радиолокационного излучения в пространство. При этом передатчик целевого канала переключался на размещенный на антенном посту эквивалент антенны. Существенно облегчалось работа по самолетам-постановщикам помех при визуальной видимости. Однако оптический канал визирования цели терял эффективность в условиях плохой погоды и облачности, а также при наблюдении в сторону солнца или на импульсный источник света, ставящийся атакующим самолетом. Кроме того, телевизионно-оптическое визирование не обеспечивало информации о дальности до цели, что ограничивало возможности выбора методов наведения и существенно снижало эффективность стрельбы по скоростным целям.
Во второй половине семидесятых годов в ЗРК введена аппаратура, повышающая эффективность применения по целям на предельно малых высотах и при стрельбе по наземным и надводным целям. Кроме того, была создано новая модификация ЗУР 5В27Д с увеличенной скоростью полета, что позволило ввести обстрел целей "вдогон". Длина ЗУР увеличилось, масса возросла до 980 кг при массе стартового ускорителя - 407 кг. Но для более тяжелых 5В27Д допускалось заряжание ПУ 5П73 только 3 ракетами. Комплекс С-125М1 с ракетой 5В27Д был принят на вооружение 3 мая 1978 г.
Награды: 158
Регистрация: 10.10.2010
Город: Москва
Т 90
Т-90 «Владимир» — современный российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БМ, однако был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. Индекс Т-90 был присвоен машине по личному распоряжению Президента РФ. Мелкосерийное производство танка было начато в том же году, всего же на 2010 год на вооружении Российской армии находится от 250 до 300 Т-90. В 2008—2009 гг. согласно контракту поставлялось по 63 танка ежегодно. Аналогично, в 2010 г. запланировано произвести 63 танка. Помимо этого, начиная с 2000 года, начаты поставки в Индию, а с 2010 и лицензионное производство танка на заводах Индии. В планах довести число танков этого типа в индийской армии до 1657. Также в 2006—2008 годах были заключены контракты на поставки танка в ряд других стран, в частности, Алжир и Саудовскую Аравию. Стоимость нового Т-90 по контрактам на поставку российской армии составляет 70 миллионов рублей за единицу по состоянию на 2010 год
История создания и производства
Модификация Т-72, созданная в конструкторском бюро «УКБТМ (Уральское КБ Транспортного машиностроения)» (Нижний Тагил) в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина (первоначальное название танка было «объект 188», или Т-72БУ).
«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, также бывшим развитием серии Т-72. Однако вскоре после распада СССР внедрение в серийное производство «объекта 187» пришлось свернуть, и в качестве основного танка был избран более простой Т-72БУ, переименованный в Т-90. Тем не менее, впоследствии многие прогрессивные технические решения «объекта 187» удалось применить в новой, перспективной генерации российских танков. Серийное производство началось в 1992. В 1992—1996 гг. промышленность поставила сухопутным войскам в общей сложности не более 120 Т-90, затем производство было остановлено и возобновлено лишь в 2004. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (дислоцированной в Бурятии); один батальон Т-90A выпуска 2004—2005 гг. числится в Таманской мотострелковой дивизии.
Конструкция Т-90 повторяет основные принципы советского танкостроения: от зарубежных танков, например, «Абрамс», имеющих просторную компоновку, что увеличивало размер танка, его массу, требовало установки мощного двигателя, снижало возможности для повышения защиты, Т-90 отличается высокой плотностью компоновки (малым заброневым объёмом), применением нетрадиционных средств повышения защищённости (динамическая защита, КОЭП), ракетно-пушечным вооружением.
За основу нового танка был принят советский Т-72Б разработки УКБТМ. С 1985 г. он производился вместе с Т-80У, но отличался от него примитивной неавтоматизированной системой управления огнём (СУО). Таким образом, создание Т-90 подразумевало доведение Т-72Б до уровня Т-80У по всем показателям, чего, однако, до последнего времени не удалось добиться в отношении подвижности.
На Т-90 первых серий («объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper head» за счёт создания активных помех их наведению.
Новая версия Т-90 (Т-90А, или «объект 188А1»), поступившая в производство с 2004 г., усовершенствована в ряде отношений. В частности, в качестве ночного прицела установлен современный тепловизор 2-го поколения «Эсса» с полностью стабилизированным полем зрения, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом; прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом брони до 950 мм; вместо 840-сильного двигателя создан 1000-сильный дизель В-92С2. В дальнейшем планируется установка на танк перспективного 1200-сильного дизеля В-99[9]; по некоторым данным, заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило перебросочную скорость наведения башни и улучшило точность стрельбы с ходу. Программа их закупок остаётся крайне ограниченной: к 2015 г. планируется приобретение семи батальонных комплектов (217 машин). В 2007 г. Министерство обороны РФ закупило 60 танков (два батальонных комплекта) Т-90А.
В августе 2007 года было объявлено о поставке около 100 тепловизионных камер модели Catherine FC, французского производителя Thales, для установки их на танках Т-90 российской армии. Камера Catherine FC позволяет обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Она рассчитана на установку в компактных оптоэлектронных модулях, которые могут размещаться на платформах любого рода и в дальнейшем интегрироваться в сложные информационные системы поля боя.
Модификации Т-90 — первая серийная модификация. Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3). Т-90А — модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований. Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием. Т-90С — экспортный вариант Т-90. Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием. Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения. Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием. Описание конструкции
Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек — механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления и наводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.
Броневой корпус и башня
Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 — сварной, башня — литая на Т-90 и сварная на Т-90С и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из многослойной композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.
Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для советских основных боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты — 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же — цельноштампованное, сложной формы.
Точные данные о бронировании Т-90, по состоянию на 2008 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 800—830 мм катаной броневой стали. Бронестойкость же корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами оценивается, также с учётом динамической защиты, в 1150—1350 мм. Эти данные относятся к максимальному уровню бронирования и не учитывают ослабленных зон, имеющихся на любом танке. Для Т-90 ослабленными зонами являются участок верхней лобовой детали в районе смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони снижена для возможности выведения прибора на крышу, а также участки башни по бокам от орудийной амбразуры, не имеющие комбинированной защиты и имеющие меньшую толщину.
Активная защита
Российский Т-90 с поднятой трубой ОПВТ для преодоления водных преград по дну (фотограф Alain Servaes)
Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления. Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два — точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели
Вооружение
Основное вооружение
Основным вооружением Т-90 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров / 6000 мм. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь управляемым вооружением. Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 4000 м, управляемыми ракетами — 5000 м, осколочно-фугасными снарядами — до 10 000 м.
Боекомплект пушки состоит из 42 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 — в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов — бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни — электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность пушки составляет 8 выстрелов в минуту при работе автомата заряжания и до двух выстрелов в минуту — при ручном заряжании. Комплекс управляемого вооружения
Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена.
Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.
Вспомогательное вооружение
Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.
Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.
Для самообороны экипажа, танк оснащается 5,45-мм автоматом АКС74У, пятнадцатью магазинами к нему по 30 патронов и десятью ручными гранатами Ф-1 или РГД.
Система управления огнём и прицельные приборы
Ведение огня из основного и вспомогательного вооружения Т-90 осуществляется комплексом управления огнём 1А45Т «Иртыш», состоящим из автоматизированной системы управления огнём 1А42, ночного прицельного комплекса ТО1-КО1 или ТО1-ПО2Т, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С и телевизионной системы заднего обзора.
Основным средством наведения на цель пушки и спаренного пулемёта является входящий в состав системы управления огнём информационно-вычислительный дневной комплекс наводчика 1А43. Он, в свою очередь, состоит из прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1 и комплекта автоматических датчиков, определяющих условия стрельбы. Прицельно-дальномерный прибор наведения 1Г46 служит непосредственно для наведения оружия на цель и объединяет в себе перископический прицел с плавно регулируемым в пределах 2,7…12× увеличением, лазерный дальномер, определяющий дальность в диапазоне 400—5000 м, систему их стабилизации в двух плоскостях и систему наведения управляемого ракетного оружия. Электронный танковый баллистический вычислитель 1В528-1 осуществляет автоматическое вычисление необходимого угла возвышения ствола и горизонтального упреждения при стрельбе по движущейся цели, корректировку этих параметров с учётом метеорологических условий, определяемых комплектом датчиков и осуществляет автоматическую наводку оружия в соответствии с этими данными. Помимо этого, как и на остальных советских танках, орудие Т-90 оснащается боковым уровнем и азимутальным указателем для ведения огня полупрямой наводкой и с закрытых позиций.
Командир танка располагает прицельно-наблюдательным комплексом ПНК-4С, обеспечивающим ведение огня из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме — из основного вооружения. В состав комплекса входит электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ТКН-4С, стабилизированный в двух плоскостях. Дневной канал наблюдательного прибора обеспечивает увеличение до 7,5×, ночной — до 5,1×. В ночных условиях работа прибора осуществляется в пассивном режиме, на дальности до 700 м, за счёт усиления естественного освещения, либо в активном режиме, на дальности до 1000 м, за счёт подсветки цели инфракрасным прожектором ОТШУ-1-7 из состава системы «Штора-1». Кроме этого, для наведения зенитной пулемётной установки используется монокулярный телескопический оптический прицел ПЗУ-7
Для стрельбы в ночных условиях, Т-90 первых выпусков оснащались ночным прицельным комплексом ТО1-КО1. В состав ТО1-КО1 входит электронно-оптический перископический ночной прицел ТПН4-49 «Буран-ПА», работающий аналогично наблюдательному прибору командира: в пассивном режиме, на дальности до 1200 м, либо в активном режиме, на дальности до 1500 м. На нескольких опытных машинах устанавливался отечественный тепловизионный танковый комплекс ТО1-ПО2Т «Агава-2», однако он являлся полностью устаревшим, и, начиная с 2004 г., Т-90 получил более современный прицел «Эсса» с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-FC производства Thales. Комплекс состоит из стабилизированной в двух плоскостях тепловизорной камеры, при помощи которой как наводчик, так и командир могут осуществлять наблюдение за местностью с индивидуальных экранов, а также производить управление вооружением при помощи стандартной системы управления огнём.
Средства наблюдения и связи
Связь: УКВ радиостанция Р-163-50У и приёмник Р-163-УП.
Двигатель и трансмиссия
Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателем модели В-84МС, жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л. с. (618 кВт) при 2000 об/мин. На Т-90 поздних выпусков, Т-90А и Т-90С устанавливается двигатель модели В-92С, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л. с. (736 кВт) при 2000 об/мин.
Баллистическая ракета подводных лодок 3М30 Р-30 Булава
3М30 Р-30 "Булава" (код СНВ — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-NX-30 Mace) — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета для размещения на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники под руководством Ю. С. Соломонова.
К 1998 году сложилась неудовлетворительная ситуация в вопросе совершенствования морской компоненты стратегических ядерных сил России, грозящая перерасти в катастрофу. Разрабатываемая с 1986 года силами КБ машиностроения (тема "Барк") БРПЛ 3М91 (Р-39УТТХ "Гром"), предназначавшаяся для перевооружения 6 существовавших ТАРПК СН проекта 941 "Акула" (20 БРПЛ на каждом подводном крейсере) и вооружения перспективных АРПК СН проекта 955 "Касатка" (тема "Борей", 12 БРПЛ на каждом подводном крейсере) не удовлетворяла заказчика негативными результатами испытаний - к 1998 году включительно из 3-х проведенных испытаний все 3-и были неудачными. Кроме того, недовольство заказчика было вызвано не только неудачными пусками, но и общей ситуацией, испытавшей все влияние как развала СССР в 1991 году (и, соответственно, распада сложившейся еще по работе над БРПЛ 3М65 (Р-39) кооперации производителей), так и неудовлетворительного финансирования: по словам генерального конструктора БРПЛ, для полной отработки комплекса требовалось ещё примерно 8 пусков с подводных лодок, однако в силу высокой сложности при существовавшем уровне финансирования постройка одной ракеты занимала около трёх лет, что затягивало процесс отработки пусков и испытаний комплекса до неприемлемо долгих сроков. Кроме того, в 1996 году на Красноярском машиностроительном заводе было прекращено производство БРПЛ Р-29РМУ, которыми были оснащены все 7 АРПК СН проекта 667БДРМ "Дельфин"; из 14 АРПК СН проекта 667БДР "Кальмар", оснащенных БРПЛ Р-29РКУ-01, к началу 1998 года 3 крейсера уже покинули строй. Гарантийный срок самих БРПЛ Р-39 должен был закончиться к 2004 году, что должно было привести к выводу из состава действующего флота и ракетоносцев проекта 941.
В 1997 г. по причине катастрофического недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испытательных запусков новой ракеты "Барк", было принято решение о заморозке дальнейшей постройки головного РПКСН проекта 955 К-535 "Юрий Долгорукий", который был начат строительством на "Севмашпредприятии" в г. Северодвинск в ноябре 1996 года. В связи с текущим положением в области МСЯС в ноябре 1997 года председателю правительства России В.Черномырдину было направлено письмо за подписями министров РФ Я.Уринсона и И.Сергеева, в котором предлагалось с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России придать Московскому институту теплотехники функции ведущей организации при создании перспективных средств СЯС, включая морские, имея в виду, прежде всего, определение технического облика таких средств. Генеральным конструктором МИТа Ю. Соломоновым было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН. Опираясь на уже существовавшие наработки, предполагалось обеспечить в процессе создания новейшей БРПЛ такую конструкцию корпусных узлов, двигательной установки, системы управления и головной части (специальные сорта топлива, конструкционные материалы, многофункциональные покрытия, специальная схемно-алгоритмическая защита аппаратуры и пр.), которые обеспечили бы ракете высокие энергетические характеристики и требуемую стойкость к поражающим факторам как ядерного воздействия, так и перспективного оружия, основанного на новых физических принципах. Несмотря на то, что ранее разработка БРПЛ не входила в сферу деятельности МИТа, институт заслуженно завоевал славу ведущего отечественного создателя твердотопливных ракет не только после разработки и постановки на вооружение стационарного, а потом и грунтового мобильного вариантов комплекса с МБР "Тополь-М", но и первой в мире МБР мобильного грунтового базирования "Темп-2С", МБР "Тополь", БРСД мобильного грунтового базирования "Пионер" и "Пионер-УТТХ" (известных на Западе как "Гроза Европы"), а также множества нестратегических комплексов. Сложившаяся в работе по перспективным МСЯС РФ ситуация, высокий авторитет МИТа и высокая надежность и эффективность разработанных им ранее комплексов привели к тому, что направленное В.Черномырдину письмо было позже утверждено и делу был дан ход.
Официальное предложение о прекращении дальнейшей разработки БРПЛ 3М91 в пользу разработки перспективной БРПЛ было выдвинуто в 1998 году назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России адмиралом В. Куроедовым после трёх подряд неудачных испытательных запусков законченного на 73% комплекса стратегического оружия "Барк" (головной ракетоносец проекта 941 ТК-208 к этому моменту переоборудовался под комплекс "Барк" в рамках модернизационного проекта 941У со степенью готовности 84%; под этот же комплекс проектировался и РПКСН проекта 955). Предложение было вынесено на Совет Безопасности РФ с учетом содержания письма от 1997 года. В результате Совбез РФ отказался от дальнейшей разработки проекта Миасского КБ машиностроения им. В.П. Макеева (разработчика всех советских БРПЛ, за исключением так и не ставших массовыми Р-11ФМ и Р-31). В итоге в сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения кораблей проекта 955 был объявлен конкурс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П.Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30»,победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для дальнейшей постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроектирование ракетоносца под новый РК велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года.В 2000 году работы по достройке крейсера были возобновлены. Одним из следствий перепроектирования стало увеличение боекомплекта основного оружия на борту субмарины с 12 БРПЛ до "классических" 16 ракет.
После утверждения решения был ликвидирован 27-й НИИ МО РФ, обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования, а его функции переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения. При создании БРПЛ и проведении испытаний было принято решение отказаться от "классического" использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с модифицированного по проекту 941УМ и использующегося как "плавучий стенд" ТАРПК СН ТК-208 "Дмитрий Донской". Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.
Принятое решение по передаче разработки новой БРПЛ МИТу, как и события, последовавшие за ним, было далеко не однозначным и у него нашлось множество противников. Они указывали (и указывают) на сомнительные плюсы от унификации, что могло в перспективе привести к снижению ТТХ ракет, отсутствие у МИТа опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки проекта 955, в том числе и строящегося корабля, под новый комплекс и т.д. и т.п.
Вместе с тем сложное положение отечественных МСЯС также привело к срочному принятию ряда решений, которые должны были несколько стабилизировать ситуацию на ближайшую и, отчасти, среднесрочную перспективу - в 1999 году производство БРПЛ Р-29РМУ на "Красмаше" было возобновлено (на расконсервацию оборудования из госбюджета было потрачено 160 млн. руб.), в 2002 году была принята на вооружение ее модификация Р-29РМУ1 (БРПЛ Р-29РМУ с разработанным в рамках ОКР "Станция" перспективным боевым оснащением; доработка ракет, видимо, производилась по обычной в таких случаях схеме - без извлечения их из пусковых шахт), а в 2007 году на вооружение отечественного флота поступила уже и значительно улучшенная БРПЛ Р-29РМУ2 (ракета была разработана в рамках темы "Синева" и выпускается на "Красмаше" серийно взамен Р-29РМУ; новая БРПЛ несет и соответствующее боевое оснащение, разработанное в рамках ОКР "Станция"; серийный выпуск новых ракет планируется вплоть до 2012 г). Все оставшиеся в строю 6 ракетоносцев проекта 667БДРМ "Дельфин" с декабря 1999 года уже прошли (5 единиц) или в настоящее время проходят средний ремонт и модернизацию (до ноября 2010 года через эту процедуру должен пройти и последний, шестой, РПКСН данного проекта), что позволит этим кораблям, по заявлениям российских ответственных лиц, находиться в строю еще много лет. Для поддержания технического состояния ракетоносцев проекта 667БДРМ на приемлемом уровне (в первую очередь, для придания всем без исключения кораблям возможности применения ракетного комплекса РСМ-54 с БРПЛ Р-29РМУ2) было принято решение о проведении дальнейшего этапа модернизации ракетоносцев начиная с августа 2010 года, когда на судоремонтный завод "Звездочка" вновь прибыл РПКСН К-51 "Верхотурье", прошедший через первый этап модернизации в конце 1999 года. Повторный ремонт и модернизация кораблей, наряду с работами по модернизации БРК и увеличению сроков их эксплуатации, позволит поддержать на необходимом уровне морскую составляющую отечественных СЯС "вплоть до 2020-х годов". Также с целью максимального использования возможностей оставшихся в составе флота ракетоносцев проекта 667БДР "Кальмар" была проведена модернизация и их ракетного комплекса - в 2006 году на вооружение была принята усовершенствованная БРПЛ Р-29РКУ-02 (ракета получила новое боевое оснащение, разработанное в рамках ОКР "Станция-2"; данное боевое оснащение является адаптацией боевого оснащения из ОКР "Станция" под иной, более старый, БРК). По состоянию на 09.2010 в составе флота находилось 4 крейсера проекта 667БДР,которые, по всей видимости, покинут состав флота после начала поступления на вооружения кораблей с новой БРПЛ "Булава", т.е. ориентировочно до 2015 г.,когда последние оставшиеся корабли проекта 667БДР окончательно износятся физически и устареют морально.
Производство перспективных ракет "Булава" планируется развернуть на ФГУП "Воткинский завод", где уже производятся ракеты "Тополь-М". По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет (а также модифицированного варианта МБР "Тополь-М" - новой МБР РС-24 с РГЧ ИН, созданной МИТом) в высокой степени унифицированы. Процесс отработки составных частей нового комплекса еще до выхода МБР на испытания не был гладким - по сообщению СМИ, 24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв. Однако, несмотря на трудности, естественно возникающие при разработке каждого нового изделия, работа двигалась вперед. В марте 2004 года в Северодвинске был заложен второй корабль проекта 955, получивший имя "Александр Невский".
Число ступеней: 3 (2 маршевых + совмещенная маршевая/боевая ступень) Максимальная дальность стрельбы, км 8000 Стартовая масса, т 36.8 Забрасываемая масса, т 1.15 Тип головной части РГЧ ИН с 6 (заявленное количество) ББ Точность стрельбы (КВО), м предположительно < 250 Габариты, м: - длина собранной ракеты без головной части - длина ракеты в ТПК (с головной частью) - максимальный диаметр корпуса (без выступающих частей) - диаметр ТПК (без выступающих частей) 11.5 12.1 2 2.1 Первая ступень: - длина - диаметр - масса полностью снаряженной ступени, т 3.8 2 18.6
CR-21 - прицел кратности 1Х и вид прицельной марки
CR-21 - неполная разборка
CR-21 с магазином на 35 патронов
CR-21 - вид справа спереди. Хорошо виден переводчик режимов огня в задней части приклада
CR-21 с установленным 40мм гранатометом фирмы Vektor
Штурмовая винтовка CR-21 (Compact Rifle, 21 century - "компактная винтовка 21 века") была впервые представлена широкой публике в 1997 году, а в настоящее время она находится в производстве и поступает на вооружение Национальных Сил Самообороны ЮАР. Винтовка была разработана южно-африканской компанией Vektor - подразделением военно-промышленного концерна DENEL. По своим тактико-техническим характеристикам и внешнему виду CR-21 вполне соответствует современным представлениям об индивидуальном стрелковом оружии. При создании этого образца южно-африканские инженеры избрали не совсем обычный, но и не столь уж и редкий подход - вместо создания нового образца с чистого листа они решили взять за основу уже проверенную и отработанную в производстве автоматику штурмовой винтовки Vektor R4 (производимые в ЮАР по лицензии израильские автоматы Galil ARM). При этом винтовка CR-21 полностью унаследовала от R4 ствольную коробку в сборе со стволом и всеми механизмами, которую спрятали в пластиковый корпус довольно футуристических очертаний. Такое решение имеет целый ряд преимуществ перед созданием полностью нового образца. Во первых, значительно экономится время на разработку и технологическую обкатку автоматики оружия. Во вторых, для производства нового оружия можно без переналадки и переоснастки использовать существующие производственные мощности. В третьих, в новые образцы можно "по дешевке" переоборудовать имеющиеся запасы "старых" винтовок R4. Да и обслуживание уже знакомых войскам механизмов будет простым. С другой стороны, подобная конструкция исключает возможность простого переоборудования винтовки схемы буллпап под левосторонний выброс стреляных гильз. Это может считаться серьезным недостатком, но тут нужно заметить что целый ряд штурмовых винтовок, созданных по схеме буллпап, в том числе и с нуля, так же не имеют такой возможности - например, английская L85, сингапурская SAR-21, российская ОЦ-14 Гроза. Но, как бы то не было, военные и полицейские силы ЮАР получили достаточно современное, компактное, и, что немаловажно, надежное оружие с уже хорошо отработанными механизмами и автоматикой.
Техническое описание. Винтовка CR-21 является автоматическим оружием с магазинным питанием, газоотводной автоматикой и сконфигурировано по схеме буллпап (магазин и казенная часть ствола расположены позади пистолетной рукоятки управления огнем). Основные механизмы CR-21 унаследованы от автомата Galil ARM израильского производства, а потому его функционирование и устройство подобны автомату Калашникова АК-47. Ниже будут описаны только отличия CR-21 от указанных образцов.
Корпус CR-21 выполнен из ударопрочного пластика и полностью скрывает цельнофрезерованную стальную ствольную коробку. Пистолетная рукоятка с увеличенной спусковой скобой выполнены зацело с корпусом оружия. Спусковой крючок соединен с УСМ при помощи длинных тяг. Предохранитель расположен в передней части спусковой скобы, перед спусковым крючком, и запирает спусковую тягу. Переводчик режимов огня - двусторонний, выполнен в задней части приклада. Рукоятка взведения оружия расположена слева над цевьем, и при стрельбе остается неподвижной.
При неполной разборке ствольная коробка со стволом и всеми механизмами легко извлекается из корпуса оружия назад, после отделения верхней задней части корпуса с затыльником приклада. Фиксация всех элементов корпуса к ствольной коробке осуществляется одним поперечным штифтом в задней нижней части ствольной коробки. Этот же штифт служит осью задней антабки для ружейного ремня.
Для CR-21 штатным является быстросъемный оптический коллиматорный прицел кратности 1Х со светящейся прицельной маркой. Подсветка прицельной марки с автоматической регулировкой яркости. Источник подсветки - оптоволоконное устройство, использующее наружное освещение и не требующее батареек. Прицел крепится на направляющие, расположенные непосредственно на ствольной коробке. Открытых прицельных приспособлений автомат CR-21 не имеет.
Питание боеприпасами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов емкостью в 20 и 35 патронов. Защелка магазинов расположена сразу за приемником магазинов.
CR-21 может оснащаться 40мм подствольным гранатометом, выпускаемым в ЮАР.
Кооперацией предприятий во главе с "НИИП им. В.В.Тихонравова" в 1994-1997гг. была проведена работа по созданию на базе ЗРК 9К37 "Бук" модернизированного комплекса "Бук-M1-2". При этом комплекс превратился в универсальное огневое средство. За счет применения новой ракеты 9М317 и модернизации других средств комплекса впервые обеспечена возможность поражения тактических БР типа "Lance", авиационных ракет на дальностях до 20 км, элементов высокоточного оружия, надводных кораблей на дальностях до 25 км и наземных целей (самолетов на аэродромах, пусковых установок, крупных командных пунктов) на дальностях до 15 км. Повышена эффективность поражения самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Границы зон поражения увеличены до 45 км по дальности и до 25 км по высоте. Уникальность комплекса "Бук" и всех его модификаций состоит в том, что при значительных размерах зоны поражения по дальности, высоте и параметру боевая задача может быть выполнена автономным применением только одного огневого наземного средства - самоходной огневой установкой . Это качество позволяет обеспечить внезапность обстрела воздушных целей из засад, автономную оперативную смену боевой позиции, что существенно повышает живучесть установки. Состав: Комплекс "Бук-М1-2" отличается от своего предшественника ЗРК "Бук-М1" прежде всего использованием новой ракеты 9М317. Помимо применения усовершенствованной ракеты предусматривается введение в состав комплекса нового средства - РЛС подсвета целей и наведения ракет с размещением антенны в рабочем положении на высоте до 22 м с использованием телескопического устройства. С внедрением РЛС подсвета целей и наведения существенно расширяются боевые возможности комплекса по поражению низколетящих целей, в частности, современных крылатых ракет. В составе комплекса предусматривается наличие КП и огневых секций двух типов: четырех секций, каждая из которых включает по одной усовершенствованной самоходной огневой установке (СУО) 9А310М1-2, несущей по четыре ЗУР и способной обеспечить одновременный обстрел до четырех целей, и по одной пуско-заряжающей установке с восемью ЗУР; двух секций, каждая из которых включает по одной РЛС подсвета и наведения, также способной обеспечить одновременный обстрел до четырех целей, и по две пуско-заряжающей установке с восемью ЗУР на каждой. Комплекс разрабатывается в двух вариантах - подвижный на гусеничных машинах семейства ГМ-569 по типу примененных в предыдущих модификациях комплекса "Бук", а также перевозимый на автопоездах с полуприцепами и автомобилями КрАЗ. В последнем варианте при некотором снижении стоимости ухудшаются показатели проходимости и время развертывания ЗРК с марша возрастает с 5 до 10-15 мин. В состав cамоходной огневой установки 9А310М1-2 входят: радиолокационная станция (РЛС) пусковая установка (ПУ) с четырьмя ракетами цифровая вычислительная система, телевизионно-оптический визир, лазерный дальномер, навигационная и связная аппаратура, радиозапросчик "свой - чужой", встроенный тренажер, аппаратура документирования. Расположение РЛС и ПУ с ракетами на одной жесткой платформе позволяет с помощью электрогидравлического привода осуществлять их одновременное вращение по азимуту с подъемом и опусканием артчасти. В процессе боевой работы СОУ осуществляет обнаружение, опознавание, автосопровождение и распознавание типа цели, выработку полетного задания, решение пусковой задачи, пуск ракеты, подсвет цели и передачу команд радиокоррекции на ракету, оценку результатов стрельбы. СОУ может вести обстрел целей как в составе зенитного ракетного комплекса при целеуказании от командного пункта, так и автономно в заранее определенном секторе ответственности. Обстрел целей может производиться как с самой СОУ, так и с приданной к ней пуско- заряжающей установки (ПЗУ). СОУ 9А310М1-2 может быть оснащена как штатной ракетой 9М38М1, так и вновь разработанной ракетой 9М317. Зенитная управляемая ракета 9М317 разрабатывалась единой для ПВО сухопутных войск и ПВО кораблей ВМФ(ЗРК "Еж"). Она поражает тактические баллистические ракеты, самолеты стратегической и тактической авиации, в том числе маневрирующие с перегрузкой до 12 ед., крылатые ракеты, вертолеты огневой поддержки (в том числе зависающие на малых высотах), дистанционно- пилотируемые летательные аппараты, противокорабельные ракеты в условиях интенсивного радиопротиводействия, а также радиоконтрастные надводные и наземные цели. Ракета 9М317 по сравнению с 9М38М1 имеет расширенную зону поражения до 45 км по дальности и до 25 км - по высоте и параметру, а также большую номенклатуру поражаемых целей. Внешне отличается от 9М38М1 существенно меньшей длиной хорды крыла, в ней предусматривается использование инерциально-корректируемой системы управления с полуактивной радиолокационной ГСН с наведением по методу пропорциональной навигации. Технические решения, заложенные в ней, позволили по результатам распознавания адаптировать систему управления и боевое снаряжение ракеты к типу цели (баллистическая цель, аэродинамическая цель, вертолет, малоразмерная цель, надводная (наземная) цель) и повысить вероятность поражения. За счет технических решений, реализованных в бортовой аппаратуре ракеты и средствах комплекса, обеспечиваются стрельба по радиоконтрастным надводным и наземным целям и их поражение за счет прямого попадания. Ракета может поражать цели, летящие на сверхмалых высотах. Полностью собранная и снаряженная ракета взрывобезопасна и не требует проверок и настроек в течение всего срока эксплуатации. Ракета имеет высокий уровень надежности. Срок ее эксплуатации составляет 10 лет и может быть продлен после проведения специальных работ. Высокая эффективность, универсальность и возможность использования ЗУР 9М317 подтверждена в ходе войсковых учений и стрельб. Улучшена скрытность работы СОУ за счет введения лазерного дальномера, который в паре с телевизионно-оптическим визиром обеспечивает пассивное пеленгование наземных (НЗЦ) и надводных (НВЦ) целей. Доработанное программное обеспечение цифровой вычислительной системы обеспечивает оптимальные углы полета ракеты к цели, при которых минимизировано влияние подстилающей поверхности на головку самонаведения ракеты. Для повышения эффективности боевой части ракеты при работе по надводным (наземным) целям отключается радиовзрыватель и подключается контактный взрыватель. Для улучшения помехозащищенности комплекса введен новый режим - "координатная поддержка". В этом режиме для стрельбы по постановщику активных помех используется координата дальности от других средств комплекса. Таким образом, по сравнению с ранее использованным режимом "Триангуляция", в котором были задействованы две СОУ, количество стрельбовых каналов по постановщику активных помех увеличивается вдвое. СОУ 9А310М1-2 может быть сопряжена со средствами комплекса "Куб". При этом комплекс "Куб" может одновременно обстреливать две цели вместо одной. Один целевой канал составляет СОУ 9А310М1-2 с приданной самоходной пусковой установкой (СПУ) 2П25, второй - штатный, то есть станция управления разведкой и наведением (СУРН) 1С91 с СПУ 2П25. В последние годы в НИИ приборостроения и смежных организациях успешно завершен ряд опытно-конструкторских работ по дальнейшей модернизации зенитного ракетного комплекса в целом и отдельных его элементов. Основные направления модернизации: увеличение количества одновременно обстреливаемых целей за счет применения фазированной антенной решетки (ФАР); улучшение помехозащищенности за счет адаптации луча ФАР к тактической и помеховой обстановке. повышение эффективности РЛС за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности СВЧ-приемника (новые электронные приборы); применение быстродействующих ЭВМ и современная цифровая обработка сигналов.
Модернизированная СОУ с ФАР может быть сопряжена со средствами комплекса "БУК-М1-2", вследствие чего количество одновременно обстреливаемых им целей может быть увеличено с 6 до 10 - 12. Тактико-технические характеристики: Зона поражения, км: - по дальности - по высоте - по параметру до 45 до 25 до 25 Длина,мм 5500 Диаметр корпуса,мм 400 Размах крыльев,мм 860 Стартовая масса ракеты 9М317, кг 710-720 Масса боевой части, кг 50-70 Время развертывания(свертывания), мин 5 Число ЗУР на боевой машине 4
Программа Infantry Automatic Rifle ("пехотная автоматическая винтовка") была начата Корпусом Морской Пехоты США в начале 2000х годов. Официально целью программы IAR ставилась замена ручных пулеметов M249 SAW на уровне пехотных отделений КМП (на уровне взвод - рота пулеметы М249 предполагается сохранить). Программа IAR, как и ее результаты, вызвала неоднозначную реакцию, так как вместо полноценного ручного пулемета с ленточным питанием и быстросменным стволом на вооружение оказался принят обычный автомат, пусть и с несколько утяжеленным стволом. Первоначально в конкурсе IAR участвовали образцы таких компаний как FN, Colt и Heckler-Koch, и именно вариант IAR от немецкого производителя НК был принят на вооружение в конце 2009 года КМП США под индексом M27 IAR Infantry Automatic Rifle. Интересно, что некоторые обозреватели считают программу IAR всего лишь попыткой КМП США заполучить на вооружение новые карабины (автоматы) в обход политических баталий и бюджетных прений, через которые пришлось бы пройти, если бы программа заявлялась на замену карабинам М4, а не выработавшим ресурс ручным пулеметам.
По сути, автомат M27 IAR Infantry Automatic Rifle является незначительной модификацией карабина (автомата) HK 416, и ничем не отличается от него по устройству основных частей. М27 использует ту же газоотводную автоматику с коротким ходом газового поршня, и стреляет с закрытого затвора. Для повышения практической скорострельности и плотности огня автомат M27 IAR имеет несколько более массивный ствол, и в дополнение к штатным 30патронным магазинам может комплектоваться сдвоенными барабанными магазинами на 100 патронов (от компании Beta Co) или на 150 патронов (от компании Armatac). Автомат M27 IAR штатно укомплектован раздвижным телескопическим прикладом, открытыми прицельными приспособлениями (мушка и диоптр) на складных основаниях, кронштейном для крепления штык-ножа на стволе.
Либо тему скоро придетья закрыть нафиг,либо не знаю че делать даже.
Ну стрелковое оружие выкладывать бесполезно, его уже всё "обсосали"... Танки тоже практически все тут были. Выкладывайте морское вооружение, авиационное....
Репутация: 1083
Регистрация: 15.08.2010
Город: 55 РЕГИОН
Мы тут как то уже начинали спорить. Какой калибр лучше для штурмовых винтовок 5мм (5.45 и 5.56) или 7мм (7.62 или 7.65НАТО) или какой либо другой калибр?