Баллистическая ракета подводных лодок Р-27 (4К10, РСМ-25)
Перевозка ракеты в стартовом контейнере.
Результаты, полученные при разработке отечественных баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) первого поколения (Р-11ФМ, Р-13 и Р-21), и сопоставление их с американскими достижениями в этой области (Polaris A1, Polaris A2) привели к постановке вопроса о необходимости качественного скачка в развитии морских стратегических сил. Ясны были и основные направления их развития: многократное увеличение боекомплекта ракет на подводной лодке; снижение габаритов ракет, боеголовок, пусковых установок (ракетно-стартовых систем) и ракетных шахт; автоматизация процессов обслуживания ракет при хранении, предстартовой подготовке и залповой стрельбе; всемерное повышение тактико-технических характеристик и эксплуатационных качеств ракет и ракетных комплексов и т.п. Целью разработки новых комплексов было обеспечение развития второй эффективной составляющей стратегических ракетных сил страны - морских стратегических ядерных сил. Для достижения этой цели был необходим значительный прогресс в отечественном морском ракетостроении. Принятая на вооружение отечественного ВМФ в 1963 году ракета Р-21 комплекса Д-4 с дальностью стрельбы 1400 км существенно уступала по основным характеристикам американским ракетам Polaris A1 (1960 год, 2200 км) и Polaris A2 (1962 год, 2800 км). Кроме того, как отмечалось выше, число БРПЛ на типовом американском подводном ракетоносце значительно превосходило число БРПЛ на типовой советской ракетной подводной лодке - 16 против 3. Для ликвидации отставания требовалась разработка, как новой ракеты, так и новой атомной подводной лодки.
24 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР № 386—179 о разработке новой ракеты Р-27 комплекса Д-5 для вооружения новых атомных ракетных подводных лодок проекта 667А. Головным разработчиком по ракете и комплексу было назначено СКБ-385, главный конструктор — Макеев В. П. Разработка системы управления ракетой была поручена НИИ-592 (главный конструктор Семихатов Н. А.), а размещение комплекса на подводной лодке проекта 667А — ЦКБ-18 (главный конструктор Ковалев С. Н.).
Испытания комплекса Д-5 производились в три этапа. Первый этап бросковых испытаний натурных макетов Р-27 производился с затапливаемого плавстенда ПСД-5 в сентябре 1965 года. Было выполнено два пуска. В январе 1967 года начались испытания макетов ракет на Черном море с борта подводной лодки проекта 613Д5 (переоборудованная на заводе № 444 в Севастополе опытовая подводная лодка проекта 613Д7) в подводном положении. Задержка работ была связана с тем, что лодка была получена заказчиком только 23 декабря 1965 года. 18 января 1967 года с глубины 45 м при скорости лодки 3 узла, волнении моря 3 балла и скорости ветра 7-8 баллов был осуществлён первый пуск макета ракеты 4К10. Последнее, шестое испытание, было проведено 10 августа 1967 года. Параллельно проводился второй этап. Лётные испытания с наземного стенда на полигоне Капустин Яр производились с июня 1966 по апрель 1967 года. Всего было выполнено 17 пусков, из которых 12 признано успешными. Полномасштабные совместные лётные испытания Р-27 начались на Северном флоте на головной лодке проекта 667А — К-137 "Ленинец" в августе 1967 года. Всего было выполнено 6 пусков. Начиная с проекта 667А, все отечественные атомные подводные ракетные лодки новых проектов носили наименование "атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения». Комплекс Д-5 с ракетой Р-27 был принят на вооружение 13 марта 1968 года постановлением Совета Министров СССР № 162—164. По сравнению с предыдущими комплексами с БРПЛ для Советского ВМФ комплекс Д-5 представлял собой гигантский скачок вперед. В составе Краснознаменного Северного Флота - первого флота, получившего новые корабли,- РПКСН проекта 667А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий.
Вместе с тем, по сравнению с БРПЛ вероятного противника все еще сохранялось значительное отставание - в ВМС США на вооружение уже поступили более совершенные БРПЛ Polaris A3 (1964 г., 4600 км, первая в мире БР с РГЧ рассеивающего типа, 3 ББ) и Poseidon C3 (1971 г., 4600 км, первая в мире БРПЛ с РГЧ ИН, 10 ББ). В 1968 году морские стратегические ядерные силы появились и у Великобритании - второй по мощи страны НАТО: на вооружение поступили БРПЛ Polaris A3T (вариант Polaris A3 с повышенной устойчивостью к ПФЯВ). В 1971 году собственные БРПЛ M1 (2600 км) появились и у Франции, стремившейся проводить независимую от США ядерную политику.
В этих условиях 10 июня 1971 года было принято Постановление Совмина СССР о модернизации комплекса Д-5. Была поставлена цель создания двух вариантов модернизированной ракеты. В первом варианте предусматривалось оснащения ракеты головной частью с тремя боеголовками, с сохранением максимальной дальности стрельбы предыдущего варианта и улучшением точностных характеристик. По второму варианту предусматривалось увеличить дальность стрельбы с одновременным повышением точности. По второму варианту была создана ракета с дальностью 3000км и облегченной моноблочной термоядерной головной частью мощностью 1 Мт. Модернизированный вариант комплекса получил обозначение Д-5У, а ракеты — Р-27У.
Корабельные испытания ракет Р-27У проходили с сентября 1972 по август 1973 года. Было выполнено 16 пусков, все признаны успешными. Ракета Р-27У была принята на вооружение 4 января 1974 года постановлением Совета Министров № 8-5. Комплексом Д-5У с ракетами Р-27У оснащались строящиеся атомные подводные ракетоносцы проекта 667АУ (4 штуки), а также лодки проекта 667А после модернизации (8 штук). Всего же на двух судостроительных предприятиях (судостроительные заводы в гг. Северодвинск и Комсомольск-на-Амуре) с 1967 по 1972 годы было введено в строй 34 РПКСН проектов 667А "Навага» и 667АУ "Навага» (по некоторым данным, РПКСН, строившиеся в Северодвинске, имели обозначение "Навага», а в Комсомольске-на-Амуре - "Налим»). Ракетоносцы, построенные по последнему проекту, кроме улучшенных ракет, имели сниженную шумность, модернизированные навигационный комплекс и системы связи и т.д. Кроме того, в 1981 году СКБ-385 была завершена модернизация комплекса Д-5, связанная с заменой моноблочной головной части на моноблочную ГЧ от комплекса Д-5У, что позволяло увеличить дальность стрельбы (комплекс Д-5М). При модернизации комплекса Д-5 и ракеты Р-27 специализированных конструкторских доработок систем РПКСН и систем ракетного комплекса, размещаемых на РПКСН ("под ракету") не проводилось. Корректировались алгоритмы цифровых вычислительных систем и базы данных, связанные с подготовкой полетного задания и эксплуатацией ГЧ нового типа. Наземное оборудование в основном аналогично таковому для комплекса Д-5.
Описанные выше модификации были не единственными: первоначальным постановлением СМ от 24 апреля 1962 года о создании комплекса Д-5 предусматривалось создание также ракеты с самонаводящейся боевой частью, способной поражать движущиеся корабли. Противокорабельный вариант ракеты получил обозначение Р-27К (индекс ГРАУ 4К18). Испытания комплекса с ракетой Р-27К начались в декабре 1970 года. Цикл наземных испытаний на полигоне Капустин Яр включал в себя 20 пусков (из них 16 признаны успешными). Под носитель ракет по опытовому проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая подводная лодка — К-102 проекта 629, с 4-мя ракетными шахтами на борту. Первый пуск с подлодки был осуществлен в декабре 1972 года. А в ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Всего было выполнено 11 пусков, из них 10 признано успешными. Во время последнего пуска судно-мишень было поражено прямым попаданием наводимого блока. В 1974 г. ракета была принята в опытную эксплуатацию.
В 1990-х годах проводились работы по созданию ракет-носителей на основе снимаемых с вооружения баллистических ракет подводных лодок. На базе Р-27 была создана ракета-носитель "Зыбь". Ракеты использовались в научно-исследовательских экспериментах, требующих создания микрогравитации. Период невесомости имел длительность от 17 до 24 минут. На суборбитальную орбиту "Зыбь" могла вывести полезный груз объёмом до 1,5 м3. Масса полезной нагрузки могла достигать 650 кг при максимальной высоте орбиты 1800 км или 1000 кг при высоте орбиты 1000 км. Было осуществлено три запуска. 1 декабря 1991 года был запущен модуль "Спринт", разработанный СКБ-385 совместно с НПО "Композит". Модуль предназначался для отработки технологий получения сверхпроводниковых материалов и нес на борту 15 экзотермических печей. 9 декабря 1992 года и 1 декабря 1993 года были осуществлены запуски модуля "Эфир" с биотехнологической аппаратурой "Медуза" массой 80 кг. Модуль, разработанный совместно с Центром космической биотехнологии предназначался для исследований технологии очистки биологических и медицинских препаратов методом электрофореза в условиях невесомости.
Тактико-технические характеристики: Дальность стрельбы, км 2500 (Р-27У - 3000 с моноблочной ГЧ; 2500 с РГЧ) Максимальная высота, км 620 Высота в конце активного участка, км 120 Скорость в конце активного участка, км/с 4.4 Время активного участка, с 128.5 Скорость встречи ГЧ с целью, км/с 0.3 КВО, км 1.9 ( Р-27У - 1.3 ) Габариты, м: 8.89 - длина 1.5 - диаметр Стартовая масса, т 14.2 Масса ГЧ, т 0.65 Мощность ГЧ, Мт 1.0 (Р-27У - 1.0 или 3х0.2 )
Противотанковый ракетный комплекс "Малютка" (9К14/9К11)
ПТРК "Малютка" предназначен для борьбы с бронированными целями, разрушения укрытий и уничтожения огневых средств и точек противника. Разработан в КБМ (г.Коломна) под руководством главного конструктора С.Н. Непобедимого в 1960 году. Переносной вариант комплекса 9К11, а также созданный в инициативном порядке макетный образец боевой машины 9П110 прошли большой объем испытаний с пусками ракет в 1961 году и 16 сентября 1963 г. были приняты на вооружение.
В дальнейшем ракету модернизировали с присвоением индекса 9М14М (комплекс 9К14М). В 1968 году под этот комплекс была разработана новая боевая машина 9П122 на базовой машине ГАЗ-41-02. Комплекс вошел и в состав вооружения боевой машины пехоты БМП-1. Боекомплект БМП-1составлял 4 ПТУР, которые вручную устанавливались на направляющую, закрепленную над стволом 73-мм гладкоствольного орудия. Наведение обеспечивалось аппаратурой 9С420. Позднее аналогичное вооружение получила и боевая машина десанта БМД-1, но боекомплект составлял только три ракеты.
В 1969 году завершилась разработка полуавтоматического варианта комплекса - 9К14П "Малютка-П". Вес собственно ракеты, получившей наименование 9М14П, возрос незначительно до 11.4кг. Специально для нового комплекса была создана боевая машина 9П133 на шасси БРДМ-2. Новая ракета 9М14П могла применяться и в составе переносного комплекса 9К11, но только в прежнем, ручном режиме наведения. Наземная аппаратура полуавтоматического комплекса оказалась более громоздкой, что исключило ее применение в переносном комплексе.
Помимо использования в переносных и самоходных комплексах в первой половине шестидесятых годов проводились работы по оснащению комплексами "Малютка" танков ПТ-76, Т-62, Т-10м, но до принятия на вооружение эта техника не дошла.
Уже в 1963 г. проводились работы по размещению шести "Малюток" на вертолете Ми-1У. В 1974 году был создан и в дальнейшем выпускался для поставок на экспорт вертолет Ми-8ТБК, отличавшийся от Ми-8ТВ применением шести "Малюток" вместо четырех "Фаланг". Производство вертолетов Ми-2 было передано в Польшу, где был разработан ряд модификаций Ми-2, в том числе созданный в 1979 г. Mi-2URP, вооруженный четырьмя "Малютками".
Комплекс "Малютка" можно отнести к несомненным удачам отечественного ракетостроения. Помимо "службы" на протяжении нескольких десятилетий в Советской Армии он экспортировался в десятки зарубежных стран и неоднократно использовался в локальных конфликтах, в ходе которых подтвердил свою высокую боевую эффективность и надежность в эксплуатации. За время производства ПТРК этого типа их поставлено в отечественные Вооруженные силы и за границу (в более чем 35 стран мира) более 300 000 штук.
Собственно ракетный комплекс производился в Болгарии, Иране, Югославии и Китае. В нашей стране комплексы типа "Малютка" выпускались до 1984 года. В настоящее время КБМ предлагает вариант модернизации комплекса, получивший обозначение "Малютка-2".
На западе комплекс и его модификации имел обозначение AT-3 "Sagger".
Комплекс 9К11 Дальность стрельбы, м 500 - 3000 Число ракет в комплексе 2 Боевой расчет, чел. 3 Время перевода в боевое положение, сек 100 Темп стрельбы, выстр/мин 2
Ракета 9М14М Размеры ракеты, мм - калибр (диам. корпуса) 125 - длина 860 - размах крыльев (в разложенном положении) 393 - поперечные габариты снаряда со сложенными крыльями 185×185 Система управления ручная с линией связи по проводам, метод наведения - по 3 точкам Средняя скорость полета ракеты, м/с 115 Время полета на максимальную дальность, сек. 26 Скорость вращения снаряда в полете,об. / мин 8.5 Вероятность поражения цели типа танк 0.7 Масса ракеты, кг. 10,9 Боевая часть кумулятивная Вес боевой части, кг 2.6
Бронепробиваемость , мм: - под углом 0° - 200 - под углом 60° - 400
Габариты укупорки 9Я618 (с одним снарядом), мм: - длина 1051 - ширина 340 - высота 350
Огнеметно-зажигательный корабельный комплекс А-22 Огонь
Комплекс А-22 "Огонь" предназначен для вооружения речных и десантных кораблей, в том числе на воздушной подушке, и обеспечивает: поражение береговых площадных целей,техники и живой силы в прибрежной зоне, надводных целей (катеров, плавсредств), создание очагов пожаров.
Разработчик комплекса - Федеральное Государственное Унитарное Предприятие “Государственное научно-производственное предприятие “Сплав” (г.Тула). Испытания проходили с 10 по 25 сентября 1982г. с борта десантного катера на воздушной подушке "АК-16" (заводской № 201) пр.1238 в Феодосийском заливе. Комплекс А-22 принят на вооружение ВМФ СССР в 1988г. (Постановление Совета Министров СССР от 16.02.1988г. N 232-61).
Калибр 140мм принят с целью обеспечения стрельбы снарядами комплекса "Огонь" из пусковых установок для снарядов М-14ОФ, размещенных на действующих кораблях, и наоборот. Для повышения могущества кораблей на воздушной подушке в настоящее время ГНПП "Сплав" ведет отработку нового дальнобойного снаряда к комплексу "Огонь".
Комплекс "Огонь" входит в состав вооружения десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр" (см. фото ). Корабли проекта 12322 состоят на вооружении ВМС России, Украины и Греции. В состав комплекса входят: 140-мм неуправляемые реактивные снаряды ОФ-45 и ЗЖ-45 (возможно использование турбореактивного НУРС М-14ОФ) пусковая установка МС-227 (см.фото 1, фото 2, фото 3); дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС (см.фото) .
НУРС ОФ-45 (см.схему) оснащен осколочной боевой частью и обеспечивает поражение живой силы и легкобронированной техники. НУРС ЗЖ-45 (см.схему) оснащен зажигательной боевой частью и предназначен для создания очагов пожаров.
Пусковая установка предназначена для залповой и одиночной стрельбы, а также для хранения снарядов в стволах. В зависимости от требований размещения комплекса на корабле может использоваться скрывающаяся под палубой в походном положении (см.фото) пусковая установка МС-227 или стационарная МС-227П. Пусковые установки МС-227 имеют небольшую массу и габариты, поскольку предназначены для быстроходных десантных кораблей малого водоизмещения. Одна установка несет на себе пакет с 22 реактивными снарядами, а дополнительный боезапас при необходимости размещается под палубой. При этом конструкция позволяет загружать трубы пакета в подпалубном положении (см.фото). В бою пусковая установка поднимается над палубой и ведет одиночный или залповый огонь с интервалом схода снарядов 0.2 секунды. Максимальная скорость носителя при стрельбе - до 30 узлов, волнение моря - до 3 баллов.
Дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.
Тактико-технические характеристики:
Калибр, мм 140 Дальность стрельбы, м: - максимальная - минимальная 4500 800 Боевая готовность комплекса с момента обнаружения цели, с не более 8 Масса комплекса, кг 2600 Масса комплекса без боезапаса, кг 2000 Масса дальномерно-визирного устройства, кг 300 140-мм осколочный реактивный снаряд ОФ-45 Калибр, мм 140 Длина, мм 1125 Масса, кг 27.5 Масса взрывчатого вещества,кг 5.65 Температурный диапазон боевого применения, °С -40..+50 140-мм зажигательный реактивный снаряд ЗЖ-45. Калибр, мм 140 Длина, мм 1350 Масса, кг 26.8 Масса огнесмеси,кг 4.8 Температурный диапазон боевого применения, °С -40..+50 Пусковая установка МС-227 Калибр, мм 140.3 Число направляющих, шт 22 Масса, кг 1700 (1430) Углы наведения, град : - по вертикали - по горизонтали от -10 до +65 от -160 до +160 Габариты, мм: - длина - ширина - высота 2125 1735 2200
Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами.
Ракета разработана в НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в соответствии с постановлением СМ СССР от 8 декабря 1976г. Проектирование новой ракеты сопровождалось решением массы проблем. Большая дальность полета и малозаметность, требовали высокого аэродинамического качества при минимальной массе и большого запаса топлива при экономичной силовой установке. При требуемом числе ракет их размещение на носителе диктовало предельно компактные формы и делало необходимым складывание практически всех выступающих агрегатов - от крыла и оперения до двигателя и законцовки фюзеляжа. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.
В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий.
В марте 1978г. было начато развертывание производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). Первая серийная ракета, изготовленная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980г. В 1986 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе. Развивая удачную конструкцию МКБ "Радуга" разработало в дальнейшем ряд модификаций базовой Х-55 (изделие 120), среди которых можно отметить Х-55СМ с увеличенной дальностью (принята на вооружение в 1987году) и Х-555 с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения.
Носителями КР Х-55 являются самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160.
На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 "Kent".
Длина, м - Х-55СМ 6.040 - Х-55 5.880 Диаметр корпуса,м - Х-55СМ 0.77 - Х-55 0.514 Размах крыльев, м 3.10 Стартовый вес,кг - Х-55СМ 1465 - Х-55 1185 - Х-555 1280 Мощность боевой части, кт 200 Масса боевой части, кг 410 Дальность полета,км - Х-55СМ 3500 - Х-55 2500 Скорость полета ,м/с 260 Высота полета на маршевом участке траектории, м 40-110 Высота пуска, м 20-12000 Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540-1050
Разработан фирмой Verne Corporation и производится на предприятии AV Technology Corporation, которое после при-соединения к фирме Lockheed Martin изменило название на AV Technology LLC. В настоящее время машина находится на вооружении армий США, Таиланда, Венесуэлы, Турции и Канады. В передней части транспортера расположены места механика-водителя (елевой стороны) и командира (с правой стороны), а по центру и в задней части корпуса (слева) находятся места для солдат десанта и вооружения. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части корпуса. «Драгун» производится в нескольких версиях, отличаю-щихся своим вооружением: в версии бронетранспортера он оснащен пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, установленным на крыше; в версии самоходного миномета — минометом калибра 81 мм, расположенным в кормовой части корпуса; в версии самоходной установки противотанковых управляемых снарядов — пусковой установкой «Toy»; а в версии машины огневой поддержки LFV-40 (или LFV-1) — одноместной башней AV-40/50 с автоматическим гранатометом Мк 19 Mod. 3 калибра 40 мм и 12,7-мм спаренным пулеметом. Машина огневой поддержки LFV-90 (или LFV-2) имеет вращающуюся двухместную башню с 90-мм нестабилизированной пушкой, которая наводится на цель в обеих плоскостях с помощью электрогидравлических приводов. Наводчик-оператор располагает пассивным, работающим днем и ночью наблюдательно-прицельным прибором М36Е1. Дополнительным вооружением машины является пулемет калибра 7,62 или 12,7 мм.
В бронетранспортере «Драгун» применяются двухтактный с турбонаддувом двигатель Detroit Diesel 6V-53T (мощностью 220 кВт при 1800 об./мин) и автоматическая трансмиссия Allison Transmision MT653 (пять передач вперед, одна назад) с блокируемой гидродинамической передачей. Подвеска состоит из полуэллиптических листовых рессор и телескопических гидравлических амортизаторов. По желанию заказчика возможна установка централизованной сис-темы подкачки колес, а также вкладок, позволяющих продолжать движение после прострела колес. «Драгун» является плавающей машиной, приводимой в движение на воде с помощью вращения колес. Корпус бронетранспортера выполнен из стальных броневых листов, защищающих его внутреннюю часть от пуль калибра до 7,62 мм. Фирма AV Technology LLC также производила следующие модификации транспортера «Драгун»: «Драгун Пэтроллер» (имеет более высоко поднятую крышу, дополнительную броню и увеличенные видоискатели); командирская машина ACV (вооружена пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на крыше); БРЭМ AMV (оснащена гидравлическим краном грузоподъемностью примерно 2,3 т); машина обеспечения ALSV (приспособлена для транспортировки стандартных войсковых грузов) и машина для ведения радиоэлектронной разведки MEWS (оснащенная подъемной антенной, приборами дневного и ночного видения, средствами для создания помех, а также средствами аналоговой и цифровой связи).
Тактико-технические характеристики бронетранспортера «Драгун» версии LFV-90:
Масса, т 127 Длина, м 5,89 Высота, м 2,082 Ширина, м 2,49 Клиренс, м 0,381 Максимальная скорость, км/ч пб Запас хода, км 885 Экипаж, чел 5
АК101 (Индекс ГРАУ — 6П43) и АК103 (Индекс ГРАУ — 6П45) — экспортные версии автомата АК74М, отличающаяся использованием патронов калибром 5,56 мм (SS109) и 7,62 мм (7,62×39 мм М43) соответственно. АК103 может использовать магазины автоматов АК/АКМ.
АК102, АК104, АК105 — модификации АК74М под патроны калибра 5,56 мм, 7,62 мм и 5,45 мм соответственно с укороченным на 101 мм стволом. Промежуточная (между АК74М и АКС74У) длина ствола позволила уменьшить габариты оружия, оставив газовую камеру на том же месте относительно казенного среза ствола, что и в АК74М, а не переносить её назад (как в АКС74У). Это повысило унификацию всего «сотого» семейства.[1]
Приклад и цевьё новых автоматов выполнены из ударопрочного стеклонаполненного полиамида чёрного цвета. Основание мушки и прицела, переднее и заднее упорные кольца ствольной накладки, газовая камера, нижняя антабка, защелка фиксатора приклада и некоторые другие детали изготовлены методом точного литья. Металлические детали также защищены от коррозии специальным покрытием. Укороченные автоматы оснащены измененной прицельной планкой (разметка только до 500 м).
На всех вариантах имеются посадочные места для установки подствольного гранатомёта или штыка. В комплекте поставки входят: масленка, ремень для ношения оружия и принадлежность.
Сообщение отредактировал Яcтpеб - Суббота, 20.11.2010, 21:38:37
Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек" предназначена для огневой поддержки пехоты и танков, поражения живой силы противника, открытых и закрытых огневых позиций в различных видах наступательного и оборонительного боя, а также для вывода из строя легкобронированной техники и транспортных средств. ТОС-1А действует в боевых порядках поддерживаемых войск с открытых и закрытых позиций.
Система разработана ОАО “Конструкторское бюро транспортного машиностроения” (г.Омск).
Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек" со снарядами с увеличенной дальностью полета принята на вооружение Российской армии 4 апреля 2001 года. Состоит на вооружении войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). В марте 2006 г. на Шиловском полигоне Сибирского военного округа ТОС-1А участвовала в тактических антитеррористических учениях с боевыми стрельбами. Была представлена на VIII Международной выставке военной техники, технологий и вооружения Сухопутных войск "ВТТВ-Омск-2009".
В настоящее время ТОС-1А предлагается на экспорт, в 2008 году был утвержден рекламный паспорт системы. Состав:
В состав системы ТОС-1А входят: боевая машина БМ-1 с пусковой установкой на шасси танка - 1 ед; транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т на шасси танка - 2 ед. неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) калибра 220мм Боевая машина БМ-1 представляет собой реактивную систему залпового огня на танковом шасси и имеет в составе следующие составные части: доработанное шасси танка типа Т-72А; поворотную платформу с качающейся частью; систему управления огнем (СУО), в которую входят: прибор прицеливания дальномер; специализированный вычислительный комплекс; электрогидравлические приводы; аппаратура стрельбы; средства связи; дневные и ночные приборы наблюдения; систему защиты от оружия массового поражения; противопожарное оборудование; системы маскировки; оборудование для самоокапывания; вооружение и боеприпасы; вспомогательное оборудование; гидросистему вспомогательного оборудования; табельное имущество и ЗИП. Боевая машина (БМ) служит для размещения НУРС и их пуска по назначенным целям. БМ оснащена поворотной платформой с качающейся частью в виде пакета из 24 труб-направляющих (см.фото), для реактивных снарядов с силовыми следящими приводами и системой управления огнем, размещенную на шасси основного боевого танка Т-72А. Наведение качающейся части ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя. В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов. Управление пусками НУРС - автоматическое, темп схода НУРС - 0.5с. Длительность полного залпа при парных пусках - 6с, при одиночных пусках - 12с. Время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины -90с. Экипаж машины 3 человека: командир, наводчик, механик-водитель. Стрельба ведется неуправляемыми реактивными снарядами калибра 220мм двух типов. Снаряды предназначены для доставки термобарической смеси к цели, приведения её в действие и создания избыточного давления и теплового поля на площади цели. НУРС обеспечивают поражение целей на дальности до 6000 м. Снаряд МО.1.01.04 имеет длину 3300мм и вес 173кг. Снаряд МО.1.01.04М имеет длину 3700мм и вес 217кг. НУРС состоят из головной части термобарического или зажигательного действия, взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя. Система управления огнем включает оптический прицел, лазерный перископический дальномер 1Д14, датчик крена-дифферента ПБ2.329.04 (электрический, маятникового типа) и специализированный электронный цифровой вычислительный комплекс с датчиковой аппаратурой МО.1.01.01.03М2. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена и дифферента пакета направляющих фиксируется автоматически и учитывается вычислителем. Вспомогательное вооружение БМ-1: пулемет РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), автомат АКС-74 (боезапас 300 патронов), три противотанковых гранаты РПГ-26 и 10 ручных гранат Ф-1. Силовой привод наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости - электромеханический, в вертикальной плоскости - электрогидравлический. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами (см.фото) и гидрофрикционными стопорами (ГФС). Управление аутригерами и ГФС - дистанционное, электрогидравлическое. Командирский прибор ТКН-ЗА - комбинированный (дневной и ночной), электронно-оптический, бинокулярный, перископический. Приборы наблюдения: ТНПО-160 - дневной, призменный, обогреваемый, со встроенным регулятором температуры (1шт.), ТНПА-65 - дневной, призменный, необогреваемый (3шт.), ТВНЕ-4Б - ночной, перископический, электронно-оптический, обогреваемый (1шт.), ТНПО-168В - дневной, однократный, обогреваемый, призменный с регулятором температуры (1шт.), ТНП-165А - дневной, призменный, необогреваемый (1шт.), ТНП-350Б - дневной, призменный, необогреваемый (1шт.). Прибор ориентирования - гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59. Силовая установка - В-84МС максимальная мощность (п=2000об/мин) при работе на дизельном топливе 840л.с. Силовая передача - механическая. Основная система пуска воздушная, дополнительная - электрическая. Система электроснабжения - постоянного тока,однопроводная. Напряжение бортовой сети - 27 +1В, аккумуляторные батареи - стартерные, свинцово-кислотные 6СТЭН-140М (4 штуки) Общая емкость батарей - 280Ач. Стартер-генераторная установка постоянного тока СГ-10-1С. Номинальная мощность генераторного режима 10кВт, номинальное напряжение - 26,5-28,5В. Номинальная мощность стартерного режима 19кВт, номинальное напряжение - 48В. Реле-регулятор Р-10ТМУ - бесконтактный с погоднонаправленной регулировкой. Оборудование для самоокапывания - встроенное бульдозерное. В качестве средства маскировки БМ-1 оснащается 4 пусковыми установками системы пуска дымовых гранат 902Г с дальностью стрельбы до 100м и термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250-400м. Система защиты от оружия массового поражения - коллективная, обеспечивающая защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и отравляющих веществ герметизацией обитаемого отделения. Датчик системы - прибор радиационной и химической разведки ГО-27, для создания избыточного давления и очистки воздуха, поступающего в обитаемое отделение от пыли, радиоактивных веществ используется фильтровентиляционная установка (ФВУ). Способ управления исполнительными устройствами - автоматический и полуавтоматический. Средства связи - приемопередающая, ультракоротковолновая, с 10-ю заранее подготовленными частотами (ЗПЧ) Р-163-50У, Диапазон рабочих частот 30025 - 79975кГц. Радиус действия с однотипными радиостанциями в условиях средне-пересеченной местности -20км. Аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174 на 4 абонентов для БМ-1 и на 3 для ТЗМ. Противопожарная система - автоматическая, трехкратного действия. Аппаратура управления ЗЭЦ11-3 с автоматическим и поуавтоматическим управлением исполнительными устройствами. Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. Представляет собой комплект погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на гусеничной базе. ТЗМ-Т представляет собой боевое транспортное средство и включает в себя основные составные части: доработанное шасси танка типа Т-72А; кран-манипулятор; гидропривод крана-манипулятора; съёмную бронезащиту боекомплекта; оборудование для механизма заряжания; специальное оборудование для укладки НУРС; средства связи; дневные и ночные приборы наблюдения; систему защиты от оружия массового поражения; противопожарное оборудование; вооружение и боеприпасы; табельное имущество и ЗИП. Экипаж - 3человека (командир, оператор,механик-водитель). Вооружение: пулемет РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), два автомата АКС-74 (боезапас - 600 патронов), 5 Противотанковых гранат РПГ-26, 10 ручных гранат Ф-1. Приборы наблюдения: ТНПО-160 дневной, призменный, обогреваемый со встроенным регулятором температуры (4шт.), ТВНЕ-4Б ночной, перископический, электронно-оптический, обогреваемый (1шт.), ТНПО-168В дневной, однократный, обогреваемый, призменный с регулятором температуры (1шт.), ТНПА-65 дневной, призменный,необогреваемый (2шт.) Прибор ориентирования - гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59. Средства связи - приемопередающая, ультракоротковолновая, с 10-ю заранее подготовленными частотами (ЗПЧ) Р-163-50У, Диапазон рабочих частот 30025 - 79975кГц. Радиус действия с однотипными радиостанциями в условиях средне-пересеченной местности -20км. Аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174 на 4 абонентов для БМ-1 и на 3 для ТЗМ. Специальное оборудование - гидравлическая двухрежимная крановая установка грузоподъемностью 1000кг. Управление краном - дистанционное, электрогидравлическое. Время заряжания ТЗМ - 24мин.Защита боекомплекта - броневая, съёмная. Силовая установка, системы электроснабжения, пожаротушения и защиты от оружия массового поражения транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т аналогичны БМ-1. В качестве средства маскировки ТЗМ-Т оснащается термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250-400м. Оборудование для самоокапывания - встроенное бульдозерное. Комплект поставки системы ТОС-1А: Боевая машина БМ-1 (изд.634Б) - 1шт, Комплект ЗИП одиночный БМ-1 (634Б ЗИ-0)-1шт, Комплект ЗИП групповой БМ-1 (634Б ЗИ-1) - 1шт. на 5 ед., Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т (изд.563) - 2шт., Комплект ЗИП одиночный ТЗМ-Т (563 ЗИ-0) - 1шт. Количество комплектов неуправляемых реактивных снарядов (МО.101.04, МО.1.01.04М) - по заявке заказчика.
От себя добавлю - видел последствия выстрела такой системы....
Разработка стратегического мобильного комплекса "Тополь" 15Ж58 (РС-12М)с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П ) была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти А.Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина. Мобильный "Тополь" должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать комплекс, обладающий повышенной живучестью, достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты. К концу осени 1983 года опытная серия новых ракет, получивших обозначение РТ-2ПМ, была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена. Однако произошла задержка в разработке некоторых элементов комплекса, не связанных напрямую с ракетой. Вся программа испытаний была успешно завершена в декабре 1988 года. Решение о начале серийного производства комплексов принято в декабре 1984 года. Серийное производство развернуто в 1985 году. В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь". Объекты строительства размещались в позиционных районах снимаемых с дежурства межконтинентальных баллистических ракет РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже начато обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности "Пионер". С целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения программы совместных испытаний. 23 июля 1985 года первый полк мобильных "Тополей" заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой на месте дислокации ракет РТ-2П. Позже "Тополя" поступили на вооружение дивизии, дислоцированной под Тейково и имевшей ранее на вооружении МБР УР-100 (8К84). 28 апреля 1987 года на боевое дежурство под Нижним Тагилом заступил ракетный полк, вооруженный комплексами "Тополь" с подвижным командным пунктом "Барьер". ПКП "Барьер" имеет многократно защищенную дублированную радиокомандную систему. На подвижной пусковой установке ПКП "Барьер" размещена ракета боевого управления. После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР. 1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН СССР. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. 27 мая 1988 года на боевое дежурcтво под Иркутском заступил первый полк МБР "Тополь" с усовершенствованным ПКП "Гранит" и автоматизированной системой управления. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь". Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по четыре - пять полков. На вооружении каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались за пределами России, на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года был начат вывод группировки РВСН "Тополь" из Белоруссии, 27 ноября 1996 года он был завершен. На западе комплекс получил обозначение SS-25 "Sickle". Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон". Сложнейшей технической задачей оказалось размещение на переднем днище корпуса верхней ступени узла отсечки тяги с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемые ДУЗ'ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции. Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть. Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода "Арсенал" Серафима Парнякова. Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. По отечественным источникам круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м, по западным источникам - 150-200м. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска полностью автоматизированы. "Тополь" оснащен комплексом средств преодоления ПРО. Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, "Тополь" может стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражных укрытиях с раздвигающейся крышей. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут. Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты.Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах. В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере. Пусковая установка (см.схему) разработана в Волгоградском ЦКБ "Титан" под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже - МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л.с. ) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца. Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Подвижный командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
Тактико-технические характеристики: Максимальная дальность стрельбы,км 10 000 Длина ракеты,м 21,5 Стартовая масса,т 45 Масса головной части,т 1 Масса снаряженной первой ступени ракеты,т 27,8 Длина первой ступени,м 8,1 Длина второй ступени,м 4,6 Длина третьей ступени,м 3,9 Длина головной части,м 2,1 Диаметр корпуса первой ступени,м 1,8 Диаметр корпуса второй ступени,м 1,55 Диаметр корпуса третьей ступени,м 1,34 Диаметр транспортно-пускового контейнера,м 2 Площадь района боевого патрулирования комплекса,км2 125 000
Вот что делают американцы на будущее,смотреть обязательно. Танк FCS (Future Combat System)(Стелс-танк) США
Итак, будущая машина должна будет весить порядка 40 тонн. Иметь экипаж из 2-х человек. Пока планируется на ней устанавливать 120 мм гладкоствольную пушку (XM291) в необитаемой башне.
На танк предусматривается установка активной подвески, благодаря которой высота танка может колебаться от 64 дюймов до 79. При своём максимальном возвышение танк буде иметь дорожный просвет в 19 дюймов – такой же как и на Абрамсе. Лобовая броня корпуса будет 40 дюймов. В броне будут использованы все последние достижения в области активной и пассивной защиты. Корпус и башня спереди и сбоку имеют электромагнитную броню. Восемь установок пуска дымовых гранат спрятаны под броню, башни. Электрической трансмиссия в сочетании с активной подвеской, позволили добиться скорости около 45 миль в час. Сравнительно небольшой вес увеличивают возможности по стратегическому развертыванию танковых подразделений, в транспортный самолет C-5 смогут войти две-три машины, также это увеличит количество танков, которые можно будет перевозиться по морю, железной дороге или шоссе.
Пушки будет модернизированным вариантом пушки XM291, изначально разработанной для модернизации Абрамса. Конструкция пушки состоял из, собственно ствола пушки, и противооткатного механизма. Ствол пушки XM291 будет изготовлен из композитных материалов, для снижения веса, и улучшения баланса оружие. Конструкция пушки будет также включать оригинальный теплозащитный кожух, который выполнен с использование стелс-технологий, что позволит после разогрева ствола при стрельбе не увеличивать видимость танка на радарах. Таким образом, усовершенствования пушки включают улучшение конструкции затвора, теплового кожуха, и разработку модульной конструкции механизма отдачи. Внесённые изменения в конструкцию пушки дали возможность произвести увеличение в калибра орудия, если это потребуется, до 140 мм простой заменой ствола. Дело в том что на сегодняшний день, по мнению военных, существующие боеприпасы к 120 мм и 125 мм пушкам уверенно поражают стоящие на вооружении сегодня танки. Поэтому, устанавливать сейчас 140 мм орудие, по мнению военных, нет смысла. Но с появлением новых машин с усиленной защитой, мощности 120 мм орудия может уже не хватать. Вот тогда и можно будет произвести модернизацию вооружения танка с минимальными затратами.
Для танка разработан универсальный автомат заряжания. Причём его универсальность заключается в том, что его, возможно, устанавливать при модернизации, на существующие танки – такие как Абрамс. Так же этот автомат сможет без переделок работать и в паре со 140 мм пушкой. Подобные по конструкции АЗ, уже установлены на французском танке Леклерк, и японском - Тип 90. Таким образом, в случае установки этого АЗ на Абрамсе, его экипаж можно будет снизить до 3-х человек.
Из-за того что насущной необходимости в срочной установке на танках 140 мм орудий нет, их разработки идут мягко говоря не торопясь, и параллельно рассматриваются и другие, альтернативные варианты вооружения. Среди них орудия на жидком топливе, которые так же абсолютно серьёзно рассматриваются в качестве вооружения танков будущего (честно говоря, о подобных пушках слышу впервые). Вторым потенциальным альтернативным вариантом вооружения являются электромагнитные пушки. Их главным достоинством является то, что они могут разгонять снарядов более чем в 3 000 м / с, что более чем в два раза быстрее, чем будут делать только принимаемые на вооружения новейшие орудия. Но пока размер, вес и другие проблемы, связанные с электромагнитной пушки не дают их практически применять на танках. Тем не менее, в министерствах обороны США и Великобритании есть уверенность, что с учетом дальнейшего развития техники, электромагнитные пушки могут стать основным вооружением танков, где то с 2015 года. Это так же является фактором, из-за которого на современные машины не торопятся устанавливать традиционные 140 мм пушки.
Третьей альтернативой является гибрид электромагнитных и обычных пушек, которые получили название - электротермичеких. Они были рассмотрены в качестве более реального предложения для танков, чем чисто электромагнитные пушки, поскольку они осуществляют лишь доразгон снаряда выпущенного традиционным способом, и электрическое оборудования у них, занимает гораздо меньше места. Электротермические пушки даже предлагались в США пять лет назад в качестве основного вооружения в следующей версии танка Абрамс. Однако, у них так же, при испытаниях, обнаружилось большое количество недоработок, и стало ясно, что они требует дальнейшего совершенствования, прежде чем они могут быть серьезно рассмотрены в качестве основного оружия танков.
Список боеприпасов для FCS будет включать новые бронебойные снаряды с повышенной начальной скоростью, что в сочетании с новым стволом даст существенный прирост бронепробиваемости без увеличения износа ствола. Ожидается, что этот прирост будет составлять не много не мало а аж 100% , так же эти снаряды будут почти на 70% более точными на дальности до 3-х километров. Система управления огнем на машине будет использована израильская, разработанная для израильских тяжёлых БТРов и танков Меркава последней модификации. Баллистический вычислитель, динамический датчик наклона, датчик ветра, стабилизатор, и другие системы управления огнем обеспечат дополнительное 30%-ное увеличение точности стрельбы на 3-х километровой дистанции при стрельбе с места, и более чем 500%-ное увеличение точности при стрельбе в движении.
Вариант двигателя для этой машины окончательно ещё не принят, и поэтому параллельно ведётся разработка разу двух двигателей: дизельного мощностью 680 кВт (925 л. с.) и газотурбинного - 925 кВт (1250 л. с .). Двигатель соединен с генератором, который подает электроэнергию на бортовые электромоторы, вращающие ведущие колеса. Бортовые электромоторы, выполняют функции трансмиссии, и значительно сокращая размеры силового от деления. Предполагается, что на танке силовая установка будет расположена сзади, а электротрансмиссия - в передней части корпуса.
Самый известный армейский нож - KaBar боевой нож морской пехоты США, разработанный во время Второй мировой Войны. Производился во время войны в основном United Cutlery of Olean (KaBar), Camillus-ом, Ontario и др. в огромных количествах. По мне так это самый лучший нож в этой категории - по крайней мере проверен годами и прошел испытание Второй Мировой Войной, Корейской, Вьетнамской и др. Этот нож знаменит почти так же как знаменит и популярен автомат Калашникова среди огнестрельного оружия. Сегодня KaBar делает модели из современных материалов используя термопласт на рукояти и стали D2 - "полунержавеющую" и Sandvic 12C27 нержавеющую. На страничку КаБар в моей коллекции можно посмотреть историю этого ножа и отзыв о ноже от российского спецназа.
300-мм реактивная система залпового огня 9К58 Смерч
Дальнобойная реактивная система залпового огня (РСЗО) "Смерч" предназначена для поражения на дальних подступах любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделений артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. В период с 1969 по 1976 годы коллективом “ТУЛГОСНИИТОЧМАШ” совместно со специалистами смежных предприятий проводились научно-исследовательские работы по исследованию возможности создания и определению облика РСЗО резерва главного командования. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1043-361 о начале ОКР по созданию реактивной системы залпового огня “Смерч” вышло 16 декабря 1976 года. Проектирование началось под руководством генерального конструктора ГНПП «Сплав» - А.Н.Ганичева, ,а закончилось под руководством —Г.А.Денежкина. Система "Смерч", была принята на вооружение Советской армии на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 1316-323 от 19 ноября 1987 года. Ряд принципиально новых технических решений, воплощенных в конструкции этой системы и реактивного снаряда, позволяет отнести ее к совершенно новому поколению оружия подобного рода. Создав РСЗО MLRS американцы пришли к выводу, что дальность стрельбы 30-40 км является предельной для РСЗО. Дальнейшее ее увеличение приводит к слишком большому рассеиванию снарядов. Разработанные для РСЗО "Смерч" реактивные снаряды имеют уникальную конструкцию, обеспечивающую точность попадания, в 2-3 раза превышающую аналогичный показатель зарубежных систем реактивной артиллерии. Впервые снаряды советской реактивной артиллерии стали корректируемыми. В их конструкции была применена инерциальная система управления, обеспечивающая угловую стабилизацию снарядов на активном участке траектории и коррекцию дальности за счет поправки к времени отделения головной части, определяемой бортовой аппаратурой в соответствии с измеряемыми параметрами движения снаряда. РСЗО 9К58 "Смерч" из-за большой дальности стрельбы и эффективности поражения цели близок к тактическим ракетным комплексам, поэтому наряду с ними испытывался и принимался на вооружение в войсковой части 42202. В 1989 году на вооружение был принят второй вариант системы "Смерч" с боевой машиной 9А52-2 и транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2. В ходе работы, проводимой ГНПП "Сплав" на конкурсной основе с ГУП КБП, по созданию высокоточного изделия к системе “Смерч” была разработана комбинированная система, в которой удачно сочетались система угловой стабилизации, отработанная на базе снаряда к РСЗО “Смерч”, с вновь созданной системой радиоуправления на конечном участке траектории. Проведенные натурные испытания подтвердили правильность заложенных в конструкцию принципиальных решений, возможность управления полетом снарядов такого класса. По результатам конкурсного рассмотрения проектов, для дальнейшей разработки заказчиком был рекомендован снаряд, разработанный специалистами ФГУП “ГНПП “Сплав” Еще одним из направлений исследований с 1991 по 1996 годы была конструкторская разработка перспективного двигателя повышенной энерговооруженности с автоматическим регулированием внутрикамерных процессов, позволяющего повысить полный импульс тяги. Руководил этой работой кандидат технических наук Ю.И. Часовников. Разработка имеет межвидовый характер и может быть использована в интересах СВ, ВВС и ВМФ. В дальнейшем, в рамках НИР “Фланг”, была подтверждена возможность использования данного двигателя в РСЗО “Ураган” и “Смерч”. В настоящее время РСЗО «Смерч» состоит на вооружении армий России, Украины (94 системы), Беларуси (40), Перу (10), Алжира (18), Кувейта (27) и Объединенных Арабских Эмиратов (6). В ноябре 1995 года был подписан контракт на поставку РСЗО “Смерч” в Китай, который был реализован. Открытая информация о принятии ее на вооружение Народно-освободительной армии Китая отсутствует. Состав: В состав РСЗО"Смерч" входят следующие боевые средства: Боевая машина (БМ) 9А52 или 9А52-2 (см. схему) ; Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 или 9Т234-2 (см. компоновочную схему, в походном положении, в рабочем положении) ; 300-мм реактивные снаряды ; Учебно-тренировочные средства 9Ф827; Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф819; Комплекс средств автоматизированного управления огнем (КСАУО) 9С729М1 "Слепок-1" (см. описание УКШМ МП32М1 КСАУО) Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М; Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44. Первоначально для боевой машины 9А52 РСЗО 9К58 "Смерч" было использовано модифицированное шасси 79111 8x8, также известное как "Оплот", а для транспортно-заряжающей машины 9Т234 - модифицированное шасси 79112 8x8. Шасси собирались на Минском автомобильном заводе (МАЗ) в Белоруссии. Позже для боевой машины 9А52-2 и ТЗМ 9Т234-2 использовались модифицированные шасси грузовых автомобилей МАЗ-543М 8x8 и МАЗ-543А 8x8. На шасси МАЗ-543М и МАЗ-543А был установлен 12-ти цилиндровый 4-х тактный дизель (дизельный двигатель Д12А-525А) жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива мощностью 525 л.с. Кабины шасси МАЗ-543М и МАЗ-543А были сделаны из полиэфирной смолы, армированной жгутовой стеклотканью. Шасси МАЗ-543М дооснащалось кабиной управления при использовании в качестве базы боевой машины 9А52-2. В кабине размещены средства радиосвязи и аппаратура системы управления огнем. См. галерею изображений боевой машины 9А52 РСЗО "Смерч". В состав артиллерийской части входят пакет из 12 трубчатых направляющих, поворотное основание, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, электропривод и вспомогательное оборудование. Направляющие представляют собой гладкостенные трубы, снабженные винтовым П-образным пазом для раскрутки реактивных снарядов. С помощью снабженных силовыми приводами механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела составляет 60° (по 30° влево и вправо от продольной оси машины). Между колесами третьего и четвертого мостов смонтированы гидравлические опоры, на которых вывешиваются кормовая часть пусковой установки для повышения ее устойчивости при стрельбе. Для заряжания пусковой установки в состав РСЗО 9К58 «Смерч» входит транспортно-заряжающая машина 9Т234-2. Эта машина имеет крановое оборудование и перевозит двенадцать снарядов. Процесс заряжания пусковой установки механизирован и выполняется в течение 36 минут. 300-мм снаряды РСЗО "Смерч" имеют классическую аэродинамическую компоновку (см. схему ) и снабжены эффективным твердотопливным двигателем на смесевом топливе. Отличительной особенностью снарядов является наличие системы управления полетом, корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканию (см.схему электронно-временного устройства и блока системы управления). За счет применения этой системы точность попаданий "Смерча" была повышена в 2 раза (не превышает величину 0,21% от дальности залпа, то есть около 150м , что приближает ее по меткости к артиллерийским орудиям.), а кучность стрельбы — в 3 раза. Коррекция осуществляется газодинамическими рулями, приводимыми в действие газом высокого давления от бортового газогенератора. Кроме того, стабилизация снаряда в полете происходит за счет вращения его вокруг продольной оси, обеспечиваемого предварительной раскруткой во время движения по трубчатой направляющей и поддерживаемого в полете благодаря установке лопастей раскрывающегося стабилизатора под углом к продольной оси снаряда.
В боекомплект входят следующие типы снарядов: С дальностью полета до 70км: снаряд 9М55Ф с моноблочной осколочно-фугасной ГЧ ; снаряд 9М55К с кассетной ГЧ, оснащенной боевыми элементами осколочного типа; снаряд 9М55К1 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающими боевыми элементами "Мотив-3М" (см. схему траектории ); снаряд 9М55К3 с кассетной ГЧ для противопехотного минирования местности; снаряд 9М55К4 с кассетной ГЧ для противотанкового минирования местности; снаряд 9М55К5 с кассетной ГЧ, оснащенной кумулятивно-осколочными боевыми элементами; снаряд 9М55К6 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающими боевыми элементами 9Н268 ; снаряд 9М55К7 с кассетной ГЧ, оснащенной малогабаритными самоприцеливающимися боевыми элементами ; снаряд 9М55С с термобарической ГЧ; Проработаны следующие снаряды с максимальной дальностью стрельбы 90 км, большинство из которых являются только опытными образцами: снаряд 9М525 с кассетной ГЧ, оснащенной боевыми элемента осколочного типа; снаряд 9М526 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающими боевыми элементами "Мотив-3М" снаряд 9М527 с кассетной ГЧ для противотанкового минирования местности; снаряд 9М528 с осколочно-фугасной ГЧ; снаряд 9М529 с термобарической ГЧ; снаряд 9М530 с фугасной ГЧ проникающего типа; снаряд 9М531 с кассетной ГЧ, оснащенной кумулятивно-осколочными боевыми элементами; снаряд 9М532 с кассетной ГЧ, оснащенной малогабаритными самоприцеливающимися боевыми элементами ; снаряд 9М533 с кассетной ГЧ, оснащенной самоприцеливающими боевыми элементами 9Н268; снаряд 9М534, оснащенный малогабаритным разведывательным беспилотным летательным аппаратом; снаряд 9М536 с кассетной ГЧ, оснащенной проникающими осколочными боевыми элементами; снаряд 9М537 с кассетной ГЧ, оснащенной осколочными боевыми элементами неконтактного подрыва . Стрельба может вестись одиночными снарядами или залпом. Залп одной машины накрывает площадь 672 тыс. квадратных метров. Модернизация БМ 9А52-2 в части введения аппаратуры боевого управления и связи (АБУС) и автоматизированной системы управления наведения и огнем (АСУНО) позволила дополнительно обеспечить: автоматизированный высокоскоростной прием (передачу) информации и защиту ее от несанкционированного доступа, визуальное отображение информации на табло и ее хранение; автономную топопривязку и ориентирование БМ на местности с отображением на электронной карте; автоматизированный расчет установок стрельбы и данных полетного задания; бесприцельное наведение пакета направляющих без выхода расчета из кабины Важный вклад в повышение боевой эффективности РСЗО "Смерч" внесла автоматизированная система управления огнем "Виварий", разработанная и выпускающаяся Томским производственным объединением "Контур". Эта система объединяет несколько командно-штабных машин, находящихся в распоряжении командира и начальника штаба бригады РСЗО, а также подчиненных им командиров дивизионов (до трех) и батарей (до восемнадцати). Каждая из этих машин на базе автомобиля КамАЗ-4310, имеет цифровую ЭВМ Е-715-1.1, дисплеи, печатающие устройства, средства связи и засекречивающую аппаратуру связи. Машины имеют автономные системы электроснабжения на позиции и в движении. Аппаратура командно-штабных машин системы «Виварий» обеспечивает информационный обмен с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления, решает задачи планирования сосредоточенного огня и огня по колоннам, осуществляет подготовку данных для стрельбы, сбор и анализ информации о состоянии артиллерийских подразделений. Тактико-технические характеристики: РСЗО "Смерч" Калибр,мм 300 Длина снаряда, мм 7600 Масса снаряда, кг 800-815 Масса БЧ, кг 280 Дальность стрельбы-минимальная, км 20 Дальность стрельбы-максимальная, км 90 Площадь поражения одним залпом, га 67,2 Время полного залпа, сек 38 Боевая машина 9А52-2 База МАЗ-543М (8х8) Длина в походном положении,мм 12370 Ширина в походном положении,мм 3050 Масса БМ в боевом положении, т 43,7 Количество пусковых труб 12 Время подготовки БМ к стрельбе от момента получения установок для стрельбы до открытия огня, мин 1,5-3 Время срочного оставления огневой позиции после залпа, мин 1 Время перезаряжания, мин 16-20 Время залпа, с 38 Расчет боевой машины, чел. 4 Расчет ТЗМ, чел. 2 Климатические условия эксплуатации Температурный диапазон боевого применения РС, °С -50..+50 Приземный ветер, м/с до 20 Относительная влажность воздуха при 35°С, % до 98 Дождь с интенсивностью, мм/мин до 2,7 Запыленность приземного воздуха, г/м3 до 2 Высота над уровнем моря, м до 3000