Итак, продолжение интервью с Глебом Острожским. Сегодняшняя тема вызывала больше всего споров в "сталкерском" сообществе — смена издательства "Эксмо" на издательство "АСТ" у книжной серии S.T.A.L.K.E.R.
ВЮ: Первоначально книги издавало "ЭКСМО", затем права перешли к "АСТ". Чем был обусловлен такой переход и что он принес серии? А главное – чего серия лишилась?
ГО: Ну, тут в одном вопросе слишком огромное количество ответов – можно отдельное статью написать. Причем мнение, что приобрела, а чего лишилась – это вообще очень субъективное.
ФС: Ну тогда по очереди, чем не устраивало "Эксмо"?
ГО: Во-первых, я хочу сразу подчеркнуть, что есть понятие бизнеса и хороших отношений. Например, вы заказываете такси ночью в аэропорт, оно опаздывает, и вы не улетели на отдых в Турцию. Обидно? Будете скандалить? А если таксист — это сосед, который бесплатно тащил с вами диван, когда его вам привезли?
В бизнесе все несколько проще. Люди стараются четко разграничивать деловые отношения и просто хорошие отношения. Ведь, думаю, никого не обрадует, что зарплату фирм урезали, потому что владелец сделал своему однокласснику большую скидку на продукцию, и поэтому у фирмы убытки. Так и издательство, оно платит зарплату редакторам, художникам. При этом одни книги приносят убытки, другие прибыль, но в конечном итоге, как бы пафосно ни звучало, владелец издательства отвечает за то, будут ли дети сотрудников иметь новые мобильники.
С другой стороны за то же самое отвечает и владелец типографии, владелец прав на книгу (автор) и т.д. Поэтому существует конкуренция. Вот, например, компания Apрle не знает куда девать лишнюю наличность, так успешно работают. А у компании Nokia сокращают персонал. Кто виноват? Я думаю, что если обвинить покупателей, которые перестали покупать финские телефоны, то они сделают круглые глаза и станут говорить о своей свободе выбора, о том, что они тратят свои заработанные деньги на то, что лучше и им лично выгоднее.
К чему это философствование? К тому, что нет плохого издателя или хорошего. Как говорится, точка зрения зависит от места сидения. Если вы сотрудник "Эксмо", у вас один взгляд, если сотрудник GSC – другой, если сотрудник "АСТ" – третий, а у читателя книг так вообще у каждого свой.
Но если отвечать на вопрос по сути, то давайте вернемся к началу моего рассказа. Когда я предлагал издателям серию они не "стояли в очереди", только "Эксмо" разглядело потенциал серии. И вот после старта первых книг тираж разлетелся мгновенно, и в "Эксмо" задумались о том, что стоит заказать еще несколько книг и сделать большой межавторский цикл. Но если у стартовых книг, по мнению "Эксмо", была рекламная поддержка в игре, то в дальнейшем ее не будет, а значит договор нужен. Поэтому они предложили нам во много раз (!) ниже вознаграждение, или они не будут выпускать новых книг.
Конечно, мы смотрели на ситуацию по-другому, но… согласились на их условия. Ведь новые книги, это лучше для бренда, чем просто заработать на четырех книгах.
"Эксмо" же продолжало отлично зарабатывать, и в этом нет ничего плохого – они воспользовались рычагом влияния на партнера и увеличили свою прибыль.
ФС: Поэтому, когда закончился договор, вы перешли к "АСТ"?
ГО: Нет. Первый договор закончился раньше, чем мы перешли. И "Эксмо" предложило нам продлить его на тех же малоинтересных условиях. Но, поскольку стартовые тиражи книг были уже не 15 тыс., а по-моему, 60 тыс. в тот момент (начало лета 2008 года), то было разумно провести переговоры с конкурентами "Эксмо", чтобы понять, действительно ли бренд для серии стоит так мало.
И как только мы встретились с конкурентами, "Эксмо" согласилось заключить новый договор на условиях приблизительно соответствовавшим условиям самого первого соглашения (на первые четыре книги). Только и всего. Теперь уже мы воспользовались своим положением в переговорах. Ничего, кроме бизнеса.
Просто часто доводилось слышать в форумах мнение о жуткой жадности то "Эксмо", то GSC, то "АСТ". Никто не жадный, не плохой и не злой, просто и издатель, и правообладатель заинтересованы в выгодных для себя условиях.
Выгодные означает, если одной из сторон неинтересен договор, то проект не будет работать. А раз авторы писали, издатели издавали, GSC давали права, а главное – читатели голосовал за книги рублем, то значит, всем сторонам было выгодно. В партнерских отношениях как только одна из сторон начинает не видеть своей выгоды – проект будет буксовать.
ДР: И в игровой компании, и в издательском бизнесе, да и не только в них, нужно заранее продумывать, просчитывать и анализировать перспективы развития своих продуктов. Учитывая, что создание игр и работа над литературной серией – проекты не одного месяца и даже не одного года, неужели никто не думал о перспективах? Да, тираж первых книг рос, серия развивалась. Но первый надлом произошёл ещё задолго до передачи прав из "Эксмо" к "АСТ", когда были нарушены некоторые пункты договора. Никто не понимал, что нужно корректировать перспективы и заключать дополнительные договоры? Или стратеги видели перед глазами только деньги?
ГО: Очень люблю такие мнения и вопросы. Я серьезно. По этому поводу всегда вспоминаю одну из первых бесед с Сергеем Григоровичем. Он объяснял, что тот кто, в игровой индустрии увидев прототип или бету игры сможет спрогнозировать тираж, станет миллиардером. В качестве примера он тогда привел очень веские доводы, почему "Казаки" провалились. То есть все знают, насколько это был успешный продукт, и многие эксперты объяснили, почему он стал успешным. Но если бы он провалился, то эксперты привели не меньше причин провала, причем убедительных (их мне Сергей и озвучил).
Это я к тому, что размышления о стратегических шагах, которые были или не были сделаны, и что есть где-то люди, которые должны (!) стратегически мыслить — это результат работы вбитого в подсознание школой постулата о правильных персонажах истории. То есть нам в школе постоянно вдалбливают: вот такого-то ученого не признавали, а он был прав, а его оппоненты были близорукими. Ладно бы ученые, нет – нам демонстрируют исторических персонажей, мудрых правителей и т.д. А копнешь глубже, оказывается, там такое-то событие произошло случайно, а этого вообще не было, и не говорил такого правитель.
В принципе, такой школьный подход удобен, ведь после школы многие книг в руки не берут и глубоко историю не учат, а на выборы ходят. Вот и удобно управлять массами, когда они верят в доброго, мудрого царя. Это не только у нас, везде так. Людям хочется (!) верить, что есть где-то там мудрецы, которые все заранее продумали.
Я не утверждаю, что не нужно смотреть дальше своего носа, но когда кто-то говорит "не додумали", "не рассчитали" то нужны объективные факты. И примеры успешных противоположных действий. Я, например, вижу, что S.T.A.L.K.E.R. – самый удачный в мире книжный проект по миру игры. У любого проекта бывают взлеты, спады, ошибки (опять же, по субъективным мнениям). И главное – не бывает вечных проектов, просто циклы жизни разные. Как говорится — самая короткая жизнь у самых больших звезд.
Ну а что касается "до передачи прав из Эксмо к АСТ, когда были нарушены некоторые пункты договора", то мне самому интересно, о каких пунктах идет речь.
ФС: И все-таки в 2009 году издателем серии стал "АСТ". Почему?
ГО: Скорее всего, это просто дали всходы семена сомнения в правильности работы с "Эксмо", посеянные первыми переговорами с "АСТ" и другими издателями. У нас были претензии к качеству некоторых книг, выпущенных "Эксмо", кроме того, "Эксмо" применило очередной "не партнерский" метод ведения переговоров о последующем продлении договора. Какой – я не хочу описывать, поскольку это обычный, ничем не примечательный метод, принятый в издательских кругах. Он может удивить тех, кто незнаком с этой сферой, а для участников – обычный переговорный козырь.
Тем более, что поступок "Эксмо" не повлиял на наши отношения, просто он совпал с активным обхаживанием со стороны "АСТ" и стал тем камушком, который склонил чашу весов от гипотетического обсуждения предложения "АСТ" к фазе активных переговоров и в переходе.
Тем не менее, "Эксмо" – наш партнер и мы, конечно, учли его интересы во время этого перехода серии. "Эксмо" издало книги тех авторов, которые уже были готовы к выпуску, получило права на допечатку ранее выпущенных произведений. А вот право привлекать авторов к абсолютно новым книгам, было передано "АСТ". И с апреля 2009 года они стали выпускать новые книги.
Поверьте, долгое время "Эксмо" зарабатывало на допечатках намного больше, чем "АСТ" на новых книгах. То есть и здесь все стороны нашли решение, которое позволило никому не потерять финансово, никто из авторов с готовой книгой не ушел "в стол". И если бы не неудача с обложкой, и не возмущения (с ложью вперемешку) некоторых авторов, то читатели бы и не заметили смену издательства. Такое происходит иногда, и никого, как правило, не интересует, кто издает "Эксмо", "Астрель" или "Популярная литература".
СК: Кто-нибудь прогнозировал серии такой большой успех и размах, которого она достигла? Каким виделось будущее серии?
ГО: Нет, успех серии в таком масштабе никто не прогнозировал. В первую очередь потому, что никто не ожидал таких продаж игры. Я постараюсь объяснить, на чем основан успех проекта.
Итак, в первые две недели было продано около 200-300 тыс. копий лицензионной игры. В каждой игре была размещена реклама серии книг, которых в тот момент был напечатано по 15 тыс. каждая. Кроме того, было большое комьюнити, которое, чего греха таить, играли в пиратскую версию игры, но были большими фанатами всего связанного с миром "Сталкера". А в числе первых книг вышел же сборник рассказов по результатам конкурса, который эти фанаты тоже активно обсуждали.
Итак, на рынке присутствует 15 тыс. книг и около 300 тыс. человек, которым игра понравилась. То есть, конечно, она понравилась не всем, но ведь и сыграли в нее в первые недели 400 тысяч человек. Сложно продать стартовые тиражи книги? Мне кажется, не очень. Ведь пример "Героев уничтоженных империй" показал, что при проданных за год 180 тыс. копий игры, книга, изданная одновременно, продалась 15 тыс. (это была третья книга цикла, первых две продалось даже больше за счёт эффекта ожидания игры).
А у "Сталкера" такая спрессованная по времени покупательная активность.
Что произошло дальше? А дальше – за пару месяцев продано до 600 тыс копий игры, это во-первых.
Во-вторых, в книжном бизнесе существует интересная закономерность: продавцы книг рекомендуют прямо (советуют покупателю) или косвенно (выставляет на самое видное место) те книги, которые продаются, а значит, приносят ему прибыль. То есть, раз сталкеровские книги уходят влёт, то продавец их берет побольше, и продвигает покупателям активнее. Тут на руку сыграло, что вышла не одна или две книги, а четыре, то есть продавцам было что продавать.
Так к серии стали приобщаться не только игроки "Сталкера", но и те, кто не играл в игру. Так что если бы не успех первых месяцев самой игры "Сталкер", не было бы у книжной серии такого эффектного будущего.
А вот дальнейшая судьба серии уже была прогнозируема. Кстати, спад популярности серии к середине 2011 тоже был ожидаем, но это тема других вопросов, которые, будут дальше.
Хочу сразу ответить на возражения фанатов, которые могут спорить, что серия "сдала, когда перешла к АСТ", или "когда появился мягкий переплет", или "когда вышло первые 10 книг" (я слышал разные мнения "экспертов").
Она в вашем представлении "сдала". Невозможно читать что-то одно бесконечно долго, независимо от качества текстов или тематики. Попробуйте прочесть 10 книг одного автора, а 20 книг? Мы постоянно отслеживали ситуацию — у серии был постоянный прилив "свежей крови", которая позволяла компенсировать отток "старых" читателей, которые начинали читать других авторов и другие серии. Это объективный процесс: человек не может питаться только пирожными – всё надоедает.
Я не хочу сказать, что с подбором текстов было все хорошо и что нельзя было лучше управлять серией – это была тем конфликтов с обоими издательствами. Просто пытаюсь объяснить, что, имея на руках результаты продаж и допечаток каждой книги, а также исследования аудитории (по возрасту, сколько книг покупают, сколько прочли книг "Сталкера", как давно читают серию, кого из авторов предпочитают), я вполне представляю, что происходило с серией на каждом этапе.