На территории Зоны Отчуждения подавляющее большинство живых существ трансформировало и мутировало.
Общие сведения: Мутации и эволюционная адаптация привели к усилению прежде слабо выраженных собачьих способностей, причём зачастую в ущерб привычным, и появлению новых. В результате животные неплохо распознают и обходят аномалии, радиацию и другие невидимые опасности, которыми кишит Зона. Хорошо прыгают. Зрение и, во многих случаях, слух полностью утрачены, зато развился иммунитет к радиации, и развилось пока не изученное полностью новое «чувство» — своего рода телепатическое зрение, позволяющее псам чуять добычу или опасность буквально сквозь стены. Учёные пока не могут даже толком установить, какой внутренний орган отвечает за это – хотя материалов для изучения у них предостаточно. Многие собаки – особенно живущие в глубине Зоны – применяют пси-способности также и для охоты – обрушивают пси-удары на жертву. Есть достоверные сведения, что в предках слепых псов числились генетически изменённые породистые псы, выращенные в лабораториях Зоны. Впрочем, любую тварь зоны молва списывает на результаты «экспериментов». Образ жизни и поведение: Слепые псы живут в основном стаями, которые могут превышать дюжину особей. Часто живут на пустырях, свалках - словом, в тех же местах, где и раньше. Ярко выраженного вожака в них нет, за исключением случаев, когда группой руководит псевдособака. Рассказывают, что они имеют коллективный разум (впрочем, в какой-то мере это можно сказать обо всех монстрах Зоны). Границы территории стаи весьма расплывчаты, сама территория может часто меняться – в общем, слепые псы ведут полукочевой образ жизни. Их нельзя отнести ни к ночным, ни к дневным животным – отсутствие зрения делает их безразличными к свету. Охотятся они на всё, что могут завалить и съесть. Охота проходит весьма скоординировано, всей стаей. Псевдособаки (если участвуют) стараются оглушить жертву пси-ударами, псы окружают её и нападают со всех сторон. Однако, если жертва явно сильнее, они могут отступить. Поодиночке пугливы. Отношение к другим тварям: Слепые псы охотно нападут на всех, кто мельче их. Плотей и кабанов загоняют всей стаей. Зомби не едят и специально на них не охотятся, но вполне могут разорвать, если тот потревожит их. С псевдособаками не Размножение слепых псов конфликтуют, часто Размножение слепых псов вместе охотятся. Отношение к людям, советы сталкеру: Одна-две собаки опасности не представляют. Одиночки вообще стараются обходить вооружённых людей стороной. При нападении на них убегают, сами нападают, лишь если зажать их в угол. Но встречи со стаей – следует избегать уже человеку. Сытые собаки могут и не обратить внимания на сталкера. Однако, как и все существа Зоны, собаки обладают ускоренным метаболизмом и сытыми бывают крайне непродолжительное время. Плохо вооружённому сталкеру следует обходить стаи по широкой дуге, передвигаться по холмам, высоким развалинам – чтобы вовремя заметить скопления псов. В глубине Зоны следует быть готовым к внезапным пси-атакам стай из засады (видимо, подразумевается управление пси-собакой). В ближнем бою, впрочем, собака не представляет особой проблемы. Две-три пули или заряд крупной дроби (а ещё лучше - короткая очередь) – смертельная для слепого пса доза свинца. Главное – уворачиваться от его товарищей по стае. Практическая польза: Оставляют трофей "Хвост собаки". Подвиды:Более редкие и сильные твари - это псы-альбиносы. Они или одиночки (ввиду гибели всех сородичей, хе-хе), или вожаки стай. Кроме того, есть ещё псы-крысодавы (отборные бойцы) и дикие псы (красные).
Общие сведения: Крысы - неизменный спутник человека. И в местах, откуда человек ушёл, им живётся ещё вольготнее. Непонятно почему, часть крыс превратилась в тушканов, а часть - так и осталась крысами. Видимо, тут сыграли роль такие факторы, как радиация, места обитания и пси-излучение. Маловероятно, что эти крысы по повадкам и физиологии далеко ушли от обычных. Неплохо прыгают, с трудом поддаются ядам. Что интересно, крысы - одни из самых распространённых галлюцинаций,которые видят сталкеры под пси-атакой. Активно пользуются вибриссами (усами) для обнаружения аномальных зон. Не поддаются радиации и легко приспосабливаются к другим неблагоприятным факторам. Очень сильно плодятся. Образ жизни и поведение: Крысы встречаются стаями, в редких случаях можно встретить их в одиночестве. Крысы чувствуют опасные места и старательно их обходят, предупреждая писком собратьев. Они очень сообразительные существа и стараются атаковать жертву с разных сторон. Жертва, окруженная со всех сторон, имеет очень мало шансов выжить. Живут в заброшенных местах и в подземельях. Возможно, общаются (и атакуют) ультразвуком, но это пока не доказано. Отношение к другим тварям: Не очень хорошо известно. Скорее всего, напоминают повадками тушканов. Одни из самых опасных врагов - это слепые псы (особенно их подвид, так и названный - пёс-крысодав). Вряд ли любят кошек (хотя во Внешнем мире кошки обычно сильнее, в Зоне многое меняется). Отношение к людям и советы сталкеру: Как правило, незамедлительно нападают. Но могут сначала долго "вести" жертву. Иногда они убегают или остаются на месте - в случае, если сыты или охраняют потомство. Известен феномен "крысиного безумия" у сталкеров. Видимо, его вызывает яд из слюны крыс или издаваемый ими инфразвук (предположительно, они так общаются. Функции антенн выполняют вибриссы). Сталкеры используют против них дробовики и гранаты. Идеальный вариант - огнемёт. Практическая польза: С убитой крысы можно снять хвост, а также селезёнку крысы (в модификациях). Для сталкера такие "трофеи" пользы не представляют, но вот учёные с удовольствием купят для исследований. Подвиды: Крысы-альбиносы. Крысиный волк Крупные и агрессивные крысиные особи. Во время голода пожирают своих сородичей. Обычно в стае на десять крыс приходится по одному крысиному волку. Крысиные волки составляют основной костяк крупной стаи. Имеют иммунитет к различным ядам и сильной радиации.
Общие сведения: Крысоволк - это более редкий подвид крысы. Так же, как и она, был вырезан из игры. Он намного крупнее и опаснее обычных крыс. Так же, как они, имеет иммунитет к радиации. Не поддаётся ядам. Возможно, крысоволки - слабые телепаты и так управляют крысами. Образ жизни и поведение: Возглавляет стаи обычных крыс - под управлением одного крысиного волка обычно находится примерно десяток. С другими крысоволками не конфликтуют. Так же как и крысы, любят подземелья и заброшенные места. Отношение к другим тварям: Хотя он и дружественен к крысам, известны случаи каннибализма. Остальных существ он уничтожает без разбора. Отношение к людям и советы сталкеру: Лучше всего при встрече со стаей убить крысоволков первыми - крысы деморализуются и потеряют слаженность. Собственно, стаи без крысоволков нападают не всегда - боятся. Практическая польза: Похоже, их хвосты учёных интересуют ещё больше, чем просто крысиные. Хотя кто знает... Да и потом, съесть такую упитанную тушу, умело поджаренную сталкерами... М-м-м...
Общие сведения: На самом деле данные животные не состоят в родстве со всеми известными тушканами, хотя и весьма похожи на них. Указать вид, от которого произошли тушканы Зоны, пока не представляется возможным; можно лишь утверждать, что их предки были стайными животными, скорее всего грызунами. Но с вероятностью в 90% можно сказать, что тушканы - это бывшие крысы. Задние лапки удлинены, а передниеукорочены. Перемещаются прыжками. Часто встречаютс в ТёмнойДолине, на Диких Территориях и в разных подземельях. Образ жизни и поведение: Достигая до 40 сантиметров в холке, они значительно мобильнее, агессивнее и прожорливее пустынного зверька. Обитают в основном в подземельях и разрушенных зданиях, питаясь всем, что попадётся - от растений до зазевавшихся сталкеров. Живут обычно стайками (или даже весьма внушительными стаями),как правило по 5-10 особей. Легко поддаются контролёру. Отношение к другим тварям: Иногда жертвой тушканов становятся даже крупные животные и мутанты: нападая большой стаей, они легко разорвут на части любое существо, не успевшее сбежать. Отношение к людям и советы сталкеру: Иногда они убегают от людей. В таком случае можно вполне уверенно сказать, что вам повезло. Но если нападут... По ним очень сложно попасть, и это делает их проклятием сталкеров. Против них можно использовать гранаты, но кончаются они слишком быстро. Поэтому идеальный вариант - это дробовик. Ещё у них есть привычка заманивать жертву в ловушку, выбегая по одному. Практическая польза: Иногда в сталкерских анекдотах присутствует блюдо "Лапки тушкана". Сам не пробовал, не знаю... С убитого тушкана можно снять голову, которую впоследствии можно продать учёным для исследований.
Общие сведения: Агрессивны. У данных мутантов с зеленоватой шерстью острые когти и клыки (согласно некторым данным, клыки могут быть ядовитыми). Одни из самых быстрых мутантов, умеют прыгать. Распространены. Образ жизни и поведение: Могут ходить как стаями от 2 до 6 кошек, так и в одиночку. Живут в тихих, укромных местах (например, старые дома). Отношение к другим тварям: ружественны к коту-баюну (см. ниже), что же касается остальных - то тут по обстоятельствам. Кошки - животные умные, и в одиночку на химеру не пойдут. Отношение к людям и советы сталкеру: Опять-таки, по обстоятельствам. Но предпочтут напасть. Чисто в теории, их можно опять приручить. Желающих попробовать пока не нашлось. Практическая польза: С убитой кошки можно "снять" хвост. Подвиды: Некоторые особи обладают пси-способностями, они могут "навести морок" или имитировать человеческую речь, заманивая неопытных сталкеров в ловушку. Таких называют "Кот-баюн".
Общие сведения: При взгляде на внешность псевдособаки весьма сомнительным кажется утверждение, что она имеет происхождение от волка. Настолько сильно изменена форма морды животного. Поэтому до сих пор продолжаются споры о том, является ли псевдособака мутацией известного нам вида животных, или же произошла как отдельный вид. Строго говоря, от волка в псевдособаке осталось немного. Больше всего изменилась голова – круглая, с огромными, но не сильно выступающими челюстями, вооружёнными многочисленными громадными зубами, растущими всю жизнь животного. При взгляде на нее почему-то вспоминается более или менее подходящее животное - рысь. Также в облике ее присутствует нечто антропоморфное, но очень отдаленно. Поэтому нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью мутацию этого монстра Зоны от известных нам животных. Единичные случаи врожденного уродства могли бы иметь место, но никак не весь вид в целом, для полного изменения которого потребовались бы годы, а не тот довольно короткий промежуток времени, что начинает отсчет от Второй катастрофы. Мощная мускулатура, изменённый скелет позволяет этому монстру передвигаться с невероятной скоростью и совершать огромные стремительные прыжки. Псевдособака весьма устойчива к радиации и ударным аномалиям. Есть сведения, что крупная сильная особь без серьёзных повреждений переживёт и знакомство с ведьминым студнем. Далеко прыгает и, возможно, умеет телепортироваться на небольшие расстояния. Пси-возможности псевдособак – за исключением некоторых подвидов – невелики. Первая встреча с псевдособакой производит на новичка неизгладимое впечатление – иногда фатальное. Многие сталкеры считают псевдособак настоящими «духами смерти» зоны. Впрочем, с опытом беспричинный страх перед этой объективно не самой опасной тварью проходит. Образ жизни и поведение: Эти существа ведут территориальный образ жизни и яростно атакуют любого, кто вторгается в их владения. Чаще встречаются поодиночке, но нередко – и парами, и небольшими стаями, по полудюжине особей. Часто можно видеть, как псевдособака руководит стаей слепых псов. Но вряд ли это «сотрудничество» простирается дальше одной совместной охоты. Псевдособаку вполне можно приручить, но начинать нужно с совсем маленького щенка. Известны по крайней мере два сталкера, которым это удалось: У Доктора — кобель Дружок и у Ноя — сука Лесси, которая впоследствии принесла потомство. Отношение к другим тварям: В одиночку псевдособака способна задрать всё, что сравнимо по размерам, включая человека. И скорее всего, так и сделает. Точно не враждует только со слепыми псами, более того, два вида собак часто вместе охотятся. Отношение к более крупным и редким тварям не выяснено, но понятно, что она ненавидит химер и контролёров. Отношение к людям и советы сталкеру: Молниеносная реакция, неимоверная подвижность и острые зубы делают псевдособаку очень серьёзным противником, против которого тяжело устоять даже крупному мутанту или хорошо вооружённому сталкеру. Как и в случае со слепыми псами, проще обойти псевдособаку, чем встретиться с ней – тем более со стаей – лицом к лицу. Сталкеры не значатся в повседневном обязательном меню псевдособак, но, в отличие от слепых псов, избегать вас они не будут. В ближнем бою «волчок» чрезвычайно опасен – из-за своей феноменальной скорости. Старайтесь держать его на расстоянии, поливая свинцом. Так или иначе, пара-тройка зарядов крупной дроби посмертно лишит псевдопса интереса к вам. Также, следует знать о тактике атак: глаз псевдособаки имеет дополнительную пару мышц, чья функция – закатывать глазное яблоко под надбровную дугу. Перед «большим прыжком» собака четко фиксирует цель взглядом, затем прыгает, одновременно закатывая глаза, чтобы избежать их повреждения. Иными словами, во время прыжка она слепа. Тех долей секунды, что занимает всё вышеописанное, достаточно опытному сталкеру, чтобы отпрыгнуть в сторону и воспользоваться преимуществами огнестрельного оружия. Практическая польза: Оставляет "Хвост псевдособаки". Подвиды: В глубинных районах Зоны, куда редко добираются сталкеры, обитают гораздо более опасные твари — чернобыльский пёс и пси-собака, обладающая невероятной способностью создавать свои собственные копии, которые вполне по-настоящему атакуют непрошенных гостей. Менее известны (хоть и более распространены) серая собака, сумеречная псевдособака и матёрый псевдопёс.
Общие сведения: Видимо, пси-собаками стали те псевдопсы, которые долгое время находились под воздействием пси-излучения. Поэтому их предок - всё тот же волк. От псевдособак их отличает способность создавать своих двойников. По идее, это всё равно фантомы, но они способны наносить физический урон. Пси-собаку можно узнать по белой шерсти. В остальном же она - точная копия псевдособаки. Образ жизни и поведение: Они - одиночные животные, стая им не нужна - они в любой момент могут создать её. Обычно встречаются вблизи пси-полей. Охотятся на всё живое, что видят (если только они не сыты). Отношение к другим тварям: Скорее всего, так же не трогает слепых псов и псевдособак. Всё же остальное должно быть немедленно загрызено - особенно если вторгаются на её территорию. Отношение к людям и советы сталкеру: Люди - любимое лакомство пси-собаки. Обычно, увидев сталкера, она тут же начинает вызвать своих призраков. Поэтому желательно стрелять по ней издалека, не приближаясь на то расстояние, с которого она может вас учуять и напасть. Если это не удалось (у вас нет хорошего дальнобойного оружия или собака напала из засады), то желательно как можно скорее убить оригинал и не терять его из виду в толпе двойников. Если и это не удалось, то придётся его вычислять. Обычно пёс не лезет в драку, а стоит в стороне, иногда подскакивая, кусая и быстро отпрыгивая назад. При этом отстреливайте особо настырные копии одиночными выстрелами. Практическая польза: Оставляет "Хвост пси-собаки". Иногда в сталкерских анекдотах фигурирует "пси-суп", обладающий галлюцинногенным эффектом.
Общие сведения: Мутагенные процессы, обусловленные воздействием радиации и аномалий, в значительной степени сказались на облике этих млекопитающих: местами они облысели, а местами, наоборот, обросли очень длинной жёсткой шерстью. Копыта изменили форму, заострились, приобретя сходство с когтями. Зрачки обесцветились. По непонятным причинам, у кабанов-мутантов по 4 уха (2 из них поменьше). Мясо кабанов, хотя и несколько радиоактивно (кабаны запросто переносят огромные дозы), вполне пригодно к употреблению в пищу, чем сталкеры часто пользуются. Образ жизни и поведение: По большей части встречаются стадами не больше десятка особей. Как и их предки, кабаны всеядны: могут пастись, поедая траву, растения, коренья, не брезгуют падалью, легко сожрут животное, убитое при обороне (или своего сородича, убитого в драке с врагами или с другим кабаном). Патрулируют свои владения. Кабаны крайне агрессивны, и с готовностью бросаются на всякого, кто зайдёт на их территорию. В каждом стаде есть ярко выраженный вожак – он-то и будет атаковать незваных гостей в первую очередь, а в ярости может наброситься и на своих. Отношение к другим тварям: Меньших по размеру животных кабаны вполне могут сожрать, хотя специально не охотятся, да и делать этого не умеют. С плотями периодически пасутся вместе, но столь же часто и конфликтуют. Слепых собак гоняют, если те подойдут слишком близко. Легко поддаются контролёру. Отношение к людям и советы сталкеру: Кабаны, особенно вожаки стад, чрезвычайно агрессивны; если сталкер зайдёт на их территорию, то следует ждать нападения. Впрочем, далеко преследовать человека они не будут. Кабаны лишены всякой хитрости: уповая на свои размеры, мощные клыки и копыта, кабан атакует с разбега, летя прямо на врага, старается сбить его с ног и затем разорвать клыками и копытами. Даже неопытному сталкеру не составляет труда отпрыгнуть с линии атаки кабана и угостить его очередью в филейную часть. Несколько сложнее ситуация становится, когда несколько кабанов атакуют одновременно – но и тут спасает концентрация внимания. Если убить вожака, то остальное стадо начинает паниковать и часто разбегается, теряя к сталкеру всякий интерес. Кабан целиком покрыт салом и плотной шерстью, поэтому достать его жизненно важные органы непросто. Уязвимые места – сердце под левой лопаткой и пасть, при атаке всегда распахнутая. Имеет иммунитет к большинству видов оружия (в основном - к пистолетам). Практическая польза: Оставляют сталкерам "Копыто кабана". И, естественно, ингредиенты для замечательного супа...
Общие сведения: У плотей сформировался мощный многослойный наружный покров, по составу – чешуйчато-костный. Передние конечности превратились в насекомоподобные ноги – заточенные зубастые «пилы», которыми плоть пользуется для выкапывания кореньев, разрывания падали, атаки и обороны. Копыта уплотнены, раздвоены. Кости утолщены, поэтом из-за большого веса скелета плоти часто нужно отдыхать. Эти твари приобрели совершенно невероятные, даже по сравнению с другими обитателями зоны, способности к регенерации. Из оторванной конечности новая плоть, конечно же, не вырастет, но сама «хрюшка» запросто отрастит себе хоть все ноги сразу. Изучить механизм этого явления – одна из главных задач учёных в зоне: результаты исследований обещают произвести революцию в медицине. Очень сильно изменена форма головы. Вместе с тем, внутреннее строение плоти по-прежнему приближено к жвачным, а не хищным животным. Желудок хорошо растягивается и долго переваривает пищу из-за нерегулярного питания. Глаза плоти тоже эволюционируют - один постепенно уменьшается (но не исчезает совсем), а второй приобрёл способность быстро вращаться в разных направлениях. Нервная система (вкупе с головным мозгом) очень усложнена. Образ жизни и поведение: Плоти пасутся небольшими группами и, как правило, ведут себя неагрессивно и пугливо. Встречаются в самых разнообразных местах, могут облюбовать как открытую полянку, так и заросли или развалины. Неплохо чувствуют себя и на болотах. Как и все создания зоны, умеют обходит аномалии, хотя в панике вполне могут влететь в ловушку. Всеядны. Отношение к другим тварям: Часто пасутся вместе с кабанами, но нередко и конфликтуют. Собак, кошек, прочих агрессивных существ опасаются, предпочитая спасаться бегством, если что. Но если плоти чувствуют, что перевес на их стороне – переходят в контратаку, и тут нерасторопным хищникам может статься туго. Задранную жертву плоти с удовольствием съедят. Легко поддаются контролёрам. Отношение к людям и советы сталкеру: Вооружённых людей опасаются и стараются держать дистанцию, хотя не слишком развитые органы чувств не всегда позволяют вовремя заметить охотника. Плотей легко обратить в панику, завалив кого-то из стаи или просто открыв по ней огонь. Однако они не отказывают себе в удовольствии напасть сзади из засады. И вот тогда нужно быть очень внимательным: передние конечности наносят глубокие, плохо заживающие раны. Это если был бронежилет. Ели не было – плоть запросто распорет человеку живот или отхватит руку или ногу. Плоти заросли плотным, почти твёрдым покровом, однако огромные глаза и задняя часть тела остаются уязвимыми. Практическая польза: Оставляет трофей "Глаз плоти". Часто используется в пищу.
Общие сведения: Зомби - это люди подвергшиеся нападению контролёров или воздействию пси-антены бедняги. Физически — это люди, но полностью потерявшие личность и способность мыслить. Единственное, что осталось — инстинкты и жизненные привычки. Разрушение личности зависит от силы и продолжительности воздействия. Неизвестно, регенерируют ли. Есть сведения, что замечательно. Спокойно переносят радиацию и пси-излучение, поэтому могут атаковать сталкеров в тех условиях, в каких последние сражаться нормально не могут. Образ жизни и поведение: Растительное существование, нейтральны пока не хотят есть. Потом пытаются найти еду – атакуют Для сравнения: обычный зомби и военныйлюдей и животных. Зомби военных и сталкеров опасны пока «свежие» и сохранили оружие. Потом они деградируют и окончательно опускаются - теряют все вещи, разрывают одежду... Обычное состояние – бесцельное хождение по Зоне, сидят, дремлют, стонут бормочут отрывки фраз, ищут и едят трупы. Могут что-то просить или говорить (просить спасти их – вывести из Зоны). Торможение всех физ. процессов в их организме ведет к тому, что убить их в достаточно трудно (они отыгрывают анимацию смерти , через некоторое время встают и пытаются напасть, идут за обидчиком). Зачастую при себе могут иметь предметы быта, оружие и т. п., но пользоваться ими не умеют Любят повторять повадки людей (видимо, у них остаются условные рефлексы). Отношение к другим тварям: Мясо зомби слишком «грязное», поэтому мутанты в пищу их практически не используют. Будучи вооружёнными, зомби обычно открывают огонь по любым незомбированным существам. На удивление, стреляют метко. Отношение к людям и советы сталкеру: Отсутствие болевых ощущений и замедленный метаболизм делают их весьма проблемными противниками. Контролёр ум Атака зомбиеет «активизировать» зомби, заставляя их атаковать своих врагов. Зомби не очень опасны, особенно когда они уже старые (т. е. давно находится в своем состоянии). Быстро убиваются только выстрелом в голову. Практическая польза: Иногда оставляют после себя свои вещи. Можно вдоволь помародёрствовать. Ещё оставляют "Руку зомби". Подвиды: Зомби-гражданский, зомби-призрак, военный зомби.
Общие сведения: Снорки-анатомическая схожесть с человеческим организмом составляет 90-95 процентов. В результате облучений и существования на природе волосяной покров исчез. Тело усеяно ушибами и ранами. На лице чётко узнается противогаз ПДА-3М серого или чёрного цвета. Нижняя часть маски оборвана и можно увидеть совершенно отсутствующие губы и дёсны бурого цвета. При ходьбе часто нагибается или присаживается на корточки, разглядывая землю. Из-за разрушения хрящевого материала, существо ходит немного сгорбившись, так как позвоночник не может вынести постоянных нагрузок на прослойки. Абсолютно поддавшиеся животным инстинктам люди. Достоверно неизвестно, какие условия могут довести человека до такого состояния. Изменился внутреннее строение конечностей: появилось большое количество сухожилий, позволяющих сноркам совершать невероятные прыжки. Передвигаются на четырёх конечностях, постоянно обнюхивая землю в поисках жертвы. Перед нападением подходят к цели боком, как кошки, стараются обойти со спины. Издают звуки напоминающие звериный рык. Обитают стаями, организуют логова. У всех особей на теле остатки армейской экипировки, что позволяет предположить в них пропавших без вести сталкеров или военнных. Свою кличку "Снорк", мутант получил от немецкого журналиста канала RTL Ульриха Козе, который вёл репортажи о положении на Украине после аварии. В своих интервью он называл монстра -Schnorhel, что обозначает - нос. Имя пришлось по вкусу армейцам, которые быстро переделали его в "Снорк", а пугающее прозвище "Дух" произошло само по себе. Первый контакт с "Духами" произошёл 22 мая 2007 года возле одного из блокпостов на 30-ом км. армейского "подвоза" в Зону со стороны Харькова. Один из офицеров, ждавший возле ворот "блока" машину сменщика был забит насмерть одним из "Духов", который был застрелен выбежавшими с блокпоста "срочниками". Орудием убийства был проржавевший корпус от "Иж - 91". Снорк, как и псевдогигант, - это одна из загадок Зоны. Видимо, они когда-то были людьми, но теперь они абсолютно неразумны, действуют по инстинктам. Могут издавать рычание. Имеют много сухожилий, что позволяет им хорошо прыгать. Но прибегают они к такому способу перемещения только тогда, когда они гонятся за добычей. Они перемещаются на 4 конечностях. На их телах сохранились остатки военной формы (иногда в их карманах можно найти старые патроны и прочую мелочь) и противогазов ПДА-3М. Всё это указывает на то, что раньше они были военными. Образ жизни и поведение: Животное стайное, размеры стаи не ограничены. Могут, впрочем, охотится и в одиночку. Имеют логова - как правило, под землёй (пещеры, подземные лаборатории). Иногда там же и охотятся. Обычно они ползают по земле, принюхиваясь в поисках жертвы. Найдя её, они сначала большими прыжками нагоняют её, а потом, двигаясь боком, пытаются окружить и напасть со спины. Иногда у снорков бывает и огнестрельное оружие правда используют его они разве что в качестве дубины. Отношение к другим тварям: Любое существо они, в первую очередь, воспринимают как потенциальную добычу. Если видят, что оно им не по зубам (например, группа псевдогигантов), они отступают. Но стае плотей пощады ждать бесполезно - вся надежда только на ноги. Отношение к людям и советы сталкеру: На любого человека они нападут, не задумываясь. Попасть в них очень сложно, а справиться с группой может только опытный сталкер - и то с трудом. Желательно отходить от них спиной вперёд, отстреливаясь, уворачиваясь от прыгающих тварей и не давая напасть на себя со спины. Практическая польза: Оставляет трофей "Стопа снорка". Иногда в его экипировке можно найти ещё годные вещи - например, пистолет в кобуре.
Общие сведения: Сутулый неразумный гуманоид с четырьмя щупальцами вместо нижней челюсти и губ. Ловок, силён. С помощью щупалец данное существо питается: впиваясь ими в шею живой жертвы, оно парализует свою добычу и высасывает её кровь. Щупальца кровососа имеют железы, выделяющие ферменты, разъедающие кожу жертвы. после такой процедуры от человека остаётся лишь высохшая, напоминающая мумию оболочка. Наиболее удивительное в кровососе - его способность становиться невидимым. Хорошо видит в темноте. Похоже, он близок к холоднокровным существам - кровообращение замедленно, а идеальная температура для него - около +20 градусов. Животное ночное, и в темноте видит лучше, чем днём. Из-за особого строения глаз его глаза в свете фонаря светятся красным. Также имеет острые когти. Образ жизни и поведение: Судя по всему, именно эти создания ответственны за смерть большого количества сталкеров. Мало кто из очевидцев остался в живых - и, судя по рассказам этих счастливчиков, для обитания кровососы предпочитают сырые места вроде болот и подземелий. Им вообще требуются влажные и тёмные места. Предпочитает действовать в одиночку, но это необязательно. Отношение к другим тварям: Он хищник, и к тому же яростно охраняет свою территорию. Скорее всего, не ладит ни с кем. Отношение к людям и советы сталкеру: Людей он не трогает - если совсем объелся. Видимо, сталкеры у него - особое лакомство. Что интересно, иногда он не может "присосаться", если на человека надет противогаз или другой тип шлема. Он не может становиться полностью невидимым - его обычно можно вычислить по лёгким искажениям воздуха или глазам. Практическая польза: Оставляют "Щупальца кровососа". Их можно продать учёным или использовать в пищу. Подвиды: Есть три основных вида кровососов: сухопутный, подземный и болотный. Сухопутный (обычный) кровосос обитает в основном в зарослях кустов или в небольших рощицах. Однако нередко можно встретить такого кровосоа на открытой менстности. Подземные кровососы живут в сырых тунелях, старых канализационных стоках и заброшенных лабораториях. Их кожа довольно чувствительна к свету, поэтому подземные кровососы если и выходят из своих убежищ то только ночью. Покрыт тёмной шерстью, узкая голова. Болотный кровосос - ещё один вид. Не является болотной тварью! Обитает в заросших камышом болотах и высохших речушках. Поэтому и имеет соответствующий вид: кожа светлая и имеет желтоватый оттенок под цвет камыша, на густой шерсти таких кровососов всегда селится болотная растительность, такая как мох. Кроме того, особо сильные особи - матёрые кровососы, тоже могут считаться подвидом. А в Припяти встречается очень редкое существо - чёрный кровосос.
Общие сведения: Бюрер, как и контролёр, - это результат генетических экспериментов учёных (предположительно, О-Сознания) над заключёнными. Им пытались привить телекинетические способности - и это удалось. Но подопытные потеряли весь разум и превратились в обычных мутантов. Когда Эксперимент вышел из-под контроля, все испытуемые разбежались - и бюреры тоже. Теперь они расселились по труднодоступным уголкам Зоны. Ранее считалось, что в бюреров со временем превращаются контролёры. Рост - примерно 1,5 метра. Они очень толстые, гипертрофированные лица, иногда со светящимися глазами. Ходят в старых чёрных халатах (видимо, ещё со времён, когда они были зеками). Резкий свет может их ненадолго ослепить. Могут то ли вызывать слуховые галлюцинации, то ли издавать различные странные звуки (например, плач ребёнка). Обычно при ходьбе переваливаются и бормочут себе под нос. При виде врага издают громкое рычание - рассерженный крик. Говорят, они могут предвидеть будущее и знать, что на них нападёт враг. Изначально умели немного разговаривать и были разумны и имели возможность наносить тепловой удар. Позже это вырезали (вместе с самим бюрером). Образ жизни и поведение: Обитает под землёй (боится яркого света), в подвалах и подземных лабораториях. Самое большое скопление - в подземельях Тёмной Долины. Но обычно живёт в одиночестве или с 1 - 2 товарищами. Любого, кто нарушает его покой, пытается убить. Атакует телекинетическими ударами и руками. С лёгкостью поднимает силой мысли любые предметы и швыряет ими во врага. Кстати, телекинез небольших вещей (консервные банки, листы бумаги и т. д.) у него может происходить бесконтрольно, просто при движении. Также может вырвать оружие из рук незадачливого сталкера. Может создать гравитационное поле, защищающее его от пуль и любых других неприятных факторов, также некоторые "более матёрые" бюрреры могут нетолько останавливать пули, но и запускать из назад. Питается трупами. Возможно, имеют свой религиозный культ. Отношение к другим тварям: Специально на поверхность, на охоту, выходит редко - обычно ему достаточно пропитания и у себя в подземелье. Но если кто-то зайдёт к нему в жилище, то бюрер будет драться до последнего. От очень сильного противника может попытаться и сбежать, но ввиду его чрезвычайной неуклюжести ему вряд ли это удастся. Отношение к людям и советы сталкеру: На любого человека нападает без раздумий и дерётся отчаянно. Естественно, лучше всего нападать на него сзади (это удаётся редко) или пользоваться снайперским оружием (это удаётся ещё реже из-за специфики местообитания бюрера). Желательно убить его как можно скорее - иначе он может вырвать ваше оружие и зашвырнуть его в ближайшую аномалию. По этой же причине против него малоэффективны гранаты - он просто швыряет их обратно во врага. Часто сталкерам приходилось хватать нож и бежать на бюрера в рукопашную - способ опасный, но верный. Нужно вовремя уворачиваться от летящих в тебя вещей и от рук бюрера. Практическая польза: После смерти оставляет трофей "Рука бюрера". Подвиды: Более часто встречающееся существо - карлик. Бюреры могут предводительствовать их отрядами, но так до конца и не понятно, кто из них - подвид. Также ближе к центру Зоны встречаются пси-бюреры - видимо, бюреры, долгое время находившиеся возле источников пси-излучения. Могут пытаться брать под контроль людей, создавать сильные галлюцинации, сталкер слышит стоны и завывания, дезориентирован в пространстве.
Общие сведения: Излом произошел от человека. Информации о данных мутантах очень немного, предполагается, что это местные жители, проживавшие на территории вокруг Чернобыльской зоны до второй аварии. Он разумен, умеет говорить (хотя и плохо знает человеческий язык). Бегает быстро. В романе Сергея Недоруба "Песочные часы" высказывается версия, что изломы могут создвать локальные гравитационные искажения, к которым притягивается конечность при ударе. Подтверждение этой теори продемонстрировано в эпизоде в лаборатории под Агропромом, когда напавший на главных героев мутант пытался укрыться в вентиляционной шахте. Чтобы подняться на нужную высоту, излом воспользовался своей конечность как средством для полета (создав гравиискажение, мутант смог подняться в воздух на собственной руке). Основное орудие излома и главное его уродство - большая гипертрофированная правая рука. Левая же вполне обычна. Возможно, телепат. Образ жизни и поведение: Могут проявлять агрессивность, но могут также и помочь в обмен, к примеру, на еду. Нападают на сталкера только со спины. Но обычно не очень агрессивны. Свою руку прячут под одеждой, чтобы на них не нападали сразу. Очень хитёр. Живёт недалеко от сталкеров, иногда ладит с ними. Отношение к другим тварям: Питается различными небольшими зверями - крысами, плотями и собаками. Отношение к людям и советы сталкеру: Приманивает разговором, а потом атакует или продолжает беседу, а в обмен на еду даёт информацию. Как уже сказано, живёт недалеко от сталкерских баз. Практическая польза: Его руку можно продать за немалые деньги. Если же беседа заладится, то от него можно узнать много всего интересного.
Общие сведения: Контролёр напоминает человека плотного телосложения с непропорционально большой головой гуманоидальной формы. На голове - выпученные чёрные глаза, по обе её стороны - два пульсирующих непонятных органа (то ли язвы, то ли ещё что). Гол до пояса, его торс обмотан бинтами, одет в джинсы или обрывки комбинезона. Собственно, контролёры появились в результате экспериментов над уголовниками, проводившихся в Зоне. После Второй Катастрофы лаборатории были разрушены, и подопытные разбежались. При встрече с противником пытается с помощью своих психотронных сил причинить ущерб оппоненту. Пси-удар наносит значительные повреждения, не только физические, но психические. Контролёр способен воздействовать на разум своей жертвы, подчиняя её своей воле. Но, собственно, и руками дерётся неплохо. Разумен, умеет говорить. Довольно (к счастью) редкий мутант. Передвигается медленно. Питается мясом, в т. ч. и человечьим. Образ жизни и поведение: Он - существо одиночное. Это не значит, что он живёт в одиночку - это значит, что он не встречается с другими особями своего вида. Компанию ему составляют толпы зомбированных людей и мутантов. Любит жить в длинных подземельях, в самой глубине тоннелей. Нападает из засады и сохраняет зрительный контакт. Если контролёр ещё молод (они как-то размножаются) или очень слаб, то он может просто усыпить врага или приказать ему застрелиться. Взяв под контроль зомби, он обычно наблюдает за ними с того места, откуда может видеть окружающее пространство и возможных жертв - крыши, деревья. Зомби при этом обычно имитируют обычную жизнь - ходят, переговариваются и пр. Отношение к другим тварям: Мутант может контролировать на определённом расстоянии существ: сталкеров или мутантов, делая их своими рабами. Почти наверняка рядом с ним крутятся несколько подчинённых крыс. А обычно - ещё и несколько сталкеров и группа слепых псов. Кстати, на всех представителей собачьих и химеру он действует с трудом. Возможно (не доказано) нейтрален к бюрерам и изломам. Отношение к людям и советы сталкеру: Людей он превращает в зомби и периодически поедает кого-нибудь из своей "свиты", поэтому считается достаточно опасным монстром и представляет угрозу даже для опытных сталкеров. Методы борьбы с контролёром заключается в отсутствии зрительного контакта между сталкером и мутантом (однако контролер может производить пси-атаку и к находящемуся спиной противнику). Для борьбы с ним требуется какое-нибудь убойное и скорострельное оружие, чтобы убить его как можно быстрее. Очень эффективны гранаты (вот только когда у тебя раскалывается голова и ты весь шатаешься, кидать их в цель очень сложно). Возможно, иногда с контролёром можно договориться - например, на обмен. Но это только теория. Но то, что при встрече с сильным противниеом он старается спрятаться и уйти - это правда. Практическая польза: Кроме трофеев "Руки контролёра" и "Безоар" никакой. Разве что он может привести сталкеру кучу монстров, с которых он потом соберёт трофеи. Сомнительное удовольствие... Изредка у контроллёра можно найти старую, давно отсыревшую пачку сигарет или журнал с какими-то записями, что даёт основания предполагать, что когда-то они были людьми.
Общие сведения: Поистине сверхъестественные невидимые существа, встречающиеся только в глубине Зоны. Считается, что это - души сталкеров, попавших под Выбросы. Механизм проявления этих невидимок действительно соответствуют легендам о полтергейсте (откуда и название) и отличается разнообразием: от периодического воя и смеха до появляющихся из ниоткуда опасных огненных шаров. Их обычная форма - это летающие окружённые искрами шары. Если их убить, то шар рассеивается и из него вываливается сам полтергейст. Образ жизни и поведение: Обитают, как правило, внутри полуразрушенных зданий, в подземных лабораториях. Основное состояние - лежать, дремать, «думать». При приближении визитер получает мощные пси + физ. удары полем. Но в данном случае это своего рода защитные ауры. Это немощное, летающее невысоко над землёй, существо таким образом защищает свою жизнь. Огненный полтергейст Включая защитные ауры, одновременно пытается уползти в укрытие. Еду подманивает, притворяясь трупом, с последущим «включением» пси-поля. На открытых местах не встречается. На ауры тратит энергию. Потом практически бессилен, но может нанести чувствительные удары оставшейся парой конечностей. Создает пси-образы - тени, отвлекающие врагов от него. Тени проходят через стены. Их наличие - показатель присутствия полтергейста. Столкновение с тенью приводит к падению выносливости. Физ. повреждений нет - только психический вред. Отношение к другим тварям: "Другие твари" предпочитают их избегать. Впрочем, известно, что в лабораториях полтергейсты часто мирно соседствуют с тамошней фауной. Отношение к людям и советы сталкеру: Обычно он атакует, но иногда просто следует за человеком или пугает его. Швыряется в людей предметами. Подвиды: Огненный полтергейст, электрический, полтергейст-телепат.
Общие сведения: 2 руконоги используются данным существом для передвижения и хватания жертвы, ещё две атрофированы. Взрослая особь достигает веса в две тонны при росте около двух метров. Внешняя неуклюжесть очень обманчива - псевдогиганты стремительны в движениях, их мышцы обладают просто поразительной мощью, а кости в прочности не уступают металлу. На голове присутствует очень плотный панцирь. Головной мозг защищён толстейшим - около 100 миллиметров! - черепом; кроме того, многие сложные функции выполняет спинной мозг. Поразительно также умение псевдогигантов формировать на поверхности земли локальные ударные волны, поражающие в ограниченном радиусе всё живое. Довольно глуп. Происхождение его неизвесто, но, предположительно, это - человек, над которым ставили опыты. Образ жизни и поведение: Часто встречается в подземных лабораториях, но может и выбраться. При виде человека с рыком бросается на него напролом. Отношение к другим тварям: Неизвестно. Возможно, он не трогает полтергейстов и крыс с тушканами - последние ему просто не нужны. Отношение к людям и советы сталкеру: Нападает незамедлительно. Единственный веский аргумент для того, чтобы он успокоился навсегда - это крупнокалиберный пулемёт.
Общие сведения: Химера имеет вид четвероногого существа с двумя головами (одна из них недоразвита, имеет вид эмбриона). Примерно 1,4 метра в холке. У химеры дублирована система внутренних органов (в том числе и мозг), что позволяет ей легче переносить травмы - если ей повредить одно сердце, другое продолжит функционировать. В качестве оружия использует огромные когти на передних лапах. Имеет бурую шерсть, повадки медведя и пантеры.Химера планировалась как универсальное животное-защитник (УЖАЗ). Создана людьми, возможно в лаборатории Х-18. По внешним признакам химеру можно признать как смесь медведя, тигра (или пантеры) и человека. Сильна, ловка и хитра. Может питаться и трупами. Очень хорошо регенерирует. Образ жизни и поведение: Химера всегда появляется неожиданно, любит нападать со спины. При обнаружнии может и отступить. Благодаря некоторым свойствам лап, животное может передвигаться почти бесшумно,и зачастую определить,что химера рядом, можно лишь по датчикам движения. Мощные задние лапы дают возможность монстру прыгать на чудовищные расстояния. Этим она и пользуется, и прыжок на противника является неотъемлемой частью атаки. Удары животное наносит когтистыми лапами. Больше всего химера опасна ночью. К счастью, имеет привычку недопрыгивать пару сантиметров до главного героя и некоторое время отходить, давая драгоценные секунды на ее убийство. Охотится ночью, днём отлеживается в логове. Отношение к другим тварям: Химера - прирождённый хищник, не ведающий чувства жалости. Конкурирует с особо сильными хищниками, хотя считается наиболее опасным монстром Зоны. Отношение к людям и советы сталкеру: Видя человека, она обычно подкрадывается со спины и прыгает. Если успеть увернуться, то можно растрелять её сзади - остановиться она уже не может. Охотятся на химеру ночью. Практическая польза: Оставляет "Коготь химеры".
Образ жизни и поведение: 4 метра в Высоту, с многочисленными зубами и клешнями, это существо вселяет ужас при одном только виде. Имеет четко очерченную территорию, за которую не осмеливается ступить не один мутант. Даже Химеры, при виде Псевдопаука бегут в панике. Свою территории Псевдопаук "Чистит" от артефактов, хабара, и прочего, поэтому не факт, что в его логове вы найдете целую кучу всего. Довольно быстрое существо с хитиновой кожей, которую трудно продырявить пулями. Ночью выходит на охоту, днем - отсыпается. Отношение к другим тварям: В зависимости от самого мутанта. Псевдогиганта, Химеру, Бюрера - Псевдопаук считает Соперником по территории, по этому атакует их, они заходят на его участок. Остальных, в том числе и Человека, он считает пищей. Отношение к людям и советы сталкеру: Псевдопаук ревностно защищает "Застопоренный" им участок. Определить можно по нестерпимой вони. Так он метит свою территорию. Если ты зашел - берегись, и поскорее уноси ноги, ибо одному человек завалить такую махину никому не удавалось.
Общие сведения: Тварь напоминает огромную, личинку с кучей уродливых отростков, двумя длинными массивными острыми клешнями, и набор зуб каким позавидовала бы химера.Выглядит ужасно,один вид уже вводит в панику жертву, огромные налитые злобой красные глаза плавно входящие в хитин, очень медленная, передвигается посредством ползанья, так же может издавать ментальный писк заставляя оппонента, терять самооблодание, и паниковать.Предположительно произошел от улитки или опарыша.Впервые был обнаружен сталкером по кличке "Швед" в подземелье агропрома, и после был зарисован как рисунок, получилось конечно не очень, но примерная суть такова, как выяснилось эта тварь и была ответственна за смерть Изверга-главы монолита.
Образ жизни и поведение: Редкое существо обетающее в сырых подземельях.Нападают как правило внезапно и неожиданно, так как их скользкая масса позволяет передвигаться бесшумно.Как и любое насекомое рьяно защищает свою территорию, и как правило при виде чужака старается его убить и сожрать. Отношение к другим тварям: Несмотря на ментальные способности достаточно туп, и нападает на всех мутантов без разбора стараясь убить и сожрать.
Отношение к людям и советы сталкеру: Определить что тут поселилась личинка очень трудно, если вы только не выйдете в самое логово что подтверждают многочисленные скелеты в нетронутых комбезах.Людей как и всех считает лишь пищей.
Практическая польза: Вид совершенно не исследован и за запчасти могут хорошо заплатить узколобые, также в его логове много найти нетронутых комбезов и оружия, как правило личинки не чистят свое логово.
Описание: Редковстречаемая тварь. Проживает в основном в подземельях. Представляет из себя сильно мутировавшего толи паука, толи таракана. Различают самцов (картинка справа) и самок (картинка слева). Самки более аггресивны, но гораздо легче убиваемы из-за не такого толстого, как у самцов, хитинового панциря. Атакует передними конечностями, по форме напоминающими клешню и пилу одновременно. Генерирует слабое антигравитационное поле, позволяющее этой твари "летать" невысоко над полом, за что и получил своё прозвище. Имеет мощный интелект. Размер - около 1 метра в холке. Места обитания: Очень любит темноту и сырость, потому можно часто встретить рядом с колониями бюреров. Проживают обычно "семьями" по две взрослые особи и 4-6 молодняка. На поверхность не выбираются никогда. Пропитание: Питается двумя способами. Первый - классический (сжирает только что убитую жертву). Второй характерен только для самок - откладывает яйца в тело жертвы, где её личинки проходят все стадии развития до молодой особи. Личинки едленно поедают живую жертву, которая испытывает страшные и мучительные боли. Процесс занимает от двух до пяти суток. Отношение к животным и сталкерам: Тварь малоаггресивная, при заходе на её территорию и не выказывании угрозы может даже не напасть, если не голодно, или не требуется отложить яйца. С животными - аналогично. Практическая ценность: Учёные говорят, что с этими существами можно выйти на контакт, но никто этого не может подтвердить - все, кого "яйцеголовые" отправили за поимкой живой особи погибли. Запчасти (конечности, голова) с большой охотой скупаются учёными по высокой цене.
Свампер Описание: Загадочный мутант, обитающий исключительно в болотах или лесах. Быстр, хитер, умен, выходит на свою охоту только, когда Зона покрывается мглой. Мало кому от него удается уйти. Но те кому посчастливилось, рассказывают, что эти твари испытываю необъяснимы страх к зданиям, и никогда не заходят внутрь их. Это существо наводит ужас на обитателей тех мест. Места обитания: Обитает на Янтаре, Рыжем Лесу, Темной Долине, Лесной Чаще, Окрестностях Тюрьмы,Юпитере, Затоне Пропитание:Питается только мясом. Отношение к животным и сталкерам: Атакует большинство людей или мутантов. Однако на хорошо вооруженную группу двуногих или на человека, которого оно считает опасным, никогда не нападет. Практическая ценность:Никакой.
Кабан-секач Описание:Чернобыльская "эволюция" не стоит на месте. Именно она, а так же воздействие аномальных полей помогла мутировать обычным кордоновским хрякам, живущим в местах с высоким радиационным фоном, в мощных и свирепых убийц. В отличие от своих братьев со Свалки и Кордона, особи данного вида более сильны и выносливы, а соответственно, более опасны. Так же, у матерых особей часто появляются несколько дополнительных пар клыков и бивней. Места обитания: Обитают на просторах Милитари, на Радаре, в Рыжем Лесу, в Лесной Чаще, Затоне, Юпитере Пропитание:Питается как и обычный кабан мясом. Отношение к животным и сталкерам:Как и кабан убивет всех кого может ради пропитания. Практическая ценность:За клыки кабана секача учённые дают неплохие деньги.
Псионик Описание:А вот так отразилось воздействие Затона на контролере. Пси -способности возрасли на столько, что мутант способен брать под контроль несколько десятков живых организмов. Этакий Радар на ножках. так сказать. Впрочем многие сомнеаются в его существовании -этому нет ни одного документального подтверждения. Места обитания:Водится восновном на Затоне, но говорили что видели такого в Тёмной долине. Пропитание:Ест как и обычный контролёр любое мясо. Отношение к животным и сталкерам:Как и контролёр берёт всех кого может под контроль и убивает ради еды. Практическая ценность:За труп этого мутанта учённые объявили награду 50000 рублей.
Медведь Описание:Раньше это был обычный бурый медведь,который водится в лесах Украины.После первого взрыва на ЧАЭС все люди были эвакуированы,это дало место здешней фауне.После второго взрыва фауна немного мутировала и не исключением стал медведь.Последствия также повлияли на его внешность,и он стал намного агрессивнее.Без усилий может порвать человека.Тяжело убить из-за плотной кожи. Места обитания:Лесная чаща,Рыжий лес,Припять,Юпитер,Затон,Каменная посадка Пропитание:Ест мясо любого вида.Не брезгует сталкерами Отношение к животным и сталкерам:Атакует,когда голоден,а голоден почти всегда Практическая ценность:За несколько кусочков кожи данного медведя,ученые готовы неплохо заплатить