вот инфы немного [spoiler]Вот уже 23 года минуло с того дня, когда произошла авария на ЧАЭС, но последствия мы наблюдаем до сих пор. Что творится на Чернобыльской АЭС сейчас? Как проводились стабилизационные работы сотрудниками ЗАО “Атомстройэкспорт”? В каких условиях строился “Саркофаг” над поврежденным реактором? Какие работы будут проводиться на ЧАЭС в ближайшем будущем? ЗАО «Атомстройэкспорт» уже несколько лет принимает активное участие в работах по повышению безопасности Чернобыльской АЭС. На вопросы отвечает заместитель начальника Управления по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами ЗАО «Атомстройэкспорт» Виктор Бондаренко.Виктор Федорович, расскажите, что происходит на ЧАЭС сегодня? Какая обстановка, какие защитные сооружения, существуют ли риски?
В 2000 году был остановлен реактор последнего энергоблока Чернобыльской АЭС. Станция перестала быть энергетическим объектом. В настоящее время разработана Программа снятия ЧАЭС с эксплуатации, реализуется План осуществления мероприятий по превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему. Поскольку выгруженное из реакторов 1-3 энергоблоков топливо находится в бассейнах выдержки, большинство служб станции, обеспечивающих ее жизнедеятельность, продолжают работать в плановом режиме. Иными словами, на станции царит нормальная, деловая рабочая обстановка. «Страшилки», которые рассказывают о сегодняшнем положении на ЧАЭС, это выдумка. Как говорят, радиации больше всего боится тот, кто о ней ничего не знает.
Можно в двух словах – что из себя представляет саркофаг, какова его конструкция, из каких материалов он сделан?
Саркофаг, который впоследствии был назван объектом «Укрытие», является уникальным сооружением, возведенном на месте разрушенного в результате аварии 4-го блока Чернобыльской АЭС.
При его создании применялись в основном металлоконструкции и бетон. В качестве опор в большинстве случаев использованы уцелевшие в результате аварии строительные конструкции 4-го блока. Работы были выполнены в беспрецедентно короткое время – 6 месяцев. Можно с уверенностью сказать, что мировая практика не знает случаев сооружения подобных объектов в подобных условиях и в такие сжатые сроки.
Назначение объекта – предотвращение выхода радионуклидов в окружающую среду и защита территории ЧАЭС и прилегающих территорий от радиационной опасности.
В 2006 году компания «Атомстройэкспорт» выполнила стабилизационные работы на объекте «Укрытие». В чем конкретно заключалась эта работа?
Cтроительство саркофага велось в условиях, при которых невозможно было обеспечить достаточную долговечность и надежность сооружения. Как я уже говорил, часть несущих конструкций объекта опиралась на конструкции разрушенного здания энергоблока, уцелевшие, но частично поврежденные в результате взрыва. Большая часть конструкций устанавливалась дистанционно, в чрезвычайно высоких полях радиации, что не обеспечивало необходимой точности при монтаже. По результатам наблюдений, проводившихся со времени возведения объекта, были отмечены отклонения отдельных конструкций от проектного положения. Появилась вероятность их частичного обрушения в результате возможного землетрясения или ураганного ветра. Стабилизационные мероприятия были направлены на укрепление подобных слабых мест.
Для выполнения стабилизационных работ был создан российско-украинский консорциум «Стабилизация», лидером которого стал «Атомстройэкспорт». Основные выполненные мероприятия – стабилизация плит перекрытия деаэраторной этажерки, усиление северной контрфорсной стены, усиление опор балки «Мамонт». Самый ответственный, завершающий этап работ – осуществление передачи нагрузки от балок, несущих кровлю объекта, на специально возведенные мощнейшие металлоконструкции усиления.
Работы были завершены в установленный срок с надлежащим качеством. Заказчиком, которым выступало ГСП «Чернобыльская АЭС», было отмечено, что контракт на выполнение стабилизационных мероприятий явился не только самым крупным, но и самым успешным контрактом в рамках реализации Плана осуществления мероприятий по превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему.
В каких условиях приходилось работать? Применялись ли дистанционные методы при строительстве и установке новых конструкций и опор?
Работать приходилось в трудных условиях. Основные трудности определялись наличием завалов в зонах производства работ и высоким уровнем ионизирующего излучения. Работа требовала высокой точности, и поэтому применение дистанционных методов практически было невозможно.
Первым этапом стало обследование путей доступа и зон производства работ на предмет наличия завалов строительных конструкций, фактического уровня ионизирующего излучения. На основании полученных данных выполнялся второй этап – разработка проектов производства работ, в которых определялись методы строительства, применяемая техника, потребности в рабочей силе, а также в средствах индивидуальной защиты персонала.
Параллельно проводился комплекс мероприятий, направленных на получение допуска персонала к выполнению работ – медицинский и биофизический контроль, теоретическое и практическое обучение безопасным методам производства работ, в том числе – на разработанных макетах.
Применялись специальные средства индивидуальной защиты и средства защиты органов дыхания, в местах проведения работ устанавливались особые защитные экраны, использовались средства пылеподавления. В результате подобной организации работ переоблучения людей допущено не было, и это, пожалуй, самое главное достижение при реализации стабилизационных мероприятий.Расскажите подробнее о медицинском и радиационном контроле при проведении стабилизационных работ на объекте «Укрытие». Как он был организован?
Право получить работу на объекте «Укрытие» могут только люди с очень высокими показателями здоровья, у которых нет противопоказаний. Каждый человек, которого консорциум «Стабилизация» принимал на работу, в обязательном порядке проходил серьезный входной медицинский и биофизический контроль в Национальном центре радиационной медицины в условиях стационара. Стоит отметить, что такой контроль сократил количество претендентов более, чем в два раза. Многие профессиональные строители и монтажники, которые имели соответствующий опыт и хотели работать, не были допущены на объект «Укрытие».
Те, кого мы взяли, проходили обязательное обследование на СИЧ (счетчик излучений человека) после каждой смены. При малейшем отклонении показателей от нормы работник направлялся на специализированный биофизический контроль, который дает полное представление о состоянии здоровья человека.
В Украине законодательно установлен предельно допустимый уровень внешнего и внутреннего облучения в размере 2 бэра в год. Это норма, определенная медицинской наукой, при которой не наносится никакого вреда здоровью человека. Для предотвращения случаев превышения допустимого уровня на Чернобыльской АЭС был установлен так называемый «контрольный уровень» в размере 1,4 бэра.
Каждый работник в обязательном порядке обязан при себе иметь специальный накопительный индивидуальный дозиметр, который позволяет контролировать полученную дозу. Когда доза приближалась к показателю, близкому к 1,4 бэра, человек отстранялся от работы в зоне ионизирующего излучения, проходил выходной медицинский контроль, после которого направлялся для работы за пределами Зоны отчуждения.
Работали вахтовым методом – две недели отработали – две недели дома. На объект ежедневно заходили и 100, и 180, и 240 человек, в зависимости от производственной необходимости. Люди постоянно менялись. Оформляется и заходит одна бригада. Пока она работает, оформляется допуск другой, и так целый день. Бывало, работали по одному часу. Иногда радиационная обстановка не позволяла работать специалисту больше 30 минут в день. Время работы ограничивалось при помощи дополнительного оперативного дозиметра, который был у каждого. Перед каждой сменой этот дополнительный дозиметр настраивался в соответствии с документами, в которых указана допустимая дневная доза радиации, маршруты движения работника, виды и особенности выполняемых им работ. Дозиметр подавал заблаговременный сигнал о завершении смены, с учетом времени, которое понадобится на обратную дорогу до входа в санитарный шлюз. Такой подход позволил исключить случаи не только переоблучения людей, но и случаи превышения предельно допустимого уровня.
После завершения работ на объекте «Укрытие» каждый человек в обязательном порядке проходил медицинский и биофизический контроль в стационарных условиях. Это полное медицинское обследование, при котором проверяется сохранение первоначального состояния здоровья. Как я уже говорил, ни у кого из специалистов отклонений не было. А всего в стабилизационных работах по первому контракту приняли участие более 1,5 тысячи человек.
Вы говорите – по первому контракту. Был еще второй, третий? Расскажите.
В 2008 году «Атомстройэкспорт» во главе консорциума «Стабилизация» приступил к выполнению следующего контракта по повышению безопасности объекта «Укрытие», которым предусмотрен ремонт легкой кровли над центральным залом разрушенного энергоблока. Эта работа получила высочайшую оценку и со стороны руководства ГСП «Чернобыльская АЭС», и со стороны иностранных наблюдателей.
В январе 2009 года мы выиграли тендер на проведение работ по повышению пожарной безопасности объекта «Укрытие», локализации потенциальных пожароопасных факторов и созданию для данного объекта современной системы пожарного оповещения и пожаротушения. С ГСП «Чернобыльская АЭС» заключен контракт, который выполняет «Атомстройэкспорт» и украинская фирма в составе консорциума «Укрытие». Также мы уже участвуем в других тендерах, объявляемых Чернобыльской АЭС.
Что может ожидать нас в будущем? Территория вокруг ЧАЭС когда-нибудь может стать пригодной для жизни человека?
Работы, которые провел «Атомстройэкспорт» на ЧАЭС, продлили срок службы объекта «Укрытие» примерно на 15 лет. За это время, согласно Плану осуществления мероприятий по превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, должен быть построен новый безопасный конфаймент (НБК).
В соответствии с концептуальным проектом, НБК представляет собою металлическую арку высотой 140 метров и размерами в плане 260 на 250 метров, общим весом металлоконструкций более 20 тысяч тонн. Это новое сооружение должно накрыть существующий саркофаг. Отдельные секции НБК должны собираться в стороне от 4-го блока и последовательно надвигаться на саркофаг по специальным тефлоновым поверхностям. НБК должен выполнять функции долговременного хранилища радиоактивных отходов с последующей возможностью демонтажа объекта «Укрытие» под новой защитной оболочкой.
В случае успешного завершения Плана осуществления мероприятий по превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему можно будет говорить об окончательной локализации последствий аварии. Это долгосрочная программа, требующая значительных, в первую очередь финансовых, ресурсов. Можно надеяться на то, что в последующие годы появятся новые технологии по обращению с радиоактивными отходами, и уровень воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на окружающую среду и людей будет постоянно снижаться.