Репутация: 5000
Регистрация: 22.09.2010
Город: Воронеж
В Субботу
_________________________________________________
Страна: Россия, Германия, Украина (2011) Жанр: драма Премьера в СНГ: 24 марта 2011 Премьера в мире: 14 февраля 2011 Длительность: 00:00:00 Актеры: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский, Вячеслав Петкун, Сергей Кузькин , Алексей Демидов Режиссер: Александр Миндадзе Продюсер: Олег Кохан, Дмитрий Ефремов, Александр Роднянский, Матиас Эше Оператор: Олег Муту Сценарист: Александр Миндадзе
_________________________________________________
Действие картины разворачивается в субботу 26 апреля 1986 года сразу после аварии на Чернобыльской АЭС. Валерий Кабыш, комсомольский работник, одним из первых узнает правду о взрыве на ЧАЭС и оказывается перед выбором: предупредить своих друзей об аварии, спасти их и себя или выполнить приказ "сверху" - не сеять панику.
Фильм мне не понравился, хоть я полностью его не смотрела. Может я и пропустила какие-то интересные моменты (если они, конечно, были), но всё равно, фильм получился плоховат.
Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю.. (1-я книга Царств) Главное - ни от кого не зависеть и сохранять свою свободу. Но! Воруй, если надо, убей!
Несмотря на то, что фильм "В субботу" определяется его создателями как "фильм-метафора, экшн чувств", он опирается на вполне конкретный исторический контекст – события и настроения людей в городе Припять 26 апреля 1986, на следующий день после взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС – в "субботу незнания". Авторы фильма в поисках натуры для съемок объехали всю Украину, побывали и в городах, построенных по тому же проекту, что и Припять. В итоге были выбраны два города, в которых и снимался фильм, – Светлодарск в Донецкой области и Энергодар в Запорожской. Почти вся массовка, задействованная в съемках, – жители этих городов. Небольшие же роли внутри массовки исполнены профессиональными артистами из театров Донецка, Луганска, Краматорска. Стремясь к достоверности, авторы фильма проделали большой труд по сбору документального материала - рассказы очевидцев, находившихся 26 апреля 1986-го года в городе, составили несколько томов. К примеру, теперь известно, что в ту субботу в Припяти было сыграно шестнадцать свадеб. Весь фильм оператор Олег Муту снял подвижной "ручной" камерой – без штатива и операторских тележек. Только так можно было передать через изображение разрывающие героя внутренние противоречия и создать у зрителя ощущение, что он видит происходящее в фильме глазами героя. Режиссер фильма и автор сценария Александр Миндадзе о фильме и о себе: "Определить жанр картины "В субботу" – непростая задача. Для меня - это экшн чувств. А насчет деталей: все они реальны. С одной стороны, реальность, с другой — некий сдвиг. Задача — остаться на грани. Просто придумывать — это как печатать километры ассигнаций без золотого запаса. Что, кстати, многие и делают. Моя главная задача – платить за жизнь в твердой валюте. У меня не было намерений разбираться – кто какую кнопку нажал, кто в итоге виноват – все это до сих пор покрыто тайной, причины и последствия аварии и сегодня остаются предметом споров и дискуссий. Мне прежде всего хотелось снять картину о том, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот – не может сдвинуться с места, продолжает радоваться мелочам, живет простыми вещами и в каких-то довольно простых категориях - идет в магазин покупать девушке туфли, гуляет на свадьбе… По сути, это история про день, когда смерть уже наступила, но жизнь еще об этом не знала. При всех узнаваемых реалиях я прежде всего исследовал феномен человека в ситуации катастрофы в философском понимании этого слова. Реальная техногенная катастрофа оказывается не более чем поводом, окаймлением исследования глубинной эмоциональной катастрофы человека. Картина "В субботу" - это фильм не столько про Чернобыль, сколько про русский характер, а авария – предлагаемые обстоятельства. Это образ, а не прямой пересказ событий. Исследование движений человеческой души, пограничных состояний, характера, парадоксальных поступков в критические минуты жизни. В этом смысле история очень актуальна сегодня – мы живем в состоянии перманентного кризиса, внутреннего предчувствия беды, и организм уже как-то к этому сам приспосабливается. Вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы сыплются на нас со всех сторон – и, тем не менее, человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности. Это главное в моей картине". О СОЗДАТЕЛЯХ ФИЛЬМА Александр Миндадзе, режиссер и автор сценария Киносценарист, режиссeр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1991), лауреат премии Российской Академии кинематографических искусств "Ника", многих кинофестивалей и премий. Родился 28 апреля 1949 года в Москве. КОкончил сценарный факультет ВГИКа. Приобрел известность и признание как кнодраматург, сотрудничая на протяжении четверти века с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Их совместные работы, среди которых "Парад планет", "Остановился поезд", "Охота на лис", "Слово для защиты" и др., стали классикой отечественного кинематографа. В 2007 г. Миндадзе дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм "Отрыв". "В субботу" – вторая режиссерская работа Александра Миндадзе. Олег Муту, оператор-постановщик Румынский кинооператор и продюсер. Является одной из ключевых фигур "новой волны" румынского кино. Родился в 1972 году в Кишиневе, Молдавия, СССР. Переехал в Румынию в 1993 году. Учился в Бухарестской Академии театра и кино. Начал работать как оператор на ТВ. Совместно с К. Мунжу и Х. Хeфером создал кинопродюсерскую компанию Mobra Films (Бухарест, Румыния). В качестве продюсера и оператора-постановщика работал над такими признанными картинами, как "4 месяца, 3 недели и 2 дня" К. Мунжу, "Сигареты и кофе" и "Смерть господина Лазареску" К. Пую. Оператор-постановщик фильма С. Лозницы "Счастье мое". Актеры Антон Шагин (Валера) Родился 2 апреля 1984 года в городе Карачев Брянской области. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс И. Золотовицкого и С. Земцова). Лауреат Театральной премии "Золотой лист" 2006 года за лучшую мужскую роль – в спектакле Школы-студии МХАТ "С любимыми не расставайтесь". В том же году был принят в РАМТ, в труппе которого состоял до 2009 года. Роли в таких фильмах, как "Стиляги" и "Тиски" В. Тодоровского и "На ощупь" Ю. Грымова, обеспечили Шагину место среди ведущих киноактеров России. Среди театральных работ Шагин – спектакли "Вишневый сад" (Лопахин, "Ленком", режиссер М. Захаров), "Июль" (роли троих сыновей маньяка, театр "Практика" режиссер В. Рыжаков), "Красное и черное" (Мале, РАМТ, режиссер Ю. Еремин) Александр Миндадзе об Антоне Шагине: "Когда мы встретились с Антоном, он, прочтя сценарий, сказал: "Не уверен, что смогу. Надо нажать в себе какие-то особые кнопки". Меня это очень приободрило. Это большой русский артист — мне его сегодня сравнить не с кем. Я много с кем работал, но большинства из них уже нет в живых: Олега Борисова, Олега Янковского. После таких вершин трудно иметь дело с молодыми артистами, которые и живут, и снимаются по-другому. Играют только внешне, изображают, хлопочут. У Антона этого нет — он повсюду ходит с книжками Володина и Вампилова, что нынче редкость". Светлана Смирнова-Марцинкевич (Вера) Родилась 2 апреля 1987 года. В 2009 году окончила СПбГАТИ (мастерская С.Я.Спивака). Живет в Санкт-Петербурге, работала в Молодежном театре на Фонтанке, снималась в телесериалах. "В субботу" – первая большая работа актрисы в кино. Сейчас Светлана снимается в фильме Виталия Мельникова "Львы, орлы, куропатки" (по "Вишневому саду" А.П. Чехова) в роли Нины Заречной. Александр Миндадзе о СветланеСмирновой-Марцинкевич: "Светлану я нашел случайно, в Санкт-Петербурге. Уникальное попадание. Она была как растение, которое просто расцветало на съемках. Мне даже не надо было ей ничего говорить – она все понимала. Этим она мне напомнила Елену Майорову, когда мы снимали "Парад планет" – та тоже все делала сама, ей ничего не надо было объяснять". Станислав Рядинский Родился 19 июня 1981 года в городе Губкин Белгородской области. После окончания школы в 1998 году поступил в школу-студию МХАТ на курс Олега Табакова, а через два года перешел в Театральное училище им. Щукина, где закончил курс Родиона Овчинникова. После окончания института в 2003 году был принят в труппу Театра "Ленком". Обратил на себя внимание главной ролью в фильме "Дом Солнца" Г. Сукачева. Снимался в телесериалах и телефильмах (в том числе в "Исаеве" С. Урсуляка и "Герое нашего времени" Р. Хруща и Э. Крупиной в роли Печорина). Среди театральных работ Рядинского – роли в спектаклях: "Кабала святош" (МХТ им.Чехова), "Юнона и Авось" ("Ленком"), "Королевские игры" ("Ленком"). Вячеслав Петкун Родился 26 июня 1969 года в Ленинграде. Российский музыкант, композитор, певец, автор песен, бессменный лидер группы "Танцы минус". В 2002–2003 годах с успехом исполнял роль Квазимодо в российской версии мюзикла "Notre Dame de Paris", поставленном в Театре оперетты. Вел на канале СТС ток-шоу "Черно/белое", посвященное российскому шоу-бизнесу.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
В субботу, 26 апреля 1986-го года, примерно в 1:24 ночи, на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (город Припять, ныне территория Украины) произошeл взрыв, который полностью разрушил реактор. Авария спровоцировала выброс большого количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Авария на Чернобыльской АЭС стала самой крупной техногенной катастрофой мирового масштаба. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Руководители страны всех уровней из-за растерянности и непонимания сути и масштабов случившегося не оповестили о катастрофе население Припяти, Украины, страны и мира в целом сразу после случившегося. Что привело к тому, что еще сутки – период наиболее интенсивных радиактивных выбросов в атмосферу – и город Припять, и мир жили обычным укладом. 27 апреля, после оценки масштабов радиационного загрязнения, началась эвакуация города Припять. Людям не разрешали брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде – чтобы не сеять панику, советские власти говорили о временной, трехдневной эвакуации. В последующие дни были эвакуированы жители населенных пунктов, находящихся в 10- и 30-километровом радиусе. Так была установлена зона отчуждения. Так появились мeртвые города, города-призраки. Первое официальное сообщение по телевидению было сделано только спустя два дня – 28 апреля 1986-го года. В довольно сухом сообщении было сказано о факте аварии и двух погибших, а также о том, что складывалась "неблагоприятная радиационная обстановка". Об истинном масштабе катастрофы стали сообщать позже. В то время, как все иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, официально никаких сообщений со стороны советских СМИ не поступало. Более того, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и гуляния, посвящeнные Первомаю. Советская пропагандистская машина продолжала создание героического мифа о "самом передовом строе" – 1 мая на улицы Киева и соседних городов вышли толпы людей, обреченных вдыхать зараженный воздух. Лица, ответственные за утаивание информации, объясняли впоследствии своe решение необходимостью предотвратить панику среди населения. Тем не менее из-за отсутствия какой-либо фактической информации паника нарастала, и самые невероятные слухи распространялись молниеносно. Из аптек исчез йод, теоретически снижающий опасность радиации. Официальная же советская медицина сохраняла молчание на протяжении двух недель с момента аварии. Население по-прежнему не было предупреждено об опасности и по-прежнему не получило рекомендаций о том, как уменьшить влияние радиации на организм. Жертвами трагедии считают не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об аварии. При таком подсчeте, чернобыльская катастрофа значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы по числу пострадавших. 15 декабря 2000 года в 13 часов 17 минут по приказу Президента Украины поворотом ключа аварийной защиты реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС был остановлен навсегда. Станция прекратила генерацию электроэнергии. Саркофаг, возведeнный над четвeртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность в случае его обрушения определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него. По официальным данным, эта цифра достигает 95 % от количества на момент аварии.
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ "Александр Миндадзе снял фильм "В субботу", и это самое сильное мое киновпечатление за год…фильм, самый значительный и сложный за всю его карьеру, несмотря на то что я остаюсь верным поклонником их с Абдрашитовым совместных работ. Миндадзе замахнулся на то, о чем постсоветский кинематограф и мечтать не смел, — на исследование самой природы советского мифа, державшегося на героизме, на смерти, несмотря на всю свою позднюю уютную рыхлость…" Дмитрий Быков, "Воскресение начинается "В субботу", "Новая газета"
"В субботу" Александра Миндадзе – эффектный участник конкурса Берлинале и один из лучших фильмов, снятых в России за последнее десятилетие…Легко понять, что открыло фильму Александра Миндадзе путь в конкурс престижного Берлинского фестиваля. "В субботу" – динамичное современное кино, без закадровой музыки и с молодыми актерами, снятое Олегом Муту – оператором-зачинателем "новой румынской волны"… "В субботу" – глубоко и пронзительно русское кино. Русский сумбур, русский надрыв, русская катастрофа – настолько огромная и страшная, что рядом с ней увидеть и приласкать маленького человека (тоже наш национальный типаж) сможет только истинно русский художник. Каковым, бесспорно, является Миндадзе. Даже если на дискотеке в фильме Александра Миндадзе танцуют сплошные мертвецы, этот dance macabre – настоящий гимн жизни. Парадоксальная витальность фильма бьет через край, прорезается болезненно-высокой температурой. Вообще такого накала сдержанной, скрытой эмоции в российском кино не было очень давно…В субботу" Миндадзе – фильм, которому желаешь триумфа вне зависимости от национальной принадлежности. Просто такое кино должно увидеть как можно больше людей, а приз фестиваля уровня Берлинале – хороший для этого повод". Антон Долин, "Кино как радиация". (Антон Долин, gazeta.ru, 10.02.2011)
"В новом фильме, написанном и снятом Александром Миндадзе, катастрофа не метафорична, а реальна: речь идет о Чернобыле. Но вырастает нечто даже посильнее метафоры — эмоциональное высказывание о людях на грани, игре без правил, гримасах рока". Андрей Плахов, "Понедельник начинается в субботу" (Андрей Плахов, "Коммерсант", 15.02.2011)
"Так или иначе, это кино о коллективном отрицании очевидного. Единственный человек, понимающий, что к чему, — инструктор райкома Валера — бешено, в поту и со сбитым дыханием мечется по заражeнному городу, пытаясь спасти девушку Люду и отправить еe на вокзал. Но и он вязнет в пучине всеобщего пофигизма, захватывающих делeжек и пьяной сентиментальности, запинается в ритме повседневной жизни, который не сбить ничем… Начиная "В субботу" как фильм-катастрофу, Миндадзе превращает его в нечто ещe более жуткое — в фильм-концерт". Василий Корецкий, "Лихорадка в субботу вечером" (Василий Корецкий, "Сеанс", 14.02.2011)
Честно признаться фильм меня не обрадовал. Середнячок. Начало фильма было довольно таки интересным, но то что происходило в конце фильма меня просто убило. Зачем надо было растягивать свадьбу и выступление музыкантов? Я конечно понимаю, что автор этим хотел показать трагичность момента и всё такое, но по-моему вышло, как то нудно и надоедающи.