Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Teruel-3" предназначена для поражения живой силы и огневых средств противника, дистанционной установки минных заграждений внаброс и постановки дымовых завес. Создана в 1982 году фирмой "Santa Barbara" (Испания) на базе РСЗО "Teruel-1" и "Teruel-2". Состоит на вооружении сухопутных войск Испании ( около 100 комплексов), экспортировалась в Габон. Имеются сведения о возможной закупке РСЗО «Теруэль-3» некоторыми странами Африки и Ближнего Востока. Состав: РСЗО "Teruel-3" состоит из: артиллерийской части, смонтированной на шасси автомобиля повышенной проходимости "Pegaso-3055" (колесная формула 6Х6), неуправляемые реактивные снаряды, системы управления огнем, средств топопривязки и связи, метеорологического оборудования. Бронированная кабина в передней части шасси обеспечивает размещение и защиту боевого расчета (5 человек) от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Артиллерийская часть состоит из двух пусковых контейнеров по 20 трубчатых направляющих, смонтированных на подъемной раме, которая устанавливается на поворотной платформе. На раме крепятся прицел и панорама, используемые для наведения ПУ вручную. Обычно же наведение по углу места и азимуту осуществляется по командам из кабины с помощью двухскоростных гидравлического подъемного и электромеханического поворотного механизмов в диапазоне от 0 до +55° по вертикали и ±120° по горизонтали. Для снижения рассеивания при стрельбе колесное шасси оснащено четырьмя гидравлическими домкратами, придающими пусковой установке необходимую устойчивость. В систему управления огнем входит цифровое вычислительное устройство, которое позволяет не только рассчитывать исходные установки для стрельбы, но и в зависимости от характера цели определять количество неуправляемых реактивных ракет (НУР) необходимых для ее поражения, тип боевой части (БЧ) и взрывателя. При заряжании ракет в направляющую автоматически замыкается электроцепь воспламенения гальванозапала. Вместе с тем для предотвращения преждевременного или случайного пуска имеется система предохранительных устройств, воспрещающих случайный пуск, например, когда ПУ направлена на кабину, при ее наведении и во время движения РСЗО. Для стрельбы в диапазоне дальностей 10— 28 км неуправляемые ракеты могут оснащаться двумя или четырьмя раскрывающимися в полете стабилизаторами, которые выполняют роль аэродинамических тормозов. Возможна также комплектация НУР двумя типами двигателей, обеспечивающими стрельбу на максимальную дальность до 18км и до 28км за счет различной продолжительности работы. В первом варианте НУР имеет длину 2.04м и весит 56кг, во-втором - 3.23м и 76кг, соответственно. НУР "Teruel-3" системы выпускаются с боевыми частями двух типов - осколочно-фугасной и кассетной.
Осколочно-фугасная БЧ весом 20кг предназначена для поражения неукрытой живой силы и техники противника и комплектуется ударным, дистанционным или неконтактным взрывателем. Кассетные БЧ с неконтактными взрывателями имеют различные варианты снаряжения: 42 осколочных боевых элемента (950 стальных шариков диаметром 3,2 мм в каждом); 28 кумулятивных боевых элементов (бронепробиваемость до 100 мм); 6 противотанковых мин; противопехотные мины; 21 дымовая шашка. Батарея из шести РСЗО "Teruel-3" может при стрельбе залпом поразить цели на площади до 200 тыс. м2. В заводских условиях НУР упаковывается в пластмассовые контейнеры (срок их хранения в обычных условиях до 15 лет). Для подвоза боеприпасов и облегчения перезаряжания РСЗО в состав огневой секции вместе с ПУ входит транспортно- заряжающая машина повышенной проходимости со средствами погрузки и выгрузки. Каждая такая машина перевозит четыре контейнера (по 20 ракет). Заряжание ПУ выполняется вручную двумя номерами боевого расчета. Вспомогательное вооружение пусковой установки состоит из 7,62-мм зенитного пулемета, установленного над люком в крыше кабины, стрельбу из которого можно вести и по наземным целям. Пусковая установка имеет дизельный двигатель мощностью 220 л. с., позволяющий ей на шоссе развивать максимальную скорость 80 км/час. Ходовая часть, выполненная по колесной формуле бхб, обеспечивает высокую проходимость при движении по пересеченной местности. В состав оборудования пусковой установки входят радиостанция, аппаратура навигации и топопривязки, а также средства пожаротушения. По желанию заказчиков может быть установлен обогреватель или кондиционер. Тактико-технические характеристики: РСЗО "Teruel-3" Максимальная дальность стрельбы, км 28 Максимальная скорость движения по шоссе,км/ч 80 Запас хода, км 550 Число направляющих 40 Время перезаряжания, мин 15 Продолжительность залпа, с 18—20 Габариты в походном положении,м 9 х 2.5 х 3 Масса в боевом положении,т 10 НУР "Teruel-3" Длина , мм 3230 Калибр, мм 140 Максимальная скорость полета, м/с 687 Вес , кг 76 Вес БЧ , кг 21
Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США — UH-1Y.
В 1962 году первые вертолёты UH-1 прибыли в Южный Вьетнам. Спустя два года они полностью заменили там устаревшие CH-21.
UH-1 стал основным вертолётом вооружённых сил США в Юго-Восточной Азии и одним из символов Вьетнамской войны. Первый опыт массового применения «Хьюи» в боевой обстановке получила вновь сформированная 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия, прибывшая во Вьетнам в сентябре 1965 года. Она была первой в мире дивизией, в которой основным средством перемещения личного состава служили не бронетранспортёры, а вертолёты. В ходе боевого применения быстро проявились основные недостатки UH-1. Мощности одного двигателя явно не хватало в климатических условиях Вьетнама, особенно это стало заметно на Центральном высокогорье, где действовала 1-я кавалерийская дивизия. Проблема была очевидной ещё до 1965 года. Если поначалу на борт «Хьюи» загружали 10 южновьетнамских солдат, то очень скоро число пассажиров уменьшили до 8. Для облегчения вертолётов с них снимали всё ненужное оборудование, в частности, сдвижные двери. Слабым местом у ранних «Хьюи» оказались непротектированные баки, снизившие живучесть вертолёта. Обе проблемы были решены. Топливная система была переделана, а на вертолёты модификации UH-1H устанавливался более мощный двигатель.
Основными модификациями во Вьетнаме были UH-1B, UH-1C, UH-1D и UH-1H. Они использовались для решения самых различных задач. Вертолёты, предназначенные для переброски личного состава, на солдатском жаргоне носили название «слик» (от «slick» — скользкий: экипаж для облегчения вертолёта часто не устанавливал сидения). UH-1B и UH-1C в основном использовались для огневой поддержки войск и сопровождения транспотрных вертолётов, для чего дополнительно вооружались блоками неуправляемых ракет и пулемётами; они назывались «ганшипами» (gunship), а официальным определением было ARA (Aerial Rocket Artillery — «воздушная ракетная артиллерия»). Если вертолёт выполнял эвакуацию раненых и убитых с поля боя, он назывался «медэвак» (MedEvack, сокращённо от «медицинская эвакуация») или «дастофф» (Dustoff, позывной первого пилота, погибшего при выполнении такого задания). Во время северовьетнамского Пасхального наступления 1972 года два UH-1B прошли испытания в совершенно непривычной для них роли «охотников за танками», используя новейшие противотанковые ракеты TOW. Вне зависимости от текущей роли вертолёты всегда несли пулемётное вооружение, а в экипаж обязательно включались два бортовых стрелка.
1975. Операция «Частый ветер». Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе
Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. В июле 1968 года статус аэромобильной получила 101-я воздушно-десантная дивизия. Основную часть «Хьюи» использовала Армия США, небольшое количество было у Корпуса морской пехоты, ВВС и ВМС; кроме того, свои собственные машины использовали южновьетнамская и австралийская армии. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1.
Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции «Буря в пустыне», принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке. В Афганистане был потерян лишь один UH-1N (по состоянию на 15 июня 2007 года). В Ираке США потеряли три вертолёта (26 и 30 марта 2003 года, 5 августа 2004 года).
UH-1Y Venom (или Yankee) — новейший многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron на базе UH-1N, предназначенный для корпуса морской пехоты США.
Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra. На вертолёте установлен четырёхлопостный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения.
Добавлено (21.11.2010, 16:18:53) --------------------------------------------- Xaoc, согласен,этому старичку столько же лет,сколько и АК-47.ну практически)
Добавлено (21.11.2010, 16:20:44) --------------------------------------------- Просили что-то со стелс технологией?Получайте,русские опять умнее =)
В России уже давно существуют уникальные технологии, с помощью которых может быть существенно понижена "видимость" любых движущихся объектов - от самолета до автомобиля.
Все дело в генераторах плазмы, которая, обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения радиолокаторов. Даже самый старый и дешевый истребитель, оборудованный генератором плазмы, по своим характеристикам оставит позади широко разрекламированные и безумно дорогие американские самолеты F-117 и B-2.
"Мы приняли решение делать "невидимки" по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах", - рассказал директор Исследовательского центра им. Келдыша Анатолий Коротеев. По его словам, если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолет становится невидимым для радаров.
Вот простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернется обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолета и возвращается на приемную антенну. Самолет обнаружен. Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернется. Сигнал потерян. На этом принципе основаны американские "стелс". Если же обложить стенку мягкими матами и кинуть в них мяч, то он просто шлепнется об нее, потеряет энергию и упадет рядом со стенкой. Так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолет становится малозаметным для радаров.
По этому принципу было решено создать компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Конструкция получилась небольшой и легкой. Плазменная установка создавала мощные пучки электронов. Воздух ионизировался и образовывалась плазма с необходимыми характеристиками. "Необходимо было добиться совместимости плазменного генератора со всеми системами современного летательного аппарата, - говорит сотрудник Центра Келдыша Андрей Головин. - Плазменное облако препятствовало качественной связи с землей. Кроме того, помехи мешали и работе многих электронных систем и авионики. Впрочем, эти проблемы были решены, установка успешно прошла государственные испытания".
Наилучшие результаты эта технология дает при использовании именно на летательных аппаратах, в особенности на больших высотах. Она как минимум не уступает по своей эффективности американским способам снижения радиозаметности, применяемым на пресловутом F-117. Существенное же преимущество генераторов плазмы состоит в том, что их можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС, в том числе и старых образцов. При этом не страдают летно-технические характеристики самолетов. Они способны активно маневрировать при воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа, в чем F-117 чрезвычайно слаб. В отдельных случаях возможно ее применение и на наземной технике, даже на серийных автомобилях.
Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более десяти лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки в авиации существенно затормозилось. "Возможно, какая-то вина в этом есть и со стороны руководства института, - продолжает Анатолий Коротеев. - Уж не очень активно мы продвигали ее в жизнь. Сложное было время. Финансирование сокращалось, военная тематика тормозилась". Да и сейчас эксперименты в области радионевидимости в Центре им. Келдыша ведутся недостаточно активно. Не хватает все того же финансирования. Однако аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца девяностых годов подобные работы начались и в США".
Сообщение отредактировал Яcтpеб - Воскресенье, 21.11.2010, 16:22:57
РСЗО "Astros-2" разработана и произведится компанией "Avibras Aerospacial S.A." ( Бразилия) . Поставки системы РСЗО "Astros-2" начались в 1983 году. Ряд принципиально новых технических решений, воплощенных в конструкции реактивного снаряда, позволяет отнести ее к совершенно новому поколению оружия подобного рода. Принята на вооружение в 1983 году. В настоящее время находится на вооружении сухопутных сил Бразилии, Ирака и Саудовской Аравии. Активно применялась во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году в Ираке против вооруженных сил США, боевых действиях Бразильской армии. РСЗО "Astros-2" отличают: - Высокая мобильность защищённость всех систем; - Высокая плотность огня; - Работоспособность в любое время суток; - Высокая точность и эффективность ракет; - Наведение пакета направляющих без выхода боевого расчета из кабины. Разработан вариант оснащения "Astros-2" тактической ракетой с дальностью действия до 150 км, которая может оснащаться боевыми частями различного типа. Состав: В состав РСЗО "Astros-2" входят следующие боевые средства: Универсальная пусковая установка AV-LMU, способная вести огонь 5 типами ракет разного калибра; Транспортно – заряжающая машина (ТЗМ) AV-RMD, которая при полной загрузке способна нести 2 контейнера с реактивными снарядами для каждой пусковой установки; Реактивные снаряды ; Командная машина (AV-VCC), предназначенная для обеспечения связи, передачи данных и управления огнем трех батарей PСЗО "Astros-2"; Передвижная мастерская для ремонта и технического обслуживания; Автоматизированная система управления наведением и огнем (AV-UCF) основное назначение которой - расчет установок стрельбы и данных полетного задания. Все боевые средства монтируются на трехосных шасси повышенной проходимости грузоподъемностью 10т, колесная формула 6х6. Автомобили имеют дизельный двигатель "Mercedes-Benz" мощностью 280л.с. и могут передвигаться со скоростью до 90км/час. В передней части пусковой установки AV-LMU на раме автомобильного шасси смонтирована бронированная рубка, в которой размещаются командир ПУ, механик-водитель и наводчик. В изолированном отсеке рубки размещены силовая установка и агрегаты трансмиссии. Артиллерийская часть ПУ выполнена по модульной схеме и представляет собой коробчатую ферму, в которой могут быть установлены четыре сменных транспортно-пусковых контейнера с пакетами трубчатых направляющих. Производятся варианты с различным количеством направляющих в контейнере. Количество направляющих зависит от типа используемых реактивных снарядов. Благодаря этому пусковая установка может являться базовым элементом для создания реактивных систем различных войсковых звеньев. Перезаряжение производится с помощью транспортно-заряжающей машины путем замены транспортно-пусковых контейнеров, которые снаряжаются на заводе. Время замены контейнера составляет 5-6 мин. Наведение пакета направляющих выполняется поворотным и подъемным механизмами с силовыми приводами. Управление всеми операциями по подготовке и ведению стрельбы осуществляется с пульта управления в бронированной рубке. Исходные данные для стрельбы рассчитываются с помощью вычислительного устройства пульта управления или передаются с командного пункта. Вспомогательное вооружение пусковой установки состоит из 12.7мм зенитного пулемета, смонтированного над люком в крыше рубки. Пу оборудована аппаратурой радиосвязи и навигации. Имеются средства пожаротушения и приборы ночного видения. Реактивные снаряды Для повышения точности стрельбы реактивные снаряды РСЗО "Astros-2" оснащаются системой управления полетом, корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканию. Коррекция полета по углам тангажа и рысканья, осуществляемая по сигналам системы управления, производится газодинамическим исполнительным органом – газодинамическими рулями, приводы которых действуют от газа высокого давления из бортового газогенератора. Типы реактивных снарядов: SS-30 калибра 127 мм с дальностью стрельбы 30 км (32 направляющие); SS-40 калибра 180 мм с дальностью стрельбы 35 км (16 направляющих); SS-60 калибра 300 мм с дальностью стрельбы 60 км (4 направляющие); К реактивным снарядам разработаны кассетные боевые части трех типов: - осколочно-фугасная; - кассетная с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (КОБЭ) ; - кассетная с противотанковыми противоднищевыми минами; Боевая часть ракеты SS-40 содержит 20 КОБЭ,а боевая часть SS-60 - 65 КОБЭ. Для уничтожения взлетно-посадочных полос аэродромов снаряды могут комплектоваться боевыми частями проникающего типа. За счет задержки подрыва такой боеприпас проникает в грунт на глубину до 0.5 метров. Батарея РСЗО "Astros-2" включает: шесть универсальных пусковых установок AV-LMU, шесть ТЗМ AV-RMD, систему управления и наведения AV-UCF. Командная машина AV-VCC вместе с двумя передвижными мастерскими придаются батальону. Тактико-технические характеристики: РСЗО "Astros-2" Боевая машина AV-VBA 6 x 6 База Мерседес-Бенц 280 Максимальная скорость, км/ч 90 Время перезаряжания, мин 10 Расчет, чел. 4 Год принятия на вооружение 1983 Реактивный снаряд SS-30 Калибр, мм 127 Количество в контейнере, шт 32 Масса, кг 68 Длина , м 3,9 Дальность, км 9-30 Реактивный снаряд SS-40 Калибр, мм 180 Количество в контейнере, шт 16 Масса, кг 152 Длина , м 4,2 Дальность, км 15-35 Реактивный снаряд SS-60 Калибр, мм 300 Количество в контейнере, шт 4 Масса, кг 595 Длина , м 5,6 Дальность, км 20-60
Вот вам по-тяжелее вертолеты) McDonnell Douglas AH-64 Apache
AH-64 «Апач» (англ. Apache) — основной боевой вертолёт Армии США с середины 1980-х годов.
Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.
Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH: Вооружение — 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НУР Hydra 70 Экипаж — 2 человека Характеристики: расчётная взлётная масса — 7260 кг, скороподъёмность — 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ — 1850 км Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м Двигатель — газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60 Система снижения ИК-излучения Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины Предполагаемый срок службы — 15 лет Расчётная стоимость серийной машины — 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 - 12 млн. долларов.
Участие в конкурсе принимали пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. В июне 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и производство прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.
После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».
Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.
Я видел фотографию в интернете, там изображён этот вертолёт в Ираке, они эвкуировали пилота другого пилота сбитого вертолёта. Так вот он изображён сидящим на боковом выступе рядом с кабиной и держащимся за поручень. Это вообще реально!?
Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (англ. Sikorsky UH-60 Black Hawk, дословно: «Чёрный ястреб») — американский многоцелевой вертолёт. Поступил на вооружение Армии США, заменив вертолёт Bell UH-1.
Лётные испытания опытной модификции UH-60 были завершены в 1974 г., в 1976 г. вертолёт выиграл конкурс на поставку в Армию США. До 1985 г. Армия США закупила более 300 вертолётов UH-60. К середине 90-х гг. было построено более 2600 вертолётов.
При установке дополнительных пилонов может оснащаться ПТУР AGM-114 Hellfire, дополнительными топливными баками для полетов большой дальности. Также в передней части грузового отсека может устанавливаться пулемет М240 и М134.Текущая модель, используемая в армии США — UH-60M.
Добавлено (21.11.2010, 16:33:05) --------------------------------------------- А вот и наше) Ка-50 “Черная акула”
Ка-50 стал первым чисто боевым вертолетом, построенным в КБ им. Н.И.Камова. Работы по его созданию начались в 1977 г. под руководством С.В. Михеева. Также как и Ми-28, "пятидесятый" создавался в противовес новому американскому боевому вертолету АН-64. Но, приученные к поиску нетрадиционных путей, камовцы не стали повторять решения конкурентов. Они впервые в мировой практике выбрали для боевого вертолета более сложную соосную схему, так как она обеспечивает большую маневренность. Кроме того, оснастив вертолет совершенной электронной аппаратурой, они "убрали" с машины штурмана-оператора. Это не только экономия "рабочего места", снижение стоимости и веса конструкции, расходов на обучение экипажа и эксплуатацию. Сегодня многие автоматизированные системы выполняют работу лучше, быстрее и точнее оператора. Особенно это важно в быстротечных боевых ситуациях. Первые боевые вертолеты вооружались противотанковыми реактивными снарядами с ручным наведением (ПТУРС "Фаланга-М" СССР, "Энтак" Франция, "Милан" Италия, "Виджилент" Англия и др.) Они отличались низкой скоростью полета (80-200 м/с) и недостаточной дальностью. Повысить их скорость до 220-250 м/с удалось только применив полуавтоматические системы наведения ("Штурм-В" СССР, "Тоу" США, "Хот" ФРГ), которые резко упростили работу оператора. Однако при слежении за целью оператором оставалось еще ограничение по дальности - 6 км. К тому же боевая обстановка неминуемо снижала точность работы оператора, а противоборствующие зенитные ракетные комплексы, идущие в танковых порядках, обладали соизмеримой с ПТУРСами дальностью. Только оснащение вертолетов сверхзвуковыми ПТУРСами с дальностью восемь и более километров и действующих по принципу "выстрелил и забыл" могло резко сократить время нахождения вертолета в зоне действия ПВО и одновременно повысить его эффективность.
Зенитный ракетный комплекс ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA) различного исполнения используется в качестве средства противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск, авиабаз, командных пунктов и надводных кораблей от ударов крылатых ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов днем и ночью в любых погодных условиях. ЗРК VL MICA разработан фирмой MBDA на базе управляемой ракеты MICA класса "воздух-воздух". Комплекс отличается компактностью, высокой эффективностью и по своим боевым возможностям занимает промежуточное положение между ЗРК малой дальности "Mistral" и большой дальности PAAMS. Модульная конструкция ракеты MICA позволяет иметь в боекомплекте комплекса средства поражения с различными системами самонаведения и использовать их достоинства в зависимости от боевой обстановки. Ракета MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). Радиолокационная ГСН обеспечивает всепогодность комплекса и эффективно применяется против боевых средств противника с низкой ИК-сигнатурой (например, управляемые авиационные бомбы). Тепловизионному варианту отдается предпочтение при использовании для поражения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания, в т.ч. небольших скоростных надводных целей. Наземный вариант комплекса был впервые представлен в феврале 2000г. в Сингапуре на выставке Asian Aerospace. Испытания комплекса начались в испытательном центре CELM (Centre d’Essai de Lancement des Missiles - Франция) в 2001г. В феврале 2005г. была успешно проведена демонстрация возможностей нового комплекса с применением стандартной серийной ракеты MICA-IR, при этом была поражена цель на дальности около 10км. К январю 2006г. был осуществлен пуск 11 ракет VL MICA в различных вариантах комплектации. Работы по системе корабельной ПВО на основе ракеты вертикального пуска VL MICA фирма MBDA в инициативном порядке начала в 2000г. Морской вариант комплекса VL MICA позиционируется, в первую очередь, как средство ПВО надводных кораблей небольшого водоизмещений, для которых существенны весогабаритные ограничения размещаемого вооружения, а также для усиления противовоздушной обороны крупных кораблей на ближних дистанциях. В апреле 2006г. в испытательном центре CELM успешно испытан ЗРК VL MICA с морской пусковой установки. В ходе испытаний VL Mica прямым попаданием поразила цель, имитирующую низколетящую противокорабельную ракету на дальности 10км. При испытательных пусках в октябре 2008 года прямым попаданием была поражена цель (БПЛА Banshee) на расстоянии 12 км. В 2007г. ВМС Омана и компания MBDA заключили соглашение о поставке ЗРК VL MICA для трех патрульных кораблей океанской зоны (OPV) проекта "Khareef" (водоизмещение - 2500т, длина - 99м). Постройка первого корабля этого проекта началась в октябре 2007г. на верфи компании "VT Shipbuilding" в г.Портсмут. Срок передачи заказчику - 2010г, остальные - с шестимесячным интервалом. Комплекс VL MICA предполагается устанавливать на ракетные корветы проекта "Sigma", строящиеся на голландской верфи "Schelde Naval Shipbuilding" по заказу ВМС Марокко. Поставка трех корветов этого проекта должна быть завершена до 2012 года. Польские корветы типа "Gawron" пр. 621 (планируемая серия – 7 единиц) будут предположительно вооружены двумя модулями на 16 ракет VL MICA, расположенными в передней части надстройки. Первый корабль серии "Slazak" заложен в 2001г., срок сдачи - 2010-2011гг. В декабре 2005г. Управление по вооружению DGA (Delegation Generale pour l’Armement) министерства обороны Франции заключило с фирмой MBDA контракт на два года на поставку зенитной управляемой ракеты VL MICA для всех родов войск. В рамках контракта MBDA выполняет работы по комплексированию ЗУР VL MICA с системами командования и управления СЕТАТ и МARTHA военно-воздушных и сухопутных сил Франции. 8 июля 2009г. в испытательном центре CELM ракетой MICA-IR, запущенной с наземной пусковой установки, был осуществлен успешный перехват низколетящей цели на дальности 15км и высоте 10м над поверхностью моря. Управление ракетой осуществлялось с командного пункта, расположенного на расстоянии 6км от пусковой установки. Целью испытаний, организованных MBDA, DGA и ВВС Франции, являлась демонстрация перспектив использования комплекса VL MICA для целей береговой обороны. Это был последний из серии 15 успешных испытательных пусков ЗРК VL MICA. Состав: Типовой ЗРК VL MICA наземного базирования состоит из четырех пусковых установок, командного пункта комплекса и РЛС обнаружения. Пусковые установки комплекса могут размещаться на различных автомобильных шасси повышенной проходимости грузоподъемностью 5т (см. фото). Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы "Protac", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. Двигатель обеспечивает максимальную скорость полета ракеты VL MICA М=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных. СУВТ вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g на дальности до 7км и с перегрузкой до 30g на дальности 10км. Боевая часть - осколочно-фугасная направленного действия весом 12кг, взрыватель - активный доплеровский радиолокационный. Ракета MICA EM оснащается активной импульсно-доплеровской ГСН AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами "Dassault Electronique" и "GEC-Marconi". ГСН AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты "Aster" комплексов SAMP-T и PAAMS. Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) ракеты MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой "Sagem Defense Segurite". ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки. Ракета запускается вертикально с последующим склонением в сторону цели помощью СУВТ. ЗУР VL MICA применяется в режиме захвата цели ГСН после пуска и имеет максимальную дальность более 10км ( по ряду источников до 20км). До захвата цели головкой самонаведения ракета управляется инерциальной системой управления до данным первичного целеуказания, переданным на ракету. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на ракету на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Использование принципа "выстрелил-забыл" позволяет эффективно противодействовать насыщению системы ПВО объекта при массированных атаках средств воздушного нападения противника. Темп стрельбы составляет две секунды. Пуск ракет осуществляется непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), которые служат для их транспортировки и хранения (см. фото). Каждый контейнер имеет длину 3,7 м и массу 400 кг в снаряженном состоянии. Для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказания могут использоваться оптико-электронные средства, общекорабельные системы обнаружения (для морского варианта) или любые трехкоординатные РЛС типа "Giraffe-100" фирмы "Ericsson", RAC 3-D фирмы "Thales Raytheon Systems" и TRML-3D фирмы EADS (для сухопутногого варианта). Оценка угрозы (боевого средства противника) осуществляется боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля-носителя или командным пунктом комплекса, которая затем передает результаты целераспределения на блок сопряжения с ракетой. ЗРК VL MICA в наземном варианте может применяться автономно или интегрироваться в единую систему ПВО объекта с помощью волоконнооптических линий обмена информацией. Для размещения ЗРК VL MICA на надводных кораблях могут использоваться оригинальные пусковые установки, вертикальные пусковые установки ЗРК "VL Seawolf" и система вертикального пуска SYLVER (SYSteme de Lancement VERtical), разработанная компанией DCNS. Система SYLVER предназначена для запуска ракет различных типов: зенитных (Mica, VT1, Aster-15, Aster-30), ПРО (Standard–II Block IV), ударных (SCALP Naval, Tactical Tomahawk). Выпускается четыре типоразмера системы: A-35, A-43, A-50 и A-70. Для размещения ракет VL MICA могут использоваться модули из 8 ячеек А-43 или 4 ячеек А-35. Каждый модуль имеет собственный канал отвода газов. Палубная плита, люки ячеек и люк газоотводного канала – бронированные,герметичные. Модуль А-43 имеет длину 5.4м и весит 7.5т. Сопряжение ЗРК VL MICA с БИУС корабля-носителя осуществляется по цифровому каналу локальной сети с помощью специального электронного блока сопряжения. На 8 пусковых ячеек требуется установка одного блока сопряжения и 4 антенн линии передачи данных "корабль-ракета". Тактико-технические характеристики: Максимальная дальность стрельбы, км 10 (20) Максимальная скорость полета, М 3 Потолок боевого применения, м 9000 Габариты ракеты, мм: - длина - диаметр - размах крыла 3100 160 480 Стартовая масса, кг 112 Масса боевой части, кг 12 Темп стрельбы, выстр/c 2
Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" представляет собой двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 "Черная акула". Отличается от предшественника двигателями, а также формой и оборудованием формой носовой части.
Ка-52 обладает двумя модернизированными двигателями ВК-2500 мощностью 2400 лошадиных сил каждый. Что касается носовой части, то в ней располагается двухместная кабина пилотов с бортовым комплексом оборудования нового поколения. Кресла пилотов оснащены катапультами.
Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения Ка-50. Вертолет может применяться для уничтожения танков противника, борьбы с медленно летящими воздушными целями, для ведения разведки и поддержки сухопутных войск.Кроме того, Ка-52 - командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов. Он обладает способностью управлять группой вертолетов, выполняя роль "мозгового центра", устанавливающего и распределяющего цели для всей боевой группы.
По боевой мощи оружия "Аллигатор" не уступает Ка-50 и американскому АН-64 "Апач" и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты.
Добавлено (21.11.2010, 16:37:07) --------------------------------------------- Xaoc, я сначала подумал,что это самосвал)
Сообщение отредактировал Яcтpеб - Воскресенье, 21.11.2010, 16:37:28
Зенитно-ракетный комплекс малой дальности "Shanine" - всепогодная мобильная войсковая система ПВО, предназначенная для борьбы с целями, летящими на малых высотах. Комплекс разработан фирмой "Thomson-CSF" по контракту с Саудовской Аравией на базе широко распространенного комплекса "Crotale". Состоит на вооружении сухопутных войск Саудовской Аравии. В 1984 г. Саудовская Аравия заключила контракт с фирмой "Thomson-CSF" о создании модернизированной версии комплекса, получившей наименование "Shahine-2". Стоимость контракта составила 4 миллиона долларов США. В 1991—1993гг. проведена модернизации нескольких батарей комплекса "Shahine" до уровня "Shahine-2". Состав: В состав ЗРК "Shanine" входят: РЛС обнаружения воздушных целей ( узел обнаружения ); пусковые установки (ПУ) с установленными на них РЛС сопровождения целей и наведения ЗУР (огневой узел); РЛС обнаружения воздушных целей и пусковые установки с РЛС сопровождения целей и наведения ЗУР монтируются на гусеничных шасси танка АМХ-30. РЛС обнаружения - импульсная доплеровская РЛС E/F-днапазона с дальностью обнаружения 18500м (высота обнаружения — 6000 м), оснащена системой селекции движущихся целей. Позволяет сопровождать до 40 целей и автоматически идентифицировать 12 наиболее опасных из них. Дополнительная телевизионная система размещается на турели и обеспечивает при движении комплекса оптическую разведку местности и целей. Одна РЛС обнаружения управляет тремя-четырьмя пусковыми установками. По сравнению с базовым вариантом комплекса "Crotale" она имеет более высокую разрешающую способность и дальность действия. Диаграмма направленности антенны по азимуту уменьшена с 3.5° до 1.4°. РЛС оснащена системой цифровой связи, позволяющей получать данные из центра управления "TSQ-73" фирмы "Litton", и аппаратурой автоматического определения местоположения пусковых установок и ввода в них параллакса, что позволяет открывать стрельбу, как только ПУ прекращает движение. На пусковой установке вместо четырех ЗУР размещается шесть. Ракета R460 комплекса "Shahine" является модернизированным вариантом ракеты R440 комплекса "Crotale".За счет применения в ракете нового более мощного двигателя с временем работы 4.5с дальность действия комплекса увеличена . Боевая часть направленного действия осколочного типа, имеет контактный и бесконтактный пассивный инфракрасный взрыватели. Радиус поражения боевой части - 8м, скорость разлета осколков - 2.3м/с. Пусковая установка оснащается моноимпульсной доплеровской РЛС сопровождения и наведения ракет J-диапазона (дальность действия — 17 000 м). РЛС осуществляет одновременно сопровождение цели, а также одной или двух наводимых на цель ракет. РЛС имеет цифровой приемник, кругообразную поляризационную антенну. Вероятность поражения цели с эффективной поверхностью рассеивания 1м2 и скоростью движения 250м/с составляет 0.9, а при применении двух ракет -0.99. Система связи IVPDL (Inter-Venicle Position and Data Link) позволяет разносить узел обнаружения и огневой узел на дальность до 4000 м. Возможен прием информации от соседнего узла обнаружения на дальностях до 7000 м. Другие системы связи позволяют интегрировать узел обнаружения с вышестоящим командным пунктом и получать от него требуемую информацию о воздушной обстановке. Модернизированный комплекс "Shahine-2" может монтировать на шасси АМХ-30 или буксируемом прицепе. Последняя версия получила наименование ATTS — Air Transportable Towed System. Модульная конструкция системы обнаружения и огневой системы позволяет размещать их на любой платформе. В комплексе "Shahine-2" дальность действия обзорной РЛС увеличилась до 19 500 м. Кроме того, на ракете вместо ИК-взрывателя используется электромагнитный контактный взрыватель. Тактико-технические характеристики: Дальность стрельбы, м максимальная 11800 минимальная 500 Высота перехвата, м максимальная 3000 минимальная 50 Максимальная скорость полета ракеты 2.8М Время реакции, с 6 Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 410 Стартовый вес, кг 105 Длина ЗУР, мм 3120 Диаметр корпуса ЗУР, мм 156 Размах крыльев, мм 590 Максимальная скорость полета ЗУР, м/с 850 Вес БЧ, кг 15
Всепогодный самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия "Roland-3" разработан и производится фирмами EADS Euromissile и MBDA. ЗРК "Roland-3" является результатом последовательной модернизации семейства зенитных комплексов "Roland". Принят на вооружение в 1988г. Первые серийные образцы комплекса поступили на вооружение частей ПВО ВВС ФРГ и использовались для прикрытия германских и американских военных аэродромов. 20 комплексов "Roland-3" состоят на вооружении авиадивизии ВМС ФРГ и используются для ПВО аэродромов, на которых базируются истребители-бомбардировщики "Торнадо" и базовые патрульные самолеты "Атлантик".
Комплекс монтируется на различных шасси. В ВС ФРГ он устанавливается на шасси 10-тонного грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (8x8). Авиатранспорттабельный шелтерный вариант, получивший обозначение "Roland Carol" (производится фирмой SOFRAME) принят на вооружение в 1995г. Во французкой армии ЗРК "Roland Carol" размещается на полуприцепе, буксируемом автомобилем повышенной проходимости ACMAT (6x6) , в ВС ФРГ - устанавливается на автомобильном шасси MAN (6x6). В настоящее время "Roland Carol" имеется на вооружении французской армии (20 систем) и ВВС ФРГ (11 систем). "Roland Carol" может перевозиться самолетами С-160 или С-130 . Погрузка занимает менее 30мин и не требует специального оборудования.
В 1988г. была принята совместная программа министерств обороны ФРГ и Франции по дальнейшей модернизации ЗРК "Roland-3" с целью продления срока их эксплуатации до 2010 года. В соответствии с этой программой ЗРК "Roland-3" оснащаются современными прицельными комплексами и новыми автоматическими системами управления и наведения. Постоянно модернизируются средства поражения комплекса путем разработки новых ракет, а также благодаря унификации с существующими комплексами (например, ЗРК "Crotale-NG"). Первые образцы модернизированных для вооруженных сил Франции комплексов, получившие обозначение "Roland M3S", поступили на испытания в сентябре 1999г. Германский армейский ЗРК "Roland" был оснащен новой цифровой системой управления и наведения, комплексирован с системой управления, контроля и оповещения ПВО сухопутных войск ФРГ. Улучшенный прототип под обозначением "Roland NDV" успешно прошел войсковые испытания в 2003г., данные о серийном производстве комплекса отсутствуют. Состав:
Комплекс "Roland-3" включает систему наведения, состоящую из трехкоординатной РЛС кругового обзора Х-диапазона с дальностью и максимальной высотой обнаружения цели 25км и 9км, соответственно, устройства опознавания «свой—чужой», РЛС сопровождения цели и ракеты. Имеется электронно-оптический визир, оснащенный инфракрасным пеленгатором. Дальность обнаружения с помощью электронно-оптических средств комплекса целей типа самолет - до 20км, для целей типа "вертолет" - 10км. Система сопровождения включает радиолокационный и двухдиапазонный оптико-электронный каналы, работающие параллельно, с автоматическим выбором оптимального канала и возможностью переключения между каналами в любой момент, в т.ч. и после пуска ЗУР. Дальность действия радиолокационного и оптико-электронного каналов сопровождения до 20км.
Боезапас комплекса - десять ракет "Roland": две — на пусковых направляющих, расположенных по бокам вращающейся башни, восемь — в двух барабанных магазинах внутри кузова автомобиля. Перезаряжание производится автоматически. Время реакции ЗРК (время между обнаружением цели и началом автоматического сопровождения) 6c - в радиолокационном режиме и 3.5с в в пассивном режиме. Пуск ракеты возможен через 2с после принятия цели на сопровождение. Пуск следующей ракеты по цели через 2с после поражения предыдущей цели. Время перезарядки 6-10с. Новый боекомплект ракет может быть заряжен в течение 2—5 минут.
В ЗРК "Roland-3" обеспечена возможность использования не только всех зенитных ракет семейства "Roland", но и гиперзвуковой ракеты VT1 (входящей в состав ЗРК "Crotale-NG"), а также новых перспективных ракет "Roland Mach 5" и HFK/KV.
Модернизированная ракета ЗРК "Roland-3" по сравнению с ракетой "Roland-2" имеет увеличенную скорость полета (570м/с по сравнению с 500м/с) и дальность поражения (8км вместо 6.3км). Она была принята на вооружение в 1989г. и при сохранении прежних размеров имеет осколочно-фугасную боевую часть весом 9,2кг, которая содержит 5кг взрывчатого вещества и увеличенное по сравнению с прототипом количество осколков (84). Поражающее действие БЧ возросло за счет использования модернизированного взрывателя и увеличения максимальной скорости разлета осколков до 5000м/с. Максимальное полетное время составляет приблизительно 16с. Временем работы нового ракетного ускорителя определяется минимальная эффективная дальность поражения (500м), но в тоже время на 500 м увеличена до 6км максимальная высота поражаемых целей. Также увеличилось значение перегрузки цели (до 9g), уничтожаемой на дальней границе зоны поражения. Допускаемая перегрузка ракеты - 17g.
Ракета Roland Mach 5 (RM5) обладает повышенной помехоустойчивостью в условиях электромагнитных и ИК помех и способна перехватывать бронированные вертолеты, высокоманевренные самолеты поддержки, а в некоторых случаях и ДПЛА, а также крылатые ракеты. Ракета RM5 оснащается контактным и неконтактным взрывателями и имеет осколочную боевую часть массой 11кг с тяжелыми осколками, обладающими повышенной кинетической энергией. Неконтактный взрыватель приспособлен для стрельбы на малой высоте и эффективно срабатывает при действии по малогабаритным целям. Поражающее действие БЧ дополняется большой кинетической энергией ракеты в случае прямого попадания в цель. RM5 имеет мощный РДТТ с оптимальным (прогрессивным) профилем тяги, что позволяет осуществить перехват воздушных целей на больших расстояниях и повысить вероятность перехвата высокоманевренных целей на малой дальности, начиная с 1.5км. Максимальная cкорость полета -1600м/с, на дальности от 5 до 10км - средняя скорость полета 1000м/с. Эффективная дальность стрельбы - 12км, максимальная дальность - 16км. Время полета ракеты составляет соответственно: на дальность 8км - 7с, на дальность 10км - 10с, на дальность 12км - 13с. Максимальная досягаемость по высоте 8000м. Ракета действует в условиях очень больших перегрузок: на дальности 8км - 70g, на дальности 10км - 45g, на дальности 12км - 25g.
Немецкая фирма BGT в качестве альтернативы ракете VT-1 разрабатывает проект гиперзвуковой зенитной управляемой ракеты HFK/KV. В соответствии с расчетами время достижения HFK/KV 12-км дальности при скорости полета более М=5, будет на 40% меньше, чем у ракеты VТ-1 и более чем вдвое меньше, чем у ракеты "Roland-3". Ракета HFK/KV предназначена для поражения различных воздушных целей, в том числе самолетов, вертолетов, а также тактических баллистических ракет. Концепция создания этой ракеты предусматривает, что она будет оснащена ИК-датчиком и инерциальным блоком. Первоначально на ракете не предусматривалось наличие боевой части – цели должны были поражаться прямым попаданием. Однако результаты проведенного немецкими специалистами моделирования показали, что поражение воздушной цели прямым попаданием не всегда возможно, поэтому на ракете будет использоваться небольшая боевая часть.
Для ЗРК "Roland M3S" в рамках рамках межправительственного соглашения (Франция - ФРГ) фирмами "Sagem" и LFK вместо существующего оптического прицела разработан оптоэлектронный интегрированный прицел GLAIVE. Прицел GLAIVE обеспечивает: автоматическое сопровождение цели в инфракрасном и оптическом диапазоне, вычисление параметров движения цели в режиме обнаружения и сопровождения, а также двухспектральное сопровождение ракеты. Прицел включает тепловизор с узким и широким полями обзора простанства, дневную ТВ-камеру, лазерный дальномер, и инфракрасную двухдиапазонную систему сопровождения (1 и 10мкм).
Коренной модернизации подверглась система управления комплексом, известная под обозначением BBKS-система (BBKS command and control function). Система BBKS включает: три многофункциональных цветных дисплея, обеспечивающие отображение воздушной обстановки, для командира комплекса и оператора. ЦВМ (производства фирмы LFK), обеспечивающую управление пусковой установкой и ракетой, а также централизованное тестирование и проверку работоспособности комплекса. ЦВМ (производства фирмы MBDA), обеспечивающую отображение информации о воздушной обстановке и взаимодействие с вышестоящими командными пунктами и системами управления, контроля и оповещения ПВО.
При необходимости прикрытия авиабаз или других важных объектов восемь комплексов "Roland-3" могут быть объединены в единую систему ПВО. До 6 комплексов "Roland-3" могут взаимодействовать друг с другом, обеспечивая взаимное прикрытие. Зенитные средства и переносные ЗРК могут принимать информацию обо всех целях, обнаруживаемых и сопровождаемых комплексом "Roland-3".
В феврале 1988 г. ВВС Германии получили на вооружение унифицированный командный пункт FGR, разработанный фирмой AEG. Всего был поставлен 21 комплект. Первоначально в составе КП FGR использовалась двухкоординатная РЛС (см.фото) с линейно-частотно модулируемым сигналом может отличать самолет от вертолета, а также обнаруживать противорадиолокационные ракеты и зависшие вертолеты. Максимальный угол места при обзоре пространства составляет 60° от самых малых высот до высоты 6км. Диапазон дальностей обнаружения цели с эффективной отражающей поверхность от 1м2 составляет от 46 до 60 км. Антенна устанавливается на гидравлическую мачту высотой 10м. Полностью антенная система разворачивается и приводится в боевую готовность за 15 минут. В настоящее время в составе КП используется новая трехкоординатная РЛС G-диапазона, разработанная фирмой EADS. Для новой РЛС диапазон дальностей обнаружения цели с ЭПР 1м2 составляет от 1.5 до 100 км, с ЭПР 2м2 - до 200км. Диапазон высот - от 300м до 10000м.
Командный пункт (FGR) обнаруживает цели (это позволяет комплексу "Roland" не включать собственную обзорную РЛС, тем самым повышается его живучесть), обрабатывает информацию по цели и отображает ее на индикаторе воздушной обстановки с индикацией типа угрозы. Командир командного пункта выбирает одно из своих средств поражения. На КП может замыкаться до 40 ракетных и зенитных систем. Радиосеть и кабельные линии связи обеспечивают выдачу целеуказания на выбранную систему вооружения для своевременного обнаружения и захвата цели на сопровождение. Цикл обмена данными составляет две секунды. Расчет командного пункта состоит из четырех человек. Оборудование — индикатор и электронное оборудование РЛС, запросчик «свой—чужой», два рабочих места оператора, вычислительная система для анализа воздушной обстановки, система связи, энергопитания, охлаждающие системы и гидравлическое оборудование. Имеется собственная навигационная система для точной топопривязки. Для передачи речевой информации используются радиостанции SEL SEM 80, SEM 90 или полевые телефоны.