Появлению «Гражданской обороны» предшествовала деятельность Егора Летова и его единомышленников в рамках проекта «Посев», в котором делались попытки скрещивать панк, гаражный рок и психоделию.
В 1984 году была создана группа с названием «Гражданская оборона». Первый её состав: Егор Летов — вокал, ударные; Константин Рябинов — бас; Андрей Бабенко (Босс) — гитара (в марте 1985 года группу покинул).
Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985—1987 годов.
Летом 1986 года Летов совместно с Евгением Филатовым записал акустический альбом «Гражданской обороны» — «Игра в бисер перед свиньями», материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом».
В 1987 году группа выезжает на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987 года) в составе: Летов, Олег «Пик Бэби» и Евгений «Эжен» Лищенко (дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в трансе: обком комсомола запретил приезд «Звуков Му» и «АукцЫона». В программе была «дыра», и президент рок-клуба представил начальству прибывшую команду как «пай-мальчиков» из Омска для замены. Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Её выступление впечатлило публику. Многочисленные гости фестиваля разнесли легенду о ней по всей стране. Воодушевлённый Летов за май-июнь 1987 года записал пять альбомов «Гражданской обороны» («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так: Джа Егор — вокал; Лукич — ударные; Майор Мешков — соляг с фузом; Килгор Траут — бас; Дохлый — гитара.
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых Летовым персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.
Зимой 1988 года опять практически самостоятельно Летов записывает ещё три альбома группы («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записываются в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название ГрОб-студии, или ГрОб-records). Распространяются магнитоальбомы поклонниками самостоятельно. СМИ игнорировали группу, и сам Летов высокомерно относился к вниманию СМИ к своей группе, полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку. Тем не менее, песни «Гражданской обороны» в конце 1980-х стали популярны в СССР, и группа могла составить конкуренцию таким признанным в советских СМИ группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось сидеть в психиатрической лечебнице и скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале, где Летову, который выступал под вывеской «Адольф Гитлер» вместе с музыкантами из группы «Пик Клаксон» братьями Лищенко, выключили электричество через несколько минут после начала выступления.
В 1988—1989 годах началась концертная деятельность группы. Состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова в группе и с группой в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), Игорь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Аркадий Климкин, Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), Игорь Староватов, Виктор Сологуб. В 1989 году в Ленинграде, в студии группы «Аукцыон» записывается «живой» альбом «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В 1989 году на ГрОб-студии записываются ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов). [править] 1990-е годы
В 1990 году записан альбом «Инструкция по выживанию», состоящий полностью из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «Инструкция по выживанию», от которых он на момент записи альбома временно отказался по своим убеждениям. Егор записал эту пластинку вдвоём с Джеффом, который стоял у истоков «Инструкции». Егор Летов также часто исполнял песни «Непрерывный суицид» и «Родина-смерть» на концертах. Впоследствии, в начале 2000-х годов, Роман Неумоев опубликовал на своём сайте главы «Мифологии» с воспоминаниями, в которых фигурировали, в том числе, Егор и Янка, после чего отношения между Неумоевым и Летовым были прекращены. Егор назвал эти воспоминания «баснями пасквильного содержания». Проблемы возникли и с изданием на CD. Буклеты к первому изданию альбома пришлось перепечатывать, так как Неумоев потребовал написать «Гражданская Оборона исполняет песни группы Инструкция по Выживанию» на лицевой стороне обложки. В дальнейшем при переиздании этот альбом был вычеркнут из каталога группы. Однако, он ценим многими поклонниками. Считается, что Летов популяризировал этой записью группу «Инструкция по Выживанию»; многие[кто?] считали, что эти песни сочинил сам Летов. Для первого трибьюта «Гражданской обороны» Шнур и группа «Ленинград» записали кавер на песню «Красный смех», которая написана Романом Неумоевым.
В начале 1990 года продолжается концертная деятельность группы.
Состав группы в это время таков: Егор Летов — вокал, гитара; Константин Рябинов — бас; Игорь Жевтун — гитара; Аркадий Климкин — ударные.
Однако Летов к тому моменту пресытился обрушившейся на него и его группу славой и начал опасаться превращения группы в коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождались концерты «ГрОб», ещё больше подталкивали Летова к решению о прекращении деятельности группы. В итоге 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа «Гражданская оборона» прекратила существование. Летов, который к тому моменту перестал давать концерты и интервью, создал в 1990 году психоделический проект под названием «Егор и Опизденевшие», просуществовавший до 1993 года и записавший два альбома — «Прыг-скок: детские песенки» и «Сто лет одиночества».
В конце 1993 года Егор объявил о воссоединении группы с названием «Гражданская оборона». Первая же акция, прошедшая в Москве в декабре 1993 года в ДК им. Горького, носила название «Руководство к действию» и закончилась вместо концерта крупными беспорядками и массовым уличным побоищем между поклонниками группы и ОМОНом. Организаторы, не поставив никого в известность, дали массированную рекламу, вплоть до телевизионной, и продали в 800-местный зал несколько тысяч билетов, после чего сняли кассу и скрылись с деньгами. Ближе к объявленному времени начала концерта у ДК собралась многотысячная толпа, многие приехали на концерт из других городов. Людей не пускали внутрь даже по билетам. Милиция не контролировала ситуацию, и на подмогу прибыло несколько машин с бойцами ОМОНа, которые применяли для разгона толпы слезоточивый газ и стрельбу в воздух. Разъярённая толпа сняла с рельсов трамвай. Масла в огонь подлило заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком, отвернулись от него и обвинили в предательстве. Аналогично поступят многие поклонники группы, придерживавшиеся коммунистических взглядов, после того, как Летов «завяжет» с политикой.
В 1994 году группа активно гастролировала в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «Инструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также «Гражданская оборона» в это время сотрудничала с НБП и поддерживала Зюганова на президентских выборах 1996 года. В 1996 году были записаны альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (в 2005 году пересведены, переосмыслены и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). Однако Летов в конце 1990-х постепенно начал разочаровываться в политике, а после гибели одного из фанатов группы от рук наци-скинхедов заявил, чтобы все тоталитаристы, будь-то правые или левые, не ассоциировали с деятельностью группы свою вонь. [править] Конец 1990-х
После выхода альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» в апреле 1997 года «Гражданская оборона» несколько лет не записывала альбомы, а первый альбом с новым авторским материалом группы появился только в 2004 году. В своём роде это был переходный период с большим количеством концертов. Старый состав группы постепенно распался, сформировался новый.
На концерте в Новосибирске летом 1997 года Егор Летов познакомился с Натальей Чумаковой (до этого они виделись лишь однажды, на похоронах Янки), которая вскоре стала бас-гитаристкой группы, женой и верным спутником Егора до последних дней. Вот как Летов рассказывал про это знакомство:
«Нас поселили к девушке. Я её и не узнал даже. Сидим на кухне, выпиваем с её мужем, теперь уже бывшим, а все остальные на лавочке у дома курят. Тут один из наших музыкантов — Махно — приходит и говорит: „Скорей идём, это надо слышать“. Мы приходим, а она, как заправский комментатор, профессиональный разговор ведет про «Милан» и «Ювентус». Так как я болельщик футбольный со стажем, начал с ней беседу вести, и все мне сразу стало ясно.»
В 1998 году у группы появился новый директор — Сергей Попков. До этого административные функции выполняла бывшая жена Егора — Анна Волкова. Предыдущий директор Евгений Грехов «пропал» после тура «Русский Прорыв» вместе с деньгами.
Проблема организации концертов группы, музыканты которой жили в разных городах по всей России от Сибири до Москвы, была в том, что, помимо гонорара, существенными были расходы на дорогу. Туры «ГО» по России формировались так, что к обязательным выступлениям в Москве и Петербурге ставились другие концерты в небольших городах. Такие туры были регулярными, проходя каждую весну и осень. Несмотря на отсутствие новых альбомов, а зачастую и рекламы и концертных афиш, «Гражданская оборона» стабильно собирала полные залы. Гастроли служили группе в основном для того, чтобы заработать на запись альбомов, аппаратуру для домашней студии, новые книги и пластинки, которые закупались по возвращении.
В конце 1990-х в группе назрел «кризис состава». Жена Константина Рябинова получила квартиру в Санкт-Петербурге, и в 1997 году Рябинов переехал туда из Омска. Джефф живёт в Москве. На концертах «ГО» постоянно менялся состав, соло-гитаристом выступал то Кузьма, то Джефф.
На концерте в Москве 1 мая 1998 года в составе группы вышли сразу три гитариста (Кузьма, Джефф, Махно), на бас-гитаре дебютировала Наталья Чумакова. Всего через несколько месяцев в Новосибирске Егор играл вдвоём с местным барабанщиком и со сцены сказал о том, что у него больше нет группы. Зимой 1998 года после акустического концерта в Харькове Егор посетовал журналистке на проблемы с составом:
«Идеально, конечно, было бы набрать новых. Но откуда их брать? Для того, чтобы нормально сыграться с музыкантами, чтобы была духовная совместимость, нужно время. Я этого сейчас позволить себе не могу, поэтому играю со старыми музыкантами. Хотя они не хотят и уже по большому счёту не могут вложить в эту музыку то, что вкладывали в 1989 году. По этой причине я даю акустику и хочу собрать новую команду».
В 1999 году музыканты вновь собрались, чтобы сыграть несколько концертов, один из которых прошёл в Нью-Йорке. Это был первый выезд группы за границу. В Америке было запланировано несколько концертов, но из-за плохой организации все концерты, кроме первого, были отменены в последний момент. После концерта в США Константин Рябинов окончательно остался в Санкт-Петербурге и прекратил участие в группе.
Неприятности возникли у «Гражданской обороны» и в России. Организовать тур в честь 15-летия группы взялась партия «Трудовая Россия», которая хотела совместить его с собственной предвыборной кампанией. На предварительном этапе состоялась встреча Егора Летова и председателя партии Виктора Анпилова, которая разочаровала обоих. На первом же выступлении в Москве зал кинотеатра «Авангард» (м. Красногвардейская), не готовый к таким концертам, сильно пострадал: оказались сломанными первые шесть рядов кресел. Узнав о беспорядках на концерте, Виктор Анпилов заявил, что имидж группы позорит партию, и дал указания прекратить сотрудничество и отменить около 10 последующих концертов в разных городах. Аналогичное заявления о разрыве отношений последовало и от группы. Тур был сорван. Единственный концерт, состоявшийся после этого, проходит в середине декабря в Ижевске. На нём группа играла без соло-гитариста: в Ижевск не смог поехать ни Кузьма, ни Джефф. На концерте в Москве и Ижевске Егор впервые выступал на электрических концертах «Гражданской обороны» с гитарой. До этого он всегда выступал как свободный вокалист.
28 декабря 1999 года погиб гитарист «Гражданской обороны» Евгений «Махно» Пьянов. Евгений, будучи достаточно грузным человеком, разбился, выпав из окна 4-го этажа собственного дома. Обстоятельства смерти не известны. Говорят, что Евгений перед смертью выпивал. Есть версия, что это была трагическая случайность. После смерти «Махно» директор группы Сергей Попков познакомил Егора с омским гитаристом Александром Чеснаковым, который сначала принимал участие в концертах как сессионный гитарист, затем постепенно влился в состав, став одной из основных фигур в «Гражданской обороне» 2000-х. 1999 год стал последним для старого состава группы. [править] 2000-е годы
В 2002 году вышел альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских авторов. В 2004 году Егору Летову исполнилось 40 лет, а «Гражданская оборона» отметила своё двадцатилетие. В Санкт-Петербурге и Москве прошли концерты, где в составе группы выходили музыканты всех составов «ГО». Московский концерт в ДК Горбунова, записанный с пульта и снятый с 8 камер, впоследствии вышел в 2006 году как первый официальный DVD «ГО» на лейбле «Выргород» (вместе с концертным альбомом «XX лет ГО»).
В 2004 году были записаны два альбома: «Долгая счастливая жизнь» (вышел в 2004 году) и «Реанимация» (вышел в 2005 году), в которых группа отошла от политики и панк-рока в сторону психоделического гаражного рока. С их выходом начался новый этап творчества «Гражданской обороны». Альбомы хорошо приняли музыкальные критики, кроме этого с уходом Михаила Козырева песни с последних альбомов впервые поставило в эфир «Наше радио», творчество группы широко освещалось СМИ, это способствовало как появлению у группы новых поклонников, так и разочарованию в ней наиболее маргинальной части публики. Сам Егор Летов равнодушно воспринимал происходящие перемены в восприятии «Гражданской обороны», практически не давал интервью (за исключением ответов на вопросы на официальном сайте) и сочинял новые песни.
После выхода альбома «Реанимация» проходят крупные концерты в московских «Лужниках» (4000 зрителей) и петербургском «Юбилейном» (3500), а также американские гастроли группы (Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон). Осенью 2005 года в группу пришёл барабанщик Павел Перетолчин, параллельно являвшийся звукооператором группы «Дети Picasso» и московского клуба «Проект ОГИ».
Последний состав группы: Егор Летов — вокал, гитара; Наталья Чумакова — бас, орган (на записи); Александр Чеснаков — гитара, орган (на записи); Павел Перетолчин — ударные.
С 2005 года года Егор вместе с Натальей Чумаковой занимался реставрацией и цифровым ремастерингом ранних альбомов «Гражданской обороны» и других своих проектов. Изданием архива «ГрОб-Рекордз» занималась фирма «Мистерия Звука» (диски выходили в виде DigiPack-ов, картонных подарочных упаковок с толстыми буклетами, архивными фото, текстами и комментариями музыкантов).
9 мая 2007 года издательство «Выргород» выпустило новый альбом группы «Зачем снятся сны?», названный критиками самым светлым диском в дискографии группы. На пластинке нет ненормативной лексики. Сам Егор в разговорах об альбоме говорил: «Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать».
Летов попал на обложку второго номера музыкального журнала «Billboard» на русском языке. Московский концерт в поддержку альбома прошёл в клубе Б1 Максимум. На основе материала, снятого и записанного на этом концерте, был смонтирован DVD «Концерт в Б1. Зачем снятся сны», выпущенный лэйблом «2+2=5» в конце года — второй официальный DVD в истории группы. Отличительной особенностью является динамичная картинка. Первый тираж в пластмассовом футляре с упрощённым оформлением появился на презентации диска на концерте «Гражданской обороны» в московском клубе «Точка» 26 октября 2007 года.
Осенью 2007 года «Гражданская оборона» гастролировала в Норвегии, где представляла Россию на международном литературном фестивале Ordkalotten в студенческом городке Тромсё. На концерте в Осло в зале было много местной публики, на афишах концерта было написано «Legendarisk Russisk Punk». После Норвегии тур продолжился по России и Украине. Концерты прошли в том числе в Киеве, Москве и Новосибирске. «Гражданскую оборону» по-прежнему запрещали. Концерты в Липецке и Пскове были перенесены под давлением местных властей.
Несмотря на то, что последний альбом группы «Зачем снятся сны?» практически проигнорировало «Наше радио», в отличие от двух предыдущих, по результатам года его продажи ещё при жизни Летова обошли эти альбомы.
С 22 по 24 января Егор ответил на вопросы поклонников группы. Интервью получилось очень большим, было опубликовано на официальном сайте группы в двух частях. В начале февраля, 8 и 9 числа, состоялись два концерта «Гражданской обороны» в Уфе и Екатеринбурге соответственно. Репортажную съёмку первого выступления показала местное ТВ. Концерт в Екатеринбурге был записан целиком. Концерты прошли хорошо, группа по-прежнему была на подъёме. Ничто не предвещало беды. Однако, по словам барабанщика Павла Перетолчина, после последнего концерта Егор выглядел уставшим, но оживился, когда в гримёрку пришли ребята из разогревающей команды.
За несколько дней до смерти Егор звонил своему другу журналисту Максиму Семеляку. По словам Максима, у Егора был «счастливый голос и смех отдохнувшего человека». Они говорили о планах, договорились делать книгу диалогов, Егор попросил купить ему в Москве американский сборник Fading Yellow — волновался, что его раскупят. 24 февраля должен был состояться акустический концерт Егора в Санкт-Петербурге, после которого был запланирован большой весенний тур группы, начинавшийся на юге России.
19 февраля 2008 года в Омске около 16:00 по местному времени Егор Летов скончался во сне от остановки сердца. По некоторым данным, причиной остановки сердца стала острая дыхательная недостаточность. У Егора остановилось дыхание. Похоронен Егор 21 февраля на Старо-Восточном кладбище Омска рядом с могилой своей матери. Последний свой концерт Егор и «Гражданская оборона» сыграли в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.
Известно, что Егор Летов готовил к изданию сборник раритетов «Со Скоростью Мира», куда планировал включить песни 1993—2007 годов. Это в первую очередь альтернативные версии уже известных песен, записанных во время работы над последними альбомами группы, кавер на песню БГ «Электрический Пёс», демо-записи альбома «Зачем снятся сны?», сделанные без барабанщика Павла Перетолчина. Кроме этого, в последнем интервью Егор упоминал о двух DVD, которые готовились к выпуску: электрический и акустический концерт в клубе «Апельсин» с часовым бонусом концерта в Лужниках. [править] Жизнь после смерти
7 марта 2008 года в в московском СК «Олимпийский» при аншлаге (19 тыс.) прошла премия в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина». Во время церемонии в исполнении классических музыкантов оркестра Константина Кримеца звучали известные песни российских рок-музыкантов. Премию в номинации «Легенда» Егор Летов получил посмертно. Оркестр исполнил песню «Всё идёт по плану», в это время зрители вставали со своих мест и провожали музыканта аплодисментами. Сама оркестровка вызвала неожиданный резонанс в Интернете. Ролик с репетиции оркестра стал одним из самых просматриваемых видео, связанных с группой Гражданская Оборона на портале Youtube.
31 мая 2008 года в Новосибирске прошёл концерт памяти Егора Летова, организованный в том числе и бывшим барабанщиком ГО Аркадиием Климкиным. В нём принимали участие преимущественно сибирские музыканты, которые в разное время выступали вместе с Егором. Остальные подобные акции имели мелкий локальный характер, так как директор «ГО» попросил в прессе не устраивать «пляски на костях». Летом и осенью 2008 в Новосибирске, Барнауле и Нижнем Новгороде прошла выставка коллажей и арт-объектов «Коммунизм-арт» выполненных Егором Летовым, Олегом Судаковым и Константином Рябиновым (участники проекта «Коммунизм»).
До весны 2009 года не был выпущен ни один официальный релиз Гражданской Обороны. В марте 2009 года на официальном сайте объявлена подписка на трехтомник автографов (рукописей, черновиков и беловиков песен) Егора Летова. Первый том книги вышел в сентябре. В апреле 2009го года компания «Монолит» в рамках серии «Лучшие песни» издала сборник «ГО» на двух CD. Также на лебле «Выргород» вышли переиздания всех альбомов Янки Дягилевой, подготовленные Егором Летовым ещё в 2007 году. Аы. [править] Влияние группы
Хотя ГО считается группой, повлиявшей на формирование так называемого Сибирского андерграунда (куда, помимо них, причисляются Янка, Манагер, Чёрный Лукич, Кооператив Ништяк и пр.), успех Гражданской Обороны в конце 1980-х породил огромное количество подражателей и последователей не только в Сибири, но и по всему остальному бывшему СССР. Для групп, попавших под влияние «ГО», были характерны плохо записанные и плохо звучащие инструменты и, как правило, сложная, подчас агрессивно-депрессивная лирика, в противовес более упрощённым и ориентированным на драйв стандартным панк-роковым песням. Из подражателей «ГО» иногда выходили по-настоящему талантливые группы, репутация которых по причине их собственных политических взглядов была противоречивой. Из наиболее успешных групп, на которых больше всего повлияла Гражданская Оборона, можно назвать барнаульскую группу Тёплая Трасса, ныне базирующуюся в Москве, московские группы Лисичкин Хлеб, Банда четырёх, Соломенные еноты, белорусские Красные Звёзды и Северное Сияние, а самыми известными последователями ГО на постсоветском пространстве можно считать казахстанскую группу Адаптация. Влияние Летова на российскую панк-сцену было таким, что когда он вступил в НБП, ряд групп, вроде той же «Адаптации» и «Банды четырёх» впоследствии последовали его примеру. И сейчас группы, имеющие отношение к НБП, склонны копировать звучание «ГО» образца 1980-х годов. И хотя довольно долго идут споры о положительном и отрицательном влиянии «ГО» на российскую панк- и рок-сцену, очевидно, что «ГО» в истории российской панк- и рок-музыки оставила яркий след. [править] Участники группы † Егор Летов — («Егор и Опизденевшие», «Коммунизм», «Великие Октябри», «Адольф Гитлер», «Пик Клаксон», «Враг Народа», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Христосы на паперти», «Посев», «Западъ») — вокал, гитары, бас, ударные, шумовые эффекты (1984—1986, 1987—1990 и с 1993) Константин «Кузя УО» Рябинов — («Христосы на паперти», «Виртуозы Вселенной», «Коммунизм», «Цыганята и Я с Ильича», «Егор и Опизденевшие», «Спинка мента», «Чёрный Лукич», «ПОГО»…) — гитары, бас, бэк-вокал, шумовые эффекты (1984—1986, 1988, 1989—1990, 1993—1999) Игорь «Джефф» Жевтун — («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри», «Последний Патрон», «Окраина», «Ужас в коробочек с калом») — гитара (1988—1989, 1989—1990, 1993—2000) Аркадий Климкин — («Великие Октябри», «Ассоциация Пых», «Пищевые Отходы»…) — ударные (1988—1990) Олег «Манагер» Судаков — («Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и Я с Ильича», «Родина», «Христосы на паперти», «Снежные Барсы», «Коммунизм»…) — вокал, бэк-вокал (1988) † Янка Дягилева — («Великие Октябри», «Закрытое Предприятие») — бэк-вокал (1988, 1989) † Дмитрий Селиванов — («Промышленная Архитектура», «Путти», «Димакок», «Шифер», «Калинов Мост»…) — гитара (1988) Сергей Летов — брат Егора Летова — («Три О», «Поп-механика», «Атональный синдром», «ДК», «NEW JUNGLE ORCHESTRA», «Ночной Проспект»…) — саксофон (1997—2004) Александр «Иваныч» Рожков — («Шифер», «Егор и Опизденевшие»…) Евгений «Джексон» Кокорин — («Инструкция по Выживанию», «Великие Октябри», «Чернозём», «Родина», «Последний Патрон», Кооператив Ништяк, «Чёрный Лукич», «Коба», «Мёртвый ТЫ», «Сазонова Прорва», «Центральный гастроном»…) Аркадий Кузнецов — («Инструкция по Выживанию», «Родина», «Снежные Барсы», Культурная революция, «Великие Октябри», «Коба», «Спускаемый аппарат», «Пиастры Флинта», «Вечные Ценности», «Внеземные Цивилизации», «Джек и Потрощители»…) — бас (1994) † Евгений «Махно» Пьянов — («Махно»…) — бас, гитара (1995—1999) † Олег «Бэби» Лищенко — («Адольф Гитлер», «Пик Клаксон», "Клаксон Гам"…) † Евгений «Эжен» Лищенко — («Адольф Гитлер», «Пик Клаксон»…) Валерий «Вэл» Рожков — («Флирт», «Коммунизм»…) Сергей Зеленский — («Великие Октябри», «Пищевые Отходы»…) † Евгений «Дабл» Деев — («Посев», «ПОГО»…) — бас (1988) Игорь Старовартов — («Ассоциация Пых», «The Boys») — бас (1988) Андрей «Босс» Бабенко — («Посев», «Кризисное отделение»…) — бас (1984—1985) Анна «Нюрыч» Волкова — («Егор и Опизденевшие»…) — бас, клавиши, электроскрипка (1995—1997) Александр «Призрак Оперы» Андрюшкин — («Кооператив Ништяк», «Инструкция по Выживанию», «Родина», «Летучие рыбы», «Культурная революция»…) — ударные (1994, 1999—2005) Наталья Чумакова — («Начальники партии»…) — бас, клавиши (с 1997) Александр Чеснаков — («Коллекция бабочек»…) — гитара (с 2000) Павел Перетолчин — («Nuclear Losь», «Начальники партии», «Schwimmen»…) — ударные (с 2005)
Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Quote (Artist|Milenium|)
сейчас они поют ни про что. Ты читал тексты у русских альтернативных групп? Они смыслом очень отличаются от "Гражданской обороны" или "Кино".
Понятно, сейчас все бред тянут, особенно русские группы... Я вот еще PRODIGY слушаю, только текстов не понимаю, поэтому и интересно. А Летова жаль, как и Цоя - пели они правильно, только умерли рано. Закон подлости.
Репутация: 1782
Регистрация: 08.11.2009
Город: Киров
Quote (Вождь)
Понятно, сейчас все бред тянут, особенно русские группы... Я вот еще PRODIGY слушаю, только текстов не понимаю, поэтому и интересно. А Летова жаль, как и Цоя - пели они правильно, только умерли рано. Закон подлости
Они пели не просто хорошую, они пели именно душевную музыку. Она могла задеть любого. А сейчас такое не в моде.
Репутация: 279
Регистрация: 21.10.2009
Город: Новосибирск
Quote (dozzer)
все это прочуствовали на своей шкуре,и многие в их песнях видят имменно себя
А вот скажи мне dozzer, как профессионал профессиональному любителю. Тексты - да!, панк эпатаж - качественный. Но. Сама музыка, гармонии, мелодии мне всегда казались весьма средними. Важно ли это сейчас? Времена другие, засилье попсовой мелодики. Мне показалось что рок и панк (а Летовский - особенно) нынче не воспринимаются.
Репутация: 1782
Регистрация: 08.11.2009
Город: Киров
Quote (CrewF)
Мне показалось что рок и панк (а Летовский - особенно) нынче не воспринимаются.
восприниматься-воспринимаются, но не правильно. Всех панков сейчас считают подобием "Сектора газа". Хотя это не так. И выражение "панки хой" совсем не правильное. Правильное просто "ой". Это у какой-то английской группы значило освобождение рабочего класса.
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Quote (Artist|Milenium|)
восприниматься-воспринимаются, но не правильно. Всех панков сейчас считают подобием "Сектора газа". Хотя это не так. И выражение "панки хой" совсем не правильное. Правильное просто "ой". Это у какой-то английской группы значило освобождение рабочего класса.
Кстати пионеры панк-рок были довольно сильно агитированы за социализм, поэтому было не странно услышать песни этого стиля выполненныев в стиле "рабочих" или "просоветских"
CrewF,Согласен,музыка не блестала чемто особенным,дворовой панк,просто чуть усовершенствованный,Но молодежь последнее время обращает внимание на тексты и легко запоминающиеся мотивы,да и чтоб можно было слабать на гитаре.
Репутация: 279
Регистрация: 21.10.2009
Город: Новосибирск
Quote (dozzer)
Но молодежь последнее время обращает внимание на тексты и легко запоминающиеся мотивы,да и чтоб можно было слабать на гитаре.
Всё просто оказывается. Ничего нового. Текст-протест и гармония попроще. Хотя Летов и неплохие джазовые компиляции лабал. Но позже уже. И никаких текстов. Саксофон и психоделика.
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Quote (dozzer)
CrewF,Согласен,музыка не блестала чемто особенным,дворовой панк,просто чуть усовершенствованный,Но молодежь последнее время обращает внимание на тексты и легко запоминающиеся мотивы,да и чтоб можно было слабать на гитаре
Много понтов у нашей современной молодежи.
Quote (dozzer)
Согласен но это уже совершенно другое направление,хотя их композиции в этом плане больше импровиз чем четко осмысленная композиция.
В смысле, наподобие фьюжна? Экспромт всегда ценился если он осмысленный, а не взятый у кого-либо.
Репутация: 279
Регистрация: 21.10.2009
Город: Новосибирск
Quote (Вождь)
Экспромт всегда ценился если он осмысленный, а не взятый у кого-либо.
Лучший экспромт - заранее подготовленные ходы. Звучит как шутка, но шутка лишь отчасти. Потому что главное правило - музыкальную гармонию, никто не сможет отменить, тут ты, Вождь, прав на 200%. А Летовские композиции - чистый психодел, воспоминания наркомана. Да он и забросил это быстро.
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Quote (CrewF)
Лучший экспромт - заранее подготовленные ходы. Звучит как шутка, но шутка лишь отчасти. Потому что главное правило - музыкальную гармонию, никто не сможет отменить, тут ты, Вождь, прав на 200%. А Летовские композиции - чистый психодел, воспоминания наркомана. Да он и забросил это быстро.
Однако группа несколько разменялась, менялись иногда стили (не отходя от основного) но в целом он пел о том же, о чем пели веси в 90 - он пел о жизни. О жизни с изнанки.
Репутация: 279
Регистрация: 21.10.2009
Город: Новосибирск
Quote (Вождь)
он пел о том же, о чем пели веси в 90 - он пел о жизни.
По большому счёту, все песни - песни чукчи, что вижу, то пою. А стилю своему он сильно то и не изменял. Рок, рок-протест, полу матерный текст, эпатаж, эпатаж музыкальный. Но со временем меняется мировозрение. И это не значит, что группа разменивалась. Другое время, другой возраст, другой взгляд на происходящее. Всё немного сложнее. Да, песни о жизни с изнанки. Но вопрос - долго ли можно быть на изнанке жизни? Не разменялся, поменялся. Это то, что ты назвал сменой стиля.
Репутация: 8124
Регистрация: 21.05.2009
Город: Киров
Quote (dozzer)
Просто всем хотелось яркого ШОУ,хотя конечно не всем и мне в частности.
Особенность 90-ых годов - поиск себя. Страна в разрухе и уже никто не скрывает бюрократию и коррупцию. Разин не стал исключением, поэтому "Ласковый май" у меня на особом счету. А что касается ГрОба - то с творчеством я был мало знаком, что бы в целом судить о группе.