Коллектив «Митра» и альбом «Пыльная быль» В 1986 году Александр Васильев, учась в Ленинградском Институте Авиационного Приборостроения, познакомился с Александром Морозовым (по прозвищу Моррис), играющим на бас-гитаре. Позже Васильев вспоминал: «Все произошло спонтанно: один приятель позвал меня на репетицию в группу, где играл наш нынешний басист Саша Морозов. Там мы и познакомились. Мы не пропускали ни одного рокового концерта, все это безумно заряжало, и хотелось сделать что-то в этом роде. Нам было по 16-17 лет, когда мы собрали первую группу». Именно этот музыкальный дуэт (школьно-институтскую группу), под названием «Митра», стал прообразом группы «Сплин».
Первые песни Васильева были записаны в домашних условиях, на квартире Морозова, у которого находился магнитофон «Рекорд» и микрофон. В составе коллектива «Митра» впоследствии было еще несколько человек[прим 1]. «Митра» пыталась вступить в Ленинградский рок-клуб, но не прошла прослушивание у Анатолия Гуницкого. В 1988 году, проучившись в ЛИАПе два года, Васильев ушёл служить в армию, где служил писарем в стройбате. Там он начинал писать песни, часть которых впоследствии попала на альбом «Пыльная быль». После демобилизации, в 1992 году, с помощью Олега Куваева он устроился на место монтировщика сцены в Ленинградском академическом театре комедии, а после поступил в Театральный институт, на отделение экономики. Учебу он совмещал с работой монтировщика сцены, ночного сторожа и работой на кондитерской фабрике. В 1993 года он встретился с Морозовым, и они устроились работать в театр «Буфф», где познакомились с клавишником Николаем Ростовским.
«Я знаю „Пыльную Быль“ изнутри, как этот альбом делался. К моменту начала записи мы с Саней Морозовым, можно сказать, срослись настолько, что даже выработали свой язык. Поэтому специально, хотя могли сами все наиграть, приглашали участвовать в альбоме людей, которые не знали, чем мы живем, нашего менталитета. Это делалось для того, чтобы влить „живую кровь“ и по возможности как можно дальше отойти от традиционных форм».
Александр Васильев
Музыканты зарабатывали средства на запись дебютного альбома разными способами. В поисках заработка они даже снялись в рекламе: «А случилось это так: в 1994-м году, когда денег на существование не было вообще, фирма „Союз — контракт“ предложила мне напеть рекламный ролик, на мотив „Who is developed“ Пола Маккартни. У меня не получилось, спел Стас, наш гитарист. Это была реклама „Херши-колы“» — вспоминал Васильев эту подработку. Сам альбом «Пыльная быль» был записан в звуковой студии театра «Буфф» с помощью сессионных музыкантов. Одна из песен альбома, «Под сурдинку» (стихотворение, написанное Сашей Чёрным), дала название группе:
«Как молью изъеден я сплином…
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,
Пока не наступит весна.»
27 мая 1994 года будущий состав группы собрался в ресторане, чтобы отметить окончание процесса записи альбома, где они и познакомились с гитаристом Стасом Березовским. Именно эта дата стала считаться днем рождения группы «Сплин». Впоследствии в состав группы был включен и барабанщик Николай Лысов. Альбом оказался популярным и разошёлся по Санкт-Петербургу тиражом около 10 тысяч аудиокассет, а две песни с альбома («Жертва талого льда» и «Сказка») попали в эфиры радиостанций Петербурга. Впоследствии альбом переиздавался дважды на компакт-дисках различными лейблами (1997 — Sound Product, 2002 — Мистерия звука). Первое официальное появление группы на публике произошло в том же году в рок-клубе «Засада».
1996—2005 Группа быстро набирает популярность, её песни начинают транслировать на радиостанциях, а в 1997 году группе предлагают выступить на втором рок-фестивале «Максидром». Тогда же был отыгран первый концерт во Дворце спорта «Юбилейный» (Санкт-Петербург), признанный всеми провальным. Однако следующий концерт, сыгранный в Лужниках, закончился полным фурором.
Недавно созданный лейбл «ОРТ Рекордз» заключает контракт с перспективной группой на издание четвёртого альбома, вышедшего в 1998 году под названием «Гранатовый альбом», после которого группа становится по-настоящему знаменитой. В августе того же года «Сплин» выступает на разогреве у «The Rolling Stones». В группу приходят Яник Николенко и Сергей Наветный, а продюсером «Сплина» становится Александр Пономарёв.
Солист и лидер группы продолжает экспериментировать со стилем, звучанием и текстом песен. Результатом этих экспериментов стал альбом «Альтависта», включающий в себя несколько самых неожиданных, пропитанных наркотическим и экспериментальным духом, песен Васильева. После некоторого затишья 21 марта 2001 года выходит альбом «25 кадр», после чего группа вместе с «БИ-2» и «Томас» организует совместный тур «Fellini», который прошёл по 22 городам России и зарубежья.
В 2002 году выходит двойной диск «Акустика» — запись акустического концерта, сыгранного в Театре имени Станиславского. После выхода первого сингла «Гандбол» (на котором, помимо одноимённой песни, присутствовали песня «Северо-Запад», видеоклип «Пластмассовая жизнь» и flash-ролик «спЛин feat Масяня», нарисованный Олегом Куваевым) и альбома «Новые люди» неожиданно для фанатов выходит сольный альбом Александра Васильева «Черновики», в котором были собраны песни, написанные Александром в период с 1988 по 2003 год. Появились слухи, что группа распадается, однако сам Васильев их опроверг.
18 мая 2004 года выходит второй сингл «Романс». На нём представлена заглавная песня в трёх вариантах, а также инструментальная композиция «Шаги». Кроме того, «Романс» вышел в новом формате — на трёхдюймовом компакт-диске.
17 ноября 2004 года выходит альбом «Реверсивная хроника событий», предлагающий слушателям помимо хитов («Мы сидели и курили», «Урок географии» и «Романс») неожиданные экспериментальные инструментальные треки, жёсткие рок-баллады и мягкие гитарные композиции. Через несколько месяцев после записи альбома из группы уходит барабанщик Сергей Наветный. На его место берут Алексея Мещерякова.
«Раздвоение личности» (2005—2007) 17 октября 2005 года группа приступила к записи очередного девятого номерного альбома, прерываемой гастролями по Северной Америке в Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне. 2 апреля 2006 года группа участвует в фестивале «Премия Fuzz» на большой арене Санкт-Петербургского дворца спорта «Юбилейный». К удивлению публики и музыкальных критиков, сыграны всего 4 песни, причём абсолютно новые и незнакомые большинству зрителей. На выступлении отсутствует гитарист группы Стас Березовский. Вместо него выступают два музыканта — бывший гитарист группы «Эдипов комплекс» (группа флейтиста Яна Николенко), Владимир Коляда и «боевой товарищ прошлых лет» Алексея Мещерякова, Иннокентий Агафонов. Вновь начинаются муссироваться слухи о распаде группы. Косвенным подтверждением этого стало выступление группы в московском клубе «Точка», на котором выступали два новых гитариста (Владимир Коляда и Иннокентий Агафонов). На вопрос: «Где Березовский?», Васильев вначале отшучивается: «В Лондоне», а затем сообщает, что бессменный гитарист «Сплин» «ушёл в свободное плавание». Позднее на официальном сайте появляется сообщение об уходе из группы флейтиста Яна Николенко и одного из двух новых гитаристов — Владимира Коляды. Кроме сообщения на сайте, никаких комментариев со стороны группы не поступает. Несмотря на кардинальные перемены состава, группа продолжает записывать новый альбом. В июне 2006 года из группы уходит второй новый гитарист Иннокентий Агафонов. Никаких комментариев со стороны Александра Васильева по-прежнему не поступает. На фестивале «Нашествие» группа играет вчетвером.
5 января 2007 года группа на официальном сайте объявляет о смене состава. В группу пришёл новый басист Дмитрий Кунин, в прошлом игравший в одном коллективе с барабанщиком Алексеем Мещеряковым. Из-за смены состава Вадим Сергеев вернулся к игре на электрогитаре.
7 февраля 2007 года вышел очередной альбом «Раздвоение личности». Несмотря на то, что в альбоме достаточно большое число песен — их 17, во время студийных сессий записаны для этого альбома были как минимум 19 треков. Две песни «3007» и «Ковчег» не вошли в пластинку. Песня «З007» с осени 2006 года игралась почти на каждом концерте группы, даже «открывала» некоторые концерты, и воспринималась поклонниками, как одна из «центровых» песен будущего альбома. Тем не менее, в пресс-релизе альбома, опубликованном в конце декабря 2006 года, Васильев заявил, что «„3007-й“ отлично звучит на концертах, но в записи эта песня много теряет, поэтому мы пока отложили её». Песня «Ковчег» не попадает на пластинку, так как несколько «сыровата» по мнению самих музыкантов группы.
Песня «Ковчег» стала доступна более-менее широкой аудитории лишь 6 января 2008 года, когда на волнах радиостанции «Наше радио» прозвучала программа «Рождественский концерт» — получасовой акустический мини-концерт, специально для трансляции по «Нашему Радио» записанный группой Сплин накануне Нового года в студии.
«Сигнал из космоса» (2009) 2009 год группа посвящает записи нового студийного альбома и гастролям по России и странам СНГ. Первым свидетельством о работе стало стихотворение Васильева «Катится камень», которое позже было преобразовано группой в песню. Первым синглом альбома стала песня «Больше Никакого Рок’н’Ролла». Новый альбом «Сигнал из космоса» вышел 22 сентября 2009. В альбом вошли новые песни, сочиненные за предыдущие два с половиной года. При этом записан он был всего за 10 дней, еще 10 дней потребовалось на его сведение. Пластинка была записана на известной питерской студии «Добролет», где звукорежиссером выступил А. Алякринский. Первоначально, по предложению группы «Аквариум», альбом сводился в Лондоне на Livingston Studios. Однако после начала работы музыканты решили, что звучание сведенных песен их не устраивает, и перенесли сведение в Санкт-Петербург.
Все песни были записаны штатным составом группы, однако, в альбом ещё вошло соло на трубе участника группы «Spitfire» Романа Парыгина. Также в записи участвовали перкуссионст «Markscheider Kunst» Кирилл Ипатов, девичий струнный квартет и детский хор, исполнивший свою партию в песне «Вниз головой»
А. Васильев так высказался о выборе названия для альбома:
Всё крутилось вокруг темы космоса, это главная тема всех песен. Были разные названия – символы невесомости, они были близкими, но не совсем подходящими. А хотелось название, близкое к названию детской книжки, чтобы детям было интересно, потому что если детям это будет интересно, то и взрослые потянутся.